РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРЕ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы. Материал для работников ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 23.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад №6 "Светлячок" города Лесосибирска"
Доклад на тему:
«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРЕ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»
Выполнила: Титкова Е.А.
Лесосибирск 2014
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРЕ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Титкова Е.А.
Изучение трактовок понятий «навык» и «коммуникативный» дает возможность сформулировать следующее определение коммуникативного навыка: коммуникативный навык – это умение общаться, которое формируется путем многократных упражнений. Коммуникативный навык кроме владения речью подразумевает владение и невербальными средствами общения (телодвижения, жесты, мимика, пантомимика и т.д.)
Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников имеет следующие особенности:
- произвольная память у старшего дошкольника проявляется в ситуациях, когда ребёнок сам ставит перед собой цель запомнить и вспомнить, воспроизвести, рассказать, объяснить;
- к старшему дошкольному возрасту у ребёнка накапливается значительный запас слов;
- продолжается общее обогащение лексики (словарного состава, совокупности слов, употребляемых ребёнком);
- увеличивается лексический запас словами сходного (синонимы) или противоположного (антонимы) значения, а также многозначными словами;
- в старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап развития речи детей — усвоение грамматической системы языка;
- возрастает удельный вес простых распространённых, сложносочинённых и сложноподчинённых предложений;
- у детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь;
- дети старшего дошкольного возраста активно осваивают построение разных типов текстов: описания, повествования, рассуждения;
- в процессе развития связной речи дети начинают также активно пользоваться разными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру.
Вместе с тем можно отметить и другие особенности в речи старших дошкольников:
- отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка (чаще всего сонорные и шипящие звуки);
- некоторые старшие дошкольники не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации;
- допускают ошибки в образовании разных грамматических форм;
- некоторые дети затрудняются в правильном построении сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания.
Развитию коммуникативных навыков старших дошкольников способствует совокупность многих организационно-педагогических условий. На мой взгляд, основными из них являются:
— речь воспитателя должна быть предельно грамотной, так как она является основным источником развития речи старшего дошкольника;
— развитие коммуникативных навыков должно происходить регулярно, в системе, как на занятиях, так и в повседневной жизни старшего дошкольника;
— особое место в развитии коммуникативных навыков должна занимать игра, так как она является ведущим видом деятельности старших дошкольников;
— игры, выбираемые для старших дошкольников, должны быть направлены на развитие различных коммуникативных навыков детей.
Учитывая данные условия развития коммуникативных навыков старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении, я сделала реализую их в системе различных игр, состоящей из четырех блоков: игры на развитие умения сотрудничать, игры на умение активно слушать, игры на умение перерабатывать информацию, игры на умение конструировать «текст для другого».
1 блок игр на развитие умения сотрудничать
(Поводырь)В группе разложены и расставлены предметы-препятствия (стулья, кубики, обручи и т.д.). Дети распределяются по парам: ведущий — ведомый. Ведомый повязывает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например: «Переступи через кубик», «Здесь стул. Обойдем его». Затем дети меняются ролями. ( Воспитываем доверие друг к другу, чувство ответственности за другого ).
2 блок игр на умение активно слушать.
(Мое начало - твой конец)Дети делятся на две команды: одна -придумывает начало истории про игрушку (собачка, мишка) по цепочке; другая - ее продолжение (также по цепочке). (используется прием активного слушания, как развитие мыслей собеседника).
3 блок игр на умение перерабатывать информацию.
(Пойми меня) Одному ребенку на ухо сообщают задание. Он должен без слов (жестами, пантомимикой) передать это сообщение другому ребенку. Задания могут быть, например, такими: открыть дверь, подойти и посмотреть в окно, поставить два стула рядом и др. (Развиваем умение понимать друг друга, вникать в суть получаемой информации).
4 блок игр на умение конструировать «текст для другого».
(Опиши друга) Упражнение выполняется в парах. Дети стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнёра. Потом описание сравнивают с оригиналом и делают вывод о том, насколько ребенок был точен. (Развиваем умение излагать свои мысли точно и лаконично).
Таким образом, целенаправленная работа педагога с использованием различных игр по развитию коммуникативных навыков у старших дошкольников может быть весьма успешной, если:
- игры педагогом проводятся правильно, с соблюдением всех условий и правил;
- игры соответствуют возрастным особенностям старших дошкольников;
- если игры проводятся регулярно (каждый день).
Однако, развитие коммуникативных навыков посредством игры не является обособленным процессом. Напротив, развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умения внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту – всё это способствует формированию и последующему развитию коммуникативных навыков.
Литература
- Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Речевое развитие дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 160 с.
- Бестужева, Е. Невербальные средства коммуникации // Дошкольное воспитание. – 2007. - №5. – С. 62 – 67.
- Гаврилушкина, О. Проблемы коммуникативного общения дошкольников // Ребёнок в детском саду. – 2003. – №1. – С.19-21.
- Гаврилушкина, О. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада // Ребёнок в детском саду. – 2003. - №2. – С.12 – 16.
- Дубинина, Л. Развитие у детей коммуникативных способностей // Дошкольное воспитание. – 2005. – №10. – С.3-9.