Организация и осуществление дистанционного обучения студентов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Энгельсском политехникуме

Ковалева Татьяна Сергеевна

В нашем образовательном учреждении  Среднего профессионального образования Саратовской области «Энгельсский политехникум» (ГБОУ СО СПО «ЭП») организована и действует система дистанционного обучения студентов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Это одно из приоритетных направлений  национального проекта "Образование" и Программы «Доступная среда». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sneyl.docx15.9 КБ

Предварительный просмотр:

Организация и осуществление дистанционного обучения студентов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Энгельсском политехникуме

Ковалева Татьяна Сергеевна методист, преподаватель истории и обществознания

Пинтелина Марина Витальевна преподаватель русского языка и литературы

Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области среднего профессионального образования «Энгельсский политехникум»

e-mail  uchilkapu9@mail.ru

В нашем образовательном учреждении  Среднего профессионального образования Саратовской области «Энгельсский политехникум» (ГБОУ СО СПО «ЭП») организована и действует система дистанционного обучения студентов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Это одно из приоритетных направлений  национального проекта "Образование" и Программы «Доступная среда». В этой связи необходимо отметить, что здание техникума, кабинеты, лаборатории, мастерские и службы различного назначения приспособлены для обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: у нас действуют специальные пандусы, оборудованы кабинеты информационных технологий, мастерские ЭВМ, комнаты общежития со специальной мебелью, санитарно-гигиенические комнаты. Однако, состояние здоровья наших студентов и обучающихся этой группы таково, что не всегда они имеют возможность посещать занятия. Тогда вступает в действие дистанционная система обучения.

В 2012-2013 учебном году с применением дистанционных образовательных технологий в нашем техникуме обучались 12 студентов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Использование дистанционных форм обучения в этом случае позволило  обеспечить студентов и обучающихся  качественным образованием вне зависимости от места обучения, предоставило  возможность общения со сверстниками, необходимого для социализации и адаптации в обществе. Обучаясь в информационной компьютерной среде, наши ребята получили  не только теоретические знания, но профессиональные навыки, которые в дальнейшем обеспечат им работу и достойное существование.

Оборудование и программное обеспечение дистанционного обучения

Для обучения используется  комплект оборудования, в который входят:

  1. компьютер с Web-камерой;
  2. сканер;
  3. принтер;

Все участники дистанционного обучения обеспеченны Интернет - доступом.

Предоставлен доступ к системе дистанционного обучения на сайте техникума,  где располагаются материалы учебных курсов для поддержки учебного процесса по основным учебным дисциплинам по специальности СПО «Прикладная информатика (по отраслям) и по профессиям НПО «Штукатур», «Столяр строительный»,  «Оператор швейного оборудования» студентам и обучающимся  с ограниченными возможностями здоровья.

Кадровое обеспечение

10 преподавателей  и 10 мастеров производственного обучения  на базе техникума прошли обучение на семинаре  "Дистанционное обучение студентов и обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья". Были организованы семинары – практикумы по темам: "Цифровые образовательные ресурсы» и  «Работа в текстовом редакторе MS Word 2007».

Особенности учебного процесса

Учебный процесс студентов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья основан на интеграции очного и дистанционного обучения. Справиться с возникшими проблемами им помогают кураторы и классные руководители, а так же психолог и социальный педагог техникума. Мониторинг успешности развития  наших подопечных показал рост качества освоения специальности СПО  и профессий НПО  в среднем на 8%.

Причины положительного роста, на наш взгляд,  мы видим в таких особенностях дистанционного обучения как:

- индивидуализация обучения: каждый занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения профессиональных и общих компетенций;

- сведение до минимума непродуктивного использования времени обучающегося.

Особенности внеурочной деятельности

Основной формой организации внеурочной деятельности студентов и обучающихся  с ОВЗ в 2012-2013 учебном году стала социально значимая проектная деятельность.  Включение в такого рода деятельность  для ребят  с ограниченными возможностями здоровья имеет особое значение, так как способствует их социализации.

Планы на новый учебный год

Деятельность техникума  в направлении дистанционного обучения студентов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья не ограничивать учебной:

1. проводить регулярные внеурочные мероприятия;

2. привлекать ребят  к участию в дистанционных интернет - конкурсах, праздниках, ярмарках достижений, интеллектуальных играх и др.;

3. способствовать повышению их самооценки, коммуникабельности, раскрытию новых возможностей, порой неожиданных для самих обучающихся  и их преподавателей;

4. проводить просветительскую работу и обучающие семинары не только для педагогов, но и  родителей.

Работа по всем этим направлениям позволит создать в нашем учебном учреждении развитую систему дистанционного обучения, что позволит существенно повысить качество и доступность образования и достичь непрерывности образования посредством дистанционных технологий.