методическая разработка "Игры и упражнения для развития мелкой моторики руки дошкольника".

Кравец Мария Анатольевна

Методическая разработка представляет собой подборку игр, упражнений для развития мелкой моторики руки дошкольника. Даны рекомендации о том, какие задания  могут быть интересны ребенку-дошкольнику помимо графических упражнений, раскрасок, обводок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_ruki_doshkolnika_k_pismu.docx364.51 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения

для развития мелкой моторики руки дошкольника.

Цель данных игр - подготовка руки дошкольника к письму.

Умение писать не является обязательным условием для поступления в школу. Однако, именно в дошкольном детстве необходимо развивать мелкую моторику руки ребенка. Специальные прописи для дошкольников, раскраски, другие пособия подобрать сегодня для занятий с ребенком не сложно. Но помните, ваши игры и упражнения были регулярными, интересными и неутомительными. Во время занятий следите за осанкой ребенка (спина прямая, голова не склонена вбок и низко над листом бумаги, ноги стоят параллельно полу); при работе дошкольника с карандашом локти ребенка должны лежать на столе. Целесообразно время от времени проводить не только гимнастику для пальчиков, но и упражнения для снятия статического напряжения. Это могут быть подвижные игры, гимнастика для всех мышц тела. Помните: поза письма – не характерная поза для ребенка-дошкольника.

Несложные и интересные задания для дошкольников

                Необходимо обвести  линии, не отрывая карандаш  от бумаги:

                           

Учимся проводить прямые линии:

        

Кроме этого, интересны для ребенка-дошкольника будут и следующие задания:

Нанизывание.  Величину нанизываемых предметов вы будете варьировать в зависимости от возраста ребенка. Чем он старше, тем успешнее он будет справляться с более мелкими предметами. На что нанизывать? Ребенку помладше можно дать толстую нитку, а ее конец навощить свечкой или предложить для работы кусок провода. Старший дошкольник способен действовать и с помощью иголки с ниткой. Материал для нанизывания найти нетрудно. Если навык развит недостаточно, подойдут большие пуговицы с крупными дырочками. Если с подобной задачей ребенок справляется легко, предложите собрать на нитку бусы, мелкие пуговицы, бисер. Осенью предложите сделать бусы из рябины.

Вышивание.  Большинство дошкольников не умеют обращаться с иголкой и ниткой. Но это не значит, что такое занятие им не под силу. Прежде чем начать вышивать на ткани, сначала предложите ребенку поупражняться на куске плотного картона, в котором проделаны маленькие отверстия для протягивания иголки с ниткой. Когда он научится справляться с этой операцией, можно перейти к вышиванию на ткани, причем по намеченному на ней рисунку. иглу лучше взять короткую и толстую, а в качестве ниток – шерстяную пряжу. Покажите ребенку, как делать стежки.

Игры с катушками от ниток. Катаем катушки в ладошках; наматывание нитки на катушку.

Наматывай – разматывай.  Понадобится веревка или шнур длиной 2-4 м и две палочки. Сначала изготовьте игрушку. Для этого возьмите шнур, привяжите его концы посередине палочек. На середине шнура сделайте узелок. А теперь можно приступить к игре.  Станьте напротив ребенка, дайте ему в руку палочку, возьмите другую палочку сами. Палочку нужно держать так, чтобы тыльные стороны кистей были обращены книзу. Отойдите друг от друга на такое расстояние, чтобы шнур натянулся. А теперь по команде начинайте наматывать шнур на свою палочку. Кто быстрее домотает до середины шнура, тот и выиграл. Не спешите разматывать шнур. Немного отдохните и начинайте новое соревнование. Кто быстрее размотает шнур от середины до своей палочки?

Собери палочки. Дате ребенку палочки. Пусть он зажмет их в кулаке, держа руку над столом. Затем пусть разожмет руку, и палочки упадут на стол произвольно. Ему нужно осторожно собрать палочки по одной так, чтобы не сдвинуть рядом лежащие. Если он сдвинет хотя бы одну, ход переходит к другому ребенку или вам.

Игры со шнурками. Для этой игры предлагаем детям разноцветные яркие шнурки. Ребенок сам придумывает, что он будет выкладывать из них (это может быть животное, фигуры, буквы и цифры) .

«Сухой» бассейн. Изготовить сухой бассейн можно из крупы, фасоли, гороха, бобов, макаронных изделий, пластиковых пробок, киндер-сюрпризов, мячиков, колпачков от фломастеров. Наполняем большую емкость, и ребенок опускает руки. Находим там маленькие игрушки, конструктор.

Лабиринты. Найдите в различных пособиях, детских журналах или нарисуйте сами простые лабиринты. Например, несколько пересекающихся линий с воздушными шариками на конце каждой. Ребенок раскрашивает шарики, а затем следует между линий лабиринта, используя карандаш того же цвета.

Бланки и списки. Некоторые сюжетно-ролевые игры в профессии требуют заполнения бланков, журналов и т. п. используйте заинтересованность ребенка сделать наберите на компьютере несколько бланков для «врача», ценников для «продавца». Можно сделать список товаров ежедневного потребления, написав (от руки или на компьютере) слова так, чтобы их можно было обвести карандашом или фломастером. Обводя отмеченные вами названия продуктов, которые нужно купить, ребенок составит нужный список для похода в магазин.

Вырезание.  Необходимо также научить малыша уверенно пользоваться ножницами. Здесь подойдут следующие упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок - полезное и увлекательное занятие для будущих школьников (проследите только, чтобы ножницы были достаточно острыми, не заминали края бумаги и с тупыми закругленными концами) .

Работа с бумагой. Оригами. Плетение. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги.