Социальная адаптация ребенка в группе сверстников. Развитие двигательной, речевой и познавательной сфер.
Основная цель нашей программы, социальная адаптация ребенка с нарушениями в развитии, путем активизации его сенсомотроного развития. Программа содействует повышению речевой и познавательной активности детей, повышению продуктивности протекания психических процессов, а также развитию нервной системы и организма ребенка в целом.
Задачи:
улучшение процессов активации, энергоснабжения и статокинетического баланса психических процессов;
повышение эффективности сенсомоторного взаимодействия с внешним миром;
развитие координации крупных движений и умения владеть своим телом, совершенствование двигательных умений и навыков;
развитие мелкой моторики;
развитие произвольной регуляции поведения, преодоление негативных качеств формирующегося характера, формирование способности к волевым усилиям;
создание условий для получения ребенком положительного опыта взаимодействия с детьми, повышение адаптационных возможностей детской психики;
формирование, расширение и обогащение зоны ближайшего развития ребёнка в процессе игровой, коммуникативной и речевой активности, а так же познавательной сферы и представлений об окружающем;
улучшение социальной адаптации, преодоление трудностей в общении (в процессе группового взаимодействия со сверстниками и взрослыми)
Программа разработана для детей младшего и среднего дошкольного возраста от 3 до 5 лет (мальчики и девочки), с разницей в возрасте не более одного года и реализуется в форме
игровых сеансов. При комлектовании группы используется принцип интеграции детей с нарушениями в развитии в среду нормальноразвивающихся сверстников. Например, в одну группу с
детьми, имеющими психосоматические расстройства, могут войти дети с расстройствами аутистического спектра, синдромом Дауна, неврозами, патологическими привычками,
гиперактивностью и расстройством внимания и задержкой психического и речевого развития, а также имеющие сочетанную патологию. Также в группу может входить один ребенок с
гиперактивностью. Количество детей с сочетанными (сложными) нарушениями - не более чем 2 – 3 ребёнка в группе, при этом в помощь специалистам присоединяется социальный
педагог.
Предполагается формирование группы из 6-8 детей в зависимости от особенностей детей и тяжести нарушений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_adaptatsiya.doc | 855 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Исток»
Утверждена решением научно-методического
Совета Центра «Исток»
Протокол №________от_________2012г.
Директор__________М.В.Гущинская
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Социальная адаптация ребенка в группе сверстников. Развитие двигательной, речевой и познавательной сфер.
Педагог-психолог – Белоглазова Мария Александровна
Учитель-логопед – Сергеева Елена Владимировна
Программа соответствует требованиям письма Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003г. № 28-02-484/16 "Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей"
Москва 2012
Содержание
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Актуальность программы
1.2. Введение
1.3. Цель и задачи программы
1.4. Отличительные особенности программы
1.5. Особенности группы детей
1.6. Режим занятий
1.7. Прогнозируемые результаты и способы их проверки
II. Учебно-тематический план
III. Содержание программы
3.1.Структура занятия
3.2. Основные этапы программы
IV. Методическое обеспечение программы
4.1. Основные методы организации коррекционно-развивающего процесса
4.2. Материально-технические условия
4.3. Дополнительное оборудование и материалы
Список ЛИТЕРАТУРЫ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Актуальность программы
За последние десять лет выявилась неблагоприятная тенденция показателей здоровья детей, посещающих образовательные учреждения. Число детей с патологией увеличилось в 2 раза (с 11,8 до 21,3-26,9%), а число детей не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось в 3 раза (до 5-6%). По данным Центра здоровья РАМН, около 85% детей имеют отклонения в состоянии здоровья — от легкой степени выраженности до тяжелой патологии. Среди хронической патологии преобладают болезни органов дыхания, костно-мышечной и пищеварительной систем. У каждого пятого ребенка регистрируется дефицит массы тела. Почти треть дошкольников имеют неблагоприятные реакции сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку.
Как правило родители обращают внимание то что ребенок отличается от сверстников, когда малышу исполняется 3-4 года, тогда же они впервые и попадают на прием к психологу, логопеду, врачу. Родителей как правило беспокоит задержка речевого развития, коммуникативные проблемы у ребенка, трудности социальной адаптации. Как правило за этими жалобами стоят более глубокие проблемы, не всегда осознаваемые родителямии проблемы, такие как неправильное функционирование различных отделов головного мозга и, как следствие, нарушение в работе сенсорных систем, трудности интеграции.
1.2. Введение
Роль двигателя в развитии центральной нервной системы и всех психических процессов, в частности речи, играют формирование и совершенствование крупной и мелкой моторики, а также развитие всех сенсорных систем. Для детей 3–4 года жизни основным видом деятельности является игра. По определению отечественных психологов JI. С. Выготского и Д. Б. Эльконина, игра есть ведущая деятельность в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения. Подвижная игра представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движений (А. В. Запорожец). Многие исследователи: Е. А. Тимофеева, Э. Я. Степаненкова, А. А. Антонов, Д. И. Гасанова, А. А. Фетисова - констатируют тот факт, что подвижная игра является средством гармонического развития ребенка, школой управления собственным поведением, формирования положительных взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния.
Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребёнку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим психическое развитие, а также включающим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. По своей сути подвижные игры - это способ научить детей слушать и слышать взрослого, формирование умения работать по заданному алгоритму; пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук, которые сами по себе дарят детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с тем или иным органом.
В дошкольные годы наиболее быстро развивается способность совершать движение телом большой амплитуды (грубая моторика) развитие же способности совершать точные движения малой амплитуды (тонкая моторика) происходит медленнее. У детей с нарушением развития психомоторное развитие протекает с задержкой и искажением. Надо сказать, что психомоторное развитее ребёнка является базальным уровнем для дальнейшего психического развития. Г. Крайг, приводит следующие нормативы развития:
Согласно Э.Й.Кипхрад, у ребенка 4 лет в мелкой мотроике должны быть сформированы следующие умения: режет ножницами, застегивает и расстегивает пуговицы, самостоятельно одевается, проводит линию соеденяющие две точки, лепит шар и змейку, строит башню из 8 кубиков, откручивает болт, поворачивает ключ в замке, моет и вытирает руки. В крупной моторике: свободно спускается по лестнице с переменой ног, спрыгивает двумя ногами с дивана, делает пять прыжков подряд на двух ногах, подпрыгивает на одной ноге, удерживает равновесие на каждой ноге по 2 секунды, ездит на трехколесном велосипеде.
У детей с нарушениями развития с задержкой происходит не только развитие моторики, но и вся совокупность психических функций и навыков, в том числе и коммуникативные навыки. Поэтому необходима специально организованная среда, в которой ребенок может увидеть других детей, начать подражать им, научиться взаимодействовать, соблюдать правила поведения.
Для расторможенных детей занятия в группе сверстников становятся опорой для организации своего поведения, формирования стереотипа группового занятия. Детей с низким уровнем собственной активности это эмоциональное ритмическое занятие тонизирует, стимулирует к участию в общем действии.
Организация совместной деятельности со сверстниками - необходимое условие для возникновения коммуникации. Участие в игровых сеансах сверстников способствует возникновению имитации, подражания поведению других детей. Это помогает интегрироваться в коллектив детям с ограниченными возможностями здоровья, а также является одним из способов социального обучения. Игровые сеансы имеют постоянную структуру, что обеспечивает ребёнку предсказуемость ситуации, способствующую адаптации в новых условиях.
Полноценное физическое развитие, формирование двигательных качеств, оптимального двигательного стереотипа через развивающее движение неразрывно связано с гармоничной последовательной организацией нервной системы, ее чувствительных и двигательных центров, анализаторов. Таким образом программа в одинаковой степени нацелена и на телесное (физическое), и на нервно-психическое развитие ребенка.
1.3. Цель и задачи программы
Основная цель нашей программы, социальная адаптация ребенка с нарушениями в развитии, путем активизации его сенсомотроного развития. Программа содействует повышению речевой и познавательной активности детей, повышению продуктивности протекания психических процессов, а также развитию нервной системы и организма ребенка в целом.
Задачи:
- улучшение процессов активации, энергоснабжения и статокинетического баланса психических процессов;
- повышение эффективности сенсомоторного взаимодействия с внешним миром;
- развитие координации крупных движений и умения владеть своим телом, совершенствование двигательных умений и навыков;
- развитие мелкой моторики;
- развитие произвольной регуляции поведения, преодоление негативных качеств формирующегося характера, формирование способности к волевым усилиям;
- создание условий для получения ребенком положительного опыта взаимодействия с детьми, повышение адаптационных возможностей детской психики;
- формирование, расширение и обогащение зоны ближайшего развития ребёнка в процессе игровой, коммуникативной и речевой активности, а так же познавательной сферы и представлений об окружающем;
- улучшение социальной адаптации, преодоление трудностей в общении (в процессе группового взаимодействия со сверстниками и взрослыми)
1.4. Отличительные особенности программы
В качестве методологической базы в нашей программе выступили следующие теории:
- культурно-историческая концепция и учение о развитии высших психических функций Л.С. Выготского;
- теория деятельности А.Н.Леонтьева;
- теория о системной динамической локализации ВПФ А.Р. Лурии;
- теория о функциональной системе П.К. Анохина;
- теория построения движений Н.А. Бернштейна
Методически мы опирались на адаптированный вариант базовых нейропсихологических, когнитивных, коммуникативных и др. психотехник применительно к детскому возрасту.
При составлении программы мы принимали во внимание три основных этапа организации движений нервной системой ребенка в онтогенезе:
Первый этап — первичные движения, сенсомоторные реакции. Они базируются на первичных рефлексах и связаны с формированием функциональных систем ствола мозга и экстрапирамидной системы. Это непроизвольные формы хватания, сосония, плавания, ползания, лазанья и др. у новорожденных и детей до 1-2-летнего возраста. Как известно, началом рефлекса является сенсорная стимуляция: зрительная, тактильная, звуковая и др., поэтому сенсомоторное развитие реализуется во взаимодействии с факторами предметно-двигательной среды. В условиях гипокинезии беременной женщины (боязнь движений, «на сохранении») и влияния экологического фактора на систему «дитя-мать» реализация первичных движений полноценно не осуществляется.
Второй этап — доминирование непроизвольной регуляции движений. Отработка основных традиционных форм движения — передвижений (локомоций), манипуляций, простейших двигательных навыков (с 2-3 лет) — предусматривает освоение ползания, лазанья, ходьбы, бега, игр с пердметами. В организме имеется наследственная память в виде последовательных рефлекторных схем движений. Эти фрагментарные схемы при обучении — воздействии средовых факторов организуются в двигательные комплексы. В условиях урбанизации, деформированной двигательной среды этот «биологически необходимый» комплекс движений полностью не реализуется (малоподвижность — ограниченность манежем, плоские ровные полы, плоские стены без зацепов и т. п.)
Третий этап — преобладание произвольной регуляции. Он обычно детерминирует в школьном и дошкольном образовании (что не всегда правильно, так как индивидуальное развитие многих детей замедленное), более тесно, чем предыдущий, связан с социализацией, второй сигнальной системой, развитием высшей нервной деятельности. Включает в себя формирование тонкой моторики, речи, высококоординированных движений. Освоение этого комплекса движений нередко базируется на неполноценно реализованных двух предыдущих этапах. Следует отметить, что в настоящее время ребенок перегружен вербальной информацией и дезинформацией. Доминируют движения тонкой моторики и статические перегрузки, налицо недостаток развития средней и крупной моторики.
Двигательная активность — кинетический фактор — во многом определяет развитие организма и нервной системы наряду с генетическим фактором и влиянием сенсорной разномодальной информации (Бернштейн Н.А., Шеперд Г., 1987). Кинетический фактор связан с работой премоторных отделов мозга. Он обеспечивает возможность перехода от одного элемента действия к другому. Помимо кинетического фактора к базовым факторам развития нервной системы относятся:
- Модально-специфические, связанные с органами чувств (тактильные, слуховые, зрительные, вестибулярные, обонятельные, вкусовые стимулы);
- Кинестетический фактор обусловлен ощущением, анализом движения, формированием его образа, связан с функционированием проприоцептивного («ощущение тела» и формирование схемы тела) и двигательного анализаторов.
- Пространственный фактор может быть полностью реализован в системе комплексного сенсо-психомоторного развития ребенка через игру, выразительное движение, развивающее движение, танец и учебную деятельность. Он связан с работой нижнетеменной области между отделами мозга, относящимися к переработке информации зрительной, слуховой и тактильной модальности, и является областью их перекрытия.
- Фактор произвольной регуляции, связан с работой лобных отделов мозга, его развитие продолжается вплоть до 20-летнего возраста.
- Фактор энергетического обеспечения деятельности мозга, его обеспечивают ретикулярная формация и лимбическая система.
- Симультанный (правое п.ш.), сукцессивный (левое п.ш.) и фактор межполушарного взаимодействия.
Воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех ВПФ. Так как сенсомоторный уровень является базальным для дальнейшего развития ВПФ, в процессе коррекционно-развивающего обучения предпочтение отдается именно двигательным методам. Актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность таких психических функций как эмоции, память, восприятие, процессы саморегуляции и тд. Следовательно, в результате коррекции, развития и формирования этих психических функций создается базовая предпосылка для их полноценного участия в овладении школьно-значимыми навыками (чтением, письмом, математическими знаниями). Практика показывает, что воздействие на двигательные функции дает свой эффект и на уровне эмоциональной и интеллектуальной сфер, это так называемый «эффект ненаправленной коррекции», что в очередной раз говорит о базовом значении моторного развития для созревания других психических функций.
- Программа проводится двумя специалистами: педагог-психолог и учитель-логопед. При включении в группу детей со сложным дефектом в помощь специалистам присоединяется социальный педагог.
Предполагается также закрепление пройденного материала дома.
1.5. Особенности группы детей
Для детей с нарушением развития, помимо особенностей нарушений эмоционального, речевого и познавательного развития, недостаточной произвольной регуляции, характерны трудности в формировании навыков общения. Это является серьезным препятствием для адаптации ребенка в детском коллективе. Группу посещают дети, которые испытывают трудности в адаптации к детскому саду, и дети, не посещающие детский сад. При вхождении в новую группу людей, новую предметную среду практически любой ребенок испытывает так называемый адаптационный стресс, который ведет к невротизации и изменению поведения ребенка. Необходима специальная коррекционно - развивающая работа, как для формирования у ребенка коммуникативных навыков, навыков игрового и речевого взаимодействия, так и для профилактики дезадаптации. Данная работа успешно реализуется в специально-организованных игровых сеансах (занятиях), так как игра является ведущим видом деятельности и главной формой организации взаимодействия в дошкольном возрасте. Именно во время игрового взаимодействия со сверстниками у ребенка развивается познавательная, произвольная, двигательная и эмоциональная сфера, идет стимуляция речевой активности. Игра является средством расширения зоны ближайшего развития.
Программа разработана для детей младшего и среднего дошкольного возраста от 3 до 5 лет (мальчики и девочки), с разницей в возрасте не более одного года и реализуется в форме игровых сеансов. При комлектовании группы используется принцип интеграции детей с нарушениями в развитии в среду нормальноразвивающихся сверстников. Например, в одну группу с детьми, имеющими психосоматические расстройства, могут войти дети с расстройствами аутистического спектра, синдромом Дауна, неврозами, патологическими привычками, гиперактивностью и расстройством внимания и задержкой психического и речевого развития, а также имеющие сочетанную патологию. Также в группу может входить один ребенок с гиперактивностью. Количество детей с сочетанными (сложными) нарушениями - не более чем 2 – 3 ребёнка в группе, при этом в помощь специалистам присоединяется социальный педагог.
Предполагается формирование группы из 6-8 детей в зависимости от особенностей детей и тяжести нарушений.
Противопоказанием к участию в групповых занятиях так же являются: эпилепсия и тяжелые нарушения эмоционально-волевой сферы, не позволяющих ребенку включиться в групповую деятельность даже в сопровождении социального педагога.
По своему типу коррекционно-развивающие группы относятся к психотерапевтическим и обучающим, т.к. целью групповой работы является решение психологических и социальных проблем ребенка и обучение саморегуляции поведения; в ходе работы развиваются определенные умения и навыки.
Группы являются закрытыми, т.к. используются обучающие техники, занятия продолжаются в течении учебного года (октябрь-май).
1.6. Режим занятий
Продолжительность занятия | Периодичность в неделю | Кол-во часов в неделю | Периодичность занятий | Кол-во часов в год |
1,5 часа | 2 раза | 3 часа | Сентябрь-Май | 102 часа |
Курс рассчитан на учебный год (с сентября по май), занятия проводятся 2 раза в неделю, в первую половину дня, длительность занятий 1,5 часа.
Программа реализуется в форме игровых сеансов. Игровой сеанс состоит из трёх частей различной организованной групповой деятельности (3 по 20 мин.) чередующихся со свободной игровой деятельностью детей (3 по 10 мин.). Групповые занятия с детьми проводятся в виде выполнения комплекса упражнений для развития сенсомоторной сферы, познавательной и речевой сфер, игр на развитие мелкой моторики, коммуникативных упражнений.
1.7. Прогнозируемые результаты и способы их проверки
При поступлении в группу на каждого ребенка заполняется диагностическая карта развития, помимо этого, в ходе реализации программы осуществляется динамическое наблюдение за состоянием ребенка, консультации родителей по мере обращения и с целью получения обратной связи. В конце года на каждого ребенка повторно заполняется диагностическая карта развития. Диагностическая карта развития представлена в Приложении 5. Проверка результатов осуществляется за счет комплексной психолого-педагогической диагностики каждого ребенка в начале и в конце программы.
При положительной динамике – ребенок заканчивает посещение группы коррекции, родителям даются рекомендации по закреплению достигнутых результатов.
При отсутствии динамики – проводится анализ ситуации, разработка дальнейшего маршрута сопровождения (возможно продолжение данного курса, участие специалистов смежных областей и т.д.).
II. Учебно-тематический план
Период обучения | Тема | Количество игровых занятий | ||
месяц | недели | В неделю | За период | |
1 – период обучения | ||||
сентябрь | 2-я неделя | Вводное занятие | 2 | 22 |
3-я неделя | Осень. Признаки осени. Деревья | 2 | ||
4-я неделя | Огород. Овощи. | 2 | ||
октябрь
| 1-я неделя | Сад. Фрукты. | 2 | |
2-я неделя | Лес. Грибы. Ягоды. | 2 | ||
3-я неделя | Обобщающее занятие – развлечение «Осенний праздник урожая» | 1 | ||
4-я неделя | Игрушки. | 1 | ||
4-я неделя | Одежда. | 2 | ||
ноябрь | 1-я неделя | Обувь. | 2 | |
2-я неделя | Мебель. | 2 | ||
3-я неделя | Посуда. | 2 | ||
4-я неделя | Обобщающее занятие «Мамины помощники» | 2 | ||
2 – й период обучения | ||||
декабрь | 1-я неделя | Зима. Приметы зимы | 2 | 24 |
2-я неделя | Зимние забавы | 2 | ||
3-я неделя | Зимующие птицы | 2 | ||
4-я неделя | Новогодний праздник | 2 | ||
январь | 1-я неделя | Домашние птицы | 2 | |
2-я неделя | Домашние животные. | 2 | ||
3-я неделя | Дикие животные. | 2 | ||
4-я неделя | Обобщающее занятие. | 2 | ||
февраль | 1-я неделя | Зимняя одежда ( повторение и закрепление материала). | 2 | |
2-я неделя | Транспорт. | 2 | ||
3-я неделя | Профессии. | 2 | ||
4-я неделя | Профессии на транспорте. | 2 | ||
2 – й период обучения | ||||
март | 1-я неделя | Весна.Приметы весны | 2 | 22 |
2-я неделя | Подготовка и проведение развлечения «Праздник Масленницы» | 2 | ||
3-я неделя | Домашние животные и их детёныши. | 2 | ||
4-я неделя | Дикие животные и их детёныши. | 2 | ||
апрель | 1-я неделя | Обобщающие занятия по темам «Домашние и дикие животные. Детёныши животных и птиц» | 2 | |
2-я неделя | Первые весенние цветы. | 2 | ||
3-я неделя | Перелётные птицы. | 2 | ||
4-я неделя | Насекомые | 2 | ||
май | 1-я неделя | Рыбы / Аквариумные рыбки. | 1 | |
2-я неделя | Наш огород. Мой дом. Моя улица (повторение и закрепление материала) | 1 | ||
3-я неделя | Продукты питания. Повторение и закрепление темы « Посуда» | 2 | ||
4-я неделя | Лето. Цветы на лугу. | 2 | ||
Всего | 68 |
III. Содержание программы
3.1.Структура и основные этапы
Структура игровых сеансов является постоянной в течении года и состоит из следующих, сменяющих друг друга, видов деятельности:
- Приветствие.
- Организованная игровая деятельность «Круг».
- Свободная деятельность.
- Театрализованная деятельность.
- Изодеятельность.
- Завершение.
Примерное календарное планирование игровых сеансов приведено в приложении 1.
Остановимся более подробно на содержании каждой части игрового сеанса.
Приветствие и завершение. Начало и конец занятия всегда четко обозначаются. Игровой сеанс начинается с приветствия. Для того чтобы помочь детям сконцентрировать внимание, дети поют приветственную песенку и припевают имя каждого, кто пришел.
Например:
«Здравствуйте (3 р.), вот и сомкнулся наш круг ,
Здравствуйте (3 р.) - руку другу дал друг.
Лена дала руку Пете, Петя дал руку Тане и т. д.
Вот и сомкнулся наш круг (хлопают в ладоши)».
Это помогает ребенку почувствовать себя членом группы. Дети начинают обращать внимание друг на друга, радоваться встрече. В момент эмоционального подъема активизируется их речь.
Окончание игрового сеанса отмечено общей песней. Например: «До свиданья, до свиданья, приходите к нам еще, мы сегодня занимались с вами очень хорошо. До-сви- да-ни-я».
Приветствие и окончание игрового сеанса не изменяются от занятия к занятию, это позволяет ребенку легче включиться в привычный ритм групповых занятий и определенный отрезок времени поддерживать эмоциональное общение с другими детьми и взрослыми.
Организованная игровая деятельность «Круг».
«Круг» проводится на ковре и включает в себя игры направленные на развитие коммуникации, познавательной сферы и речевой активности, усвоение сенсорных эталонов, ритмизованные пальчиковые игры и т.д.
Дети и взрослые берут друг друга за руки, образовывая круг. Организовать внимание и активность детей в группе в кругу помогает ритм. Он «пробуждает» ребенка к активности, деятельности. Аутичным детям, для которых ситуация общения является очень напряженной, ритм дает возможность сначала просто удержаться в ней, а потом и начать участвовать.
Структура занятия во всех отношениях опирается на ритм и стереотип занятия:
- В группе в кругу используется много ритмических игр и упражнений;
- Многие стихотворения повторяются несколько раз с небольшими измениниями;
- Чередуются активные общие игры и спокойные, в которых дети участвуют по очереди.
Когда дети привыкли к ситуации занятия, можно постепенно изменять набор игр. Игры подбираются для каждой группы детей и зависят от структуры нарушения их развития, уровня сформированности коммуникативных навыков, интересов детей. Приведём примеры игр.
Пальчиковые игры. Исследования ученых показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности мелких движений пальцев рук — под влиянием двигательных импульсов, передающихся от рук, а точнее, от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Поэтому ребёнку полезно играть со взрослыми в веселые и забавные пальчиковые игры. Доказано, что пальчиковые игры не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. Изображая знакомые предметы, игрушки, животных, ребенок наверняка начнет придумывать небольшие рассказы, иллюстрируя их с помощью все тех же незаменимых пальчиков. Комплекс пальчиковых игр должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, динамичным. С большим увлечением дети выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала, потому что задания превращаются в занимательную игру. Проговаривание стихов одновременно с движением обладает рядом преимуществ: речь ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой, эмоциональной. Сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта.
Например:
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик- прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул,
Тише, пальчик, не шуми,
Своих братьев не буди.
Встали пальчики: «Ура! Нам гулять идти пора!»
Игры на развитие познавательной сферы и представлений об окружающем мире. Игры на развитие познавательной сферы и представлений об окружающем мире – важная составляющая игрового сеанса . Такие игры помогают создать благоприятный фон в группе, развивают познавательный интерес и сенсорно- двигательную активность ребенка.
Например: Дидактическая игра «Лото», « Что изменилось?» «Классификация предметов» и т. д.
Сенсорные игры. Можно передавать по кругу звучащую игрушку, раковину, различные природные материалы, относящиеся к определенному времени года. Можно классифицировать предметы, относящиеся к различным обобщающим понятиям. Игры позволяют поднять эмоциональный тонус ребенка, позволяют ему увидеть эмоциональную реакцию сверстников и взрослых, присутствующих на игровом сеансе. Следовательно, развивают его коммуникативные возможности. Участие в этих играх помогает ему научиться ожидать своей очереди , что способствует развитию регуляции поведения.
Например: «Волшебный мешочек» Из мешочка дети по очереди достают на ощупь предметы по просьбе педагога. Эти предметы могут соответствовать тематике конкретного занятия.
Ритмизованные, подвижные игры, игры по правилам. Ритмические игры — основа игрового сеанса. Они являются основным наполнением для детей, находящихся на начальном этапе занятий, и для детей с грубыми нарушениями развития. Основная цель - эмоциональное единение детей и взрослых, заражение эмоциями. Взрослые рассказывают стихи-потешки, сопровождая их простыми действиями (раскачивания, наклоны, хлопки и др.) и вовлекая детей в эти движения. Используются стихотворения с эмоциональной кульминацией, когда надо сделать акцентированное движение или крикнуть что-то. Хорошо активизирует детей смена ритма (наличие пауз, увеличение темпа) Все это помогает ребенку присоединиться к общему действию — сначала эмоционально, а потом и собственным движением. Важно, что к ребенку нет прямого обращения со стороны взрослого, требования выполнить какое-то движение — он делает это сам, увлекаемый ритмом и эмоциями. Ритмические игры используются не только на начальном этапе занятий. В группах детей, имеющих больше возможностей для взаимодействия с окружающими, ритмические игры предлагаются в чередовании с более сложными. Они помогают объединить детей, организовать эмоционально насыщенную динамическую паузу.
Например:
«Ветер дует нам в лицо,( сгибая руки локтях, машем ладонями в лицо)
Закачалось деревцо.( руки подняты вверх, медленно покачиваются)
Ветер - тише, тише, тише,( приседая, опускаем руки вниз)
Деревцо - все выше, выше.»( поднимаемся и тянемся руками вверх)
«Мы капусту принесли . ( руки сомкнуты в кольцо. Изображаем большой кочан капусты)
Мы ножи точим -точим,( трём ладошкой о ладошку)
Мы капусту режем-режем,( поколачиваем рёбрами ладоней, изображая шинковку капусты)
Мы морковку трем-трем,( кулачком трём по ладошке)
Мы капустку солим-солим,( пальцы собраны в щёпоть, имитируем движение)
Мы капустку жмем-жмем.( сжимаем и разжимаем пальчики)
Вкусная капустка!»( сложенными вместе ладошками изображаем полную горсть капусты)
Ролевые игры по правилам. Эти игры направлены на активное взаимодействие между детьми. Они расширяют коммуникативные способности ребенка, помогают восполнить недостаток общения и эмоциональных связей с другими детьми, который часто испытывают дети с различными нарушениями.
Игра в занятии— упрощенный вариант сюжетно-ролевсй игры в общепринятом смысле. У нее очень простой, эмоционально насыщенный сюжет, доступные для понимания правила. Один из детей исполняет роль водящего. Чаще всего эта роль сводится к совершению одного действия — кинуть мячик кому-нибудь, найти игрушку, спрятанную у другого, выбрать кого-то из детей и позвать его к себе. На занятиях такие игры вводятся постепенно с учетом уровня эмоциональной готовности детей к активному взаимодействию. Если детям сразу трудно включиться в игру, педагог привлекает внимание одного ребенка к другому, предлагает готовые формы игрового взаимодействия, которыми ребенок сначала овладевает формально. Позже совместная игра начинает нести для ребенка собственное эмоциональное значение.
Например: Игра по правилам «Лови мячик», «Что понравилось, возьми, приниси и назови» «Собираем пирамиду» , подвижные игры «День и ночь», «Лохматый пес».
Игры на подражание. Подражание — необходимая ступень в развитии игровой деятельности ребенка. Обычно ребенок осваивает множество таких игр в раннем возрасте, общаясь с мамой. Это известные всем «Ладушки», «Сорока-белобока» и другие несложные пальчиковые игры. Такие игры — важная часть общения и начало общей игры с родителями и близкими ребенку взрослыми. Эти игры подготавливают ребенка к более сложным играм, где требуется активное взаимодействие, усвоение игровых правил. Кроме того, они совершенно необходимы для речевого развития.
Детям с особым развитием подражательные игры даются труднее, поскольку у них затруднен эмоциональный контакт со взрослым, часто не хватает моторных навыков, нарушено сенсорное восприятие.
Игры на подражание занимают особо значимое место. В играх на подражание должен быть несложный, ритмичный текст и простые движения. Например: ритмическая игра на подражание «Лунь плывет...», «Зарядка», «Птичка водичку из лужицы пьет...»
Примеры сценариев «Круга» представлены в приложении 2.
Свободная деятельность. Одной из форм деятельности ребенка в группе является организованная свободная работа, в результате которой ему удается максимально использовать внутренний потенциал, запустить механизм саморазвития. Во время свободной деятельности возникают условия для возникновения неформального, спонтанного, инициируемого самими детьми общения. Возникают проблемные ситуации, которые ребенок пробует решить самостоятельно, но при необходимости может воспользоваться поддержкой взрослого, который может показать более конструктивные способы решения. Это является фактором социальной адаптации ребенка в кругу сверстников.
Театрализованная деятельность Ознакомление с художественной литературой идет через обучение детей восприятию небольших по объему сказок. Театрализованные постановки дают возможность детям пережить живые эмоции, увидеть реакцию остальных детей, что очень важно для детей посещающих игровые сеансы. Помимо этого сюжеты сказок помогают развитию игровой деятельности, которая является основной формой взаимодействия в данном возрасте. Умение распознавать эмоции сверстников и возможность выстраивания сюжета для совместной игры дает детям возможность лучше адаптироваться в детском коллективе. Развитие театрализованной деятельности проходит несколько этапов. Сначала дети, являясь зрителями, смотрят сказку, поставленную для них педагогами. Затем, они частично включаются в сказку и, в конце учебного года, дети становятся участниками небольшого сказочного представления по сюжетам знакомых сказок.
Изобразительная деятельность. На игровых сеансах используются различные виды продуктивной творческой деятельности ребенка: аппликация, коллаж, конструирование, лепка, рисование. При этом используются разнообразные традиционные и нетрадиционные материалы: соленое тесто, различный приодный и бросовый материал, лего - конструктор, стеклянный мольберт и т. д.. а также традиционные и нетрадиционные техника и приемы рисования, аппликации, лепки.
В завершении каждого сезона проводится коллективная творческая работа. Во время выполнения коллективных работ дети учатся сотрудничать, помогать, сопереживают успехам и неудачам друг – друга. Коллективная работа помогает ребенку выработать способность действовать в групповом режиме, что является важным для подготовки к детскому саду. Кроме того, она может стать прекрасным украшением интерьера игровой комнаты и напоминать детям об их совместной работе.
Примерные конспекты коллективных работ по изодеятельности представлены в приложении 3.
Условия проведения игровых сеансов. Игровой сеанс представляет собой сочетание специально-организованной совместной работы детей, которое предполагает их активное участие, и свободной работы в пространстве группы.
Пространство групповой комнаты поделено с помощью игрового материала на постоянные игровые мини-среды, в которых ребенок постепенно начинает ориентироваться. Оборудование внутри мини-сред по мере освоения, может незначительно изменяться. В игровом пространстве представлены следующие мини-среды: сенсорного развития, продуктивной и изо-деятельности, упражнений с водой, театральной деятельности, упражнений с сыпучими материалами. Необходимое оборудование представлено в приложении 6.
IV. Методическое обеспечение программы
- Основные методы организации коррекционно-развивающего процесса
- Форма занятий – групповая;
- Занятия проходят по повторяющейся схеме;
- Обязательный элемента коррекционно-развивающего процесса — получение обратной связи с родителями;
- Один из главных методов занятия - предоставление каждому участнику роли ведущего;
- В качестве критерия оценки результата работы по программе используется динамическое наблюдение в течении учебного года;
- Эффективность программы определяется с помощью повторной комплексной диагностики и консультаций с родителями.
4.2. Материально-технические условия
Для групповых занятий требуется светлое проветриваемое помещение, размером 30 – 35 кв.м., полностью соответствующее санитарным требованиям для занятий с детьми. Оборудование помещения предполагает: наличие коврового покрытия на 2/3 помещения (ковер размером 4х5-6 или больше), шкаф для размещения игровых материалов, стол и стулья для детей, несколько стульев для родителей, желательно наличие зеркала, аудиосистемы.
4.3. Дополнительное оборудование и материалы.
Для проведения различных игр и упражнений можно использовать очень широкий спектр материалов. Во многом это связано с возможностями, оснащенностью учреждения, в котором проводятся занятия, а также с опытом и предпочтениями специалиста, ведущего занятия по данной программе.
В общем виде программа предусматривает использование: крупных мягких модулей, кочек, туннелей, качалок, мячей различной формы и назначения. Наборы мячей, лент, специальных игр для дыхательных упражнений. Комплекты мячей, колец, ковриков, валиков для массажных упражнений. Комплекты игрушек для пальчиковых упражнений. Предметы и покрытия с различной текстурой, формой, размером, емкости для заполнения материалами для сенсорных ванночек. Разноцветные платки разных видов, веревочки, шнуры. Различные звучащие предметы и игрушки (бубны, колокольчики, погремушки с крупами и др), далекие и близкие по звучанию. Коллекция аудиозаписей с бытовыми и природными шумами, спокойной музыки для релаксации. При выполнении игр и упражнений для развития коммуникативной и когнитивной сферы можно использовать различные методические пособия соответствующей направленности (задания на развитие эмоционального гнозиса, зрительного и зрительно-пространственного восприятия, внимания, памяти, логические задания и т.д.). Наборы овощей и фруктов в различных вариантах, а также настоящие фрукты и овощи. Материалы для творчества: бумага, краски, пластилин, цветной песок и т.д.
Литература
- Аверина И. Е. Группы кратковременного пребывания. Организация и содержание работы: Практическое пособие . –М.: «Айрис – пресс»,2004 (Дошкольное воспитание о образование).
- Аверина И. Е. Программа занятий детско – родительских интегративных (инклюзивных) группа. «Я сам». (Сборник «Инклюзивное образование.» Выпуск 5.)
- Агапова И. А. Давыдова М. А.Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей. М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2009. -170 с.
- Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. М.: Книголюб, 2005
- Астахова Н. Сказочная кладовая детского фольклора. Радуга – дуга. Календарные песни, заклички, игры. М: «Белый город»., 2010. – 45 с.
- Елисеева Л. Н. Запел петушок. Русские народные песенки, потешки, сказки. Назрань: Издательство «Астрель».,1996. – 63 с.
- Здоровьеформирующее физическое развитие. Развивающие двигательные программы...М.: ВЛАДОС, 2001
- Калинина Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. СПб: Издательство «Речь», 2004. 160 с.
- Кипхард Эрнст Й. Как развивается ваш ребенок? М.: Теревинф, 2009
- Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития. М.: АРКТИ, 2004
- Крюкова С. В., Слободянник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М: Генезис, 2003. – 208 с., илл.
- Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет):Учебное пособие. 4 – е изд. – М.:изд –во УРАО, 1998. – 176 с.
- Никольская О. С.Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма. - М.: Центр лечебной педагогики, 2000.- 364 с.
- Лопухина И.С. “Речь, ритм, движение”
- Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения с детьми 3 – 5 лет. – М.: Владос, 2001. -112 с.
Сегал А.В. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода в процессе развития двигательных способностей детей 3-4 лет средствами подвижных игр. Автореферат, 2008 год
Семенович
Сиротюк А.Л. “Психомоторное развитие дошкольников”
.
Приложение 2
Сценарий организованной игровой деятельности «Круг»
- Педагог звенит в колокольчик, дети рассаживаются в круг.
- Взрослые вместе с детьми поют приветственную песенку:
«Здравствуйте(3 р), вот и сомкнулся наш круг ,
здравствуйте(3 р.) -руку другу дал друг.
Лена дала руку Пете ,
Петя дал руку Тане и т. д.
Вот и сомкнулся наш круг.(хлопают в ладоши)»
- Пальчиковая игра.
Вышли пальчики гулять,
А вторые догонять,
Третьи пальчики - бегом,
А четвертые - пешком,
Пятый пальчик побежал
И в конце пути упал.
4. Игры на развитие познавательной сферы и представлений об окружающем мире.
Лото «Парные картинки.»
Цель: учить сравнивать изображения на картинках , учить находить одинаковые.
Ребенок подбирает пару к уже имеющейся у него картинке. Сравнивая картинки между собой дети приучаются производить элементарный анализ и синтез отличительных особенностей объектов, устанавливать их тождество или различия и определять, в чем оно состоит .
5.Сенсорная игра.
Волшебный мешочек.
Цель: развитие сенсорных ощущений.
Дети опираясь на свои тактильные ощущения определяют какой овощ попался им в мешочке, затем достают и называют его.
6. Ритмизованная игра.
«Капустка»
«Мы капусту принесли .
Мы ножи точим -точим,
Мы капусту режем-режем,
Мы морковку трем-трем,
Мы капустку солим-солим,
Мы капустку жмем-жмем.
Вкусная капустка!»
- Завершение круга.
Дети берутся за руки, и проговаривают : « Мо- лод- цы!»
Приложение 4
Примерные конспекты изобразительной деятельности.
,,Разноцветные листочки"
Цель: развивать у детей интерес к изобразительной деятельности,умение располагать изображение на листе,развивать зрительный контроль за движениями рук,
мелкую моторику рук,расширять умения и навыки изображения, умение работать в коллективе.
МАТЕРИАЛ: большой лист белой бумаги, клеёнка, подставка для печати ,широкая кисть или губка с зажимом, живые (не сухие) листья от разных деревьев,
гуашь (зелёная ,жёлтая, красная, оранжевая),салфетки или тряпочки для вытирания рук.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Рассматривание осенних деревьев, разных листьев, чтение художественной литературы, заучивание коротких стихотворений
по теме,
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ.
Промазываем на подставке лист от любого дерева гуашью с помощью губки или кисти и прикладываем на большой лист бумаги прокрашенной стороной,
сверху кладём кусочек тонкой бумаги и проглаживаем. Убираем бумагу и листик за черенок. То же делаем с другими листьями, так, чтобы между ними оставалось
расстояние.
Рисование двумя инструментами «Дожь»
Цель: упражнять детей в рисовании вертикальных прямых линий, развивать моторику рук, зрительный контроль за движением руки, умение работать в коллективе.
Материал: листы бумаги (можно использовать светло-синие, прозрачные, тонированные акварелью или очень светлую, не глянцевую бумагу),два фломастера или мягких цветных карандаша двух цветов(синий и голубой, синий и фиолетовый, фиолетовый и голубой),плотно соединённые между собой скотчем на одном уровне.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Наблюдение за дождём, заучивание коротких стихотворений о дожде. Можно на листе нарисовать или наклеить тучку.
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ. Дети рисуют прямые вертикальные или наклонные линии двумя, соединёнными вместе карандашами или фломастерами.
Аппликация из природного материала «Осенние ветки в вазе»
Цель: развивать у детей интерес к аппликации, умение располагать (составлять) изображение на листе, совершенствовать навык работы с клеем, развивать мелкую моторику пальцев, зрительно-двигательную координацию, умение работать в коллективе.
Материал: листы цветного картона с изображением пазы, различные засушенные под прессом травы и листья растений, клеенка для работы с клеем, клей ПВА, баночка для клея, кисточка для клея, подставка для кисточки, тряпочка для прижимания аппликации, пресс.
Предварительная работа. На цветном картоне делается аппликация вазы из цветной бумаги. Составление осеннего букета.
Выполнение работы. На листе цветного картона с готовым изображением вазы выложить букет из засушенных трав и листьев, затем приклеить травы и листья с помощью клея ПВА и положить под пресс до высыхания.
Приложение 5 (карта).
На начало посещения группы | На окончание посещения группы | ||
Разлука с близкими | Переносит легко | ||
Быстро успокаивается | |||
Не отпускает близких | |||
Общий эмоциональный фон на занятии | Спокойный | ||
Легкий дискомфорт | |||
Выраженный дискомфорт | |||
Общение со взрослыми | Проявляет инициативу | ||
Отзывается на инициативу взрослых | |||
Контакт затруднен | |||
Общение со сверстниками | Адекватно контактирует | ||
Контакт формальный | |||
Проявляет негативизм | |||
Средства общения | Активно использует речь | ||
Использует жесты, мимику, лепет | |||
Средства общения резко ограничены | |||
Деятельность на занятии | Активно учавствует все занятие | ||
Нуждается в организующей помощи | |||
Не удерживается в рамках игры | |||
Развитие общей моторики | Вялый и малоподвижный (гипотонус) | ||
Активный и подвижный (гипертонус) | |||
Нормативное распределение мышечного тонуса | |||
Подражание в ритмизованных играх | Активно подражает | ||
Избирательно, со стимуляцией | |||
Не включается | |||
Речевое подражание | Активно подражает | ||
Избирательно, со стимуляцией | |||
Не включается | |||
Целенаправлееная деятельность в развивающих играх | Заинтересован, удерживает инструкцию | ||
Нуждается в организующей помощи | |||
Не удерживается в рамках игры | |||
Восприятие театрализованных сказок | Устойчивое внимание, интерес | ||
Интересуется, но пресыщается | |||
Не проявляет интереса | |||
Продуктивная деятельность | Незначительная помощь взрослого | ||
Значительная помощь взрослого | |||
Отказ от деятельности |
Приложение 6
Оборудование
1.Мебель
№ | название | Кол -во |
101. | шкаф для пособий. | 1 |
102. | ширма для кукольного театра. | 1 |
103, 104 | диван детский | 2 |
105 – 108 | кресла детские | 4 |
109 | столик детский | 1 |
110 – | сенсорная панель большая | 1 |
111 | Стол дидактический большой | 1 |
112 | Стол дидактический маленький | 1 |
113 - 115 | Стол детский | 3 |
116 | Стеллаж с пластиковыми контейнерами (12 шт.) | 1 |
117-124 | Стулья детские маленькие | 8 |
125 | Стул детский большой | 1 |
126 | Столик деревянный «вода – песок» (с пластиковыми контейнерами - 2 шт.) | 1 |
127 | Песочница напольная. | 1 |
128 | Столик пластиковый «вода – песок» с крышкой. | 1 |
2. Пособия (крупные)
№ | название | количество |
201 - 207 | Модули мягкие | 7 |
208 | Мяч надувной. | 1 |
209 | Тактильная дорожка (7 досок) | 7 |
210 | Мольберт стеклянный | 1 |
211 | Полочка с разноцветными мешочками | 1 |
212 | Игра напольная с магнитами и мешочками | 1 |
213 | Мольберт с шариками | 1 |
214 | Мольберт деревянный для рисования. | 1 |
215 | Ящик деревянный «Угадай на ощупь» | 1 |
216 | Панели сенсорные настенные. | 6 |
217 | Тактильные коробочки | 10 |
218 | Игра настенная «Катающийся шарик» | 1 |
3.Развивающие игры.
Музыкальные инструменты | ||
301 | Бубен большой деревянный. | 1 |
302 | Бубен средний деревянный. | 1 |
303 | Бубен маленький деревянный. | 1 |
304 | Бубен металлический большой с палочкой. | 1 |
305 | Бубен металлический маленький с палочкой. | 1 |
306 | Восточные ударные инструменты с палочками (2 шт) | 3 |
307 | «Музыка дождя» большой | 1 |
308 | «Музыка дождя» маленький. | 1 |
309 | Деревянный ксилофон круглый большой с палочкой | 1 |
310 | Деревянный ксилофон круглый средний с палочкой | 1 |
311 | Деревянный ксилофон круглый маленький с палочкой. | 1 |
Пособия для развития слухового восприятия. | ||
312 | Звучащие кубики | 1 |
313 | Звучащие человечки | 1 |
Конструкторы. | ||
314 | Напольные пазлы с цифрами (12 шт).. | 1 |
315 | Конструктор пластмассовый (кубики). | 1 |
316 | Конструктор пластмассовый большой лего. | 1 |
317 | Конструктор пластмассовый средний лего. | 1 |
318 | Конструктор лего мелкий в пластиковом контейнере. | 3 |
Пособия для дидактических столов. | ||
319 | Ящики от большого дидактического стола с наполнением. | 4 |
320 | Мешочки с дощечками на развитие тактильного восприятия в. (в деревянном ящике). | 6 |
321 | Шарики из разных материалов в деревянном ящике. шар | 1 |
322 | Шарики из разных материалов в деревянном ящике. 14 шар | 1 |
323 | Кубики с кнопками в деревянном ящике. 12 куб | 1 |
324 | Тактильные дорожки настольные в деревянном ящике 4 шт. | 1 |
325 | Весы деревянные. | 1 |
326 | Игра «Что это такое?» для определения предметов на ощупь. (зеленая) | 1 |
327 | Ящик для маленького дидактического стола «Почтовый ящик» | 1 |
328 | Ящик для маленького дидактического стола «Размер и форма» | 1 |
329 | Ящик для маленького дидактического стола «Ящик с горками» | 1 |
330 | Ящик для маленького дидактического стола с шариками «Разложи по цвету» | 1 |
331 | Пирамидка большая пластмассовая. | 1 |
332 | Неваляшка пластмассовая. | 1 |
333 | Пирамидки деревянные . | 5 |
334 | Игра «Зоопарк» в деревянном ящике. | 1 |
335 | Лото «Бирюльки» | 1 |
336 | Набор строительный настольный в деревянном ящике. | 1 |
337 | Домино «Подбери по цвету» в деревянном ящике. | 1 |
338 | Игра «Книга для рисования» с шариками. | 1 |
339 | Калейдоскоп с формочками | 1 |
340 | Зеркальный уголок из трех зеркал. | 1 |
341 | Доски тактильные для игры в песок (синие). | 10 |
Приложение 1
Примерное календарное планирование игровых сеансов
тема | Коммуникативные, подвижные и ритмизованные игры. | Сенсорные игры, игры на развитие познавательной сферы. | Игры на развитие слухового внимания и восприятия(неречевого и речевого слуха). | Игры на развитие физиологического и речевого дыхания | Театрализованная деятельность | Изо – деятельность, конструирование | Пальчиковые игры, игры . |
Осень | |||||||
1,2 Недели | «Утро начинается»,«Зайка серенький» | «волшебный мешочек»(сезонные изменения в природе) | «Послушаем звуки!», «Кто кричит?» | «Лети бабочка», | «Колобок», «Курочка ряба» | Аппликация из цветной бумаги, коллажи из природных материалов, | «Капуста», «Вьюшки», |
3,4 Недели | «Мы топаем ногами»,«Пошла коза по лесу», | «посмотри и передай» | «Звуки дома.», «Постучим, погремим!», | «Ветерок», | , «Репка» «Три медведя», | аппликация из природных материалов, лепка из соленого теста, | «Капуста» ,«Вьюшки» «Дождик», |
5,6 недели | «Наши уточки», «Потягунушки» | «Найди игрушку» | «Тук-тук»,»Найди такую же коробочку.» | «Осенние листья», «Листопад», | «Волк и семеро козлят» «Колобок», | раскрашивание, рисование на стеклянном мольберте, | «Вьюшки» «Дождик», «Пальчики спят» |
7,8 недели | «Листики на ветру», «Тень – тень, потетень», | «Одень куклу» | «Звуки улицы».(восприятие на слух звуков природы, голосов птиц и животных,звуков дома и в игровой комнате) «Кто там?» | «Мыльные пузыри» (Развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.) «Пой со мной!», | «Курочка ряба», , «Репка» | лепка из пластилина, конструированиеиз лего – материала | «Кашка – малашка», «Дождик», «Пальчики спят» |
9,10 недели | «Ветер дует нам в лицо», «Комары» | «посмотри и передай» | «Кто позвал?»( Развитие речевого слуха -различение на слух звукоподражаний животным и голосов знакомых людей). «Найди картинку!»( Развитие речевого слуха -развитие умение правильно воспринимать и дифференцировать слова) | «Звуки вокруг нас», «Девочки поют».( Развитие правильного речевого дыхания-пропевание на одном выдохе гласных звуков,сочетания из 2-х гласных звуков) | «Три медведя», «Волк и семеро козлят» | аппликация из природных материалов, лепка из соленого теста, | «Пальчик – мальчик» «Кашка – малашка», «Пальчики спят» |
Зима |
|
|
|
|
| ||
1,2 недели | «Веселый колокольчик», | «волшебный мешочек»(сезонные изменения в природе) | «Погремушки», «Весёлый Петрушка», | «Снег идёт», | «Теремок», «Морозко», | Аппликация из цветной бумаги, коллажи из природных материалов, | Теремок», «Замок |
3,4 недели | «Раздувайся пузырь», | «Найди игрушку» «Одень куклу» | «Шагаем и танцуем!», | «Метелица», «Пёрышко лети», | «Лубяная избушка», «Варяжка» | аппликация из природных материалов, лепка из соленого теста, | «Теремок», «Замок»,« Строим дом», |
5,6 недели | «Как у бабушки Маланьи», «Снежный ком» «Карусели», | «Черепаха» «Строим дом» | «Маленький музыкант» (Различение зв.,которые издают звучащие игрушки и различные музыкальные инструменты, быстроты реации на звук. | «Задуй свечу», «Свистульки» (Развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.) | , «Жихарка» «Теремок», | раскрашивание, рисование на стеклянном мольберте | «Стала Маша гостей созывать», «Замок»,« |
7,8 недели | «Сугроб» «Не ленись» | «башмачок» «волшебный мешочек»(сенсорная игра) | «Горячий-холодный», «Слушайи выполняй», | «Сдуй шарик», | «Морозко», «Лубяная избушка», | лепка из пластилина, конструированиеиз лего – материала | Строим дом», |
9,10 Недели | «Дед мороз», «Сонные детки» | «кораблики» (игра с водой) | «Будь внимателен!», «Правильно-неправильно».(Развитие речевого слуха-умения слушать слова) | «Змейка», «Насос»(Развитие правильного речевого дыхания-длительное произнесение на одном выдохе согласных звуков: Ф,Ш,С.) | «Варяжка», «Жихарка» | аппликация из природных материалов, лепка из соленого теста | «Наши пальчики» «Оладушки» «Стала Маша гостей», |
Весна |
|
|
|
|
| ||
1,2 недели | «Птички прячутся в гнездо», «Солнышко» | «волшебный мешочек»(сезонные изменения в природе) | Мишка и зайчик», « Маленький барабанщик», | «Вертушка», «Песня ветра», «Летите птички», | «Смоляной бычок» «Кот, петух и лиса» | раскрашивание, рисование на стеклянном мольберте | «Птичка», «Лунь плывет», |
3,4 недели | «День и ночь»,«Пылесос и пылинки», | «кораблики» (игра с водой) | «Солнышко и дождик». (Дифференциация на слух различного звучания одного музыкольного инструмента, темпа ,ритма,силы, громкости)звучания.) | «Воздушный шарик», « Плыви, кораблик», | «Мужик и корыто», «Под грибом» | лепка из пластилина, конструирование из лего – материала | «Птичка»,», «Лунь плывет», «Дроздок |
5,6 недели | «У медведя во бору», «Волк и гуси», | «посмотри и передай» | «Будь внимателен!», | «Уточки» , «Надуй игрушку».(Развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.) | «Гуси – лебеди». «Маша и медведь», | аппликация из природных материалов, лепка из соленого теста | «Лунь плывет», «Дроздок», «10 птичек – стайка», |
7,8 недели | «Золотые ворота», «Деревья в лесу», | «волшебный мешочек»(сенсорная игра) | «Правильно-неправильно», | «Весёлые песенки», «Весёлое путешествие», | «Смоляной бычок» «Кот, петух и лиса» | раскрашивание, рисование на стеклянном мольберте | «Дроздок», «10 птичек – стайка», « Гном» , |
9,10 недели | «На берегу моря», «Мишка – мишка, что ты ешь?» | «Найди пару» (развитие тактильного восприятия) | «Выполни задание».( Развитие речевого слуха-умения слушать слова,правильно воспринимать словесную инструкцию) | «Капели», «Птицы разговаривают»( Развитие правильного речевого дыхания-произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов; нескольких разных слогов | «Гуси – лебеди». «Маша и медведь | лепка из пластилина, конструирование из лего – материала | «10 птичек – стайка», « Гном» , «Дед Егор» |