ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА КАК СПОСОБ ФИКСАЦИИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

Томашевская Ольга Александровна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon evristicheskaya_olimpiada_kak_sposob_fiksatsii_urovnya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА КАК СПОСОБ ФИКСАЦИИ УРОВНЯ    

РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

О.А Томашевская, преподаватель педагогики

КГБОУ СПО Енисейский педагогический колледж

 «Человек рожден для великих дел, когда  

                                                   у него хватает сил победить самого себя»

                                                                                             Ж. Массильон

Реформирование образования в РФ ориентировано на высокую цель  - воспитание молодого поколения с инновационным творческим типом мышления, с развитой мировоззренческой культурой, этническим ответственным отношением путей определения и разработки стратегии развития систем образования, построение системы непрерывного образования,  создание альтернативного образования, разработка новых подходов. Одним из приоритетных направлений является совершенствование образовательного процесса, и обеспечение перехода субъектов образовательного процесса от знаниевой к компетентностной образовательной парадигме.

Важным условием повышения качества знаний и познавательного интереса, считаю создание креативной образовательной среды. Считаю актуальным популяризацию педагогических знаний через внеклассную работу. Педагогика и психология – одни из самых интересных, сложных и разнообразных по содержанию дисциплин. В рамках проведения традиционного мероприятия «Дни К.Д. Ушинского» в нашем колледже состоялась эвристическая олимпиада по педагогике и психологии. 

Эвристическая олимпиада как форма обучения возникла в системе эвристического типа образования, разрабатываемого и реализуемого под руководством Андрея Викторовича Хуторского.  Понятие "эвристическая олимпиада" введено А.В.Хуторским в дидактику и практику обучения в 1996 году. В основе эвристических олимпиад лежит дидактическая эвристика — теория и технология креативного обучения.

Цель олимпиады: выявление педагогически одарённых студентов и создание условий для раскрытия  их профессионального-личностного и творческого потенциала, самореализации и развития профессиональной компетентности.  

Эвристика в переводе с греческого означает "отыскиваю", "нахожу", "открываю". "Эврика!" - это значит "Я нашел ответ!". На таких олимпиадах студенты предлагают свои версии и гипотезы, отыскивают решения необычных проблем, делают свои открытия[1]. 

Задания эвристической олимпиады - открытые, то есть не предполагают заранее известных ответов. Их выполнение ориентировано на собственные версии, суждения, исследования участников, на создание нового результата, а не на припоминание известной информации, что неоспоримо формирует исследовательскую компетентность. Единых ответов на эвристические задания не существуют. Каждый ответ студента уникален. В то же время, эвристические задания опираются на образовательные стандарты. Чтобы выполнить их качественно, нужно владеть предметными знаниями, способами деятельности, компетенциями. Для выполнения заданий требуется проявить индивидуальность, уникальность, самобытность[2,3].

Жюри оценивает оригинальность, аргументированность, мировоззренческую глубину предлагаемых гипотез, проектов, моделей, сочинений. Существуют и предметные критерии оценки.

Олимпиадные задания составляются таким образом, что в них отражаются следующие особенности:

1. Наличие в содержании задания метапредметного первосмысла, то есть ключевого понятия, явления, объекта, концентрирующего в себе достаточно широкую область познаваемого бытия. Первосмысл позволяет каждому студенту по-разному осуществить его познание.

2. Выполнение задания предусматривает применение студентом некоего метаспособа, то есть универсального эвристического метода познания объекта или решения проблемы, например: установление закономерности, образное представление объекта, создание алгоритма.

3. Задание предполагает один из ведущих видов деятельности ученика: логический, образный, конструкторский и т.д. Для обеспечения возможности максимального проявления индивидуальных способностей учащихся, желательно, чтобы вся совокупность олимпиадных заданий охватывала основной набор видов деятельности, который установлен в учебных программах по изучаемому предмету.

4. На основе установленных для олимпиады первосмыслов и метаспособов формулируются главные задания-номинации олимпиады, такие как: "Идея", "Образ", "Задача", "Закономерность", "Закон", "Знак", "Символ", "Опыт", "Конструкция", "Поделка", "Сочинение", "Алгоритм", "Ассоциация".

5. Обеспечивается предметное и тематическое разнообразие в содержании олимпиадных заданий. Например, в задании по номинации "Символ"  (изобразите образ педагогики).  

6. На эвристической олимпиаде приоритет отдаётся таким заданиям, которые предполагают создание студентом личного образовательного продукта, а не получение требуемого ответа или отыскание известного решения. В этом смысле на олимпиаде оценивается не правильность выполнения заданий, а качество созданного участниками образовательного продукта.

7. Оценивание результатов участников происходит по сумме набранных ими баллов. Возможно отдельное подведение итогов по каждой из номинаций.

8. Эвристическая олимпиада - кроме всего прочего - средство контроля индивидуального творческого развития студентов. Балльная система оценивания, применяемая по одним и тем же номинациям позволяет количественно отслеживать динамику качественных изменений студентов, даёт ему возможность максимального творческого самовыражения.

Критерии оценки олимпиадных работ:

оригинальность предлагаемого ответа, непохожесть на остальные ответы и известные сведения,

мировоззренческая глубина и обоснованность ответа,

нестандартность использованных способов решения,

степень творческой самореализации.

Кроме общих критериев применяются предметные критерии оценки работ, а также критерии, относящиеся к конкретному типу задания.

Каждое выполненное задание оценивается по 10-бальной шкале. 10 баллов — получают самые лучшие ответы, обычно таких не более 2-3 %. 8-9 баллов — выставляются за очень хорошие ответы. 7 баллов — ставится за работы, которые могут претендовать на звание лауреата олимпиады. 6 баллов и ниже — за остальные ответы.

По сумме набранных баллов составляется рейтинг всех участников олимпиады[4,5].

Олимпийцам было предложено девять разнообразных по характеру заданий. Были определены следующие критерии оценки олимпиадных заданий: степень новизны идеи или гипотезы, содержание и объём выполненного задания, оригинальность, творческий подход, психологическая интуиция, ёмкость и лаконичность, логичность, аргументированность, мировоззренческая основа, применение предметных знаний, умений, компетенций.

Особо отметили студенты анализ видеосюжета, задание «Команда педагогов», «Символ», «Ассоциация», «Мой ответ автору».

По результатам рефлексии, предложенной участникам, можно констатировать, что «мероприятия подобного рода полезны и интересны», «стимулируют учебно-познавательную деятельность», «создают условия для развития творчества и активной профессиональной позиции будущих педагогов».

Уверена, что участие в эвристических олимпиадах изменяет мышление участников в творческую сторону. А это позитивно влияет не только на успехи в учебе, но и на жизненные достижения. А.Дистервег мудро предвидел: «Не в качестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что ты знаешь».

Библиографический список

  1. Андрианова Г. А., Хуторской А. В., Кулешова Г. М. Дистанционные эвристические олимпиады в начальном, основном и профильном обучении // Смыслы и цели образования: инновационный аспект. Сб. науч. трудов / Под ред. А. В. Хуторского. — М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. — С.250-261
  2. Хуторской А. "Кружкой можно любоваться". Эвристическая олимпиада: как её подготовить и провести // Учительская газета. — 1996. - N35 (03.09). — С. 8.
  3. Хуторской А. В. Дистанционные проекты и олимпиады Центра «Эйдос» // Компьютер в школе — 1999 — № 1.
  4. Хуторской А. В. Помни, ты способен на гениальные открытия! //Первое сентября - 2000.
  5. Шерстова Е. В. Эвристические задания и их результат. М.- 2005.