Проблема многоаспектности преподавания иностранного языка ( статья г. Чебоксары)

Рыбина Ольга Сергеевна

Статья, публикация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема многоаспектности преподавания  иностранного языка

                       Рыбина О.С.

преподаватель иностранного языка

Изучение иностранного языка процесс длительный и многоаспектный.  При обучении любому иностранному языку, главное сформулировать правильный вопрос: «Зачем обучающимся нужен иностранный язык?» В настоящее время самым распространенным языком международного общения является английский язык. Он будет логически превалировать при выборе иностранного языка и в будущем. В настоящее время знание иностранного языка – это не только атрибут культурного развития человека, но и условие его успешной деятельности в самых разных сферах производства. В связи с этим пересматриваются цели и задачи преподавания иностранных языков, появляются новые концепции и подходы к обучению иностранным языкам, в практику входят новые формы и методы обучения [2]. Особую актуальность приобретает профессионально-ориентированный подход к обучению иностранного языка в колледжах технического профиля, который предусматривает формирование у студентов способности иноязычного общения в конкретных профессиональных, деловых, научных сферах и ситуациях с учетом особенностей профессиональных компетенций. Проблема формирования системы профессиональной языковой подготовки будущих специалистов при обучении в неязыковых вузах в настоящее время характеризуется многоаспектностью. В научной и научно-методической литературе иностранный язык как учебный предмет в системе среднего профессионального образования раскрывается авторами с различных позиций: проблемы обучения иностранному языку в высшей школе как средству общения (И.Л. Бим, Н.Н. Гез, И.А. Зимняя), проблемы формирования коммуникативных умений средствами иностранного языка (В.Л. Кузовлев, В.Г. Костомаров, А.А. Леонтьев, Е.И. Пассов), формирование профессиональной направленности (Л.Ш. Гегечгори, Н.И. Гез, М.А. Давыдова, Б.К. Есипович, Р.П. Мильруд), коммуникативный подход в обучении иностранному языку (И.Л. Бим, А.Н. Леонтьев, Е.И. Пассов, Г.В. Рогова). Особенностью иностранного языка как учебного предмета является то, что язык выступает и средством, и целью обучения. Обучающиеся усваивают наиболее легкие языковые средства, овладевают разными видами речевой деятельности, которые до определенного момента выступают целью обучения, а затем используются ими для освоения более сложных языковых действий, т.е. являются уже средством обучения. Стоит отметить тот факт, что современная студенческая аудитория далеко не однородна. Студенты технических учебных заведений обладают разным начальным уровнем языковой подготовки. Это объясняется целым рядом причин, наиболее существенными из которых являются разные модели школьного образования, объективные кадровые трудности, которые испытывают общеобразовательные школы, отсутствие вступительного экзамена по иностранному языку в средних специальных заведениях  нелингвистического профиля. Во-вторых, студенты отличаются по своему отношению к изучению иностранного языка. Мы наблюдаем сегодня в учебных группах как студентов, явно равнодушных к изучению иностранного языка, так и студентов, желающих и готовых овладевать им в совершенстве. По всей видимости, это связано со спецификой профессиональной деятельности, на которую они ориентируются в будущем, и потребностями использования в ней иностранного языка [1].

       Профессионально-ориентированное обучение основано на учете потребностей студентов в изучении иностранного языка, диктуемого особенностями будущей профессии или специальности. Оно предполагает сочетание овладения профессионально-ориентированным иностранным языком с развитием личностных качеств обучающихся, знанием культуры страны изучаемого языка и приобретением специальных навыков, основанных на профессиональных и лингвистических знаниях [2]. Появилась настоятельная необходимость по-новому взглянуть на процесс обучения вообще и на обучение иностранному языку в частности. Для активизации интереса среди обучающихся к изучению иностранного языка необходимо увеличивать количество часов, отводимое на изучение данной дисциплины. Также  необходимо  формировать иноязычную коммуникативную компетентность (ИКК), т.е. личностного качества, выражающегося в готовности и способности действовать на основе иноязычных компетенций в различных жизненных ситуациях, в том числе и в контексте профессиональной деятельности.

Рассматривая иностранный язык как средство формирования профессиональной направленности будущего специалиста, Н.Д. Гальскова

отмечает, что при изучении профессионально-ориентированного языкового материала устанавливается двусторонняя связь между стремлением студента приобрести специальные знания и успешностью овладения языком. Она считает иностранный язык эффективным средством профессиональной и социальной ориентации в неязыковом вузе. По мнению автора, для реализации данного потенциала необходимо соблюдение следующих условий:

– четкая формулировка целей иноязычной речевой деятельности;

– социальная и профессиональная направленность этой деятельности;

– удовлетворенность обучаемых при решении частных задач;

– формирование у обучаемых умения творчески подходить к решению частных задач;

– благоприятный психологический климат в учебном коллективе.

Исходя из этого, можно  подчеркнуть, что  должна учитываться  специфика профилирующих специальностей: работа над специальными текстами, изучение специальных тем для развития устной речи, изучение словаря-минимума по соответствующей специальности, создание преподавателями пособий для активизации грамматического и лексического материала обучающихся для развития их общих и профессиональных компетенций.

По специфическому соотношению знаний и умений дисциплина иностранный язык занимает промежуточное положение между теоретическими и прикладными дисциплинами профессиональной подготовки, так как иностранный язык требует такого же большого объема навыков и умений, как практические дисциплины, но вместе с этим не меньшего объема знаний, чем теоретические науки. Таким образом, будет правомерно рассматривать содержание обучения иностранному языку в технических вузах как совокупность того, что обучающиеся должны усвоить в процессе обучения, чтобы качество и уровень владения иностранным языком соответствовали их запросам и целям, а также целям и задачам  федеральных образовательных стандартов. Отбор содержания призван способствовать разностороннему и целостному формированию личности студента, подготовке его к будущей профессиональной деятельности.

Список литературы:

  1. Т.Д. Алексеева «Проблемы теории и методики языковой подготовки в ВУЗе», Модульный принцип обучения иностранному языку в условиях разноуровневой системы высшего образования. Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2009. Вып. 2. С. 69—74
  2. Д.Л. Матухин «Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку студентов нелингвистических специальностей».
  3. Образцов П.И., Иванова О.Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов. Орел: ОГУ, 2005. 114 с.