Тематический классный час: "Безобидно ли сквернословие?"
Предварительный просмотр:
Тематический классный час.
Тема: Безобидно ли сквернословие?
эпиграф: Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки
За собой повести.
В. Шефнер.
Цель: формирование навыков здорового образа мысли.
Задачи:
- Расширить знания школьников о вредных привычках.
- Воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества.
- Побуждать к нравственному самосовершенствованию.
Подготовительная работа к классному часу:
- Анкетирование среди учащихся: «Моё отношение к сквернословию».
- Подготовка различного статистического материала по проблеме.
- Плакаты Международной Лиги защиты культуры:
- «Только МЫ можем сделать так, чтобы жители нашего города не слышали на улицах, дома, в учебных заведениях грубые, непристойные слова».
- «Мы должны знать, что грубость – это не сила, а слабость. Все должны знать, что наши мысли, слова, поступки – это бумеранг, что они рано или поздно возвращаются к нам с удивительной точностью».
- «Мы знаем, что если мы отдаём людям всё лучшее, что у нас есть, то к нам вернётся самое лучшее, что есть в мире!»
4. Стихи.
5. Листовки литературного кружка Кемеровского аграрного техникума. Текст листовки:
Здравствуйте наши земляки!
Хотите, чтобы наша жизнь стала чище, здоровее и добрей? Есть способ!
Давайте понаблюдаем, что и как мы говорим, как обращаемся друг к другу, чем наполняем наши души, сердца и пространство?
Каждый знает, насколько омрачает нас бранное и грубое слово. И как озаряет нашу душу слово, сказанное добросердечно, с улыбкой.
Давайте лечить наш Великий Русский Язык от брани и сквернословия! Давайте вернём нашей речи Достоинство, Чистоту и Величие!
А это зависит от каждого из нас. Давайте начнём с себя. Пусть этот день станет началом возрождения Чистого слова, уроком Культуры, Добра и Красоты на пути к подлинному очищению Великого Русского Языка!
Форма проведения: обучающий семинар.
Ход классного часа:
Учитель: Здравствуйте, ребята! Итак, тема нашего классного часа – Безобидно ли сквернословие?
Так ли уж безобидна эта вредная привычка? Мы сегодня с вами об этом поговорим. По данным социологических опросов, в России матерится 70% населения. Если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц и других опустившихся лиц, то теперь мат всё глубже проникает во все социальные и возрастные слои общества. Матерная речь звучит везде и всюду, по поводу и без повода. Мат вставляют в речь для «связки» слов, оправдывая себя расхожей фразой: мы матом не ругаемся, мы на нём разговариваем! Нам всё более пытаются навязать, что русский язык невозможен без мата.
1-й ученик: Интересно, кто придумал эти ругательные слова?
2-й ученик: Немного истории. Одним из распространённых мифов является утверждение о том, что матерщину на Русь занесли монголы и татары. Но это не так. Корни сквернословия – языческие заклинания, и на Руси они были ещё до монголов. У восточных славян, как и у других народов, в языческие времена существовал культ плодородия, вера в мистический брак земли и неба. На русских языческих свадьбах пели так называемые корильные песни, в которых содержались ритуальные оскорбления жениха (чтобы не пришлось избраннице корить его в семейной жизни). С помощью матерной брани язычник – славянин отпугивал так же нечистую силу, думая, что бесы боятся матюгов.
1-й ученик: Так получается, что матерные слова несли положительную функцию в языке предков?
2-й ученик: Нет. Это не так. Уже после Крещения Руси за сквернословие строго наказывали розгами на улицах. Существовало представление, что матерная брань наказывается стихийными бедствиями, несчастьями и болезнями.
1-й ученик: Знаю, что в Советское время за сквернословие полагалось 15 суток ареста. Несмотря на наказание, люди продолжали ругаться. Почему?
Учитель: Доведённому до крайнего эмоционального состояния простому человеку нужно выпустить пар, что и делается с помощью крепкого выражения. Есть психологическая теория на этот счёт. Все мы – как луковицы, туго обёрнутые слоями кожуры. С чужими людьми – все слои на месте. С друзьями – немного кожуры сбросили, допускаем к сердцевине. С родными и близкими – ещё оголились. С любимыми – до нежной мякоти открыты. И что происходит, когда вас посылают далеко и по матушке? Агрессор как бы стремится пробить вашу защиту, пронзить «кожуру», ранить в самое больное, личное, интимное. Недаром ведь все бранные слова относятся к области интимных отношений или оскверняют самого дорогого человека – мать.
1-й ученик: Ну, со взрослым-то человеком понятно – дом, семья, работа, проблемы. А почему ругаются матом подростки?
3-й ученик: Немного психологии. Часто молодые люди ругаются матом, чтобы показаться взрослее, мужественнее, сильнее. Подросток, изощрённо бранясь, хочет скрыть свою внутреннюю слабость, инфантильность. И вместо того, чтобы делом доказать, что он уже взрослый, надевает на себя броню грубости и неприступности. Тому, кто и правда силён, не нужно доказывать это всему миру. По-настоящему независимый человек – не тот, кто живёт по закону стада: куда все, туда и я. Сильный человек не позволяет вредной привычке господствовать над ним.
1-й ученик: Разве мат – это привычка?
3-й ученик: Да. Привыкший сквернословить находится уже в зависимости от своей вредной привычки. Бросить ругаться не легче, чем бросить курить.
Учитель: В престижном ростовском салоне красоты был скандальный случай: уволились сразу три женщины-парикмахера. Причина заключалась в том, что директор запретил им материться на рабочем месте. Вынести этот запрет молодые женщины были не в силах.
3-й ученик: Если убрать из языка сквернослова все матюги, которые чаще всего употребляются для связи слов и не имеют никакого смысла, то мы увидим, насколько беден его лексикон.
Учитель: Речь, особенно разговорная, стремится к краткости. По краткости и экспрессивности с ругательствами ничто не может сравниться, одно маленькое слово – и ты выразил бурю эмоций.
Часто нецензурным словам подыскивают своего рода заменители, которые без вульгарного криминала. Например, слово «блин» стало повсеместным и распространённым. Но такие слова засоряют речь, слово «блин» становится словом-паразитом. Как часто мы слышим: «Блин, я забыл мобильник!», « Опоздал, блин!», «Блин, снова контрольная!» - и так далее… Блинов у нас на тысячи маслениц!
1-й ученик: Люди ругались и будут ругаться. Это потребность, с которой, как мне кажется, глупо бороться. Представьте, мужская компания в пивной или в бане, на поле боя, наконец. Кто осудит солдата во время атаки, который матерится, а не высоким стилем изъясняется?
Учитель: В жизни бывают разные ситуации. Пивнушка – это не автобус, улица – не мужской туалет, школа – не казанский вокзал, прохожие – не приятели… Я согласна, матерщина никуда не денется, она века существовала и нас переживёт. Но пусть она царит там, где положено, а не течёт зловонной жижей без преград и препятствий. О здоровом образе жизни некурящих и непьющих заботятся. Наша Дума недавно запретила курить и пить в общественных местах. Но есть и другое здоровье – духовное. Мы несём ответственность за каждое слово, особенно за скверное. Ничто не происходит бесследно, и, оскорбляя мать другого человека, посылая проклятия ему, тем самым навлекаем беду на себя. Святитель Иоанн Златоуст когда-то сказал: «Который человек матерно избранится, себя в той день проклятию подвергает».
1-й ученик: Неужели можно навредить себе матом? Это ведь у окружающих «уши вянут».
4-й ученик: Немного науки. В Институте проблем управления РАН кандидат биологических наук Пётр Петрович Гаряев и кандидат технических наук Георгий Георгиевич Тортышный своими исследованиями пытаются ответить на вопрос – что же происходит с человеческим родом? Исследователи изобрели аппарат, который переводит человеческие слова в электромагнитные колебания. А они, как известно, влияют на молекулы наследственности ДНК. Ругается человек не переставая – и его хромосомы корёжатся и гнутся, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы. Вот так постепенно потомству передаётся программа самоликвидации. Учёные зафиксировали: бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген. Эксперимент с облучением много лет проводился на семенах растения арабидопсис. Почти все они погибли. А те, что выжили, стали генетически уродцами. Эти монстры, перенеся множество болезней, передали их по наследству. Через несколько поколений потомство полностью выродилось. Интересно, что мутагенный эффект не зависел от силы слова, они могли произносится то громко, то шёпотом. На этом основании учёные сделали вывод, что определённые слова обладают информационным воздействием на ДНК.
5-й ученик: Проведён был и прямо противоположный эксперимент. Учёные «благословляли» семена, убитые радиоактивным облучением в десять тысяч рентген. И вот перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК встали на свои места и срослись. Убитые семена ожили.
1-й ученик: Ну что вы людей сравниваете с растениями!
5-й ученик: Генетический аппарат всех живых организмов работает по универсальным законам. Подтверждённая исследователями способность людей воздействовать словами на программы наследственности известна верующим людям с древних времён. Из святоотеческой литературы мы знаем, как нередко благодаря молитвам святых исцелялись безнадёжно больные и воскресали мёртвые. Причём благословение праведников распространялось не только на конкретного человека, но и на его потомков. Учёные пришли к ошеломляющему выводу – ДНК воспринимает человеческую речь. Её волновые «уши» прямо таки приспособлены к улавливанию звуковых колебаний. Молитвенные слова пробуждают резервные возможности генетического аппарата. Проклятие нарушает волновые программы, а значит, нарушает нормальное развитие организма. П.П. Гаряев считает, с помощью человеческих мыслей-форм человек созидает свой генетический аппарат. К примеру, ребёнок, взявший от родителей определённую наследственную программу, начинает дебоширить, сквернословить. И разрушает и себя, и свою среду – как социальную, так и психологическую. И катится этот снежный ком из поколения в поколение.
Другая группа учёных под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского 17 лет занималась проблемой сквернословия, и они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.
Учитель: Учёные медики пришли к выводу, что все болезни имеют своё происхождение в духе. Бездуховность – вот основная причина, как психической, так и физической патологии. Только духовное совершенствование человека может явится защитой от различных заболеваний.
1-й ученик: А какие качества нужно развивать в себе, совершенствуясь духовно?
Учитель: Нужно развивать в себе любовь, доброту, понимание красоты, терпимость к окружающим, стремиться к знаниям, развивать чувство ответственности за свои мысли и поступки. Язык, речь – это наше оружие, средство общения, убеждения, языком надо учиться владеть. И делать это очень трудно, когда речь обременена мусором. Попытайтесь хотя бы месяц обойтись без бранных слов и внимательно проследите за изменениями в вашей жизни. Вы скоро поймёте, что, отказавшись от уродливого матерного языка, вы обретёте здоровье, счастье, везение, ясность мыслей, поступков и любовь ваших близких.
Других не зли и сам не злись,
Мы гости в этом бренном мире,
А если что не так – смирись,
Будь поумнее, улыбнись.
Холодной думай головой,
Ведь в мире всё закономерно:
Зло, излучённое тобой,
К тебе вернётся непременно…
А сейчас вы получите листовки, в которых вас просят никогда не произносить бранные слова, чтобы вы эти листовки раздали родным, знакомым, друзьям, чтобы только добросердечное слово озаряло нас улыбкой (читается листовка).
Литература:
- Журнал «Сельская новь», № 4 – 1992г.
- Нестерова Н. – Культура речи, 2008г.
- Сидоров В. – Как бороться со сквернословием, или здесь русский мат, здесь Русью пахнет, 2008г.