Информационные технологии и рейтинго-накопительная система оценки учащихся на уроках геометрии
Скачать:
Предварительный просмотр:
Информационные технологии и рейтинго-накопительная система оценки учащихся на уроках геометрии
Учитель математики ГБОУ гимназия №406 Бобровская Светлана Ивановна
XXI век - век высоких компьютерных технологий. Поэтому, одним из приоритетных направлений в системе образования современного общества является информатизация образования. Эта тенденция соответствует изменившимся целям образования, которые требуют обновления методов, средств и форм организации обучения. Учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями.
Применение ИКТ на уроках решает многие педагогические задачи, которые ставит перед собой ежедневно учитель-практик, планируя очередной урок или внеурочное мероприятие. Одной из основных проблем при изучении геометрии в школе является проблема наглядности, связанная с тем, что изображения даже простейших геометрических фигур, выполненные в тетрадях или на доске, как правило, содержат большие погрешности. При проведении уроков с использованием ИКТ соблюдается основной принцип дидактики – наглядность, что обеспечивает оптимальное усвоение материала школьниками, повышает эмоциональное восприятие и развивает все виды мышления у детей, обеспечивается более эффективное достижение развивающих и воспитательных целей, которые мы ставим на уроках математики.
Урок-презентация также обеспечивает получение большего объема информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду и повторить с ребятами то, что они не поняли (обычная школьная доска иногда не может обеспечить данную операцию, а также вместить тот объем, который можно показать на слайде). Целесообразней создавать не полную презентацию к уроку, а фрагменты – модули, которые можно включать в урок на определенных этапах – игры, тесты, интерактивные плакаты, видео и флеш-ролики. Запустили, поиграли и опять возвращаемся к живому общению учителя и учеников, к практической деятельности.
Речь о том, как можно использовать информационно-компьютерные технологии в реализации рейтинго-накопительной системы оценки знаний учащихся на уроках геометрии. Цель рейтингового обучения состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности учащихся средствами своевременной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.
Рассмотрим это на примере обобщающего урока геометрии по теме «Центральные и вписанные углы. Касательная к окружности». На данном уроке используем презентацию, у каждого ученика есть технологическая карта и рабочая карта, где отражен каждый этап урока.
Цели: осмыслить и систематизировать изучаемый материал, отработать практические умения в решении задач по теме: «Центральные и вписанные углы. Касательная к окружности».
Знание: знать определения окружности, касательной к окружности, центральных и вписанных углов.
Понимание: связь между дугой окружности, вписанными и центральными углами, связь между расположением прямой и окружностью.
Анализ: чтение чертежей, разбор условия текстовой задачи.
Синтез: составление плана решения задачи по готовому чертежу или формулировки задачи.
Оценка: осуществить самооценку выполненных заданий.
1 этап - Проверка домашнего задания.
2 этап - игра «Аукцион».
3 этап урока - работа по решению задач.
4 этап урока - проходит в форме игры «Кот в мешке».
Последнее на уроке – подведение итогов.
В течение урока очень важно учесть каждый ответ ученика, пусть и незначительный, чтобы общая оценка за урок была объективной. Данная система оценки очень помогает соблюдать эту объективность:
- оценка становится «прозрачной» (понятно из чего состоит) для ученика и родителей;
- задания на уроке четко показывают, как ребенок идет к поставленной цели урока;
- данная система позволяет учителю охватить всех учащихся, развивать у них элементы творчества и самоанализ;
- рейтинговая технология стимулирует равномерную работу в течение всего учебного процесса и стремление учащихся к самообразованию.
Видно, что с одной стороны (ИКТ) на уроке реализуются принципы доступности, наглядности, учащиеся получают большой объем информации и заданий за короткий период, с другой стороны (РНС) появляется стимул к учебе, нет боязни получить «двойку», т.е. повышается мотивация учебы, активность и результативность работы учащихся.
В перспективе – продолжение работы по совершенствованию методик применения ИКТ в организации рейтинговой системы на уроках геометрии. Главное, чтобы все это способствовало достижению главной цели - обеспечение современного качества образования на основе его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.
Обобщающий урок геометрии по теме «Центральные и вписанные углы. Касательная к окружности». На данном уроке используем презентацию, у каждого ученика есть технологическая карта и рабочая карта, где отражен каждый этап урока.
Цели: осмыслить и систематизировать изучаемый материал, отработать практические умения в решении задач по теме: «Центральные и вписанные углы. Касательная к окружности».
Знание: знать определения окружности, касательной к окружности, центральных и вписанных углов.
Понимание: связь между дугой окружности, вписанными и центральными углами, связь между расположением прямой и окружностью.
Анализ: чтение чертежей, разбор условия текстовой задачи.
Синтез: составление плана решения задачи по готовому чертежу или формулировки задачи.
Оценка: осуществить самооценку выполненных заданий.
1 этап - Проверка домашнего задания.
2 этап - игра «Аукцион».
3 этап урока - работа по решению задач.
4 этап урока - проходит в форме игры «Кот в мешке».
Последнее на уроке – подведение итогов.