ПСИХОМОТОРНАЯ КОРРЕКЦИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Бурмакина Наталья Викторовна

В последние годы активно развивается дистанционное обучение, которое зачастую является единственным шансом для тех детей, кто в силу разных причин не может воспользоваться традиционными формами обучения и получить образование. Именно дистанционное обучение может дать ребенку-инвалиду возможность найти оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл burmakina_nv_psihomotornay_korrecia_1.docx112.97 КБ

Предварительный просмотр:

Бурмакина Наталья Викторовна

методист 

Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Кемеровская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа  I и II видов»

Центр дистанционного образования

г. Кемерово, Кемеровская область

ПСИХОМОТОРНАЯ КОРРЕКЦИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В последние годы активно развивается дистанционное обучение, которое зачастую является единственным шансом для тех детей, кто в силу разных причин не может воспользоваться традиционными формами обучения и получить образование. Именно дистанционное обучение может дать ребенку-инвалиду возможность найти оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни. Для создания оптимальных условий при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), необходимо не только индивидуальное обучение, но и индивидуальная коррекционная работа, позволяющая учитывать особые образовательные потребности детей с ОВЗ посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса дистанционного обучения. Так как на практике педагогам дистанционного обучения приходится работать с детьми, имеющими различные отклонения в психофизическом развитии (нарушения зрительного восприятия, слуховой и речевой систем, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, опорно-двигательного аппарата и др.) возникает необходимость ведения регулярной комплексной коррекционной работы, направленной на:

- коррекцию отклонений в психофизическом развитии ребенка на основе создания оптимальных условий и возможностей для развития личностного и интеллектуального развития ребенка,

- профилактику негативных тенденций личностного и интеллектуального развития,

- формирование у детей с нарушениями в развитии адекватных взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями и другими людьми.

Необходимо учитывать, что при дистанционном обучении направления, виды, методы и формы коррекционной работы не отличаются от тех, которые используются при традиционном обучении. Коррекционная работа при дистанционном обучении детей с ОВЗ реализуется поэтапно:

1. Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность).

Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учета особенностей развития детей, определения специфики и их способы образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения.

2. Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

3. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребенка.

4. Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы.

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы при дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов, обеспечивающее системное сопровождение детей специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:

  • комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
  • многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
  • составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, эмоциональной-волевой сфер ребёнка.

При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка.

Изучение индивидуальных особенностей обучающихся позволяет планировать сроки, этапы и основные направления коррекционной работы. По мере выявления индивидуальных пробелов в развитии и обучении детей с ОВЗ проектируется программа коррекционной работы в последующие годы обучения.

Можно привести небольшую часть упражнений,  которые можно использовать при обучении детей с ОВЗ с использованием дистанционных образовательных технологий для ведения коррекционной работы, которая позволяет обеспечить усвоение учебного материала на уровне требований к знаниям и умениям образовательного стандарта, дает возможность формировать основные этапы учебной деятельности, в том числе этап самоконтроля и самооценки, улучшить мотивацию учебно-познавательной деятельности, корригировать  эмоциональный тонус ученика.

Упражнения и задания для развития познавательной деятельности (коррекция психических процессов)

«Спрятанное слово»

 Среди буквенного текста имеются слова. Как можно быстрее, просматривая текст, найди и подчеркни эти слова.

 Пример: тлпадождьвдр

Ыоходвшргысеноышдпршагифылазщмшкщельшвфыроиндюкывфливеньщфрцвселоыгшпагатывлпыпеснявапывокзалроыпастьщршхорекжвилхзземляазвпазллучинавиджыареамрозалуолиарбузащвсыроквамзоыуйцзхцукатволдырьзоцуошлепокфыщхаымылолштоищокорокащуявкаслтывггазонвшвышивкадяыцсфасоныщрывзрывокаплущзимавазоцветокцрлоыфшарфаорксвлмашинафыдраконышщрывазаказсмолдывшщфылистокыа

 «Корректор»

 В течение 2-х минут вычеркни изображения, передающие определенное состояние (грусть, радость, спокойствие).

Тренировка восприятия, внимания, волевой мобилизации (самообладания)

Необходимо за 30 сек. прочитать три последовательных отрывка.

ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНУНАСПИНУИСКАЗАЛЛАСКОВООБХВАТИМОЮШЕЮ

НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕнестиЭТоГоСТрАшНОНАпУга

ННоГоРеБЕНКаВБеЗОПАснОемЕсТО наК ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБЕГ УщиХ ног

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

Упражнения  улучшают мыслительную деятельность; синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания,         повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.

1.  «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирать

 пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.

 Упражнение выполняется в прямом (от указательного

пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца  к указательному пальцу) порядке.

      Вначале упражнение выполняется каждой рукой  отдельно, затем вместе.

                                   

2.  «Кулак — ребро — ладонь». Три положения руки на плоскости стола последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола.

      Выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками        вместе. Количество повторений — по 8—10 раз. При затруднениях в выполнении можно помогать себе командами («кулак — ребро — ладонь»), произнося их вслух или про себя.

«Ухо — нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук с точностью до наоборот.

4. «Змейка». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.