Семинар-практикум "Применение новых педагогических технологий в начальной школе как средство повышения учебной мотивации младших школьников"
Формирование мотивации учения в школьном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования социальных компетентностей, активной жизненной позиции.
Причины обращения к проблеме:
а) неудовлетворённость организацией взаимодействия на уроке между учителем и учеником;
б) пассивность некоторой части учащихся в ходе учебных занятий, во внеурочной деятельности по предмету и увеличивающуюся тенденцию потребления знаний в уже готовом виде из-за низкой сформированности исследовательских, информационно- технологических и коммуникативных умений;
в) совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса;
г) невозможность в полной мере реализовать свой творческий потенциал в связи с недостаточным использованием новых образовательных технологий в условиях модернизации образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Жаворонковская средняя общеобразовательная школа
Педсовет на тему:
«Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса»
Выступление на тему:
«Применение новых педагогических технологий в начальной школе
как средство повышения учебной мотивации младших школьников»
Подготовила: руководитель МО учителей начальных классов
Медведева М.А.
1 слайд
Вступление
Формирование мотивации учения в школьном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования социальных компетентностей, активной жизненной позиции.
2слайд
Причины обращения к проблеме:
а) неудовлетворённость организацией взаимодействия на уроке между учителем и учеником;
б) пассивность некоторой части учащихся в ходе учебных занятий, во внеурочной деятельности по предмету и увеличивающуюся тенденцию потребления знаний в уже готовом виде из-за низкой сформированности исследовательских, информационно- технологических и коммуникативных умений;
в) совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса;
г) невозможность в полной мере реализовать свой творческий потенциал в связи с недостаточным использованием новых образовательных технологий в условиях модернизации образования.
Мотив - это то, что побуждает человека к действию.
Как «замотивировать» учащихся к процессу обучения?
Стратегической целью в работе учителя является формирование положительных мотивов к изучению различных предметов в условиях общеобразовательной школы.
3слайд
Концепция модернизации образования
Концепция модернизации российского образования предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей», для чего необходима целенаправленная работа учителя и педагогического коллектива школы в целом.
Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет и требования к психологическому развитию выпускников школы. Сегодня школьникам уже не достаточно овладеть суммой знаний, важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически это означает - научить их хотеть учиться.Обучение в школе включает различные виды воздействия на мотивацию учения. Эффективным является путь воспитания мотивации через учебную деятельность.
4 слайд
Программирование характера мотивации
Характер мотивации можно программировать через тип учения. Так, если содержание обучения строится не как готовое задание, а как система задач для учащихся, если ученики подводятся к самостоятельному обнаружению теоретических положений учебного курса, если у них отрабатывается учебная деятельность в единстве ее компонентов, то у школьников складывается внутренняя, достаточно устойчивая, обобщенная мотивация к учению.
Рассмотрим пути и методы формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности.
5 слайд
Новые педагогические технологии
Сейчас на помощь формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности пришли новые педагогические технологии:
- системно-деятельностная технология;
- проектно-исследовательская;
- личностно-ориентированная;
- ИКТ;
- и другие.
Внедрение новых педагогических технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Использование этих технологий в учебном процессе является необходимостью современного школьного образования. Общаясь с ребятами на уроках я сделала вывод: новые педагогические технологиисущественно влияют на мотивационную сферу учебного процесса .
Использование их позволяет мне на уроках разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повысить творческий потенциал личности.позволяет экономить время урока. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Часто на уроках с помощью ИКТ разгадываем кроссворды, иллюстрации, рисунки, различные занимательные задания, которые воспитывают интерес к уроку, делают урок более интересным.
6 слайд
Система использования педагогических технологий и УЛО в обучении
Работая по этому вопросу, я систематизировала, где и как целесообразно использовать данные технологии в обучении. Наиболее эффективно это:
1) при изложении нового материала (применение Документ – камеры, цифрового микроскопа);
2) при закреплении изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы – ЭОР, ПК);
3) в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием с помощью Системы оперативного контроля знаний, контролирующие программы);
4) при самостоятельной работе обучающихся (применение Модульной системы экспериментовProlog);
5) при проведении интегрированных уроков по методу проектов (презентации проектных и исследовательских работ обучающихся с использованием ИД);
6)во время тренировки конкретных способностей учащегося - внимание, память, мышление и т.д. (использование ЭОР).
Всё выше сказанное повышает мотивацию обучения школьников, позволяет получить планируемые результаты: личностные(самоопределение- мотивация учения), предметные, метапредметные(формирует УУД – познавательные, коммуникативные, регулятивные)
7 слайд - 14 слайд
Повышение учебной мотивации
(через применение новых педагогических технологий учителем)
15 слайд
Повышение учебной мотивации
Заключение
В процессе работы я пришла к выводу, что новые педагогические технологии помогают:
• привлекать пассивных слушателей;
• делать занятия более наглядными;
• обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают учащимся проявлять их творческие способности;
• приучать учащихся к самостоятельной работе с материалом;
• обеспечивать моментальную обратную связь;
• повышать интенсивность учебного процесса;
• воспитывать терпимость, восприимчивость к разнообразию культур;• активизировать познавательную активность учащихся, а, следовательно, желание изучать предмет;
• объективно оценивать действия учащихся;
• накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса;
• реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
• дисциплинировать самого учителя, формировать его интерес к работе.
Таким образом, использование новых педагогических технологий на уроках, сотрудничество учителя и учащихся способствуют повышению мотивации учащихся к обучению, организации атмосферы свободного развития каждого обучающегося, сопровождаемой радостью и высоким уровнем познавательной активности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Причины обращения к проблеме а) неудовлетворённость организацией взаимодействия на уроке между учителем и учеником; б)пассивность некоторой части учащихся в ходе учебных занятий и во внеурочной деятельности; в) совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса.
Концепция модернизации образования На развитие его личности. На развитие его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна: формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков; опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
Программирование характера мотивации Содержание обучения строится: как система задач для учащихся; отрабатывается учебная деятельность в единстве ее компонентов; у школьников складывается внутренняя, достаточно устойчивая, обобщенная мотивация к учению.
Новые педагогические технологии Системно-деятельностная технология Проектно-исследовательская Личностно-ориентированная ИКТ и другие педагогические технологии
Система использования педтехнологий и УЛО 1) при изложении нового материала (применение документ – камеры, цифрового микроскопа); 2 ) при закреплении изложенного материала (тренинг —разнообразные обучающие программы – ЭОР, ПК); 3) в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием с помощью Системы оперативного контроля и мониторинга знаний); 4) при самостоятельной работе обучающихся (применение Модульной системы экспериментов Prolog ); 5) при проведении интегрированных уроков по методу проектов (презентации проектных и исследовательских работ обучающихся с использованием ИД); 6) во время тренировки конкретных способностей учащегося - внимание, память, мышление и т.д. (использование ЭОР).
Совместная деятельность обучающихся на уроке умение каждого из участников ставить цели совместной работы определять способы совместного выполнения заданий и средства контроля
Цели организации работы в группе: создание учебной мотивации развитие способности к самостоятельной оценке своей работы формирование умения общаться и взаимодействовать развитие стремления к успеху Групповая форма работы
Работа с документ-камерой Использование учебно-лабораторного оборудования
Работа с цифровым микроскопом Использование учебно-лабораторного оборудования
СК и МКЗ Система контроля и мониторинга качества знаний
Измерение температуры воды Модульная система экспериментов Prolog
Работа обучающихся с ПК
Использование ЭОР в образовательном процессе
Проектно-исследовательская работа учащихся Проект «История чисел» Исследование «Как развивается растение»
Повышение учебной мотивации Новые педагогические технологии помогают: привлекать пассивных слушателей; делать занятия более наглядными; проявлять творческие способности; обеспечивать моментальную обратную связь; повышать интенсивность учебного процесса; активизировать познавательную активность учащихся; объективно оценивать действия учащихся.