Организация научно-исследовательской деятельности студентов СПО как способ становления конкурентоспособного специалиста
Представлена модель организации нучно-исследовательской деятельности студентов СПО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_nir.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация научно-исследовательской деятельности студентов СПО как способ становления конкурентоспособного специалиста
Гомзякова Галина Анатольевна,
преподаватель ГБОУ СПО «Кунгурский сельскохозяйственный колледж»
Концепцией модернизации российского образования определена цель профессионального образования - подготовка квалифицированного, компетентного, ответственного работника, готового к профессиональному самосовершенствованию, способного к эффективной работе, конкурентоспособного на рынке труда.
Современные требования к специалистам обуславливают особую важность воспитания у студентов стойкого познавательного интереса, развития аналитического и творческого мышления, являющихся неотъемлемыми характеристиками гармонически и всесторонне развитой личности. Учитывая это, в ГБОУ СПО «Кунгурский сельскохозяйственный колледж» одним из направлений в образовательном процессе является создание условий для формирования у студентов личностных качеств, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда, а также развитие творческой личности, умеющей адаптироваться в современных условиях. Средством достижения поставленной цели является научно-исследовательская деятельность студентов.
Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) – это комплекс мероприятий учебного, научного, управленческого и организационно-методического характера, направленный на повышение уровня подготовки специалистов на основе привития студентам навыков научных исследований применительно к избранной специальности (направлению подготовки). Научно-исследовательская работа студентов организуется и проводится как в учебное, так и во внеучебное время.
НИРС включает в себя следующие формы:
- учебно-исследовательскую работу, проводимую в учебное время (далее - УИРС), т.е., встроенную в учебный процесс;
- научно-исследовательскую работу студентов, организационно-массовые мероприятия, стимулирующие развитие НИРС (выполняемые во внеучебное время, и дополняющие учебный процесс).
Целью учебно-исследовательской работы студентов (УИРС) является их практическое ознакомление со всеми этапами научно-исследовательской работы, которая является неотъемлемой составной частью подготовки высококвалифицированных специалистов, имеющих навыки самостоятельной исследовательской работы. Основными задачами УИРС являются:
- - формирование у студентов навыков самостоятельной теоретической и экспериментальной работы;
- - ознакомление студентов с современными методами научного исследования, техникой эксперимента, реальными условиями работы в производственном коллективах, техникой безопасности.
Учебно-исследовательская работа студентов начинается с первого курса и ведется на протяжении всего периода обучения студентов в колледже. В учебное время учебно-исследовательская работа проводится, как правило, в виде выполнения курсовых работ или проектов, выпускных квалификационных работ, других видов учебных занятий, имеющих исследовательский характер. Сначала студентов знакомят с основами и элементами научных исследований, развивают навыки самостоятельной работы по углубленному изучению фундаментальных наук, стимулируя интерес к избранной специальности. На этом этапе студенты готовят научные сообщения и рефераты. Затем студенты включаются непосредственно в исследовательскую работу. Им поручаются конкретные теоретические или экспериментальные разработки. Как правило, эти исследования ведутся при выполнении практических, лабораторных, курсовых или дипломных работ, а также при прохождении производственной практики.
В процессе выполнения УИРС студенты должны научиться применять теоретические знания на практике, работать с научной литературой, составлять рефераты и обзоры, решать отдельные теоретические задачи, самостоятельно подготавливать и проводить эксперименты, пользоваться оборудованием, докладывать результаты своих трудов и трудов других авторов. Успех учебно-исследовательских работ студентов определяется их актуальностью и глубиной исследований.
Во внеучебное время научно-исследовательская работа организуется индивидуально или путем участия студентов в работе кружков, семинаров, конкурсах, олимпиадах, научно-практической конференции.
Кружковая форма НИРС чаще всего используется при работе со студентами младших курсов. Руководителями выступают преподаватели колледжа и заведующие кабинетами. Кружок может объединять как членов группы, курса, так и специальности. Кружок является самым первым шагом в НИРС, и цели перед его участниками ставятся несложные. Чаще всего, это подготовка докладов и рефератов, которые потом заслушиваются на заседаниях кружка, семинарах. Лучшие работы студентов рекомендуются на студенческие научно-практические конференции, конкурсы, выставки.
На ежегодных научно-практических конференциях исследовательских работ студентов (в колледже и краевых) молодые исследователи получают возможность выступить со своей работой перед широкой аудиторией. Это заставляет студентов более тщательно прорабатывать будущее выступление, оттачивает его ораторские способности. Кроме того, каждый может сравнить, как его работа выглядит на общем уровне и сделать соответствующие выводы. Это является очень полезным результатом, так как на раннем этапе многие студенты считают собственные суждения непогрешимыми, а свою работу - самой глубокой и самой ценной в научном плане. Слушая доклады других студентов, каждый не может не заметить недостатков своей работы, если таковые имеются, а так же выделить для себя свои сильные стороны. Кроме того, из вопросов и выступлений каждый докладчик может почерпнуть оригинальные идеи, о развитии которых в рамках выбранной им темы он даже не задумывался. Включается своеобразный механизм, когда одна мысль порождает несколько новых. Научно-практические конференции, уже исходя из самого названия, включают в себя не только и не столько теоретические научные доклады, сколько обсуждение путей решения практических задач.
Таким образом, НИРС является одной из форм учебного процесса, в которой наиболее удачно сочетаются обучение и практика. В рамках научной работы студент сначала приобретает первые навыки исследовательской работы, затем начинает воплощать приобретённые теоретические знания в исследованиях, так или иначе связанных с практикой. Многообразие форм НИРС даёт возможность каждому студенту колледжа найти занятие по душе, и участие в ней необходимо для наиболее гармоничного и глубокого образования.
Литература:
Орлова С.Н. Развитие творческого мышления в процессе когнитивной деятельности. Красноярск: 2001.