Развитие коммуникативной компетенции студентов на занятиях иностранного языка ( статья)
Статья ( публикация)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kommunikativnoy_kompetentsii_studentov_na_urokakh_inostrannogo_yazyka.docx | 21.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие коммуникативной компетенции студентов на уроках иностранного языка
Рыбина О.С., преподаватель английского зыка
Иноязычная компетенция студентов неязыковых специальностей средних профессиональных учебных заведений является неотъемлемым требованием, предъявляемым к выпускникам, к молодым специалистам после окончания обучения. Таким образом, формирование иноязычной компетенции - одна из целей при обучении студентов неязыковых специальностей иностранному языку (Гавриличева). В общем контексте европейских тенденций глобализации Совет Культурной Кооперации высшего образования для Европы определил те основные ключевые компетенции, которые в результате образования должны освоить молодые специалисты. Соответственно и цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетенций, что отмечено в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Одной из основных компетенций является коммуникативная компетентность, которая рассматривается как способность человека действовать в конкретной жизненной ситуации, выстраивать общение и взаимодействие с другими людьми.( Известия Самарского научного центра Российской академии наук). Коммуникативная компетентность относится к базовым компетентностям современного человека. Можно выделить несколько составляющих коммуникативной компетентности: лингвистическая (языковая), социолингвистическая (умение использовать языковой материал в соответствии с контекстом), социокультурная (умение пользоваться знаниями истории, культуры, традиции и обычаев стран изучаемого языка), дискурсивная (умение организовать речь, поддержать разговор, слушать собеседника, учитывать его точку зрения) стратегическая (умение ставить задачи, добиваться цели, устанавливать контакт с собеседником), и социальная – умение поставить себя на место другого и способность справиться со сложившейся ситуацией.
На сегодняшний день конечной целью обучения студентов иностранному языку является обучение свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать в различных ситуациях, то есть общению.
Чтобы научиться общению на иностранном языке, нужно создать реальные, настоящие жизненные ситуации (т. е. то, что называется принципом аутентичности общения), которые будут стимулировать изучение материала и вырабатывать адекватное поведение.
Коммуникативный подход как нельзя лучше мотивирован: его цель состоит в том, чтобы заинтересовать обучаемых в изучении иностранного языка по средствам накопления и расширения их профессиональных знаний и опыта. Студенты должны быть готовы использовать язык для реальной коммуникации также вне занятий, например, во время посещения страны изучаемого языка, во время приёма иностранных гостей дома, при переписке, при обмене аудио и видеоматериалами, результатами заданий и т. п. с друзьями в стране изучаемого языка. Коммуникативная методика способствует быстрому овладению учащимися навыками разговорной речи.
Таким образом, на своих занятиях английского языка я предпринимаю попытки вовлечь студентов в живую иноязычную речь посредством различных видов монологической речи, типовых диалогов и форм языкового моделирования. Учитывая технический профиль дисциплин, преподаваемых студентам, требуются отобранный материал для развития коммуникативных навыков студентов согласно их навыкам и умениям по специальным дисциплинам. Коммуникативная компетенция формируется во всех видах речевой деятельности – слушании и говорении, чтении и письме, что обеспечивает их осуществление. Функция коммуникативной компетенции в видах речевой деятельности может быть представлена следующим образом:
Слушание Говорение
Устное взаимодействие
Рецепция Коммуникативная компетенция Продукция
Письменное взаимодействие
Чтение Письмо
Особую сложность в преподавании иностранного языка представляет соотнесение предметного курса и реального речевого опыта студентов, процесс приобретения знаний о языке и процесс овладения языком.
Выбор методов формирования и становления коммуникативной компетентности должен обусловливаться целями обучения, содержанием учебного материала, профессиональной мотивацией студентов, необходимостью вырабатывания коммуникативных навыков и умений, нужных в практической деятельности. Такими методами формирования и становления коммуникативной компетентности могут быть: чтение проблемных лекций и докладов с активным участием будущих специалистов и иностранных студентов, проведение деловых игр, тестирование, анкетирование, индивидуальные беседы и тренинги, работы парами, в командах. Можно выделить четыре уровня коммуникативной компетентности: первый уровень – неосознанная компетентность; второй – репродуктивная компетентность; третий – продуктивная компетентность; четвертый – творческая компетентность. Каждый из выделенных уровней характеризуется определенными критериями.
Студенты, вышедшие на четвертый, творческий, уровень коммуникативной компетентности, не только успешны в учебе и социально реализованы, но и ориентированы на взаимопомощь другим студентам, на партнерство – высшую ступень. Студент готов нести ответственность за совместно созданный в учебной деятельности продукт, который высококультурен и по лингвистическим, и по смысловым показателям. Развивающая речевая среда может быть создана на любом этапе занятия, но особое значение приобретают занятия интегрированного типа, которые позволяют соединить лингвистический и культурологический подходы с профессиональной деятельностью студента. Коммуникативно-ориентированное обучение иностранному языку осуществляется с применением спонтанного общения. Такое общение имеет следующие особенности: его содержание не всегда предсказуемо; возможны переходы от одной темы к другой; требуются незнакомые или забытые слова, грамматика; таким образом, иностранный язык используется в реальном действии. Поэтому на занятиях иностранного языка
Список литературы:
1)Гавриличева Г.П. Использование речевых ситуаций как необходимое условие формирования иноязычной компетенции студентов неязыковых специальностей. Тюменский государственный университет, г.Тюмень
2)Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12, №5, 2010
3)Новый гуманитарный институт, Материалы Международной заочной
научно-практической конференции. Электросталь, 2011