История сурдопедагогики в России с древних времен до великой октябрьской социалистической революции

Рогачева Ольга Сергеевна

В данном материале отображены основные вехи развития сурдопедагогики  в России с древних времен до великой октябрьской социалистической революции. Ведь не является секретом, что проблема глухонемых была и остается острой проблемой человечества! Необходимо выстраивать четкую позицию со стороны государства, да и общества в целом, для более результативной работы в этом направлении! Данный материал создан в виде презентации и может быть полезен в своем применении на практике как практикующим специалистам, так и всем кому интересен исторический аспект данного вопроса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_surdopedagogiki_v_rossii_s_drevnikh_vremen_do.pptx82.25 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История сурдопедагогики в России с древних времен до великой октябрьской социалистической революции

Слайд 2

Состояние сурдопедагогики в древнейшие времена на территории будущей Руси, как и на Западе, можно с большей или меньшей степенью вероятности реконструировать на основании данных археологии, истории культуры, лингвистики ; Совершенно очевидно, что сурдопедагогика представляла собой более позднее по сравнению с общей педагогикой явление

Слайд 3

Воспитание глухих детей происходило непосредственно в процессе трудовой деятельности Подрастая, дети наблюдали за действиями взрослых членов общины, подражали им, а затем и включались в такую деятельность наравне со взрослыми Наряду с подражанием имело место преднамеренное, хотя и примитивное, руководство детьми со стороны взрослых В последующем, с усложнением трудовой и общественной деятельности отчуждение глухих от полноценных в физическом отношении людей постоянно возрастало. Состояние проблемы в древние времена

Слайд 4

Однако отношение к глухим в древние времена не было однозначным (всякое физическое и психическое отклонение от нормального развития повсеместно вызывало суеверный страх у окружающих людей) ; В числе других физических и психических отклонений глухота также рассматривалась как «наказание божие» ; Феодальное государство, как правило, не интересовалось судьбой больных и калек и не выделяло средств на их содержание ; Призрением убогих чаще занимались монастыри, располагавшие большими земельными угодьями и непрерывно богатевшие от пожертвований населения. При этом «милосердие» монастырей было далеко не бескорыстным.

Слайд 5

«Убогие дети» (слепые, увечные, глухие и т. д.), с одной стороны, вызывали у богомольцев чувства сострадания, жалости, что способствовало дополнительному притоку пожертвований монастырям ; С другой стороны, за стенами монастырей, когда не было паломников, посетителей, убогие дети подвергались эксплуатации ; В больших монастырских хозяйствах в широких масштабах применялся труд этих безответных детей и подростков.

Слайд 6

По мере укрепления религии и церкви настоятели монастырей стали для увечных детей создавать особые дома. Одним из первых такой дом был открыт в Киево-Печерской лавре. О нем, по летописным свидетельствам, «шла большая слава» Характерным для тех далеких времен было то, что в понятиях глухоты и немоты различались состояние и степень дефекта: глухобезмолвные (глухонемые), оглушенные, глухие, постепенно глохнущие, только что оглохшие ; Анализ словарного фонда древнерусского языка позволяет утверждать, что дифференцированные понятия о глухоте были непосредственно связаны с характером отношений к различным категориям глухих со стороны тогдашнего общества.

Слайд 7

Русские законы, определяя социальное положение глухих, предусматривали и охрану прав глухих в семье ; Так, в законодательных актах (Стоглав, Соборное уложение 1649 года и др.) было указано, что после смерти отца наследство должно делиться поровну между всеми членами семьи, чтобы «из них никто изобижен не был». Охрана древним законодательством прав глухих на наследование показывает, что глухие признавались законом дееспособными. В законодательных же актах о направлении неимущих глухих в монастыри также говорилось о глухих и немых как о людях трудоспособных. Однако вместе с такого рода более гуманным отношением к взрослым глухим в русских законах были юридические ограничения, которые приравнивали их к безумным, с одной стороны, и к детям — с другой. На судебных процессах глухие не имели права выступать в качестве свидетелей. Русские законы о глухих

Слайд 8

Глухие вообще не могли бракосочетаться, так как они не в состоянии справиться с воспитанием детей ; Тем самым глухой был юридически изолирован от окружающих и лишен возможности иметь свою личную семью, свой дом, участвовать в общественной жизни.

Слайд 9

Отношение к глухим было гуманным и выражалось в сочувствии к глухим детям и заботе об их судьбе Отношение проявилось и в организации общественного призрения, воспитания, а также и обучения глухих детей сначала в процессе трудовой деятельности, а затем в монастырях и воспитательных домах ; Вместе с тем по мере укрепления православной церкви отношение к глухим детям ужесточалось ; Церковь поддерживала и распространяла основанные на незнании природы глухоты предрассудки, согласно которым глухота — «наказание божие» ; Призрение церковью и монастырями глухих, как и всех «калечных», все более приобретало показной и небескорыстный характер ; Древнерусское законодательство признавало глухих дееспособными, хотя и ограничивало их участие в судебных делах, приравнивая их к детям и душевнобольным. Выводы

Слайд 10

Первые училища для глухих детей были открыты в западных губерниях России. Тут случаи глухонемоты встречались чаще, чем в восточных губерниях. И здесь была более развита школьная сеть ; С 1806 по 1810 год существовала частная школа для глухих в Петербурге, занятия в которой вел французский учитель слепых В. Гаюи (1745—1822), приехавший в Россию по приглашению императора Александра I, чтобы открыть институт для обучения слепых детей. По просьбе родителей он занимался и с глухими детьми, так как был хорошо знаком с системой Р. А. Сикара . Все эти училища просуществовали недолго, главным образом потому, что поступление средств от благотворителей было недостаточным. Очевидной была необходимость создания училища с более устойчивой материальной базой. Первые в России училища для глухих

Слайд 11

В 1806 году императрица «милостиво повелела» открыть в г. Павловске училище для глухих «в малом виде и притом как опытное». Для открытия училища императрица выделила некоторую сумму из собственных капиталов. Таким образом Павловское училище оказалось в сравнительно более благоприятных материальных условиях, а поэтому и просуществовало дольше, в то время как многие другие частные училища закрывались вскоре после их открытия ; В первые годы существования бюджет училища был крайне скудным. Он состоял из случайных пожертвований и небольших сумм, выделявшихся Московским и Петербургским воспитательными домами на обучение глухих воспитанников, а также из платы за обучение тех из них, которые имели состоятельных родителей. По причине крайней недостаточности всех перечисленных источников «доходов» кассу училища приходилось пополнять даже за счет продажи поношенного платья воспитанников.

Слайд 12

Учителем был француз Ж. Б. Жоффре . Ко времени приезда в Россию Ж. Б. Жоффре (1810) училище было переведено из г. Павловска в Петербург и разместилось в помещении бывшего вдовьего дома, мало приспособленного для занятий с глухими. Число учащихся в Петербургском училище глухонемых непрерывно возрастало: в 1810 году в нем было 9 учеников, в 1811 году — 23, в 1812 году — 28, в 1813 году — 32, в 1815 году — 49. В связи с возрастанием числа воспитанников у Ж. Б. Жоффре возникали трудности в проведении учебной и воспитательной работы.

Слайд 13

Тем не менее в годы работы в нем Ж. Б. Жоффре Петербургское училище успешно развивалось. Петербургское училище расширялось, укреплялось и стало одним из лучших училищ в Европе ; Учебный процесс занимал во всей деятельности училища центральное место. В нем важное место отводилось обучению труду. Трудовая подготовка была различной для детей разных сословий: дети из «благородных» сословий обучались каллиграфии, наиболее одаренные из них — живописи и гравированию; дети из «простых» сословий — столярному и слесарному делу (мальчики), шитью и рукоделию (девочки) При училище имелся фруктовый сад, в котором воспитанники обучались садоводству. Во все годы существования Петербургского училища перед ним остро стояла проблема трудоустройства его воспитанников. Трудоустройство учащихся после окончания училища было затруднено. Глухие юноши и девушки, если даже они и приобретали в стенах училища известную трудовую квалификацию, не имели равных прав со слышащими.

Слайд 14

Презентацию подготовила Рогачева Ольга Сергеевна

Слайд 15

Спасибо за внимание!