Педагогическое воздействие на родителей как одно из направлений работы с детьми.

Лопарева  Анна Самуиловна

В презентации раскрываются три периода адаптации родителей при взаимодействии с педагогом, классификация родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon pedag_vozd_na_rodit.ppt266.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА РОДИТЕЛЕЙ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ «РОДИТЕЛИ ВОСПИТЫВАЮТ, А ДЕТИ ВОСПИТЫВАЮТСЯ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНЬЮ, КАКАЯ СКЛАДЫВАЕТСЯ НАМЕРЕННО ИЛИ НЕНАМЕРЕННО. ЖИЗНЬ СЕМЬИ ТЕМ И СИЛЬНА, ЧТО ВПЕЧАТЛЕНИЯ ЕЕ ПОСТОЯННЫ, ОБЫДЕННЫ, ЧТО ОНА ДЕЙСТВУЕТ НЕЗАМЕТНО, УКРЕПЛЯЕТ ИЛИ ОТРАВЛЯЕТ ДУХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ, КАК ВОЗДУХ, КОТОРЫМ ЖИВЕМ». А.Н. ОСТРОГОРСКИЙ . ПОДГОТОВИЛ: ЛОПАРЕВА А.С.

Слайд 2

СЕМЬИ, С КОТОРЫМИ СТАЛКИВАЕТСЯ ПЕДАГОГ В СИЛУ СВОЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РАЗЛИЧНЫ ПО СВОИМ СОЦИАЛЬНЫМ УСТАНОВКАМ, ИНТЕРЕСАМ, СТИЛЮ ЖИЗНИ, ПОВЕДЕНИЮ, ПОЭТОМУ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ СВОИХ ВОСПИТАННИКОВ ЕМУ НЕОБХОДИМО БЫТЬ ТАКТИЧНЫМ, ГИБКИМ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ГРАМОТНЫМ И КОМПЕТЕНТНЫМ В ВОПРОСАХ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА, ПОДРОСТКА, СТАРШЕКЛАССНИКА. КАК И ДЕТИ, КОТОРЫХ ПЕДАГОГ «БЕРЕТ ПОД СВОЕ КРЫЛО», ТАК И РОДИТЕЛИ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ПЕДАГОГОМ ПРОХОДЯТ НЕСКОЛЬКО ПЕРИОДОВ АДАПТАЦИИ

Слайд 3

ПЕРИОДЫ АДАПТАЦИИ - КОГДА РОДИТЕЛИ НЕ ЗНАЮТ ПЕДАГОГА, КАКОЙ ОН, НА ЧТО ОРИЕНТИРОВАН, ЕГО ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ, КОТОРЫЕ ПЕДАГОГ СОБИРАЕТСЯ ТРАНСЛИРОВАТЬ ИХ ДЕТЯМ. ПОЭТОМУ С ПЕРВОЙ ЖЕ ВСТРЕЧИ ПЕДАГОГУ НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ НЕБОЛЬШУЮ САМОПРЕЗЕНТАЦИЮ, ОБСУДИТЬ ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ ТО, КАКИМ ВИДИТ ОБРАЗ ГРУППЫ, КЛАССА, ПОСТАРАТЬСЯ ОБГОВОРИТЬ ФОРМЫ СОВМЕСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, В КОТОРЫХ БЫ И ПЕДАГОГ, И ДЕТИ , И ИХ РОДИТЕЛИ МОГЛИ БЫ ПРОЯВИТЬ СОТВОРЧЕСТВО 1 ПЕРИОД – ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ

Слайд 4

ПЕРИОДЫ АДАПТАЦИИ КОГДА РОДИТЕЛИ УСТАНАВЛИВАЮТ ГРАНИЦЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПЕДАГОГОМ. ИМЕННО В ЭТОТ ПЕРИОД ОНИ МОГУТ АПРОБИРОВАТЬ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ПЕДАГОГОМ ТЕ СПОСОБЫ ПОВЕДЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗОВАЛИ РАНЕЕ С ДРУГИМИ ПЕДАГОГАМИ. ЗДЕСЬ ВАЖНО ОЗВУЧИТЬ СВОЮ ПОЗИЦИЮ, НО В ДИПЛОМАТИЧНОЙ ФОРМЕ. ЕСЛИ ВАС ИГНОРИРУЮТ, ТО ПОСТАРАЙТЕСЬ САМИ ПРОЯВИТЬ ИНИЦИАТИВУ, ПОЗВОНИТЕ И ВЫЯСНИТЕ ПРИЧИНУ, ПО КОТОРОЙ РОДИТЕЛИ НЕ ПРИШЛИ НА СОБРАНИЕ, МОЖНО И ПОСЕТИТЬ СЕМЬЮ, НО ЗАРАНЕЕ ПРЕДУПРЕДИВ О СВОЕМ ВИЗИТЕ 2 ПЕРИОД – ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫЙ

Слайд 5

ПЕРИОДЫ АДАПТАЦИИ 3 ПЕРИОД – ПРИВЫКАНИЕ - КОГДА РОДИТЕЛИ ВОСПРИНИМАЮТ ТРЕБОВАНИЯ ПЕДАГОГА, ПЕРЕСТАЮТ СРАВНИВАТЬ ЕГО С ДРУГИМИ, ОБРАЩАЮТСЯ К НЕМУ ЗА СОВЕТОМ И ПОМОЩЬЮ, ПРИЗНАЮТ ЕГО КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ВОПРОСАХ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА, ПОДРОСТКА, СТАРШЕКЛАССНИКА.

Слайд 6

КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ РОДИТЕЛЕЙ ПОЗИТИВНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ СОЮЗНИКИ МАНИПУЛЯТОРЫ РАВНОДУШНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ДЕСТРУКТИВНЫЕ

Слайд 7

ПОЗИТИВНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ РОДИТЕЛИ: СТРЕМЯТСЯ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ, ПОНИМАНИЮ, ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКЕ, ГОТОВЫ ВЫСЛУШАТЬ РАЗЛИЧНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, ОТДАЮТ СЕБЕ ОТЧЕТ В ТОМ, ЧТО НЕКОТОРЫЕ ВЕЩИ ОНИ НЕ ЗНАЮТ. МОГУТ ПРОЯВЛЯТЬ ВСПЫЛЬЧИВОСТЬ, ТРЕВОЖНОСТЬ, НО ГОТОВЫ К САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: ОРГАНИЗАЦИЯ ВСТРЕЧ В НЕТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЕ: СОВМЕСТНЫЙ ВЫЕЗД НА ПРИРОДУ; КРУГЛЫЕ СТОЛЫ; ЛЕКТОРИИ; ПРАКТИКУМЫ СОВМЕСТНОЕ УЧАСТИЕ В ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЯ К ПРАЗДНИКУ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОМОЩИ В РЕМОНТЕ ГРУППЫ / КЛАССА ЧРЕЗ НИХ ПРИВЛЕКАТЬ «РАВНОДУШНЫХ» РОДИТЕЛЕЙ В КТД ГРУППЫ / КЛАССА, ОУ

Слайд 8

СОЮЗНИКИ: СВОЕГО РОДА ОРГАНИЗАЦИЯ ПОМОЩИ ПЕДАГОГУ. МНЕНИЕ ПЕДАГОГА ДЛЯ НИХ ВСЕГДА АВТОРИТЕТНО. ЧАСТО ВЫСТУПАЮТ В РОЛИ «ПОСРЕДНИКА» МЕЖДУ ПЕДАГОГОМ И ДРУГИМИ РОДИТЕЛЯМИ, ПЕДАГОГОМ И ДЕТЬМИ, ГОТОВЫ ИДТИ НА КОМПРОМИСС, САМИ ПРЕДЛАГАЮТ КОМПРОМИССНЫЕ РЕШЕНИЯ. ЛЕГКО ВСТУПАЮТ В ДИСКУССИЮ, СОТРУДНИЧАЮТ. В СЛУЧАЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ ОНИ ВСЕГДА ПРИНИМАЮТ СТОРОНУ ПЕДАГОГА

Слайд 9

МАНИПУЛЯТОРЫ: ИХ БОЛЬШИНСТВО. ОНИ СТРЕМЯТСЯ УПРАВЛЯТЬ ОКРУЖАЮЩИМИ С ПОМОЩЬЮ ИЗУЧЕНИЯ СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ СТОРОН, СПЕЦИАЛЬНО ВОЗДЕЙСТВУЯ НА СЛАБЫЕ СТОРОНЫ ЛЮДЕЙ, ЧТОБЫ ПОБУДИТЬ ИХ ДЕЛАТЬ ТО, ЧТО ИМ НЕОБХОДИМО. ЕСЛИ ЖЕ МАНИПУЛЯТОР НЕ МОЖЕТ ДОБИТЬСЯ СВОЕГО, ТО ОН НАЧИНАЕТ ИСПЫТЫВАТЬ ДИСКОМФОРТ, ЧУВСТВО НЕПОЛНОЦЕННОСТИ; ОН НАЧИНАЕТ СТРАДАТЬ, ПРИ ЭТОМ ОБЫЧНО УСИЛИВАЯ СВОИ МАНИПУЛЯЦИИ: ДАВЛЕНИЕ НА ВАС СВОИМ ПОЛОЖЕНИЕМ В ОБЩЕСТВЕ, ДЕНЬГАМИ, ПОДАРКАМИ, «ХЛОПАНЬЕ ДВЕРЬМИ», ВНЕСЕНИЕ СМУТЫ В РОДИТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВ И Т.П.

Слайд 10

РАВНОДУШНЫЕ: СКЕПТИКИ ПО НАТУРЕ, ОНИ НИКОГО НИ НА ЧТО НЕ НАСТРАИВАЮТ. ПРИ ЭТОМ ВО ВРЕМЯ ВСТРЕЧ ДЕМОНСТРИРУЮТ СВОЮ ЗНАЧИМОСТЬ И РАВНОДУШИЕ, ЧЕМ МЕШАЮТ КОНСТРУКТИВНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ. ОДНАКО ИМЕННО НА НИХ УДАЕТСЯ ПРОВЕРИТЬ ПРОЧНОСТЬ ЛЮБОГО НОВОВВЕДЕНИЯ, ИДЕЮ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИЛИ СВОЮ ПОЗИЦИЮ. ДЛЯ НИХ ЗНАЧИМ ПРИЗНАННЫЙ АВТОРИТЕТ, В ТОМ ЧИСЛЕ И ВАШ. ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ; ПОСЕЩЕНИЯ НА ДОМУ ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ДОГОВОРЕННОСТИ ВЫЯСНЕНИЕ ПРИЧИНЫ РАВНОДУШНОГО ОТНОШЕНИЯ СТАРАТЬСЯ ВСЕМИ СПОСОБАМИ ПРИВЛЕЧЬ К ТВОРЧЕСКОМУ ПРОЦЕССУ АКЦЕНТИРОВАНИЕ ВНИМАНИЯ НА УСПЕХИ РЕБЕНКА, ЕГО ДОСТИЖЕНИЯХ В УЧЕБЕ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ / КЛАССА, ОУ

Слайд 11

НЕОФИЦИАЛЬНОСТЬ. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ: НА ОСНОВЕ РЕАЛЬНЫХ СОБЫТИЙ ДЕЛАЮТСЯ ПРОГНОЗЫ СОБЫТИЙ СОПОСТАВЛЕНИЕ ВСЕХ «ЗА» И «ПРОТИВ» АПЕЛЛЯЦИЯ К АВТОРИТЕТУ ДРАМАТИЗАЦИЯ ЮМОР ДИНАМИЧНОСТЬ НАГЛЯДНОСТЬ ПРЯМОЕ ОБРАЩЕНИЕ К АУДИТОРИИ, ДИАЛОГ С НЕЙ ПРОВОКАЦИЯ: НА КОРОТКОЕ ВРЕМЯ ПРОВОЦИРУЕТСЯ НЕСОГЛАСИЕ С ИЗЛАГАЕМОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ, ЧТОБЫ ПОДГОТОВИТЬ АУДИТОРИЮ К КОНСТРУКТИВНЫМ ВЫВОДАМ СОЗДАНИЕ ЭФФЕКТА ПРИСУТСТВИЯ: СЛУШАТЕЛЬ КАК БЫ ПРИСУТСТВУЕТ ПРИ ТОМ, О ЧЕМ ГОВОРИТ ВЫСТУПАЮЩИЙ. ПРИЕМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УДЕРЖАНИЮ ВНИМАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ВО ВРЕМЯ СОВМЕСТНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Слайд 12

НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ ОБ ОБЪЕКТИВНЫХ ПРИЧИНАХ НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ АУДИТОРИИ: ОГРАНИЧЕННЫЙ ОБЪЕМ ВНИМАНИЯ (7+ 3 ИЛИ 7 – 3); СОСТАВ АУДИТОРИИ (УСТОЙЧИВОСТЬ ВНИМАНИЯ ЗАВИСИТ ОТ ВОЗРАСТА, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ, ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ, ОПЫТА, КУЛЬТУРЫ); МЕСТО И УСЛОВИЯ ВСТРЕЧИ (ДУХОТА, ХОЛОД, ШУМ); ЕСТЕСТВЕННОЕ УТОМЛЕНИЕ (ПЕРВЫЙ КРИЗИС ВНИМАНИЯ НАСТУПАЕТ ЧЕРЕЗ 15 - 20 МИН., ВТОРОЙ - НА 30 - 35 МИНУТЕ). ПРИЕМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УДЕРЖАНИЮ ВНИМАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ВО ВРЕМЯ СОВМЕСТНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Слайд 13

ДЕРЕКЛЕЕВА Н.И. СПРАВОЧНИК ЗАВУЧА: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА. 5 – 11 КЛАССЫ. – М.: ВАКО, 2006. КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ. УЧЕБНО-МЕТОД. ПОСОБИЕ/ ПОД. РЕД. М.И. РОЖКОВА. – М.: ГУМАНИТ. ИЗД. ЦЕНТР ВЛАДОС, 1999. ЛЕЩИНСКИЙ В.М., КУЛЬНЕВИЧ С.В. УЧИМСЯ УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ И ДЕТЬМИ: ПЕД. ПРАКТИКУМ. – М., ПРОСВЕЩЕНИЕ: ВЛАДОС, 1995. МОНАХОВА А.Ю. ПСИХОЛОГ И СЕМЬЯ: АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.. – ЯРОСЛАВЛЬ, 2002. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ: ДЛЯ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ДИРЕКТОРОВ ШКОЛ ПО ВОСПИТАНИЮ, КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ/ СОСТ. ПЕТРУШИН В.И. =- М., 1996. ЦЕЛУЙКО В.М. ВЫ И ВАШИ ДЕТИ. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ. – РОСТОВ Н/ДОНУ, 2004. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: