Организация жизни детей в классе

Козлова Александра Дмитриевна

Система самоуправления детей в классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_samoupravleniy.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  № 104 ФИЛИАЛ

«Организация жизни детей в классе. Система самоуправления»

Доклад подготовила

учитель начальных классов

Козлова А.Д.

2012г.

             Как хочется научить каждого ребёнка быть самостоятельным, ответственным, имеющим своё мнение и в то же время уважающим мнение другого человека. Чтобы добиться этого, стараюсь довести до сознания детей, что общий успех, общая радость зависят от личного участия каждого во всём, чем живёт он сам, его товарищ и класс в целом.

             Ученики начальных классов очень любят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. Детский коллектив - это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность другого.

            С этой целью ввожу в классе самоуправление. В процессе самоуправления у детей воспитывается чувство коллективизма, ответственности друг за друга. Учащиеся сообща думают, как сделать свой класс более красивым, как добиться, чтобы все ребята были аккуратными и трудолюбивыми, как организовать жизнь в классе, чтобы она была весёлой и интересной. При самоуправлении школьники  выступают в качестве хозяев класса, организаторов своего совместного быта.

            В первом и во втором классах использовалась простейшая форма самоуправления - это дежурство. Я разъясняла детям обязанности дежурных по классу, а они довольно разнообразны. Дежурные обеспечивают порядок в классе во время перемен, следят за чистотой парт, доски, готовят класс к урокам труда и рисования, раздают школьникам тетради, ухаживают за комнатными растениями. Это конечно  всё  хорошо. Но дети взрослеют и такого вида деятельности им уже недостаточно. Хочется чего-то нового, интересного.

            Таким новым стало деление класса на  микрогруппы. В третьем классе на одном из классных часов даём нашему коллективу общее название - Город радости.   И живут в этом Городе дружные семейки. Сначала мы выбрали Губернатора нашего города, т.е. командира, тайным голосованием. Это внесло небольшую интригу и неподдельный интерес: кого же в классе уважают и любят больше других. Счётная комиссия из лучших математиков провела подсчёт голосов и нашим Губернатором стал Алёша.

- А теперь мы разделимся на семейки.

            - Давайте обсудим, каким должен быть  глава семейства.

            - Добрым! Справедливым! Должен уметь дружить! Весёлым! Умным!

            - А кто из класса обладает такими качествами?

            - Алёша, Оля, Даниил, Лиля, Кристина.

Решаем сформировать пять семеек. А названные ребята - наши главы семеек.

            - Сейчас каждый старший по семейке будет выбирать к себе в семейку «родственника», друга. Причём, если глава семейки мальчик, он будет выбирать девочку, глава-девочка - мальчика.

            И вот в семейках уже по два человека. Теперь каждого нового братика или сестрёнку будут выбирать вместе, совещаясь: мальчика, девочку...

            Семейки сформированы. Все садятся по своим  микрогруппам.

            - А теперь посмотрите на наш класс. Какой он чистый, красивый. Что нужно делать, чтобы он всегда был таким?

            - Убирать, подметать, вытирать пыль.

            Решаем, что удобнее это делать всей семейкой. Я рассказываю, какие могут быть поручения, а ребята выбирают, что подходит для нашего класса. Потом я быстро  пишу названия поручений на листочках, а старшие по семейкам тянут жребий. Напоминаю, что поручения через неделю будут меняться - значит, каждая семейка  каждую неделю будет выполнять новое поручение.

            Теперь каждой семейке нужно подобрать название в зависимости от выполняемого поручения. Ребята долго совещались и, наконец, названия найдены: «Друзья Золушки», «Друзья Знайки», «Друзья Бременских музыкантов», «Друзья Ильи Муромца», «Друзья Дяди Стёпы-милиционера». У каждой группы свои задачи: «Друзья Знайки» следят за подготовкой  к  уроку и помогают учителю в проверке дневников; «Друзья Бременских музыкантов» проводят опросы, анкетирование среди одноклассников, каждое утро готовят новости  и отвечают за проведение внеклассных мероприятий, тему и форму которых готовят тоже сами; «Друзья Золушки» следят за внешним видом одноклассников, за порядком и чистотой класса; «Друзья Ильи Муромца» проводят по утрам зарядку, физкультминутки на уроках и подвижные игры в перемены и на прогулке; «Друзья Дяди Стёпы - милиционера» отвечают за дисциплину и правопорядок в классе.

            Старшие в семейках меняются редко. Определились интересы детей. Но нет ни командиров, ни подчинённых, дети прислушиваются друг к другу. Они начинают понимать, что успех дела зависит от каждого из них, хотя старшим, конечно, быть сложнее и ему нужно всячески помогать. Он полностью отвечает за выполнение всех дел  детьми его семейки. Я же постоянно подключаюсь к обучению старших, как правильно организовать работу в семейке. Иногда включаюсь в какую-то семейку на один день. Я как бы выполняю поручение старшего и в то же время показываю детям образец выполнения какого-либо дела, выход из трудной (конфликтной ситуации).

            Перемена коротка, нужно успеть и отдохнуть, и выполнить часть поручения.

Большая работа у «Друзей Знайки». Они делятся на три группы (по количеству рядов), и каждая группа следит за выполнением правил подготовки к уроку в своём ряду. Чтобы дать консультацию, нужно самому хорошо знать материал. Перед уроками эта группа детей ещё раз консультируется у учителя. Так идёт общение детей на перемене, и это одновременно является разгрузкой от напряжённого труда на уроке. «Друзья Бременских музыкантов» организуют для желающих игры.

            В конце каждой недели подводим итоги. При подведении итогов учитывается качество выполнения задания, активность членов семейки и дисциплина. Семейка, которая по итогам недели вышла на первое место на лестнице соревнования поднимается на ступеньку вверх и выбирает, чем они будут заниматься на следующей неделе. Последней же достаётся то, что осталось и они спускаются на ступеньку вниз. Такая форма работы активизирует ребят, вносит в работу элемент соревнования.

            Совместными усилиями был создан классный уголок и приняты законы жизни в классе: 

 ЗАКОН  ДОБРОТЫ

Доброта - это сила.

Не бойся быть сильным.

Дари людям добро.

 

ЗАКОН  ЛЮБВИ

               Люби своих родителей,

               друзей и всё то,

               что тебя окружает.

 ЗАКОН  ТРУДОЛЮБИЯ

Труд сделал из обезьяны   человека.

            Трудись, чтобы не    вернуться назад! 

ЗАКОН  ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплинированному человеку не страшны трудности и препятствия.

 

ЗАКОН  УВАЖЕНИЯ

Уважай людей, и тогда люди будут уважать тебя.

 ЗАКОН  ДРУЖБЫ

   В жизни происходят события, которые тяжело пережить одному.

Тогда на помощь приходит друг.

 ЗАКОН  ХРАБРОСТИ

    Будь храбрым и не бойся препятствий.

 ЗАКОН МИЛОСЕРДИЯ

            Рядом с тобой может оказаться человек, которому нужна помощь.

               ПОМОГИ!!!

            В классном уголке находится стенд «Волшебное зеркало». На нём находятся фотографии учеников класса, к каждой фотографии прикреплён красивый кармашек. Каждый ученик украшает кармашек так, как ему хочется. В каждый кармашек учитель и одноклассники кладут свои пожелания, просьбы и вопросы ученикам. Сам ученик тоже иногда кладёт в свой кармашек вопрос учителю, который он не может задать вслух. Такая форма работы позволяет учить детей смотреть на себя глазами других ребят и делает их ответственнее и увереннее.

            На протяжении трёх лет обучения в начальной школе мы с детьми вырабатываем традиции жизни в классе, которые я надеюсь, пригодятся им и в старших классах.  Цель наших традиций - способствовать преодолению одиночества и беззащитности учащихся, воспитывать умение быть Человеком. Такими традициями у нас стали:

            - помощь и поддержка тех ребят, которые часто болеют;

            - поздравление учащихся класса с днём рождения;

            -посещение детской библиотеки, художественной галереи, краеведческого музея;

            -сезонные экскурсии в лес;

            -праздники для мам и пап;

            -написание «тёплых писем» друг другу;

            -ежечетветвертная генеральная уборка класса;

            - ежемесячное поощрение лучших в учёбе, лучших по поведению и самых активных  учеников.

Так постепенно дети научились обслуживать себя. Класс полностью перешёл на самоуправление. Реализуя свою потребность быть личностью, дети показали себя в конкретной деятельности, благодаря которой раскрывались их способности, развивались наклонности каждого. Жизнь коллектива класса стала осознанной, интересной, значимой.

            Дети проживают в школе огромную часть своей жизни. Радости и горести каждого ученика переживаются совместно. От того как дети проживают каждый день своей жизни, какие эмоциональные впечатления остаются у них от каждого прожитого дня, зависит результат их дальнейшего продвижения вперёд по жизни. Надеюсь, что наша совместная деятельность помогла моим ребятам выработать своё «я», что проявляется в отношении к себе, товарищам, жизни, природе. А главное -  у каждого ребёнка появилось чувство собственного достоинства.