Диагностика игровых интересов дошкольников подготовительной группы на тему «Что интересует современного ребёнка?»

Мень Анастасия Николаевна

В работе представлены результаты исследования интересов в игре старших дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика игровых интересов дошкольников подготовительной группы на тему

«Что интересует современного ребёнка?»

Вопросы для беседы с ребенком:

1. Любишь ли ты играть? Какие твои любимые игры, назови, пожалуйста?

2. Нравятся ли тебе игры, в которые ты играешь с ребятами в детском саду? А дома? Во что ты играешь дома?

3. Кем ты чаще всего бываешь в игре, какую исполняешь роль? Кем бы ты хотел быть еще?

4. У тебя есть любимые игрушки? С какими игрушками ты любишь играть, покажи, пожалуйста? (ребенку предлагаются картинки или фотографии самых разных игрушек, можно прогуляться по группе, осмотрев все имеющиеся в ней игрушки).

5. Ты сам придумываешь игры или тебе кто-то помогает? Как ты это делаешь, расскажи?

При анализе ответов детей необходимо обратить внимание на:

        -  игровые интересы и предпочтения детей в детском саду и дома;
       -  любимые сюжеты и роли;
       -  любимые игрушки.

Наблюдение за самостоятельными и организованными воспитателем играми детей.

Аспекты наблюдения:

- игровые интересы ребенка (игровые сюжеты и роли, которым отдаются предпочтения);

- разнообразие, стабильность, динамичность игровых сюжетов;

- зависимость применения игровых умений от игровых интересов;

- характер игрового взаимодействия в условиях привлекательной, интересной для ребенка роли.

Наблюдение проводится в естественных условиях и позволяет увидеть влияние игровых интересов детей на ход игры, ее продолжительность, развитие игровых умений, уровень развития игровой деятельности. Результаты наблюдения оформляются в протоколе.

 Протокол наблюдения за самостоятельной и организованной игровой деятельностью дошкольников подготовительной группы

Имя ребенка

Виды игр и сюжеты, которым отдает предпочтение ребенок

Игровой материал

Разнообразие, стабильность, динамичность игровых сюжетов

Александр А.

Виды: режиссерские, настольно-печатные: (дидактические «Падающая башня», «Хитрые предметы», с кубиками и фишками, лото), строительно-конструктивные

Сюжеты: приключенческие («Космические полёты», «Средневековые рыцари»», «Пираты», «Путешествие к динозаврам»), военные («Война»), по мотивам м/ф

Различные виды печатных игр, крупные блоки деревянного конструктора, мелкий конструктор типа «Лего», фигурки солдатиков, персонажей сказок, мультфильмов, фигурки из настольных театров

Сюжеты разнообразны, развитие сюжетов динамичное,

Мадина А.

 Виды: с/р, д/и, творческие игры

Сюжеты: «Дочки-матери», «Семья», «Принцессы», «Магазин», настольно-печатная игра «Одень куклу», театрализованные игры по мотивам сказок

Куклы, коляски, посуда, одежда, подушки, театральные атрибуты, фигурки из настольных театров

 Сюжеты не отличаются разнообразием, динамичность низкая

Ольга Г.

 Виды: С/р, д/и, п/и, творческие

Сюжеты: «Дочки-матери», «Ресторан», «Магазин», «Пикник», «Школа», настольно-печатная игра «Одень куклу», театрализованные игры по мотивам сказок

Посуда, одежда, атрибуты для с/р игр, материал д/и, театральные атрибуты, подушки, фигурки из настольных театров

Сюжеты разнообразны, но развитие сюжетов нединамичное 

Илья З.

Виды: строительно-конструктивные, п/и, с/р, режиссерские

Сюжеты: военные («Космические войны», «Война», «Пираты»), спортивные соревнования («Хоккей», «Футбол», «Догонялки», «Выше ноги от земли», «Прятки»)

 Крупные блоки деревянного конструктора, модели автомобилей, оружие, спортивное оборудование (мячи, клюшка, шайба)

Сюжеты не отличаются разнообразием, динамичность низкая 

Виктория Ц.

Виды: режиссерские, настольно-печатные, с/р, д/и, творческие игры

Сюжеты: «Семья», «Магазин», «Принцессы», «Пикник», «Больница», «Парикмахерская», с использованием фигурок из киндер-сюрпризов и миниатюрных персонажей, игры с вылепленными из пластилина игрушками, театрализованные игры по мотивам сказок, настольные («Одень куклу», «Падающая башня»)

Миниатюры животных, театральные атрибуты, атрибуты с/р игр, игрушки, вылепленные из пластилина, изготовленные самостоятельно из бросовых и природных материалов, конструктор, фигурки из киндер-сюрпризов, подушки, фигурки из настольных театров

Миниатюры кукол, их домиков и домашней обстановки (мебель, посуда)

Сюжеты разнообразны (много режиссерских игр), развитие сюжетов очень динамичное, в одну игру может играть несколько дней

Тимофей К.

Виды: с/р, п/и, настольные, режиссерские

Сюжеты: военные («Космические войны», «Война», «Пираты»), спортивные («Баскетбол», «Велосипед/самокат» «Хоккей», «Футбол», «Догонялки», «Прятки»), настольные («Космическое путешествие», «Путешествие к динозаврам»), «Парковка»

Фигурки солдатиков, ракет миниатюры персонажей м/ф, игрушки, вылепленные из пластилина, изготовленные самостоятельно из бросовых и природных материалов

Сюжеты не отличаются разнообразие, динамичность высокая

Виталий К.

Виды: режиссерские, настольно-печатные: (дидактические «Падающая башня», «Хитрые предметы», «Весёлый звоночек», с кубиками и фишками, пазлы, лото), с/р, строительно-конструктивные, п/и, творческие

Сюжеты: военные («Космические войны», «Война», «Пираты»), спортивные («Велосипед/самокат», «Хоккей», «Футбол», «Догонялки», «Прятки», «Охотники и утки», «Горячий мяч»), приключенческие («Космическое путешествие», «Путешествие к динозаврам», «Средневековые рыцари») строительные («Парковка», «Средневековый замок»), с/р («Пикник», «Школа»), режиссерские по замыслу с миниатюрами персонажей и животных

Различные виды печатных игр, мелкий конструктор типа «Лего», фигурки солдатиков, машинки, миниатюры животных, театральные атрибуты, атрибуты с/р игр, игрушки, вылепленные из пластилина, изготовленные самостоятельно из бросовых и природных материалов, все виды конструкторов, атрибуты для д/и (пазлы, лото)

Сюжеты очень разнообразны (много режиссерских игр), с удовольствие участвует во всех видах и формах игр, легко вступает в игровые сообщества, развитие сюжетов очень динамичное, в одну

Анастасия Кн.

Виды: с/р, режиссерские, настольно-печатные: (дидактические),творческие

Сюжеты: «Парикмахерская», «Прогулка с собакой», «Ветеринар», «Одень куклу», режиссерские игры по замыслу, по мотивам сказок

Атрибуты с/р игр, игрушки, вылепленные из пластилина, изготовленные самостоятельно из бросовых и природных материалов, атрибуты для д/и (мозаики, пазлы), фигурки из киндер сюрпризов, миниатюры и фигурки животных, фигурки из настольных театров

Сюжеты разнообразны (много режиссерских игр), развитие сюжетов не динамичное, преимущественно одиночная игра,

Мария К.

Виды: п/и, с/р, режиссерские, театральные, строительно-конструктивные

Сюжеты: спортивные («Велосипед/самокат», «Бездомный заяц», «Прятки», «Охотники и утки», «Горячий мяч»), «Семья», «Детский сад», «Ветеринар», «Пикник», «Магазин», «Школа», режиссерские игры на различные темы, по мотивам сказок

 Атрибуты для всех видов спортивных игр, для с/р игр, игрушки, изготовленные самостоятельно из бросовых и природных материалов, фигурки из киндер-сюрпризов, миниатюры и фигурки животных, фигурки из настольных театров, крупные блоки деревянного конструктора, подушки

Сюжеты не отличаются разнообразием, но довольно глубоки по содержанию, в одну может играть несколько дней 

Выводы по результатам проведённой диагностики игровых интересов дошкольников подготовительной группы на тему:

«Что интересует современного ребёнка?»

Критерии

Мальчики

Девочки

Игра (название)

Мальчики предпочитают с/р игры военного (4) и приключенческого (3) характера, а также п/и (3) и настольно-печатные (4)

Конструктор «Средневековый замок» (1), конструкторы типа «Лего», блоки деревянного конструктора крупного и мелкого размеров, настольные игры с фишками и кубиками (2), «Хоккей» (3), «Футбол» (3), «Школа» (1), «Пикник» (1), «Пираты» (3), настольные игры «Падающая башня» (2), «Весёлый звоночек» (1), настольно-печатные игры с кубиками и фишками (2), лото (2), пазлы (1), д/и «Хитрые предметы» (2), режиссерские игры (4)

Девочки предпочитают с/р игры («Пикник» (4), «Магазин» (4), «Семья» (3), «Школа»(3)), настольно-печатные («Одень куклу» (4)), режиссерские.

«Дочки-матери» (2), «Принцессы» (2), «Больница» (1), «Парикмахерская»(1), «Детский сад»(1), «Ветеринар»(2), настольно-печатные игры с фишками и кубиками, настольная игра «Падающая башня», «Весёлый звоночек», лото, пазлы, мозаики типа «Составь узор», д/и «Хитрые предметы», игры с природным и бросовым материалом с использованием фигурок из киндер-сюрпризов и миниатюрных персонажей, игры с вылепленными из пластилина игрушками, театрализованные игры по мотивам сказок (например, «Золушка» или «Снежная королева»), миниатюры кукол, их домиков и обстановки

Игрушки

Атрибуты для с/р, крупные блоки деревянного конструктора, мелкий конструктор типа «Лего», солдатики, спортивный инвентарь, машины, модели автомобилей, фигурки из киндер-сюрпризов и миниатюрные персонажи, фигурки динозавров и животных, миниатюра парковки и модели автомобилей

Куклы, кубики (крупные кирпичи и блоки, подушки), атрибуты для с/р игр (посуда, коляски, одежда для кукол и пр.), игрушки, самостоятельно изготовленные детьми, миниатюры кукол, их домиков и домашней обстановки (мебель, посуда)

Игровые считалки

«Аты-баты…», «Ехала машина тёмным лесом…», «Вышел месяц из тумана…», «Раз-два-три-четыре-пять, вышел зайчик…», «Стакан, лимон…»

«Раз, два, три, четыре, пять, пушки с пристани палят…», «Дора, дора, помидора…», «Ехала карета…», «На золотом крыльце сидели…», «Возле леса у реки живут гномы-старики…», «Ёжик-ёжик, чудачок…»

Заклички, поговорки

Заклички «Тай-тай-налетай…»

Пословицы о временах года, труде и качествах личности

(«Без труда…», «Когда я ем…», «Пришел марток…», «Весна - всем красна» и т.п.)

Поговорки почти не используют

Заклички «Тай-тай-налетай…»

Пословицы о временах года, труде и качествах личности

(«Без труда…», «Когда я ем…», «Пришел марток…», «Весна - всем красна» и т.п.)

Поговорки используют очень редко

Удовлетворённость игровой средой

Средняя

Недостаточно игр строительно-конструктивного характера, военного направления, атрибутов к ним (формы моряка, подзорной трубы, и т.п.), недостаточно игр познавательного направления, например, по экспериментальной деятельности

Средне-высокая

Редкая смена, обновление атрибутов, стандартный подбор игр и игрушек (недостаточно игр познавательного, обучающего направления, например, по экспериментальной деятельности)