Темиатическое планирование курса химии для системы СПО
- Область применения программы
Учебная программа дисциплины «Химия» предназначена для изучения химии в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих.
Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) химия в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Химия» входит в общеобразовательный цикл, является дисциплиной естественно-математического цикла и направлена на формирование у студентов естественно-научного мировоззрения.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатурам;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений; характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;
- характеризовать: s-, p-, d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);
- объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в Периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ, получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
- проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
- осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
- оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-оснóвные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, основные типы реакций в неорганической и органической химии;
- основные законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева, закон Гесса, закон Авогадро;
- основные теории химии; строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических и неорганических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;
- классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;
- природные источники углеводородов и способы их переработки;
- вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 171 час, в том числе обязательной нагрузки обучающегося 114 часов; самостоятельной работы обучающегося 57 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_kursa_khimii.doc | 168.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по учебной дисциплине «Химия»
№ п/п | Наименование названия раздела, темы и темы урока | Кол-во часов |
1 | 2 | 3 |
1 курс | ||
Введение | 1 | |
1 | Научные методы познания веществ и химических явлений | 1 |
Раздел 1 Органическая химия | 58 | |
Тема 1.1.Предмет органической химии. Теория строения органических соединений | 8 | |
2 | Предмет органической химии | 1 |
3 | Теория химического строения А.М.Бутлерова | 1 |
4 | Строение атома углерода | |
5 | Классификация органических соединений. Лабораторная работа №1 «Изготовление моделей молекул – представителей различных классов органических соединений» | 1 |
6 | Основы номенклатуры органических веществ | 1 |
7 | Типы химических связей в органических соединениях и способы их разрыва | 1 |
8 | Классификация реакций в органической химии | 1 |
9 | Современные представления о строении органических веществ | 1 |
Тема 1.2. Предельные углеводороды | 6 | |
10 | Гомологический ряд алканов | 1 |
11 | Химические свойства алканов | 1 |
12 | Применение и способы получения алканов | 1 |
13 | Циклоалканы | 1 |
14 | ТБ. Практическая работа №1 «Получение метана и изучение его свойств: горение, отношение к бромной воде и раствору перманганата калия» | 1 |
15 | Повторительно-обобщающий урок по теме | 1 |
Тема 1.3. Этиленовые и диеновые углеводороды | 4 | |
16 | Гомологический ряд алкенов | 1 |
17 | Химические свойства алкенов | 1 |
18 | Применение и способы получения алкенов. ТБ. Практическая работа№2. Получение этилена дегидратацией этилового спирта. Взаимодействие этилена с бромной водой, раствором перманганата калия. | 1 |
19 | Алкадиены | 1 |
Тема 1.4. Ацетиленовые углеводороды | 3 | |
20 | Гомологический ряд алкинов | 1 |
21 | Химические свойства и применение алкинов | 1 |
22 | Получение алкинов | 1 |
Тема 1.5. Ароматические углеводороды | 3 | |
23 | Гомологический ряд аренов | 1 |
24 | Химические свойства аренов | 1 |
25 | Применение и получение аренов | 1 |
Тема 1.6. Природные источники углеводородов | 2 | |
26 | Нефть | 1 |
27 | Природный и попутный нефтяной газ | 1 |
28 | Контрольная работа №1 по теме «Углеводороды» | 1 |
Тема 1.7. Гидроксильные соединения | 5 | |
29 | Строение и классификация спиртов | 1 |
30 | Химические свойства алканолов | 1 |
31 | Отдельные представители алканолов | 1 |
32 | Многоатомные спирты | 1 |
33 | Фенол | 1 |
Тема 1.8. Альдегиды и кетоны | 3 | |
34 | Гомологические ряды альдегидов и кетонов | 1 |
35 | Химические свойства альдегидов и кетонов | 1 |
36 | ТБ. Практическая работа №3 «Изучение восстановительных свойств альдегидов: реакция «серебряного зеркала», восстановление гидроксида меди(II)» | 1 |
Тема 1.9. Карбоновые кислоты | 6 | |
37 | Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот | 1 |
38 | Химические свойства карбоновых кислот | 1 |
39 | Сложные эфиры | 1 |
40 | Жиры | 1 |
41 | Соли карбоновых кислот | 1 |
42 | ТБ. Практическая работа №4. «Растворимость различных карбоновых кислот в воде. Взаимодействие уксусной кислоты с металлами». | 1 |
43 | Контрольная работа №2 | 1 |
Тема 1.10. Углеводы | 5 | |
44 | Понятие об углеводах | 1 |
45 | Моносахариды | 1 |
46 | Полисахариды | 1 |
47 | ТБ. Практическая работа №5 «Реакция «серебряного зеркала» глюкозы. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) при различных температурах№ | 1 |
48 | ТБ. Практическая работа №6 «. Действие аммиачного раствора оксида серебра на сахарозу. Обнаружение лактозы в молоке. Действие иода на крахмал» | 1 |
Тема 1.11. Амины, аминокислоты, белки | 6 | |
49 | Классификация и изомерия аминов | 1 |
50 | Химические свойства аминов | 1 |
51 | Строение и номенклатура аминокислот | 1 |
52 | Химические свойства аминокислот | 1 |
53 | Строение белков | 1 |
54 | Химические свойства и функции белков | 1 |
Тема 1.12. Азотосодержащие органические соединения. Нуклеиновые кислоты | 2 | |
55 | Нуклеиновые кислоты, их строение | 1 |
56 | Биологические свойства нуклеиновых кислот | 1 |
Тема 1.13. Органические полимеры | 1 | |
57 | Органические полимеры | 1 |
58 | Контрольная работа по курсу органической химии | 1 |
59 | Анализ результатов | 1 |
ВСЕГО: | 59 |
1 | 2 | 3 |
2 курс | ||
Раздел 2. Общая и неорганическая химия | 55 | |
Тема 2.1. Химия – наука о веществах | 2 | |
1 | Основные понятия химии | 1 |
2 | Основные законы химии | 1 |
Тема 2.2. Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева | 8 | |
3 | Строение атома | 1 |
4 | Строение электронных оболчек атомов | 1 |
5 | Понятие об орбиталях. s-, р- и d-Орбитали. | 1 |
6 | Периодический закон Д.И.Менделеева | 1 |
7 | Периодическая система химических элементов | 1 |
8 | Современная формулировка периодического закона | 1 |
9-10 | Радиоактивность. Использование радиоактивных изотопов в технических целях | 2 |
Тема 2.3. Строение вещества | 6 | |
11 | Ионная химическая связь | 1 |
12 | Ковалентная химическая связь | 1 |
13 | Металлическая связь | 1 |
14 | Агрегатное состояние веществ и водородная связь | 1 |
15 | Чистые вещества и смеси | 1 |
16 | Повторительно-обобщающий урок по теме. Зачет | 1 |
Тема 2.4. Дисперсные системы | 2 | |
17 | Дисперсные системы | 1 |
18 | Лабораторная работа №1 «Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии моторного масла. Ознакомление со свойствами дисперсных систем». | 1 |
Тема 2.5. Растворы | 6 | |
19 | Растворы. Растворение | 1 |
20 | Решение задач на нахождение массовой доли растворенного вещества | 1 |
21 | Теория электролитической диссоциации | 1 |
22 | Кислоты, основания и соли как электролиты | 1 |
23 | ТБ. Практическая работа№1 «Приготовление раствора заданной концентрации». | |
24 | Повторительно –обобщающий урок по теме «Растворы» | 1 |
25 | Контрольная работа №1 | 1 |
26 | Анализ результатов | 1 |
Тема 2.6. Основные классы неорганических соединений и их свойства | 6 | |
27 | Кислоты и их свойства | 1 |
28 | Основания и их свойства | 1 |
29 | Соли и их свойства | 1 |
30 | Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений | 1 |
31 | Лабораторная работа №2 « Свойства кислот и щелочей» | 1 |
32 | Лабораторная работа №3 «Свойства солей» | 1 |
Тема 2.7. Химические реакции | 12 | |
33-34 | Классификация химических реакций | 2 |
35-36 | Окислительно-восстановительные реакции | 2 |
37-38 | Скорость химических реакций | 2 |
39-40 | Обратимость химических реакций | 2 |
41 | Реакции ионного обмена | 1 |
42 | Лабораторная работа №4 «Реакции ионного обмена» | 1 |
43 | Контрольная работа №2 | 1 |
44 | Анализ результатов | 1 |
Тема 2.8. Металлы и неметаллы | 8 | |
45-46 | Строение и физические свойства металлов | 2 |
47-48 | Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов | 2 |
49 | Общие способы получения металлов | 1 |
50 | Неметаллы | 1 |
51-52 | ТБ. Практическая работа №2 «Решение экспериментальных задач» | 2 |
Тема 2.9. Химия и экология | 1 | |
53 | Химия и экология | 1 |
54 | Итоговая контрольная работа (№3) | 1 |
55 | Анализ результатов | 1 |
ВСЕГО: | 55 | |
ИТОГО: | 114 | |