Школьная дезадаптация
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание Понятие вопроса Виды дезадаптации Школьная дезадаптация Особенности школьной дезадаптации младших школьников Особенности школьной дезадаптации подростков Исследование социальной адаптации в подростковом возрасте Меры по индивидуальной коррекции дезадаптации
Дезадаптация – психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации
Виды дезадаптации
Виды дезадаптации (в зависимости от природы, характера и степени проявления) Патогенная дезадаптация Психическая дезадаптация Социальная дезадаптация
Патогенная дезадаптация Психические состояния, вызванные функционально-органическими поражениями ЦНС В зависимости от степени и глубины поражения патогенная дезадаптация бывает: Устойчивой (психозы, психопатии, органические поражения головного мозга, отставание в умственном развитии, дефекты анализаторов) Имеющей пограничный характер (повышенная тревожность, возбудимость, страхи, навязчивые дурные привычки и т.п.)
Психическая дезадаптация Психические состояния, связанные с половозрастными индивидуально-психологическими особенностями ребенка, подростка Обуславливая определенную нестандартность, трудновоспитуемость детей, требует индивидуального педагогического подхода и, в отдельных случаях, специальных психолого-педагогических коррекционных программ
Формы психической дезадаптации Устойчивая акцентуация характера снижение порога эмпатийности индифферентность интересов низкая познавательная активность дефекты волевой сферы: импульсивность, расторможенность, безволие, податливость чужому влиянию способные и одаренные дети
Неустойчивая психофизические половозрастные особенности отдельных кризисных периодов развития ребенка и подростка неравномерное психическое развитие состояния, вызванные психотравмирующими обстоятельствами: влюбленность, развод родителей, конфликт с родителями и .п.
Социальная дезадаптация Нарушение детьми и подростками норм морали и права, деформация системы внутренней регуляции, ценностных ориентаций, социальных установок Социальная дезадаптация – процесс обратимый
Педагогическая запущенность Педагогически запущенные дети хронически отстают по ряду предметов школьной программы, сопротивляются педагогическому воздействию, демонстрирую различные проявления асоциального поведения: сквернословят, курят, конфликтуют с учителями, родителями и сверстниками В развитии социальной дезадаптации прослеживаются две стадии:
Социальная запущенность У социально-запущенных детей и подростков все эти негативные проявления отягощены ориентацией на криминогенные группировки, деформацией сознания, ценностных ориентаций, приобщение к бродяжничеству, наркомании, алкоголизму, правонарушениям
Школьная дезадаптация Причины: Сложная и нестабильная ситуация в обществе Микроклимат в семье Атмосфера в школе Неумение приспособиться к темпу школьной жизни (торможение, соматические болезни) Ошибки в поведении учителей (пассивно-отрицательный и активно-отрицательный стили отношения к детям) Традиционная система оценивания ЗУНов (отрицательна оценочная стимуляция)
Особенности школьной дезадаптации младших школьников Невозможность овладеть операционной стороной учебной деятельности Изменение ведущей деятельности Определенные физиологические изменения возрастного характера
Особенности школьной дезадаптации подростков Расширение границ учебной деятельности и смещение акцента с ее предметной стороны на мотивационно-потребностную Развитие самосознания подростка, увеличение его активности в оценке себя и других Особая роль общения для подростка
Исследование социальной адаптации в подростковом возрасте Социальная адаптация - процесс социально-экономических, физических или организованных изменений в специфическом групповом поведении, социальных отношениях или в культуре в целях улучшения перспектив выживания группы или индивидуума
Она включает в себя три аспекта изучения: Ценностных ориентаций, социальной идентификации, типов социального поведения Материального положения молодых людей Их социально-психологического состояния Исследовать проблему социальной адаптации нужно комплексно.
Своевременная диагностика и коррекция причин дезадаптации очень важна, так как длительное воздействие эмоциональной дезадаптации вдет к серьезным нарушениям в развитии, к формированию устойчиво дезадаптивных патологических черт
Группы дезадаптированных подростков (в зависимости от степени дезадаптированности) Удовлетворительно адаптированные Слабо адаптированные Дезадаптированные Целесообразно проводить диагностику эмоционально-психической дезадаптации на индивидуальном уровне
Этапы диагностики дезадаптации подростков Описательно – симптоматический (выявление степени дезадаптированности) Методы, позволяющие выявить причины дезадаптации Основное направление работы – консультирование самого подростка, педагога, родителей в процессе решения выявленных проблем
Меры по индивидуальной коррекции дезадаптации Педагогические (метод беседы) Психологические (групповое и индивидуальное консультирование, различные тренинги) Общепрофилактические меры Организационные Анализ (с использованием социологических методов) Порфориентационные Меры повышения психологической грамотности
Пути коррекции Приобретение навыков рефлексии, самоорганизации и дисциплины Развитие эмпатии