Зачем нужен областной эколого-биологический центр?
Алексанов В.В. Зачем нужен областной эколого-биологический центр? // Дополнительное образование и воспитание. 2013. №8
В статье обсуждается миссия региональных эколого-биологических центров, общественные запросы, которые они могут удовлетворять, проблемы и перспективы развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
зачем эколого-биологический центр | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Алексанов В.В. Зачем нужен областной эколого-биологический центр? // Дополнительное образование и воспитание. 2013. №8.
Виктор Валентинович Алексанов
Зачем нужен областной эколого-биологический центр?
В условиях модернизации и оптимизации системы образования особую актуальность приобретает вопрос о миссии образовательных учреждений. В первую очередь это касается учреждений дополнительного образования детей: какие услуги оказывают они обществу и насколько они востребованы? Остро стоит вопрос и о смысле деятельности эколого-биологических центров и станций юных натуралистов. Ни для кого не секрет, что проблем у данных организаций хватает: затруднения с набором, потеря привлекательности для обучающихся.
Основываясь на наблюдениях за образовательным процессом в эколого-биологическом центре, опросе обучающихся, скромном собственном педагогическом опыте, попытаемся проанализировать миссию регионального эколого-биологического центра, выделить общественные запросы, на которые потенциально может отвечать эколого-биологический центр, проблемы на пути удовлетворения этих запросов и перспективы развития центра.
Запрос 1. Подготовка к поступлению в высшие учебные заведения.
Для большей части старшеклассников эколого-биологический центр представляет интерес как ресурс по подготовке к сдаче ЕГЭ по биологии, необходимого для поступления в вузы, преимущественного на медицинские специальности. По сути, центр в этой функции играет на поле школы, пользуясь недостатками школьного биологического образования. Поэтому следует рассматривать эту функцию центра в качестве некоторой акциденции, которая может проявляться лишь временно. На данном поле у центра существуют сильные конкуренты. Во-первых, сама школа в виде факультативов, элективных курсов и частного репетиторства учителей-предметников. Последнее, несмотря на платный характер, школьники исправно потребляют «в комплекте» с обязательным образованием. Во-вторых, вузы. В настоящее время, помимо платных для обучающихся курсов и «школ абитуриента», появляются факультативы для школьников, финансируемые из иных источников. По квалификации педагогов УДОД в целом уступает вузу. В-третьих, другие образовательные учреждения. В-четвертых, электронные ресурсы самообразования.
Основной перспективой эколого-биологического центра на этом поле мы считаем возвышение потребительского запроса от «натаскивания» на ЕГЭ к углубленному изучению биологии и других естественнонаучных предметов из познавательного интереса, к формированию системной картины мира, когнитивных метапредметных компетенций, вкуса к теоретическому и эмпирическому познанию. Ведь сдвиг мотива на цель – не редкость, тем более, что ряд школьников понимает полезность опыта деятельности в эколого-биологическом центре для будущей профессиональной (медицинской) деятельности.
В организационном плане качественное биологическое образование предполагает формирование биологической школы. В первую очередь, необходимо менять содержание образовательных программ эколого-биологического направления. Традиционные кружки юных овощеводов, ботаников, орнитологов становятся неконкурентоспособны при решении задачи комплексного биологического образования. Первый сценарий такой «реформы»: разработка образовательной программы дополнительного образования, охватывающей все разделы биологии. Чтобы центр чем-то отличался от школы, занятия должен вести профессионал, не только по учебникам знакомый с биологическими науками. А специалистов, компетентных во всех разделах биологии, исчезающе мало. Второй сценарий предполагает специализацию педагогов: один ведет зоологию, другой – ботанику, третий – генетику и т.д. Обучающийся в биологической школе проходит много краткосрочных курсов. Объем каждой образовательной программы, скорее всего, уже не будет растягиваться на 4 часа в неделю. Координация образования предполагает участие методиста, обеспечивающего единство курсов, и /или тьютора, следящего за индивидуальной образовательной траекторией обучающегося. Естественно, на этом пути возникают трудности. Для администрации – новая система нормирования труда педагогов. Для педагогов – необходимо учиться работать в коллективе. Кроме того, предстоит насытить образовательный процесс в центре естественнонаучным содержанием. Помимо биологии, для поступления в вузы, а также для осмысленного освоения биологического содержания необходима химия и математика, многие методисты придают также большое значение физике.
Помимо содержательного аспекта, важны новые формы организации обучения. Перспективной целевой группой являются школьники, проживающие в небольших городах и сельской местности, где нет доступа к вузам, а ресурсы школы не позволяют дать качественного биологического образования. Заочные (дистанционные) школы формально существуют давно и во многих региональных УДОД, однако далеко не везде заочное обучение засчитывается педагогу в качестве педагогической работы, нередко понимается как дополнительная нагрузка на методиста. Необходима актуализация правильных в принципе подходов к заочному обучению, переход к более частым контрольным работам, регулярность очных занятий, а также выпуск собственных учебно-методических пособий. Обучение в школе может вестись преимущественно в дистанционной форме с использованием электронной почты и on-line-технологий. Очные занятия могут проводиться на базе эколого-биологического центра в каникулярное время, однако целесообразно организовать также периодические выездные занятия в районах на базе информационно-методических центров или районных УДОД. Возможно также выполнение учебно-исследовательских работ под руководством педагога школы, но при методической поддержке специалистов центра. Рациональным представляется следующее распределение функций. Школа: выявление социального запроса; набор в областную биологическую школу; руководство учебно-исследовательскими работами. Районный информационно-методический центр или УДОД: координация набора; корректировка социального запроса; организация очных занятий. Эколого-биологический центр: разработка программно-методического обеспечения, рецензирование работ обучающихся; проведение очных занятий, консультаций.
Итак, если мы хотим реализовать принцип доступности образования, необходимо создавать региональные биологические школы.
Конечно, переход к такой школьной (или вузовской) модели может грозить потерей специфики дополнительного образования детей, но существуют же школы искусств. Этот запрос не единственный, и он вовсе не исключает клубного и студийного дополнительного образования в эколого-биологическом центре.
Запрос 2. Формирование личностных и метапредметных компетенций, обеспечивающих успешность ребенка в будущем, его способности осваивать профессии будущего, «гармоничное развитие личности».
Частично пересекается с предыдущим запросом, но сейчас в качестве заказчиков мы рассматриваем родителей, которые заинтересованы в том, чтобы ребенок умел всё, а также детей, чей познавательный интерес к живой природе не обусловлен «меркантильной целью» поступления в вуз. Здесь эколого-биологический центр испытывает жесткую конкуренцию со стороны других учреждений дополнительного образования, оздоровительно-образовательных центров, электронных ресурсов, а также всех субъектов, упомянутых при анализе предыдущего запроса. Помимо биологии, есть музыка, спорт, изобразительное искусство, иностранные языки, что резко ограничивает время обучающихся, заставляет педагогов подстраиваться под них. В результате возникает задача более плотной упаковки образовательного процесса в единицу времени. Необходимы разнообразные занятия, знакомящие детей с миром природы и способами его познания, учащие решать исследовательские проблемы, общаться между собой по поводу природы. Для удовлетворения данной потребности, как и в первом случае, узкоспециализированные программы (овощеводы, кролиководы, зоологи, ботаники) не перспективны, необходимо интегрировать их содержание. Возможно, потребуется изменение объемов программ (традиционная 4-часовая нагрузка для многих детей окажется излишней). Необходим также переход к образованию в малых группах вместо классических кружков с изменением соответствующей нормативной базы. И, конечно, остается актуальной задача повышения квалификации педагогов, от которых дети ждут ролей «умельца» и «мудреца».
Выполнение данной функции УДОД существенно ослабляется недостатком материальной базы (по наличию оборудования центр уступает даже многим школам), что становится одной из предпосылок примитивизации содержания и методов образования и делает занятия в центре неинтересными для детей (проще все посмотреть по Интернету). Однако эту проблему можно обратить в ресурс развития. Педагог может продемонстрировать, как с помощью простых вещей люди конструировали изящные исследования и совершали научные открытия, какие загадки таит окружающий мир сейчас.
Важную роль в личностном развитии детей могут играть такие ресурсы центра, как мини-зоопарк и учебно-опытный участок. Не берусь судить, могут ли центры зарабатывать на реализации сельскохозяйственной продукции и проведении экскурсий, но творческое использование учебно-опытного участка и мини-зоопарка позволит привить интерес к биологии и построить интересные исследования.
Специфическими формами эколого-биологического образования остаются полевые практики, лагеря, экспедиции, экскурсии, дающие возможность выхода из привычной среды, обеспечивающие эстетическое развитие личности, позволяющие преодолевать трудности и приобретать в результате важные личностные компетенции. В этой сфере сотрудниками центра накоплен опыт. Поэтому, несмотря на ужесточение нормативно-правовых требований к лагерям, недостаток финансирования и слабость материальной базы, ресурс «полевого» образования необходимо использовать по максимуму. Иначе у центра велика вероятность быть вытесненным конкурентами.
Определенные перспективы представляет нормативное закрепление экологических клубов, которые сейчас имеют неопределенный статус – то ли это образовательное объединение в рамках центра, то ли общественное объединение.
Учебно-исследовательская деятельность характерна для эколого-биологического образования. Не делая подготовку учебно-исследовательских работ средством для конкурсных достижений, необходимо подчеркнуть ее значение для формирования личностных и метапредметных компетенций. В организации деятельности нужно искать разумный компромисс между научной значимостью и доступностью исследования, а также обеспечивать его развивающий характер.
Запрос 3. Эколого-биологическое образование высоких образцов.
Успешное участие в олимпиаде по биологии и экологии, конкурсах учебно-исследовательских работ школьников представляет интерес для органов управления образования (т.е. учредителя), родителей, обучающихся. Но результат конкурсов имеет вероятностный и недостаточно прогнозируемый характер, поэтому ориентация только на эту цель чревата потерей детей для центра в случае неудачи (не говоря о психологических последствиях для ребенка). Получение призового места не должно быть основным мотивом посещения эколого-биологического центра. Тем более что результаты конкурсов сейчас имеют весьма опосредованное отношение к поступлению в вуз и дальнейшей карьере.
Важным партнером эколого-биологического центра в удовлетворении этого запроса может стать школа. Для повышения рейтинга учителя и администрация кровно заинтересованы в достижениях своих обучающихся. Понимая ограниченность своих ресурсов, они обращаются к эколого-биологическому центру, со своей стороны предоставляя контингент обучающихся. Однако в связи с ужесточением контроля как учителей школы, так и педагогов УДОД возможность учитывать одно и то же достижение ребенка дважды (в школе и в УДОД) резко ограничивается, что грозит разрушением данного «симбиоза».
Муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования детей следует рассматривать как потенциального партнера эколого-биологического центра, с которым возможно сотрудничество в форме дистанционного обучения и периодических выездных занятий.
Подобное сотрудничество эколого-биологического центра со школами и муниципальными УДОД предполагает переход к консалтинговым услугам, потребителями которых являются не только дети, но и педагоги, постоянно работающие с ними в школе. Проблема заключается в отсутствии нормативной базы для учета такой работы педагогов центра. Существует угроза размывания и без того слабого в организационном плане учреждения, его превращение в конгломерат специалистов. И, понятно, что педагоги центра сами нуждаются в постоянном повышении научной и методической квалификации.
В перспективе важным полем сотрудничества школы и эколого-биологического центра может стать деятельность по выполнению индивидуального проекта, предусмотренная новым ФГОС для старшей школы. Должен произойти перенос учебно-исследовательской деятельности из сферы высоких образцов в массовое образование.
Основные конкуренты в деле дополнительного образования высоких образцов: другие УДОД, вузы и некоторые рейтинговые школы (лицеи), при этом конкурентные отношения распространяются на территорию страны. Преимущество эколого-биологического центра перед вузом состоит в возможности специализации на такой деятельности и бесплатного предоставления услуги (по крайней мере, потенциально). В настоящее время из сферы работы с одаренными детьми эколого-биологические центры вытеснены другими организациями. Ведущую роль в подготовке к олимпиадам всероссийского уровня играют такие организации, как Центр дополнительного образования одаренных школьников Кировской области, Заочная естественнонаучная школа при Сибирском федеральном университете (Красноярск), заочная школа «Юный биолог» при Томском государственном университете. Но в тех регионах, где подобные сильные школы не сложились, нишу «мозгового центра» вполне может и должен занять эколого-биологический центр, хотя над повышением кадрового потенциала придется поработать.
Запрос 4. Формирование предметных биологических компетенций.
Становление многих ботаников, энтомологов, орнитологов, гидробиологов происходило в эколого-биологических центрах. В центры приходили дети с целью изучать конкретную группу организмов (растения, птиц, насекомых), и многие из них продолжали свои исследования в вузе и всю жизнь в профессиональной науке. Педагог осознавал своей целью не только обучение детей технологии биологического исследования, но и рациональную организацию детского труда, которая бы обеспечила максимальный научный результат. В настоящее время такой запрос минимален. Однако в потенциале необходимо учитывать эту потребность в штучной подготовке специалистов – биологов в недрах эколого-биологического центра.
Запрос 5. Организация досуга.
Заказчики: дошкольные образовательные учреждения, начальная школа (группы продленного дня). Преимущества эколого-биологического центра заключаются в бесплатном характере образования для детей и для школы.
Заказчики: дети, родители. Неорганизованные дети (в т.ч. из социально незащищенных семей или «фанаты природы») нередко проводят досуг в мини-зоопарке эколого-биологического центра. У некоторых родителей есть потребность приходить с детьми в мини-зоопарк. Проблемы: нерегулярные посещения центра, т.ч. такие дети не дают полноценного «списочного состава» обучающихся; неразработанность образовательных программ; низкий уровень благоустройства мини-зоопарка, отталкивающий многих родителей.
Перспективы развития: развитие мини-зоопарка и дендрария как базы для организации досуга детей; разработка программно-методического обеспечения такой деятельности; стимулирование потребности в культурном досуге ребенка. В целом многие другие учреждения и организации могут сыграть роль организатора досуга лучше, чем эколого-биологический центр, поэтому досугово-развлекательная задача ни в коем случае не должна рассматриваться в качестве основной.
Запрос 6. Природоохранное («экологическое») воспитание – формирование экологической культуры личности.
Это публичное благо, направленное на формирование такого человека и гражданина, с которым приятно «общаться» семье, другим гражданам, представителям государственной власти. Экологическое воспитание неразрывно связано с духовно-нравственным и гражданско-патриотическим воспитанием. Несмотря на существенное снижение внимания в 2000-х гг., «экологическое» воспитание продолжает оставаться приоритетным направлением, фигурирующим в годовых отчетах органов исполнительной власти субъектов РФ.
Потенциальным заказчиком этой услуги могли бы быть: территориальные общины, родители, органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации, общественные природоохранные организации, предприятия, заботящиеся о своем «зеленом» имидже.
Актуальным заказчиком являются органы власти, уполномоченные в сфере охраны окружающей среды и природопользования (например, министерство природных ресурсов, экологии и благоустройства области). Если центр не докажет своей эффективности в сфере экологического воспитания, он может лишиться и этого заказа.
Конкурентов на этом поле не так много: отделы экологического просвещения особо охраняемых природных территорий; предприятия, занимающиеся экологическими исследованиями.
Проблемы и перспективы работы с запросом:
- Системно-деятельностный подход указывает на приоритет полевых практик, лагерей, экскурсий, а также природоохранных акций. Эти формы не должны уходить из деятельности центра.
- Подготовка учебно-методической продукции, позволяющая расширить радиус экологического образования за пределы центра.
- Целенаправленная коммуникационная политика центра, направленная на пропаганду экологического образования.
Заключение
Итак, определенная социальная ниша, как бы предназначенная региональный эколого-биологический центр, существует. Роль центра может стать весьма существенной в жизни детей, родителей, общества в целом. Однако, чтобы занять и удерживать свое «место под солнцем», центр должен не только осознать свою миссию, но и сформулировать соответствующую политику и рационально управлять образовательным процессом. Необходим переход от реактивного стиля жизнедеятельности (приспосабливаться к тому, что спустят сверху) к проектированию собственной деятельности, к активному предложению своих услуг обществу. А это предполагает повышение организационной культуры центра, усиление его целостности, системных свойств. Несмотря на развитие современных средств коммуникации, чрезвычайно актуальной для эколого-биологического центра остается проблема провинциализма. Для ее решения центр будет вынужден не столько опираться на региональный вуз, сколько налаживать контакты с научными и образовательными учреждениями России и мира. Представляется, что сейчас эколого-биологический центр находится в точке бифуркации: ему предстоит либо приютиться на одном из последних мест среди организаций региона, либо стать центром и мотором региональной системы образования.
Комментарии
уточнения
Поскольку статья была написана больше года назад (отправлена в редакцию в мае 2012 г.), кое-какие мысли успели устареть. Поэтому позволю себе небольшие уточнения.
1. Уровень благоустройства мини-зоопарка, например, у нас уже нельзя назвать низким. Конечно, над материальным обеспечением еще нужно работать, но не это главный лимитирующий фактор для организации досуга детей.
2. Оценка перспективы заочных и дистанционных форм, привлекательности центра для школьников не из областного центра была завышенной.
3. Популярность природоохранного воспитания продолжает падать.
4. Наконец, заключительное предложение - всего лишь риторика. Эколого-биологический центр не сможет приютиться на одном из последних мест хотя бы по той причине, что все образовательные учреждения находятся на последнем месте. А стать мотором государственное учреждение не может.
Насчет недостатков школьного биологического образования. Конечно же, они есть. Но лучше ли специалисты эколого-биологических центров понимают потребности детей, чем школьные учителя? Переход дополнительного образования в школы имеет свою логику. А может быть, существующего мизерного школьного биологического образования вполне достаточно, а что-то более сложное перейдет в частный сектор?