Презентация на тему сущность процесса воспитания
Данный файл предназначен для преподавателей и студентов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sushchnost_protsessa_vospitaniya.pptx | 111.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Воспитание – процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей (С.А.Смирнов) Воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности (В.С.Селиванов) Воспитание – это целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, действующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека ( П.И.Пидкасистый ) Воспитание – одна из основных категорий педагогики, отражающая целенаправленный сознательно контролируемый процесс и результат формирования личности ( В.В.Анисимов ) Воспитание как предмет теории
Воспитание в широком социальном смысле – совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение социально-культурного опыта, норм и ценностей. Воспитание – имеет и узкое педагогическое значение – специально организованная деятельность, направленная на формирование определенных качеств человека, осуществляемая во взаимодействии педагогов и воспитанников в рамках воспитательной системы.
Образование как социальное явление, система социализации Образование как педагогический процесс в образовательной системе страны Воспитание как педагогический процесс формирования личности Обучение как педагогический процесс в образовательных целях Воспитание как организованная педагогическая деятельность с конкретными целями- воспитательная работа
Социализация (от лат. socialis — общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность ( воспитание ), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на её формирование. Социализация личности (от лат. socialis – общественный) – формирование способности личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения ею социальных ценностей и способов социально положительного поведения.
Объект воспитательного процесса -индивид, не выходящий за рамки уже реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний с целью расширить среду деятельности. Субъект воспитательного процесса - это индивид с развивающимся самосознанием, устойчивой системой мотивов (потребностей, интересов, идеалов, убеждений), активно участвующий в сознательной деятельности. Ребенок как объект и субъект воспитания
Концепция - это определенный способ понимания какого – либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет, предмет, руководящая идея для его систематического освещения, комплекс взглядов, связанных между собой и вытекающих один из другого, система путей решения выбранной проблемы. Общие концепции воспитания
Концепция воспитания – это более или менее цельное представление об основных компонентах воспитания: целях; содержании; методах; средствах; формах .
3. авторские школы педагогов 2. психологические учения 1. философско - социальные Уровни концепций воспитания:
1. Гуманистичекие 2. Авторитарные Группы воспитательных концепций индивидуальные цели общественно значимые цели и ценности
Цели воспитания ставятся от общества или исходят из государства к человеку потребностей человека авторитарная концепция гуманистическая концепция
Гуманистическая концепция 1) ориентация на полное раскрытие человеческой «самости», индивидуальности; 2) педоцентризм ; 3) экзистенциализм.
1) Гуманистическая концепция, базирующаяся на философии экзистенциализма, рассматривает проблемы воспитания через призму проблем бытия человека. 2) Согласно теории педоцентризма ребенок составляет центр воспитания и его главную цель. 3) Внимание педагога акцентировано на личностных функций воспитанника, на приобретение им индивидуального опыта. Жизненный путь каждого ребенка рассматривается как уникальный , в соответствии с чем воспитательная деятельность понимается как помощь ребенку в проживании им собственной жизни с неповторимым набором событий, дел, поступков, переживаний.
Авторитарная концепция образование по единой, с некоторой дифференциацией программы для всех; требования, распоряжения, регламентирующие деятельность и жизнь учащихся; управление учебно – воспитательным процессом со стороны школы, учителя.
Авторитарность может быть: - свойством, характеристикой воспитательной системы, принятой в стране; - проявляться как принятой за норму; - рекомендуемый теорией и методикой или индивидуальный стиль общения, профессионального поведения воспитателя.
В России происходит становление демократического общества с ориентацией на такие принципиальные положения, идеи, как: Права человека; Гражданское общество; Демократия; Социально ориентированная экономика; Гуманизм . Концепция воспитания в современной России
Социально – экономические и культурные условия в стране; История отечественного образования и культуры; Опыт зарубежной педагогики, гуманистических воспитательных систем и теорий; Общее поступательное движение образования от принуждающей школы к свободной. Условии и источники для выработки концепции воспитания в России
Парадигма – теория, принятая в качестве образца решения исследовательских задач, то есть научный подход .
Традиционная парадигма – разрабатывается главным образом концепции «жесткого» педагогического управления. Это означает, что первоочередное внимание уделяется проблемам воздействия педагога на воспитанника, то есть исследуется главным образом лишь одна сторона педагогического взаимодействия.
В рамках данной концепции воспитание рассматривается как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей, а цель воспитания видится в формировании личности, готовой и способной выполнять систему таких ролей. При этом каждой социальной роли соответствует определенная задача воспитания и самовоспитания: Родительской – формирование педагогической культуры, Профессионально – трудовой – формирование профессиональных знаний, умений, навыков и трудолюбия, Целеутверждающей – формирование умений и способностей ставить жизненные цели и достигать их. Системно – ролевая теория формирования личности ребенка ( Н.М.Таланчук )
Гуманистическая парадигма –ориентирована на максимально полное раскрытие человеческой «самости», индивидуальности. Внимание педагога акцентировано в первую очередь на реализации личностных функций воспитанника, на приобретении им внутреннего опыта.
Правила : Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей; Самореализация педагога – в творческой самореализации ребенка; Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении; Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами; Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка; Концепция педагогической поддержки ребенка и процесса его развития (Олег Семенович Газман )
Дети – носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание – диалог культур; Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий; Доверяя – не проверяй; Признавай право на ошибку и не суди за нее; Умей признавать свою ошибку; Защищая ребенка, учи его защищаться.
Гуманитарная парадигма базируется на философии экзистенциализма, рассматривающей проблемы воспитания через призму проблем бытия человека. В ее рамках успешно применяются системный, антропологический, синергетический и другие научные подходы.
Воспитание определяется как целенаправленное, организованное профессионалом – педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека. Концепция формирования образа жизни, достойной Человека (Надежда Егоровна Щуркова )
Принцип ориентации на ценности и ценностные отношения , предписывающий педагогу обнаружить за событиями, действиями, словами, поступками, а также за предметами и вещами человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры; Принцип субъективности , согласно которому педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия; Принцип целостности , предписывающий педагогу целостность, полифоничность влияний на воспитанника, необходимость апеллировать к отношению как ключевому объекту внимания педагога, учить ребенка воспринимать отдельные события как часть единого мира. Принципы, лежащие в основе воспитания Н.Е.Щуркова
Литература 1. Борытко Н.М. Педагогика: учебное пособие.- М., Академия, 2007. 2. Педагогика под ред. Крившенко А.П. – М., Проспект, 2009. – 432с.