Функции и задачи родителей на разных этапах родительства.

Лопарева  Анна Самуиловна

Памятка для родителей по материалам Овчаровой Р.В. «Психологическое сопровождение родительства». В ней раскрывается понятие «родительство», факторы, влияющие на формирование и определяющих родительство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pam_funkts_rodit_na_razn_etapakh_rodit.doc166 КБ

Предварительный просмотр:

        

Здоровьесберегающие

                                                                                                                                                                                                

    родительство – это не просто определённый этап в жизни человека, включающий в себя определённые установки и ожидания, чувства, отношения и позиции, ответственность, но и сложная деятельность, требующая определённых теоретических знаний о том, какими методами следует действовать, чтобы достичь воспитательных целей.

Также нужно обладать и соответствующими знаниями, ведь воспитание ребёнка в семье может быть успешным лишь в одном случае: если родители умеют творчески использовать имеющиеся у них знания и умения, то есть если родительство становится для них творчеством.

принципы семейного воспитания

Факторы, влияющие на формирование родительства

О. В. Ильин в своей книге «Археология детства» выделяет четыре принципа семейного воспитания:

Семья должна стать для ребёнка естественной школой духовной любви. Ведь человеку, не имевшему возможности наблюдать и получать такую любовь в детстве, бывает крайне трудно научиться ей в последствии

Семья призвана передать ребёнку религиозную, культурную, историческую и национальную традиции

Семья должна дать ребёнку чувство внутренней свободы и одновременно научить его тому, что неотделимо от ответственности. Ведь только целиком принимая ответственность за свои поступки и идя на осознанный риск, ребёнок может стать подлинным хозяином своей жизни

Семья должна воспитывать в ребёнке здоровое чувство частной собственности и прививать практические навыки хозяйствования и построения собственного благополучия.

Прежде всего, факторы, определяющие родительство, можно разделить на внешние и внутренние.

Группа внешних факторов обусловлена совокупностью внешних влияний, которые подразделяются на несколко уровней.

Внутренние факторы - это особенности личности, это индивидуальность человека.

Внешние и внутренние факторы можно соотнести с выделенными выше уровнями. Внешние факторы - это факторы макросистемы, мезосистемы и микросистемы. Внутренние факторы – это факторы индивидуального уровня

система факторов, определяющих родительство

  • макросистема, или уровень общественных влияний
  • мезосистема, или уровень влияния родительской семьи
  • микросистема, или уровень собственной семьи
  • индивидуальный, или уровень конкретной личности

Родительская семья - это первичная социальная среда индивида, среда социализации. С точки зрения А. Адлера, семейная атмосфера, взаимоотношения в семье, ценностные ориентации и установки родителей являются первым фактором в развитии личности. Дети учатся нормам общежития в обществе и воспринимают культуру через своих родителей. Именно в семье человек получает первый социальный опыт, усваивает правила и нормы поведения. Родительская семья служит наиболее доступным образцом наблюдения, а при определённых условиях и подражания.

   Как правило, родители для ребенка - люди значимые, поэтому то, как они осуществляют свою родительскую роль, частично осознанно, а частично неосознанно впоследствии копируется в собственной семье.  Какими люди станут родителями, во многом зависит от того, что они видели, пережили, ощутили, в поведении собственных родителей.

    Между структурами собственных семей наблюдается прямая зависимость: супружеские семьи в подавляющем большинстве аналогичны родительским, особенности родительской семьи неосознанно воспринимаются детьми в их семьях (Т. И. Дымнова, 1996).

функции родителей

функции родителей – это динамическая система, зависящая, прежде всего от возраста ребёнка

    Л. Матвеева выделяет следующие этапы родительства и присущие этим этапам особенности возраста ребёнка:

Раннее младенчество (до 1 года). В это время для ребёнка огромное значение имеют любовь, привязанность. Если потребность в общении и любви на этом этапе не удовлетворяется, он может вырасти замкнутым, отстранённым от окружающего мира.

Позднее младенчество и раннее детство (от 1 года до 5 лет). На этом этапе становление самостоятельности и уверенности зависит от характера общения со взрослыми.

Дошкольный и младший школьный период ( от 5 до 11 лет).  На этом этапе ребёнок учится ставить перед собой цели и решать задачи; отмечается стремление к похвале.

Подростковый период и юность (от 11 до 17 лет). На этом этапе в поведении ребёнка характерна ориентация на нормы взрослых.






функции и задачи родителей на разных этапах родительства

(по материалам Овчаровой Р. В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Гардарики,2002)

С точки зрения И. В. Дубровиной (1981), только семья – родители и близкие родственники, их образ жизни, содержание общения и стиль взаимоотношений - формирует у детей образцы, эталоны

мужчины и женщины

подготовил:  лопарева а.с., педагог – психолог МБДОУ № 39 «Сказка» ,

г. Кызыла  РТ

памятка для  родителей