Оценка работы Районного опорного центра по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся (РОЦ ГПВ) (Методические рекомендации)
Методические рекомендации предназначены для руководителей РОЦ ГПВ, методистов и педагогов дополнительного образования и могут быть использованы должностными лицами в проведении работы по планированию и совершенствованию организационных вопросов связанных с проводимыми мероприятиями гражданско-патриотического воспитания, а также оценки деятельности Районного Опорного Центра по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся (РОЦ ГПВ) при составлении отчетной документации. Методические комментарии информируют о теоретических и практических аспектах функционирования РОЦ ГПВ в общей системе гражданско-патриотического воспитания учащихся Приморского района г.Санкт Петербурга и разработаны применительно к РОЦ ГПВ на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Детско-юношеского центра «Молодежный творческий Форум Китеж плюс» г.Санкт-Петербурга.» и носят частый характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_raboty.docx | 53.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Центр образования «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»
Городской центр развития дополнительного образования
Курсы повышения квалификации
«Введение в профессию методиста»
Аттестационная работа
Тема работы:
Оценка работы Районного опорного центра по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся (РОЦ ГПВ)
(Методические рекомендации)
Автор : Путюнин В.В. методист военно- патриотического направления ГБОУ Д О Д «Молодежный творческий Форум Китеж плюс» г.Санкт-Петербурга.
Куратор: Дядькова Л.Г., зам директора ЦВР Калининского района г.Санкт-Петербурга.
Санкт-Петербург
2013 г.
Оценка работы Районного опорного центра по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся (РОЦ ГПВ)
(Методические рекомендации)
Автор: Путюнин В.В. методист военно патриотического направления ГБОУ Дворца детского творчества «Молодежный творческий Форум Китеж плюс» Санкт-Петербурга.
Куратор: Дядькова Л.Г., зам директора ЦВР Калининского района г.Санкт-Петербурга.
Методические рекомендации предназначены для руководителей РОЦ ГПВ, методистов и педагогов дополнительного образования и могут быть использованы должностными лицами в проведении работы по планированию и совершенствованию организационных вопросов связанных с проводимыми мероприятиями гражданско-патриотического воспитания, а также оценки деятельности Районного Опорного Центра по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся (РОЦ ГПВ) при составлении отчетной документации. Методические комментарии информируют о теоретических и практических аспектах функционирования РОЦ ГПВ в общей системе гражданско-патриотического воспитания учащихся Приморского района г.Санкт Петербурга и разработаны применительно к РОЦ ГПВ на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Детско-юношеского центра «Молодежный творческий Форум Китеж плюс» г.Санкт-Петербурга.» и носят частый характер.
Структура
Введение
1. Цель и основные задачи Районного Опорного Центра (РОЦ ГПВ) в общей системе гражданско-патриотического воспитания учащихся Приморского района г.Санкт Петербурга.
2. Выбор критериев и показателей оценки результатов работы РОЦ ГПВ
3. Методика оценки результатов работы РОЦ ГПВ по выбранным критериям и показателям патриотического воспитания.
Заключение.
Выводы и рекомендации
Приложение к методическим рекомендациям
Список использованной литературы
Введение
В последние годы в российском обществе нарастает тревога за судьбу детей, подростков и молодежи, что выражается в следующих основных характеристиках: быстром снижении образовательного и культурного потенциала молодого поколения; дальнейшей нравственной деградации поколения в целом, выраженной, в частности, как в криминализации сознания и поведения, так и в снижении нравственного порога допустимого; резкий взлет наркомании, алкоголизма практически во всех слоях общества, переход данного явления в неуправляемый режим и как следствие - разрушение генофонда; реальный разрыв преемственности поколений не только по идеологическим, но и по нравственным характеристикам; многие молодые люди не ценят свою страну, не считают себя её частью, хотят уехать за границу. Для решения проблем сложившейся ситуации государство в последние годы большое внимание уделяет вопросам патриотического воспитания подрастающего поколения. Патриотическое воспитание в своей основе представляет собой сложную управляемую систему, включающую в себя многообразие взаимосвязанных между собой элементов, внутренних устойчивых связей и отношений объективного и субъективного характеров, а также подсистемы содержательного, организационного и методического плана . Исходя из основных положений «Концепции патриотического воспитания» и государственной программы Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг. главной целью патриотического воспитания должно стать возрождение в российском обществе гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование и развитие подрастающего поколения, обладающего важнейшими активными социально значимыми качествами, способного проявить их в созидательном процессе в интересах нашего общества, в укреплении и совершенствовании его основ, в том числе и в тех видах деятельности, которые связаны с обеспечением его стабильности и безопасности.
Задачи патриотического воспитания : формирование национального самосознания, ценностного отношения к личности, обществу, государству, к идеям и ценностям их возрождения и развития; приобщение подрастающего поколения к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры своего Отечества, народа, формирование потребности в высоких духовно-нравственных и культурных ценностях и в их дальнейшем развитии; создание конкретных условий для проявления гражданственности, патриотизма, достойного выполнения общественного, государственного и воинского долга различными группами и категориями граждан с учетом их интересов, потребностей в основных сферах человеческой деятельности и общении; воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной ответственности как важнейшей характеристики молодых граждан, проявляющейся в заботе о благополучии своей страны, ее укреплении и защищенности; воспитание положительного отношения к труду, развитие потребности в труде на благо общества, государства, формирование социально значимой целеустремленности; формирование и развитие потребности в духовной жизни, в нравственно здоровом образе жизни, способности жить счастливой жизнью с семьей, близкими людьми, поддерживать благоприятный климат в микрогруппе и др.Выполнение задач патриотического воспитания предполагает осуществление следующих основных мер: проведение целенаправленной политики по созданию условий для социального, культурного, духовного и физического развития граждан; обеспечение возможности для полноценной социализации граждан, особенно молодежи, более активного вовлечения ее в решение социально-экономических, культурных, научных, экологических и других проблем; утверждение в сознании и чувствах граждан патриотических ценностей, взглядов, идеалов, уважения к старшим, религиозным воззрениям граждан, историческому и культурному прошлому России; повышение эффективности системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждой личности любви к Отечеству, готовности укреплять основы общества и государства, достойно и честно выполнять обязанности гражданина Отечества, патриота России; обновление и обогащение содержания патриотического воспитания, его методов, форм и средств; создание механизма, инициирующего и оптимизирующего эффективное функционирование системы патриотического воспитания граждан на всех уровнях. Конечным результатом осуществления этих мер, должны стать: повышение уровня патриотизма и интернационализма у российских граждан; укрепление и расширение союза патриотических сил для защиты национальных интересов России, создания еще более благоприятных условий для ее возрождения как мировой державы; повышение социальной активности и уровня социализации и самореализации граждан, особенно молодежи; подъем образования, политической и правовой культуры; социально-экономическая и политическая стабильность, укрепление национальной безопасности; минимизация негативных проявлений в молодежной среде, снижение преступности, повышение уровня общественной безопасности и правопорядка; возрастание степени участия граждан в общественной и государственной жизни, общественных организациях и объединениях; повышение эффективности механизма координации деятельности межведомственных и межрегиональных органов и организаций, координационных советов по патриотическому воспитанию в целях более действенной реализации системного подхода, выполнения комплексных задач в процессе осуществления принятых проектов, программ и планов. создание механизма, инициирующего и оптимизирующего эффективное функционирование системы патриотического воспитания граждан на всех уровнях. Важную роль в деле патриотического воспитания молодого поколения в регионах отводится опорным центрам гражданско-патриотического воспитания (ОЦ ГПВ).
Данные методические рекомендации позволят оказать помощь должностным лицам в улучшении работы по планированию и совершенствованию организационных вопросов связанных с проводимыми мероприятиями гражданско-патриотического воспитания, а также оценки деятельности Районного опорного центра по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся (РОЦ ГПВ) при составлении отчетной документации. Методические рекомендации разработаны применительно к ОЦ ГПВ на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Детско-юношеского центра «Молодежный творческий Форум Китеж плюс» г.Санкт-Петербурга.» и носят частый характер.
1. Цель и основные задачи Районного Опорного Центра (РОЦ ГПВ) в общей системе гражданско-патриотического воспитания учащихся Приморского района г.Санкт Петербурга.
С целью решения задач Патриотического воспитания граждан Российской Федерации в Приморском районе г.Санкт Петербурга в 2010 году было создано структурное подразделение Районный Опорный Центр Гражданско Патриотического Воспитания (РОЦ ГПВ) Приморского района г.Санкт Петербурга на базе Государственное бюджетное образовательного учреждения дополнительного образования детей Детско-юношеского центра «Молодежный творческий Форум Китеж плюс» г.Санкт-Петербурга.» ( далее РОЦ ГПВ ГБОУ ДОД Детско-юношеского центра «Молодежный творческий Форум Китеж плюс» г.Санкт-Петербурга.»).(см. приложение № 1.)
Данный центр был создан на основании Национальной доктрины образования в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 4.10.2000 № 751, Государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006– 2010 годы”, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06. 2005 г. № 422, Программой патриотического воспитания в Санкт-Петербурге на 2006-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.11.2005 № 1791.
РОЦ ГПВ является структурным подразделением Государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей Детско-юношеского центра «Молодежный творческий Форум Китеж плюс» Санкт-Петербурга.
Место нахождения РОЦ ГПВ: 197374, Санкт-Петербург, Приморский район, улица Школьная, дом 110, к.2, лит. А.
Районный опорный центр гражданско-патриотического воспитания был создан с целью повышения эффективности деятельности образовательных учреждений Приморского района в сфере гражданско-патриотическоговоспитания; реализации единой политики в области обеспечения патриотического воспитания подрастающего поколения.
К основным задачам РОЦ ГПВ в соответствии с предназначением относятся: реализация образовательных программ по гражданско-патриотическому воспитанию; координация деятельности и методическое сопровождение образовательных учреждений района по гражданско-патриотическому направлению; координация деятельности и методическое сопровождение музеев на базах образовательных учреждений; координация и методическое сопровождение проведения районных массовых мероприятий по гражданско-патриотическому и музейному направлению; организация взаимодействия с органами местного самоуправления муниципальных образований Санкт-Петербурга по вопросам военно-патриотического воспитания граждан; координация и организация подготовки команд школьников района для участия в районных и городских соревнованиях: оборонно-спортивная военно-патриотическая игра «Зарница», «Фестиваль народов мира – культура, искусство, традиции» и др.; организация совместно с отделом образования Приморского района различных форм повышения квалификации педагогических кадров; участие в проведении смотров, конкурсов и проверок работы образовательных учреждений по гражданско-патриотическому и музейному направлению; воспитание исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью; разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности.
Деятельности РОЦ ГПВ осуществляется в соответствии с планом на текущий год ( см.приложение № 2 ) и направлена на: реализацию программ дополнительного образования детей по гражданско-патриотическому направлению; разработку и проведение Районной детско-юношеской оборонно-спортивной Игры «Зарница»; проведение уроков исторической памяти (уроков мужества); организацию и проведение исторических фестивалей и реконструкция проектов культуры и быта историко-патриотического объединения «Витязь» ; планирование ,разработку и проведение проектов: «Морская слава России», «Герои среди нас», «Горжусь школой. Живу в районе. Я – петербуржец» ,«Многонациональный Петербург, традиции и празднования»; «Школа плюс»; проведение уроков погружения для подростков «Пространство для выбора» ; проведение учебно-тренировочных сборов и экспедиций ; проведение организационно-массовой работы по организации и проведению соревнований, олимпиад, выставок, акций, конкурсов по гражданско-патриотическому и музейному направлению; реализацию методической работы (аналитической, прогностической, экспертной, издательской), изучение, обобщение и распространение лучшего опыта работы образовательных учреждений по гражданско-патриотическому и музейному направлению, повышение квалификации кадров, оказание организационной и информационно-методической помощи педагогам по направлениям деятельности РОЦ ГПВ; работу с образовательными учреждениями Приморского района по гражданско-патриотическому и музейному направлению; оказание методической помощи образовательным учреждениям в оформлении стендов по гражданско-патриотическому и музейному направлению, разработке образовательных программ дополнительного образования и учебно-методических курсов, разработке и внедрению досуговых и игровых программ; обеспечение информационно-методического сопровождения конкурсов и соревнований, и других массовых мероприятий в образовательных учреждениях; проведение индивидуальных и групповых консультаций для ответственных за гражданско-патриотическое и музейное направление в образовательных учреждениях; проведение семинаров, открытых занятий, мастер - классов и других мероприятий по повышению квалификации педагогических кадров в образовательных учреждениях.
Для достижения поставленных целей РОЦ ГПВ использует учебные кабинеты, помещения, оборудование, хозяйственный инвентарь, а также иное имущество ГБОУ ДОД и разрабатывает нормативные документы по направлениям деятельности РОЦ ГПВ; создает и реализует программы деятельности и развития; организует создание деятельность и ликвидация объединений обучающихся; по профилю своей деятельности оказывает деятельность детских, юношеских и молодежных общественных объединений (организаций);использует в пределах утвержденных смет бюджетные и привлеченные средства ГБОУ ДОД ;привлекает дополнительные источники финансирования, организует работу в творческих коллективах работников РОЦ ГПВ и объединения общающихся, оказывает дополнительные платные образовательные услуги, выходящие за рамки финансируемых из бюджета образовательных программ по договорам с учреждениями, предприятиями организациями и физическими лицами.
2. Выбор критериев и показателей оценки результатов работы РОЦ ГПВ
За основу при разработке методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию взяты и применены на практике критерии и показатели деятельности по патриотическому воспитанию В.И. Лутовинова изложенные в его работе « Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию» , но применительно к РОЦ ГПВ .
Выбранные критерии и показателей необходимы:
во-первых, для изучения, анализа и оценки реального состояния работы по патриотическому воспитанию; во-вторых, для дальнейшего развития научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания; в-третьих, для определения и обоснования действенных направлений, форм, методов, средств, технологий, реализация которых способствовала бы повышению эффективности и достижению более высоких результатов деятельности по патриотическому воспитанию российских граждан.
В рекомендациях рассмотрены два критерия первый , в котором центральное место занимает патриотическое сознание, включающее различные компоненты (патриотические знания, чувства, взгляды, убеждения, ценности, мотивацию, ориентации, идеалы и т.д.) и второй деятельностный, результативный критерий, выражающийся главным образом в непосредственном проявлении активности, важнейших качеств, свойств поведения, конкретных действий личности, группы, характеризующих патриотическую направленность и представляющих реальный вклад в выполнении долга перед Отечеством, достойное служение ему в той или иной сфере социально значимой деятельности, выражающееся в зримых конечных результатах.
Выбранные критерии наиболее полно соответствуют методологическим требованиям: являються инструментом определения реальных результатов работы по патриотическому воспитанию; обеспечивают соответствие оценки результатов работы по патриотическому воспитанию с его реальным состоянием; объективно оценивают субъективную сторону деятельности по патриотическому воспитанию, то есть тех, на кого направлено воспитательное воздействие (личность, группа, категория граждан и т.д.). Критерии по своим показателям велятся на две группы. (Показатели критериев первой и второй группы приведены в Приложении № 3 )К первой группе относятся критерии, отражающие процесс работы по патриотическому воспитанию, деятельность, направленную на формирование и развитие патриотизма у обучающих, характеризуются конкретными параметрами, соответствующими ее конечным результатам. Во вторую группу входят критерии, оценивающие важнейшие стороны, свойства, качества той или иной конкретной личности, социальной группы, категории граждан, являющиеся результатом работы по развитию у них патриотического сознания, готовности и способности достойного служения Отечеству. Основным критерием первой группы, с наибольшей объективностью определяющим реальные результаты этой деятельности, является деятельностно-поведенческий. Эти результаты определяются, во-первых, степенью готовности личности, группы к выполнению той или иной патриотической миссии, и, во-вторых, достигнутыми в процессе ее осуществления конкретными итогами, измеряемыми соответствующими показателями. Основным критерием второй группы, с наибольшей объективностью определяющим реальные результаты деятельности, является показатели практически-результативного критерия. (Показатели практически-результативного критерия приведены в Приложении № 4) .
С помощью практически-результативного критерия результаты работы по патриотическому воспитанию могут быть определены тремя основными способами:
-по конечному результату патриотического воспитания (определение эффективности данной деятельности в плане реализации взаимодействия между ее субъектами и объектом);
- по конкретным особенностям работы по патриотическому воспитанию с точки зрения оптимального использования в процессе этой деятельности соответствующих средств, форм, методов, для решения тех или иных социально-педагогических задач ;
-изучением, фиксированием (по системе определенных показателей) тех реально проявляемых изменений, которые произошли или происходят в личности (группе) как в объекте патриотического воспитания в результате его осуществления. Таким образом, критерии и показатели работы по патриотическому воспитанию позволяют определить не только данную деятельность в целом, но и отдельные ее стороны, не только ее результат, но и процесс его достижения, не только усилия субъекта, но и их реализацию, воплощенную в объекте.
3. Методика оценки результатов работы РОЦ ГПВ по выбранным критериям и показателям патриотического воспитания.
Оценка результатов работы РОЦ ГПВ проводится на основании проведенных мероприятий в соответствии с Планом работы на текущий год На основании проведенного анализа полученные результаты используются для составления годового отчета . Для проведения данной работы приказом директора учреждения в ГБОУ ДОД создается исследовательская группа . Последовательность работы исследовательской группы по оценке результатов работы РОЦ ГПВ:
1.Составление краткого плана анализа состояния патриотического воспитания и его результатов, разработку методических материалов и документов для его проведения ( определяются: цель и задачи анализа; перечень важнейших направлений деятельности, наиболее значительных мероприятий и проблем, которые необходимо исследовать особенно тщательно; методы анализа и инструментарий его осуществления; рабочие гипотезы и ожидаемые результаты; порядок проведения анализа и представления его итогов и другие менее важные вопросы ).
2.Сбор данных (информации) о состоянии патриотического воспитания и его результатах, об эффективности проводимых мероприятий, об участии в них как организаторов, так и различных категорий граждан и т.д. Источниками данных могут быть: личные наблюдения; коллективные и групповые настроения, мнения, позиции, обращения, просьбы, жалобы и т.д.; результаты бесед, опросов, анкетирования; результаты и выводы различных проверок, итоговых мероприятий; материалы, поступающие от некоторых органов местного самоуправления, и др.
3.Обработку данных: группировка (классификация, систематизация) результатов деятельности с выделением признаков положительного и отрицательного характера; анализ проделанной текущей работы или значительных мероприятий, требующих длительной подготовки, и т. п.
4.Анализ эффективности работы непосредственных организаторов патриотического воспитания, выполнения ими отдельных задач, конкретных функциональных обязанностей и др.
5.Анализ и оценка действенности воспитательной работы с различными категориями, группами граждан. При этом определяются как количественные (число мероприятий, степень охвата участников, классификация мероприятий по видам и т. д.), так и качественные показатели (эффективность мероприятий, изменение ситуации после их проведения, мероприятия, оказывающие наибольшее формирующее, информационное, мобилизующее и др. воздействие).
6.Определение выводов о состоянии патриотического воспитания и его результатах, формулирование конкретных задач и мер по их дальнейшему улучшению. В выводах отражаются: общая оценка состояния патриотического воспитания и достигнутых результатов, их сравнение с предыдущим периодом; степень соответствия проводимой работы предъявляемым требованиям, решаемым задачам, имеющимся возможностям; передовые и отстающие в подготовке и проведении основных мероприятий; неиспользованные возможности, средства, упущения, недостатки и т.д.; первоочередные задачи, на выполнении которых необходимо сосредоточить основные усилия.
7.Графическое представление основных результатов анализа (диаграммы, таблицы, схемы и т. д.).
8.Информирование о данных анализа состояния патриотического воспитания и его результатах как непосредственных участников этой деятельности, особенно из числа ее организаторов, так и соответствующих представителей органов и организаций патриотической направленности, от которых зависит положение дел в этой сфере.
Источником информации, необходимой для изучения этих и других явлений, присущих тем или иным группам, микрогруппам, из которых состоит коллектив объединения, являются его непосредственные участники. Получить же такую информацию для более целенаправленной работы с учетом особенностей и реальных потребностей различных групп граждан, особенно молодежи, можно с помощью опроса. Опрос как один из наиболее распространенных методов анализа является важнейшим и вполне доступным средством сбора первичной информации. Методика организации и проведения опроса предусматривает фиксирование и обработку ответов респондентов, полученных в ходе анализа по вопросам, содержание которых раскрывает ту или иную проблему, сторону жизни и деятельности опрашиваемых, дает представления о ней. При этом общение организатора опроса с респондентом (респондентами) опосредуется специальным методическим инструментом (анкетой или планом-интервью). Анкета — это объединенная общим замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик изучаемого явления, процесса. (см.приложение № 5) . Основными видами анкетирования являются: анкетирование раздаточное, почтовое и прессовое.
Основные этапы подготовка и проведение опроса (в том числе методом анкетирования) : определение целей и задач опроса, разработка вопросов и конкретных показателей; обоснование выборки: определение выборочной совокупности, а также правил поиска и отбора респондентов; обоснование опросного листа (вопросника).
Для оценки знаний обучаемых ,занимающихся по программам военно патриотического направления ,применяются разработанные методики оценки знаний и умений обучаемых , Диагностические материалы к образовательной программе «Наука побеждать» приведены в приложении №6.
Методика оценки теоретических и практических знаний участников Игр «Зарница» и соревнований «Школа безопасности» Приморского района г. Санкт Петербурга ,применительно к этапу «Гражданская оборона и медицинская подготовка».приведены в приложении №7.
Вопросник или документ, предназначенный для сбора первичных конкретных данных, считается надежным, если он обоснован относительно целей его использования (обеспечивает получение необходимой информации), дает достоверную информацию и устойчивые данные, воспроизведенные при повторном опросе в аналогичных условиях. Дифференциация критериев и показателей по различным уровням, может быть представлена в самом общем виде по 4-балльной системе следующим образом: 5 – если данные показатели выражены в полной мере, проявляются постоянно и фиксируются как вполне очевидные, без каких бы то ни было сомнений; 4 – если данные показатели выражены в достаточной мере, проявляются в основном устойчиво и фиксируются как сравнительно очевидные с некоторыми сомнениями; 3 – если данные показатели выражены не в полной мере, проявляются непостоянно и фиксируются как малоочевидные со значительными сомнениями; 2 – если данные показатели выражены очень слабо, проявляются эпизодически или не проявляются совсем, фиксируются с большим трудом или не фиксируются вовсе. Для определения результатов целесообразно применять все известные методы: наблюдение, анализ конкретной ситуации, анализ результатов деятельности, анкетирование, тестирование, метод независимых характеристик, метод экспертных оценок, сравнительный анализ, классификация, систематизация, типологизация, шкалирование, моделирование и некоторые другие. Уровни определения действенности (результативности) и эффективности процесса патриотического воспитания приведены в приложении № 8. Уровни развития и проявления патриотизма личности для метода тестирования приведены в приложении №9. Пример оценки деятельности опорного центра по реализации комплексной системы гражданско-патриотического воспитания детей и подростков по практически-результативному критерию приведена в приложении № 10.
После проведения анализа результатов деятельности РОЦ ГПВ с выделением признаков положительного и отрицательного характера и анализа эффективности работы непосредственных организаторов патриотического воспитания делаются выводов о состоянии патриотического воспитания и его результатах. В выводах отражаются: общая оценка состояния патриотического воспитания и достигнутых результатов, их сравнение с предыдущим периодом; степень соответствия проводимой работы предъявляемым требованиям, решаемым задачам, имеющимся возможностям; передовые и отстающие в подготовке и проведении основных мероприятий; неиспользованные возможности, средства, упущения, недостатки и т.д.; первоочередные задачи, на выполнении которых необходимо сосредоточить основные усилия и формируется отчет о проделанной работе. Примерный отчет о деятельности РОЦ ГПВ ( ВПО ИПО ТУРИЗМ) за 2011/2012 учебный год( см.приложение №11 ) а наиболее значимые мероприятия в рамках плана работы РОЦ ГПВ размещаются на сайте учреждения(см.приложение № 12 )
Выводы и рекомендации
Патриотическое воспитание как сложная управляемая система, предназначенная для выполнения функций по формированию гражданственности, патриотизма и готовности к достойному служению Отечеству у российских граждан, требует создания более оптимальных условий и координации усилий различных социальных и государственных институтов для повышения действенности и эффективности. Это вызвано необходимостью решения целого ряда проблем не только на ведомственном, региональном и муниципальном уровнях, но и значительного улучшения взаимосвязи и взаимодействия как по вертикали, так и по горизонтали для существенного повышения результатов работы по патриотическому воспитанию. Главным инструментом анализа и оценки состояния и результатов работы по патриотическому воспитанию служит система критериев и показателей, разработанная не только для осуществления контрольно-аксиологической (оценочной) функции, но и для определения достижений, позитивных сторон, тенденций этой деятельности, ее неиспользованных возможностей, направлений их реализации и т.д. Поэтому умелое использование системы критериев и показателей работы по патриотическому воспитанию становится важнейшим условием повышения ее эффективности, поскольку эта проблема может и должна решаться в первую очередь на основе результатов анализа и оценки субъектов этой деятельности. Объективная оценка результатов работы по патриотическому воспитанию достигается при комплексном использовании всех критериев, хотя и применение некоторых из них (т.е. не всех) также способствует выполнению контрольно-аксиологической функции, хотя и не в полной мере.
Результаты всестороннего анализа разработанных специальных методик могут стать исходным (базовым) материалом для подготовки основ методики оценки эффективности и результатов работы по патриотическому воспитанию более универсального плана, то есть предназначаемой для широкого круга специалистов, руководителей и организаторов этой деятельности с различными категориями граждан. В дальнейшем, по мере возможности эти основы должны быть апробированы в течение определенного времени в различных условиях работы по патриотическому воспитанию с учетом ее специфики в зависимости от того или иного ведомства, органа, организации, региона и т.д.
Заключение
Усилия по оптимизации и активизации деятельности по формированию и развитию у подрастающего поколения готовности к защите Отечества должны ориентироваться на конкретные и весьма специфические интересы различных категорий молодежи, исходя из особенностей каждой из них. Сама эта деятельность приобретает по своему содержанию все большую конкретность, определенную направленность, значительно полнее учитывает местные, региональные условия, происходящие события, используемые силы и средства. Формы этой работы должны стать организационным воплощением новых подходов и принципов современной социально-гуманитарной, особенно педагогической науки, способствовать развитию, обогащению каждой личности, ее самореализации. Важнейшим условием эффективности работы по патриотическому воспитанию является постоянный анализ ее состояния, объективная оценка достигнутых результатов и определение на этой основе новых возможностей и направлений их реализации в целях обеспечения перспектив развития этой деятельности. Активная разработка ее научно-методических основ призвана способствовать значительному повышению уровня и качества работы по патриотическому воспитанию, сделать дееспособными все звенья этого процесса, завершенность которого определяется достигнутым результатом. В силу этого постоянная нацеленность на него в ходе выполнения самых различных задач при проведении тех или иных форм патриотического воспитания должна стать правилом, нормой, критерием этой деятельности всех ее субъектов, регионов, от которых во многом зависит настоящее и будущее России.
Приложения:
1.Проект Положения о структурном подразделении Государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей Детско-юношеского центра «Молодежный творческий Форум Китеж плюс»
«Районном опорном центре по реализации комплексной системы гражданско-патриотического воспитания учащихся».
2. План мероприятий опорного центра по реализации комплексной системы гражданско-патриотического воспитания детей и подростков по реализации программы патриотического воспитания детей и подростков в образовательных учреждениях Приморского района.
3.Показатели критериев первой и второй группы применительно к деятельности РОЦ ГПВ.
4.Показатели практически-результативного критерия.
5.Анкета выяснения сформированности патриотизма и отношения к военной службе у молодежи призывного возраста.
6 Диагностические материалы к образовательной программе «Наука побеждать»
7. Методика оценки теоретических и практических знаний участников Игр «Зарница» и соревнований «Школа безопасности» Приморского района г. Санкт Петербурга ,применительно к этапу «Гражданская оборона и медицинская подготовка».
8. Уровни развития и проявления патриотизма личности для метода тестирования.
9. Примерная оценка деятельности опорного центра по реализации комплексной системы гражданско-патриотического воспитания детей и подростков по практически-результативному критерию.
10.Отчеты о проведенных мероприятиях в соответствии с планом работы Опорного Центра патриотического воспитания.
11. Отчет о мероприятиях в рамках плана работы РОЦ ГПВ размещаемые на сайте учреждения.