Конспект занятия по экологии "Водица -царица"

Занятие знакомит детей с водной стихией, ее свойствами. Формирует представление о важности воды. Знакомит детей с понятиями холодных цветов : голубом, синим, фиолетовым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_voditsa-tsaritsa.docx15.24 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИИ ТЕМА: «ВОДИЦА – ЦАРИЦА»

Цель занятия: Познакомить детей с водной стихией, её свойствами. Дать представление о том, какое большое значение имеет вода для всего живого на земле. Формировать представление о холодных цветах: голубом, синем, фиолетовом. Развивать память, воспитывать бережное отношение к природе. 

Материал: Таз с водой (за ширмой), кораблики из коры или скорлупы грецкого ореха, цветные лилии, сделанные из воска лил парафина, хрустальная (стеклянная) шкатулка, колокольчики, флакончики разной формы, банка; кружки разных цветов.

Предварительная работа: Беседы о воде, загадывание загадок, чтение рассказов и стихотворений. Наблюдения в природе, проведение опытов с водой.

Индивидуальная работа: Ксюшей Ф, Тимофеем.

Ход занятия

     Педагог, читая стихотворение, показывает «хрустальную шкатулку» с водой: 

Шкатулка музыкальная,

Наш старый, добрый друг,

Мелодию хрустальную

Рассыпала вокруг. 

     Звучит музыка, имитирующая журчание воды. Педагог предлагает догадаться ,кто поет хрустальную песенку. Уточняет, что это была водичка, загадывает загадку:

Тучка по небу гуляла,

Тучка бусы растеряла,

Скачут бусы по дорожке,

Как хрустальные горошки. 

     Тихо звучит мелодия, имитирующая звук капель дождя. Педагог говорит: «Звенят, звенят капельки, собираются в ручейки и бегут к волшебному озеру».

Упражнение «Ручеек». Дети берут колокольчики, произносят вместе со взрослыми волшебные слова: 

Бежит, журчит, ручей

Ничей, чуть стает снежок,

Через поле - лужок. 

     Дети бегут друг за другом (волнистая дорожка), позванивая колокольчиками.

     Педагог останавливает детей около ширмы, убирает её, обращая их внимание на большой таз с водой, на поверхности которой плавают кораблики и восковые лилии со свечами, говорит детям, что они оказались около волшебного озера. Дети рассаживаются вокруг него, закрывают глаза. В это время педагог зажигает свечи, предлагает открыть глаза, сесть поудобнее, посмотреть молча на огонь и послушать песню волшебного озера (звучит оркестровая картинка «Волшебное озеро», муз. А. Лядова).

     Упражнение «Надуй парус». Дети тихо дуют на кораблики, педагог говорит о том, что подул ветер, у корабликов надулись паруса, и они уплыли далеко-далеко. (Кораблики и лилии убирают на поднос).

     Предлагает посмотреть на воду и сказать: какая она? (холодная, голубая, чистая и т.д.) Обобщает высказывания детей, просит опустить руки в воду, набрать в ладоши и вылить, побрызгать и т.п.

     По ходу рассказывает о том, что она прозрачна и т.д. Затем, предлагает налить воду в разные флаконы, обращает их внимание на то, что флаконы разной формы и вода приобрела такую же форму, как флаконы. Педагог предлагает поставить флаконы на поднос и послушать, какие песни умеет петь вода (выливает воду из таза в банку). Дети говорят о том, что вода журчит, звенит и т.п. Педагог ведет руки по поверхности воды – она булькает; стряхивает воду с рук – она капает.

     Затем, педагог предлагает ответить, откуда в озерах берется вода. Подсказывает, если дети сами не находят ответа (например, из родника – маленького фонтанчика, который бьёт из – под земли).

     Упражнение «Родник». Дети под музыку попеременно поднимают все выше и выше сжатые в кулачки ладони.

Ключик, ключик, родничок,

Чистая волна,

Чей – то круглый кулачок

Звонко бьет со дна.

     Педагог. Вот такие подземные ключи – родники дают воду в небольшие озера и реки. Но есть и большие озера. Им несут воду большие полноводные реки. Скажите: могут ли прожить без воды люди, животные, растения? Что с ними станет без воды? (ответы). Да, вода дает жизнь и растениям, и животным, и людям. Поэтому в сказках, пословицах воду называют «матушка», «царица». (Предлагает рассказать, как вода помогает жить людям. Дети отвечают.)

     Правильно, вода дает нам жизнь, здоровье, снимает усталость. Поэтому её надо беречь. А как её надо беречь? (Дети отвечают). Да, её не надо тратить зря, нельзя загрязнять реки и озера, потому что оттуда приходит вода в наши дома. Если вода грязная, она «живая» или «мертвая»? (Показывает два стакана с водой – чистой и грязной – и просит детей найти «живую» воду).

     Педагог обращает внимание на то, что в «живой» воде много пузырьков воздуха, а в «мертвой» их нет. Читает стихотворение:

Родник иссяк, ручей ослаб,

Вода из крана кап-кап-кап-

Мелеют реки и моря.

Не тратьте воду зря, зря, зря.

А то пройдет немного лет –

И нет водицы, нет, нет, нет.

     Игровое упражнение «Волны». Педагог предлагает встать в круг и взяться за руки – сделать большое озеро.

     Вода в озере спокойная. (Дети плавно разводят руками в стороны).

     Но вот налетел легкий ветерок и стал играть с водой. (Движение кистями вверх-вниз).

     Понравилось ветерку играть с водой, подул он сильнее. Вода в озере забурлила, заплескалась, засверкала. (Движения кистями становятся быстрее). Но вот ветер наигрался и стих. Опять водная гладь спокойна. (Плавные движения руками в стороны).

     В конце занятия дети выполняют игровое задание «Капля к капле – будет озеро». Из множества цветных кружков выбирают только те, которые подходят для того, чтобы «составить» озеро (фиолетовые, синие и голубые кружки; педагог предлагает в середину положить фиолетовые, затем по кругу выложить синие, а затем голубые кружки – так обозначается разная глубина воды).

На этом наше волшебное занятие заканчивается.  Мы будем продолжать беседовать о воде и узнаем много нового и интересного.