Моя педагогическая философия.
Предварительный просмотр:
Творчество – самый мощный импульс в развитии ребёнка.
Слово учителя – ничем не заменимый
инструмент воздействия на душу вос-
питанника. Искусство воспитания
включает в себя прежде всего искусство
говорить, обращаясь к человеческому
сердцу.
В.А. Сухомлинский
Как сделать каждый урок радостным и интересным? Как активизировать деятельность учеников? Как не только передать ребятам определённую сумму знаний, но и дать им возможность ощутить радость открытия, воспитать потребность узнавать всё больше и больше?
Эти задачи я ставлю перед собой, идя на каждый урок. Очень важным в педагогическом процессе считаю сохранение преемственности преподавания. Согласитесь, трудно дать урок учителю средней школы в начальных классах, поэтому, работая с детьми 5-го класса, я строю обучение с учётом уровня подготовки в начальной школе. Для этого посещаю уроки в 3-ем классе и практикую проведение пробных мини-уроков с будущими своими пятиклассниками. Такая кропотливая работа даёт учителю возможность осуществлять принцип преемственности не формально, а творчески. Но поскольку творческое развитие личности – задача эта необъятная, единственный способ дать о ней представление, на мой взгляд, - проследить одну линию, в которой, как в фокусе, возможно, предстанет целое. И как ни странно, это будут не уроки русского языка и не уроки литературы, а то, что соединяет их, находясь на стыке, и что носит устаревшее узкое, казённо-формальное название «уроки развития речи», которые, я считаю, правильнее было бы назвать уроками творчества, где развитие речи – всего лишь один из компонентов.
Творчество – самый мощный импульс в развитии ребёнка. Потенциальная гениальность живёт в каждом человеке, в каждом есть индивидуальное своеобразие:
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет.
У каждой всё особое, своё,
И нет планет, похожих на неё.
(Е. Евтушенко).
Так должно быть. И другое дело, что люди приучаются с детства не верить себе, а в результате – развитие тормозится и дети не ощущают в себе присутствия этой гениальности. Школьник имеет право «чего-то не знать», чаще всего так и бывает. А чтобы «узнать, научиться», надо участвовать в общей работе: говорить, рассуждать, анализировать. Может быть, ошибаться, но не бояться высказывать своё мнение, не молчать, а думать, размышлять вслух, спорить, отстаивать свою точку зрения. Доброжелательная, спокойная атмосфера уроков, высокая культура общения помогают учителю вовлекать в разговор даже самых робких, развивать у них культуру речи. Сколько гордости у тех ребят, которые сумели самостоятельно сделать правильный вывод, дать более точное определение. Если ученик ответил неверно или затрудняется в ответе, он должен услышать от учителя: «Подумай, я тебя обязательно спрошу ещё!» И не забыть снова спросит этого ученика.
Задача – развить, оказывается, не односторонняя, в ней ещё и предостережение: не убить, а освободить творческие силы в человеке. Серые и однообразные уроки развития речи можно превратить в «звёздные часы». Ведь грань между хорошим и плохим уроком начинается с различения понятий «труд – работа» и «труд – творчество». По словам Г.Д. Гачева, в творчестве происходит слияние индивидуальности человека с его делом, а в механической работе – их разъединение. В высший миг творчества человек испытывает поглощение всего себя предметом труда.
Как важно учителю хоть однажды разбудить в ученике именно такое состояние! Не забудет его ребёнок, и будет сам потом к нему стремиться. Потому что и высшая радость, и высшие муки, но такие, на которые меняет творец все блага мира, - в таком труде. В ходе творчества устанавливается гармония всех способностей человеческого существа.
Конечно, результат работы учителя-словесника я, как и многие мои коллеги, вижу в том, чтобы каждый ученик овладел русским языком как средством устного и письменного общения. А для этого, считаю, необходимы два главных условия, два слагаемых: творческий подход к делу со стороны учителя и интерес к изучаемому предмету у учащегося. И для меня, для учителя-словесника, главное с первой минуты увлечь ребят, повести за собой в прекрасный мир слов:
К словам привыкаешь день ото дня.
А они первородного смысла полны…
И когда я слышу:
- Извини меня!
Это значит:
- Исключи меня из вины!
У слова цвет своего огня.
Своё первородство. Свои рубежи.
И когда я слышу:
- Обереги меня! –
Это значит:
- Берегами меня окружи!
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу:
- Защити меня! –
Это значит:
- Спрячь меня за щитом!
Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У слова свой норов. Своё нутро.
И если ты в эту проникнешь суть –
Слово
тебе сотворит
добро.
С. Островой.