Темиатическое планирование курса химии для системы СПО

Бардонова Инна Юрьевна
  1. Область применения программы

Учебная программа  дисциплины «Химия» предназначена для изучения химии в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих.

Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) химия в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Химия» входит в общеобразовательный цикл, является дисциплиной естественно-математического цикла и направлена на формирование у студентов естественно-научного мировоззрения.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатурам;
  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений; характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;
  • характеризовать: s-, p-, d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);
  • объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в Периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ, получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
  • проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
  • осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;
  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  • распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
  • оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;

критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

 

 

  • роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;
  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-оснóвные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, основные типы реакций в неорганической и органической химии;
  • основные законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева, закон Гесса, закон Авогадро;
  • основные теории химии; строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических и неорганических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;
  • классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;
  • природные источники углеводородов и способы их переработки;
  • вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 171 час, в том числе обязательной нагрузки обучающегося 114 часов; самостоятельной работы обучающегося 57 часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskoe_planirovanie_kursa_khimii.doc168.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по учебной дисциплине «Химия»

№ п/п

Наименование названия раздела, темы и темы урока

Кол-во часов

1

2

3

1 курс

Введение

1

1

Научные методы познания веществ и химических явлений

1

Раздел 1 Органическая химия

58

Тема 1.1.Предмет органической химии. Теория строения органических соединений

8

2

Предмет органической химии

1

3

Теория химического строения А.М.Бутлерова

1

4

Строение атома углерода

5

Классификация органических соединений. Лабораторная работа №1 «Изготовление моделей молекул – представителей различных классов органических соединений»

1

6

Основы номенклатуры органических веществ

1

7

Типы химических связей в органических соединениях и способы их разрыва

1

8

Классификация реакций в органической химии

1

9

Современные представления о строении органических веществ

1

Тема 1.2. Предельные углеводороды

6

10

Гомологический ряд алканов

1

11

Химические свойства алканов

1

12

Применение и способы получения алканов

1

13

Циклоалканы

1

14

 ТБ. Практическая работа №1 «Получение метана и изучение его свойств: горение, отношение к бромной воде и раствору перманганата калия»

1

15

Повторительно-обобщающий урок по теме

1

Тема 1.3. Этиленовые и диеновые углеводороды

4

16

Гомологический ряд алкенов

1

17

Химические свойства алкенов

1

18

Применение и способы получения алкенов. ТБ. Практическая работа№2. Получение этилена дегидратацией этилового спирта. Взаимодействие этилена с бромной водой, раствором перманганата калия.

1

19

Алкадиены

1

Тема 1.4. Ацетиленовые углеводороды

3

20

Гомологический ряд алкинов

1

21

Химические свойства и применение алкинов

1

22

Получение алкинов

1

Тема 1.5. Ароматические углеводороды

3

23

Гомологический ряд аренов

1

24

Химические свойства аренов

1

25

Применение и получение аренов

1

Тема 1.6. Природные источники углеводородов

2

26

Нефть

1

27

Природный и попутный нефтяной газ

1

28

Контрольная работа №1 по теме «Углеводороды»

1

Тема 1.7. Гидроксильные соединения

5

29

Строение и классификация спиртов

1

30

Химические свойства алканолов

1

31

Отдельные представители алканолов

1

32

Многоатомные спирты

1

33

Фенол

1

Тема 1.8. Альдегиды и кетоны

3

34

Гомологические ряды альдегидов и кетонов

1

35

Химические свойства альдегидов и кетонов

1

36

ТБ. Практическая работа №3 «Изучение восстановительных свойств альдегидов: реакция «серебряного зеркала», восстановление гидроксида меди(II)»

1

Тема 1.9. Карбоновые кислоты

6

37

Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот

1

38

Химические свойства карбоновых кислот

1

39

Сложные эфиры

1

40

Жиры

1

41

Соли карбоновых кислот

1

42

ТБ. Практическая работа №4. «Растворимость различных карбоновых кислот в воде. Взаимодействие уксусной кислоты с металлами».

1

43

Контрольная работа №2

1

Тема 1.10. Углеводы

5

44

Понятие об углеводах

1

45

Моносахариды

1

46

Полисахариды

1

47

ТБ. Практическая работа №5 «Реакция «серебряного зеркала» глюкозы. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) при различных температурах№

1

48

ТБ. Практическая работа №6 «. Действие аммиачного раствора оксида серебра на сахарозу. Обнаружение лактозы в молоке. Действие иода на крахмал»

1

Тема 1.11. Амины, аминокислоты, белки

6

49

Классификация и изомерия аминов

1

50

Химические свойства аминов

1

51

Строение и номенклатура аминокислот

1

52

Химические свойства аминокислот

1

53

Строение белков

1

54

Химические свойства и функции белков

1

Тема 1.12. Азотосодержащие органические соединения. Нуклеиновые кислоты

2

55

Нуклеиновые кислоты, их строение

1

56

Биологические свойства нуклеиновых кислот

1

Тема 1.13. Органические полимеры

1

57

Органические полимеры

1

58

Контрольная работа по курсу органической химии

1

59

Анализ результатов

1

ВСЕГО:

59

1

2

3

2 курс

Раздел 2. Общая и неорганическая химия

55

Тема 2.1. Химия – наука о веществах

2

1

Основные понятия химии

1

2

Основные законы химии

1

Тема 2.2. Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

8

3

Строение атома

1

4

Строение электронных оболчек атомов

1

5

Понятие об орбиталях. s-, р- и d-Орбитали.

1

6

Периодический закон Д.И.Менделеева

1

7

Периодическая система химических элементов

1

8

Современная формулировка периодического закона

1

9-10

Радиоактивность. Использование радиоактивных изотопов в технических целях

2

Тема 2.3. Строение вещества

6

11

Ионная химическая связь

1

12

Ковалентная химическая связь

1

13

Металлическая связь

1

14

Агрегатное состояние веществ и водородная связь

1

15

Чистые вещества и смеси

1

16

Повторительно-обобщающий урок по теме. Зачет

1

Тема 2.4. Дисперсные системы

2

17

Дисперсные системы

1

18

Лабораторная работа №1 «Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии моторного масла. Ознакомление со свойствами дисперсных систем».

1

Тема 2.5. Растворы

6

19

Растворы. Растворение

1

20

Решение задач на нахождение массовой доли растворенного вещества

1

21

Теория электролитической диссоциации

1

22

Кислоты, основания и соли как электролиты

1

23

ТБ. Практическая работа№1 «Приготовление раствора заданной концентрации».

24

Повторительно –обобщающий урок по теме «Растворы»

1

25

Контрольная работа №1

1

26

Анализ результатов

1

Тема 2.6. Основные классы неорганических соединений и их свойства

6

27

Кислоты и их свойства

1

28

Основания и их свойства

1

29

Соли и их свойства

1

30

Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений

1

31

Лабораторная работа №2 « Свойства кислот и щелочей»

1

32

Лабораторная работа №3 «Свойства солей»

1

Тема 2.7. Химические реакции

12

33-34

Классификация химических реакций

2

35-36

Окислительно-восстановительные реакции

2

37-38

Скорость химических реакций

2

39-40

Обратимость химических реакций

2

41

Реакции ионного обмена

1

42

Лабораторная работа №4 «Реакции ионного обмена»

1

43

Контрольная работа №2

1

44

Анализ результатов

1

Тема 2.8. Металлы и неметаллы

8

45-46

Строение и физические свойства металлов

2

47-48

Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов

2

49

Общие способы получения металлов

1

50

Неметаллы

1

51-52

ТБ. Практическая работа №2 «Решение экспериментальных задач»

2

Тема 2.9. Химия и экология

1

53

Химия и экология

1

54

Итоговая контрольная работа (№3)

1

55

Анализ результатов

1

ВСЕГО:

55

ИТОГО:

114