разработки уроков 5,7 класса
разработки урока русского языка 5 класс по теме "Прилагательное",разработка урока 7 класс по теме "Причастие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx | 29.96 КБ |
Предварительный просмотр:
конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: «Общее значение имени прилагательного и его употребление в речи»
Ход урока: I. Организационная часть. Приветствие. II. Актуализация знаний. IV. Работа над предложением: V. Физпауза. VI. Работа с текстом. Текст на доске. 6. Какова роль прилагательных в художественном тексте? Беседа по тексту. Слова для справок: весенние, нежная, золотые - Выпишите словосочетания существительных с прилагательным. Вместе с вопросами по рядам:
|
ТЕМА УРОКА:
ПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
«Причастие-«часть речи, причастная(т.е. близкая)
глаголу, в образе прилагательного».
(В.Даль)
«Сии глагольные имена служат к сокращению
человеческого слова, заключая в себе имени
и глагола силу».
(М.Ломоносов)
1.ОРГ.МОМЕНТ.
2.ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА,
На прошлом уроке мы завершили повторение имени прилагательного и глагола.
Сегодня мы познакомимся с новым понятием ПРИЧАСТИЕ.
(Для объяснения используем теннисный мячик)
А)У меня в руках мяч.
-Назовите признаки мяча:
по форме- круглый;
по величине- маленький;
по материалу- резиновый, плюшевый, лохматый…
по назначению- теннисный.
-Какие части речи мы использовали для этого.(Прилагательные)
-Что можно сказать об этих именах прилагательных, какие признаки предмета- постоянные или временные- они называют? (Постоянные)
Б) Произведем(поиграем) с этим мячом некоторые действия.
-Какие признаки приобретает мяч? Мяч какой?(Летящий, падающий, упавший, пойманный, катящийся, прыгающий…)Это признаки мяча по действию: падающий- падает(наст.вр.); летевший- летел(прош.вр.)
-Какие признаки мы называем- постоянные или временные?(Временные)
-А вот в будущем времени можно сказать- мяч падает(Какой мяч будет завтра?) Мы не можем назвать будущий признак.
-Почему?(Временный признак в будущем времени быть не может)
(На экране появляется таблица)
МЯЧ
Какой? | |
Круглый Желтый Маленький Резиновый Плюшевый Лохматый
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ | Падающий (от падать- сам падает) Летящий (от лететь – сам летит) Прыгающий (от прыгать- сам прыгает) Упавший(от упасть-сам упал) Пойманный (кто-то поймал)
ПРИЧАСТИЯ |
-Обратите внимание, что прилагательные мы можем заменить симнонимом(антонимом)- прилагательным(желтый-рыжий), причастие мы можем заменить сочетанием «местоим.+ глагол», от которого образовано данное причастие (летящий- который летит).
В)Чем же отличается признак, обозначенный причастием, от признака, обозначенного прилагательным?
СДЕЛАЕМ ВЫВОД: причастие обозначает признак предмета по действию, проявляющийся во времени; он не является постоянным.
(На экране появляется таблица)
Признаки прилагательного, глагола, причастия…
ГЛАГОЛ | |
Обозначает признак предмета | Обозначает действие предмета |
ПРИЧАСТИЕ
Обозначает признак предмета по действию
ПРИЗНАКИ ГЛАГОЛА | |
1.Какой? 2.Род. 3.Число. 4.Изменяется по падежам 5.Имеет полную и краткую форму. 6.Согласуется с существительным. 7.В предложении -определение и сказуемое | 1.Что делать? и др. 2.Лицо. 3.Число. 4.Род. 5.Возвратность. 6.Время. 7.Пеходность. 8.Вид. 9.Наклонение. 10.В предложении -сказуемое. |
ПРИЗНАКИ ПРИЧАСТИЯ | |
1.Какой? Что делающий? 7.Возвратность. 2.Род. 8.Вид. 3.Падеж. 9.Время(наст.и Прош.) 4.Полная и краткая формы. 10.Дейстствит. и страдат. 5.Число. 11.В предложении-определение 6.Согласуется с существительным. и сказуемое |
-СДЕЛАЕМ ВЫВОД:
А) Какую часть речи поясняет прилагательное? А причастие?(имя существительное)
Б)Как изменяются прилагательные? Причастия? (Одинаково, по числам, падежам)
В)Послушайте вывод Петра Чеснокова: (На экране появляются слова)
Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю.
Г)СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ: (Ученик у доски)
Морозы не могут сковать бушующую водную стихию.
-Какими частями речи выражены определения?
-Прочитаем эпиграфы к нашему уроку и объясним смысл каждой.
-Какую же «силу имени» прилагательного заключает в себе причастие?
-Какие признаки глагола имеет причастие?
3.ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА:
- Синтаксическая минута. Разбор предложения.
Истинный патриот счастлив своей причастностью к судьбам родной страны, нерушимой верой в её светлое будущее.
Примечание. Вопрос об определении части речи слова «нерушимой» оставляем открытым.
4.Воспитательная минутка.
Учитель:
- Почему человек должен быть сопричастным к судьбе своей страны? Действительно ли таких людей можно назвать счастливыми?
(Обычно основной смысл ответов учащихся сводится к утверждению о том, что невозможно быть счастливым, если все вокруг несчастны, а значит, нужно стараться сделать жизнь своей страны лучше)
Учитель:
Я думаю, человеческое счастье не может быть настоящим без двух составляющих. Долг и причастность. Почему? (после небольшой паузы, позволяющей детям подумать над заданным вопросом) Попробую ответить вам небольшой притчей В.А Сухомлинского.
Краткий пересказ учителем притчи «Каждый человек должен»
Мама с маленьким Петриком сели в поезд. Они едут в далекий южный город, на берег теплого моря — отдыхать. Мама стелет на полке постель для себя и на отдельной полке — для Петрика. Мальчик ужинает: ест вкусную булку, куриную ножку и яблоко. Мягко покачиваясь, убаюкивают вагоны. Лег Петрик на мягкую постель и спрашивает:
— Мама, вы говорили, что поезд ведет машинист. А кто же ночью ведет поезд? Неужели он идет сам?
— Ночью тоже ведет поезд машинист.
— Как? — удивляется Петрик. — Неужели он ночью не спит?
— Не спит, сынок.
— Мы спим, а он не спит? Целую ночь? — еще больше удивляется Петрик.
— Да, машинист не спит целую ночь. Если бы он хоть на минуту уснул, поезд разбился бы и мы погибли бы.
— Но как же это так? — не может понять Петрик. — Ведь спать-то ему хочется?
— Хочется, но он должен вести поезд. Каждый человек — должен. Посмотри в окно, видишь: вон в поле пашет землю тракторист. Ночь, а человек работает, видишь, как прожектором освещает поле? Потому что он должен работать ночью.
— И я должен? — спрашивает Петрик.
— И ты должен.
— Что же я должен?
— Быть человеком, — ответила мама. — Это самое главное. Трудиться. Уважать и почитать старших. Презирать лень и нерадивость. Любить свою родную землю.
Петрик долго не мог уснуть.
Итак, каждый человек должен, в том числе быть причастным судьбе своей страны. Почему?(пауза) Наверное, по очень простой причине. Потому что мы носим гордое имя Человек.
-С «долгом» всё более или менее понятно. А что означают слова «причастный», «причастие»?
По толковому словарю Ефремовой находим интересующее нас лексическое значение слова «причастный» (Участвующий в чем-л., имеющий непосредственное отношение, касательство к кому-л., чему-л.)
Вариант. Если урок проходит в компьютерном классе, можно использовать для определения лексического значения «Яндекс», раздел «Словари».
- У слова есть несколько значений. Например, «имеющий отношение к причастию, имеющий в своём составе причастие». Так называется новая часть речи, с которой мы познакомимся сегодня.
5. Запись и пояснение темы «Причастие как часть речи»
Причастие было так названо потому, что оно по своим грамматическим свойствам "сопричастно" (как имени прилагательному, так и глаголу). Вспомните, при синтаксическом разборе вы были готовы назвать причастие «нерушимый» прилагательным. Теперь мы можем записать часть речи правильно - причастие. Определим основные признаки данной части речи. Приступим к «выведению» опорного конспекта
.
4.ПЕРВИЧНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ.(Тесты)
5.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБ.
упр.№56+ проверка тестов.
6.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ТЕСТА И УРОКА.
7.Д/З