Создание УМК по иностранному языку в условиях внедрения ФГОС (статья)

Рыбина Ольга Сергеевна

статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание учебно-методического комплекса  по английскому языку в  условиях  внедрения ФГОС

                       Рыбина О.С.

преподаватель иностранного языка

Изучение иностранного языка процесс длительный и многоаспектный.  Особую актуальность приобретает профессионально-ориентированный подход к обучению иностранного языка в колледжах технического профиля, который предусматривает формирование у студентов способности иноязычного общения в конкретных профессиональных, деловых, научных сферах и ситуациях с учетом особенностей профессиональных компетенций. В научной и научно-методической литературе иностранный язык как учебный предмет в системе среднего профессионального образования раскрывается авторами с различных позиций: проблемы обучения иностранному языку в высшей школе как средству общения (И.Л. Бим, Н.Н. Гез, И.А. Зимняя), проблемы формирования коммуникативных умений средствами иностранного языка (В.Л. Кузовлев, В.Г. Костомаров, А.А. Леонтьев, Е.И. Пассов), формирование профессиональной направленности (Л.Ш. Гегечгори, Н.И. Гез, М.А. Давыдова, Б.К. Есипович, Р.П. Мильруд), коммуникативный подход в обучении иностранному языку (И.Л. Бим, А.Н. Леонтьев, Е.И. Пассов, Г.В. Рогова). Особенностью иностранного языка как учебного предмета является то, что язык выступает и средством, и целью обучения.  Для успешного овладения коммуникативными навыками на занятиях иностранного языка необходимо создать такой учебно-методический комплекс, который будет  отражать современные тенденции и требования к обучению практическому владению иностранным языком в повседневном общении и в профессиональной сфере. В нем должны быть сформулированы конкретные задачи обучения, структура того или иного курса и промежуточные цели, а также указывается тематика и характер языкового материала, рекомендуемого для освоения различных видов речевой деятельности на разных этапах учебного процесса.  Учебно-методическое обеспечение учебного процесса должно быть достаточным для эффективного решения этих конкретных задач. Специфика подхода к  отбору объектов и средств учебно-методического  обеспечения обусловлена требованиями Федерального государственного стандарта для формирования и развития коммуникативных умений и языковых навыков обучающихся.

Обучающиеся усваивают наиболее легкие языковые средства, овладевают разными видами речевой деятельности, которые до определенного момента выступают целью обучения, а затем используются ими для освоения более сложных языковых действий, т.е. являются уже средством обучения. Студенты технических учебных заведений обладают разным начальным уровнем языковой подготовки. Это объясняется целым рядом причин, наиболее существенными из которых являются разные модели школьного образования, объективные кадровые трудности, которые испытывают общеобразовательные школы, отсутствие вступительного экзамена по иностранному языку в средних специальных заведениях  нелингвистического профиля. Во-вторых, студенты отличаются по своему отношению к изучению иностранного языка. Мы наблюдаем сегодня в учебных группах как студентов, явно равнодушных к изучению иностранного языка, так и студентов, желающих и готовых овладевать им в совершенстве. Для того, чтобы решить ряд проблем, связанных с изучением иностранного языка, требуется адаптировать материалы учебно-методического комплекса в соответствии со спецификой профессиональной деятельности обучающихся.

       Профессионально-ориентированное обучение основано на учете потребностей студентов в изучении иностранного языка, диктуемого особенностями будущей профессии или специальности. Оно предполагает сочетание овладения профессионально-ориентированным иностранным языком с развитием личностных качеств обучающихся, знанием культуры страны изучаемого языка и приобретением специальных навыков, основанных на профессиональных и лингвистических знаниях [2]. Появилась настоятельная необходимость по-новому взглянуть на процесс обучения вообще и на обучение иностранному языку в частности. Для активизации интереса среди обучающихся к изучению иностранного языка необходимо увеличивать количество часов, отводимое на изучение данной дисциплины. Также  необходимо  формировать иноязычную коммуникативную компетентность (ИКК), т.е. личностного качества, выражающегося в готовности и способности действовать на основе иноязычных компетенций в различных жизненных ситуациях, в том числе и в контексте профессиональной деятельности.

Рассматривая иностранный язык как средство формирования профессиональной направленности будущего специалиста, Н.Д. Гальскова

отмечает, что при изучении профессионально-ориентированного языкового материала устанавливается двусторонняя связь между стремлением студента приобрести специальные знания и успешностью овладения языком. Она считает иностранный язык эффективным средством профессиональной и социальной ориентации в неязыковом вузе. По мнению автора, для реализации данного потенциала необходимо соблюдение следующих условий:

– четкая формулировка целей иноязычной речевой деятельности;

– социальная и профессиональная направленность этой деятельности;

– удовлетворенность обучаемых при решении частных задач;

– формирование у обучаемых умения творчески подходить к решению частных задач;

– благоприятный психологический климат в учебном коллективе.

Исходя из этого, можно  подчеркнуть, что полноценное учебно-методическое обеспечение должно выполнять функцию ориентира в создании эффективной обучающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки обучающихся на каждой ступени обучения, установленных федеральным образовательным стандартом.

По специфическому соотношению знаний и умений дисциплина иностранный язык занимает промежуточное положение между теоретическими и прикладными дисциплинами профессиональной подготовки, так как иностранный язык требует такого же большого объема навыков и умений, как практические дисциплины, но вместе с этим не меньшего объема знаний, чем теоретические науки. Таким образом, будет правомерно рассматривать содержание обучения иностранному языку в технических вузах как совокупность того, что обучающиеся должны усвоить в процессе обучения, чтобы качество и уровень владения иностранным языком соответствовали их запросам и целям, а также целям и задачам  федеральных образовательных стандартов. Отбор содержания призван способствовать разностороннему и целостному формированию личности студента, подготовке его к будущей профессиональной деятельности.

Список литературы:

  1. Т.Д. Алексеева «Проблемы теории и методики языковой подготовки в ВУЗе», Модульный принцип обучения иностранному языку в условиях разноуровневой системы высшего образования. Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2009. Вып. 2. С. 69—74
  2. Д.Л. Матухин «Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку студентов нелингвистических специальностей».
  3. Образцов П.И., Иванова О.Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов. Орел: ОГУ, 2005. 114 с.



Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВА ВЕБИНАРОВ  КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПРИ  ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Рыбина О.С., Вильгельм Н.Ю.,

преподаватели ЦМК

 «Общие гуманитарные и

 социально-экономические

дисциплины» БОУ ОО СПО

 «Омский автотранспортный колледж»

Актуальность данной темы определяется совершенствованием системы дистанционного образования, а также обучения иностранного языка в Омском автотранспортном колледже.

За последние несколько лет большой популярности достигло использование одного из наиболее эффективных средств дистанционного обучения: вебинара. Термин «webinar» используется с 1998 года, когда его зарегистрировал в качестве своей торговой марки Eric R. Korb, предприниматель, США. Слово «вебинар» (сокр. от англ. «Web-based seminar»)  происходит от двух слов «web» - сеть и «семинар».

Вебинары  похожи на традиционные семинары в колледже и вузе: последовательное изложение материала преподавателем, доклады участников, презентации, показ демонстраций, вопросы и ответы, опросы преподавателя, но все это происходит в режиме реального времени через Интернет.

Несмотря на то, что и преподаватель, и студенты находятся достаточно далеко друг от друга, на расстоянии, все-таки образуется виртуальная аудитория, в которой все встречаются с общей целью. Организация этого мероприятия происходит с помощью специальных web-технологий, общение происходит в синхронном режиме прямой трансляции. Таким образом, вебинар – новая Интернет-технология, которая очень активно используется теми, кто понимает ценность времени.

Вебинары делят на два типа: Веб-семинары, которые предполагают двустороннее общение преподавателя и обучающихся и Веб-конференции, где взаимодействие одностороннее: преподаватель делает доклад, студенты его смотрят и слушают.

Отличие веб-семинара от видеоконференции заключается в возможности иногда довольно большого количества зрителей превращаться в реальных собеседников. И в этом случае слушатели вебинара не просто воспринимают то, о чем говорит и показывает преподаватель, но и могут задавать ему вопросы устно или письменно непосредственно по ходу дела, как если бы они физически присутствовали в помещении, где проводится мероприятие. Преподаватель также "видит" всех участников и может обратиться с вопросом ко всем сразу или к любому из них.

Главная особенность веб - семинаров - это интерактивность - возможность демонстрировать,  принимать и обсуждать информацию.

Преимущества использования:

  1. Демонстрация слайдовых презентаций.
  2. Обратная связь ведущего с аудиторией, общение между участниками встречи/обучения при помощи чатов.
  3. Возможность задавать вопросы и получать ответы в режиме реального времени, как групповое, так и приватное общение.
  4. В отличие от обычного семинара, слушатели по окончанию онлайн-семинара получают запись, которую можно использовать при повторном закреплении полученной информации, а также для того, чтобы поделиться ею с кем-то, к примеру, со своими коллегами.
  5. Участие в любой географической точке города, страны.
  6. Широкая аудитории: из разных городов и даже стран.
  7. Экономия времени.
  8. Комфортные условия участия.

                Минусы использования:

  1. Во время проведения вебинара между ведущим  и аудиторией не будет установлена эмоциональная связь, которая появляется в результате живого общения в реальном времени.  Это очень важный аспект, который напрямую влияет на эффективность того же обучения.
  2. Вебинар - достаточно новый инструмент для проведения конференций некоторые преподаватели, привыкшие работать с живой аудиторией, теряются перед монитором компьютера, в результате чего пропадает ритм выступления.
  3. Многие сомневаются в эффективности вебинаров, так как считают, что именно живое присутствие лектора, записывание его выступлений в тетрадь способствует настоящему обучению. Если же, по их мнению, сидеть перед монитором, то усвоение материала будет гораздо более слабым.
  4. Необходимо иметь запасной вариант проведения конференции в случае технических неисправностей.

                В рамках изучения иностранного языка вебинары могут оказать достаточно существенную помощь для тех, кто владеет базовыми знаниями. Однако с точки зрения организации самого вебинара по иностранному языку это довольно сложное мероприятие. Его проведение требует хорошей подготовки и досконально отработанного проведения. Также главной особенностью является тщательный отбор материала, который способствует лучшему усвоению конкретной тематической информации.

Обязательно нужно иметь несколько сценариев проведения вебинара с тем, чтобы при возникновении непредвиденных ситуаций оперативно среагировать на них и продолжить обучение.

Эффективность проведения вебинаров во многом зависит от качества подготовки к ним. С точки зрения обучения иностранным языкам стоит отметить тот факт, что само по себе обучение в стиле «вебинар» выглядит немного необычно и нетрадиционно, поскольку нет непосредственного живого и динамичного  контакта со слушателями. Преподаватель не видит реакции слушателей вебинара, из-за чего может быть потерян контакт с аудиторией.  Стоит также учитывать во время проведения вебинаров наличие базовых знаний  для участия в вебинаре.

Перспектива внедрения  вебинаров будет иметь место, так как приходит следующее поколение, которое намного лучше готово к использованию современных информационных технологий во время обучения. Еще одной причиной расширения использования вебинаров является все большее проникновение сети Интернет во всем мире и соответственно постоянное увеличение количества потенциальных слушателей вебинаров.

Повышение компьютерной грамотности слушателей вебинаров естественным путем решит многие проблемы, которые сейчас есть у их организаторов. Организаторы будут все меньше уделять внимание решению проблемы готовности слушателей к работе во время вебинара.

Сегодня вебинары стоят несколько отдельно от других средства проведения дистанционного обучения. Стоит ожидать их гораздо большей интеграции. Обучение, проводимое с использованием дистанционных курсов, обязательно будет включать в себя несколько вебинаров, обеспечивающих повышение эффективности обучения.

Использование вебинаров будет постоянно расширяться. Однако необходимо отметить, что целесообразно использовать вебинары совместно с другими средствами дистанционного обучения, например с практическими занятиями и индивидуальными консультациями в реальном времени. Совместное использование вебинаров с другими средствами дистанционного обучения позволит значительно повысить эффективность дистанционного обучения.

Литература:

  1. Первый международный портал вебинаров. - URL: http://webinary.com.ua/publ/stati_dlja_kazhdogo/chasto_zadavaemye_voprosy_po_teme_quot_kouching_quot/6-1-0-961.15.09.2013.
  2. Webinar.ru. – URL: http://webinar.ru/.17.09.2013.