Семинар-практикум "Применение новых педагогических технологий в начальной школе как средство повышения учебной мотивации младших школьников"

Медведева Марина Анатольевна

Формирование мотивации учения в школьном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования социальных компетентностей, активной жизненной позиции.

 

Причины обращения к проблеме:

а) неудовлетворённость организацией взаимодействия на уроке между учителем и учеником;

б) пассивность некоторой части учащихся в ходе учебных занятий, во внеурочной деятельности по предмету и увеличивающуюся тенденцию потребления знаний в уже готовом виде из-за низкой сформированности исследовательских, информационно- технологических и коммуникативных умений;

в) совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса;

г) невозможность в полной мере реализовать свой творческий потенциал в связи с недостаточным использованием новых образовательных технологий в условиях модернизации образования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Жаворонковская средняя общеобразовательная школа

        

Педсовет на тему:

 «Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса»

Выступление на тему:

«Применение новых педагогических технологий в начальной школе

как средство повышения учебной мотивации младших школьников»

Подготовила:  руководитель МО учителей начальных классов

Медведева М.А.

1 слайд

Вступление

Формирование мотивации учения в школьном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования социальных компетентностей, активной жизненной позиции.

2слайд

Причины обращения к проблеме:

а) неудовлетворённость организацией взаимодействия на уроке между учителем и учеником;

б) пассивность некоторой части учащихся в ходе учебных занятий, во внеурочной деятельности по предмету и увеличивающуюся тенденцию потребления знаний в уже готовом виде из-за низкой сформированности исследовательских, информационно- технологических и коммуникативных умений;

в) совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса;

г) невозможность в полной мере реализовать свой творческий потенциал в связи с недостаточным использованием новых образовательных технологий в условиях модернизации образования.

Мотив - это то, что побуждает человека к действию.

    Как «замотивировать» учащихся к процессу обучения?

    Стратегической целью в работе учителя является формирование положительных мотивов к изучению различных предметов в условиях общеобразовательной школы.

3слайд

Концепция модернизации образования

 Концепция модернизации российского образования предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей», для чего необходима целенаправленная работа учителя и педагогического коллектива школы в целом.

  Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет и требования к психологическому развитию выпускников школы. Сегодня школьникам уже не достаточно овладеть суммой знаний, важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически это означает - научить их хотеть учиться.Обучение в школе включает различные виды воздействия на мотивацию учения. Эффективным является путь воспитания мотивации через учебную деятельность.

4 слайд

Программирование характера мотивации

Характер мотивации можно программировать через тип учения. Так, если содержание обучения строится не как готовое задание, а как система задач для учащихся, если ученики подводятся к самостоятельному обнаружению теоретических положений учебного курса, если у них отрабатывается учебная деятельность в единстве ее компонентов, то у школьников складывается внутренняя, достаточно устойчивая, обобщенная мотивация к учению.

Рассмотрим пути и методы формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности.

5 слайд

Новые педагогические технологии

Сейчас на помощь формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности пришли новые педагогические технологии:

  • системно-деятельностная технология;
  • проектно-исследовательская;
  • личностно-ориентированная;
  • ИКТ;
  • и другие.

  Внедрение новых педагогических технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Использование этих технологий в учебном процессе является необходимостью современного школьного образования. Общаясь с ребятами на  уроках я сделала вывод: новые педагогические технологиисущественно влияют на мотивационную сферу учебного процесса .

  Использование их   позволяет мне на уроках разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повысить творческий потенциал личности.позволяет экономить время урока. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют  орфографическую зоркость. Часто на уроках с помощью ИКТ разгадываем кроссворды, иллюстрации, рисунки, различные занимательные задания, которые воспитывают интерес к уроку, делают урок более интересным.

6 слайд

        

Система использования педагогических технологий и УЛО в обучении

Работая по этому вопросу, я систематизировала, где и как целесообразно использовать данные технологии в обучении. Наиболее эффективно это:

1) при изложении нового материала (применение Документ – камеры, цифрового микроскопа);

2) при закреплении изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы – ЭОР, ПК);

3) в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием с помощью Системы оперативного контроля знаний, контролирующие программы);

4) при самостоятельной работе обучающихся (применение Модульной системы экспериментовProlog);

5) при проведении интегрированных уроков по методу проектов (презентации проектных и исследовательских работ обучающихся с использованием ИД);

6)во время тренировки конкретных способностей учащегося - внимание, память, мышление и т.д. (использование ЭОР).

  Всё выше сказанное повышает мотивацию обучения школьников, позволяет получить планируемые результаты: личностные(самоопределение- мотивация учения), предметные, метапредметные(формирует УУД – познавательные, коммуникативные, регулятивные)

7 слайд - 14 слайд

Повышение учебной мотивации

(через применение новых педагогических технологий учителем)

15 слайд  

Повышение учебной мотивации

Заключение

В процессе работы я пришла к выводу, что новые педагогические технологии помогают:

•        привлекать пассивных слушателей;

•        делать занятия более наглядными;

•        обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают учащимся проявлять их творческие способности;

•        приучать учащихся к самостоятельной работе с материалом;

•        обеспечивать моментальную обратную связь;

•        повышать интенсивность учебного процесса;

•       воспитывать терпимость, восприимчивость к разнообразию культур;•       активизировать познавательную активность учащихся, а, следовательно, желание изучать предмет;

•        объективно оценивать действия учащихся;

•        накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса;

•       реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;

•        дисциплинировать самого учителя, формировать его интерес к работе.

Таким образом,  использование новых педагогических технологий на уроках,   сотрудничество учителя и учащихся способствуют повышению мотивации учащихся к обучению, организации атмосферы свободного развития каждого обучающегося, сопровождаемой радостью и высоким уровнем познавательной активности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса 2012

Слайд 2

Причины обращения к проблеме а) неудовлетворённость организацией взаимодействия на уроке между учителем и учеником; б)пассивность некоторой части учащихся в ходе учебных занятий и во внеурочной деятельности; в) совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса.

Слайд 3

Концепция модернизации образования На развитие его личности. На развитие его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна: формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков; опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

Слайд 4

Программирование характера мотивации Содержание обучения строится: как система задач для учащихся; отрабатывается учебная деятельность в единстве ее компонентов; у школьников складывается внутренняя, достаточно устойчивая, обобщенная мотивация к учению.

Слайд 5

Новые педагогические технологии Системно-деятельностная технология Проектно-исследовательская Личностно-ориентированная ИКТ и другие педагогические технологии

Слайд 6

Система использования педтехнологий и УЛО 1) при изложении нового материала (применение документ – камеры, цифрового микроскопа); 2 ) при закреплении изложенного материала (тренинг —разнообразные обучающие программы – ЭОР, ПК); 3) в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием с помощью Системы оперативного контроля и мониторинга знаний); 4) при самостоятельной работе обучающихся (применение Модульной системы экспериментов Prolog ); 5) при проведении интегрированных уроков по методу проектов (презентации проектных и исследовательских работ обучающихся с использованием ИД); 6) во время тренировки конкретных способностей учащегося - внимание, память, мышление и т.д. (использование ЭОР).

Слайд 7

Совместная деятельность обучающихся на уроке умение каждого из участников ставить цели совместной работы определять способы совместного выполнения заданий и средства контроля

Слайд 8

Цели организации работы в группе: создание учебной мотивации развитие способности к самостоятельной оценке своей работы формирование умения общаться и взаимодействовать развитие стремления к успеху Групповая форма работы

Слайд 9

Работа с документ-камерой Использование учебно-лабораторного оборудования

Слайд 10

Работа с цифровым микроскопом Использование учебно-лабораторного оборудования

Слайд 11

СК и МКЗ Система контроля и мониторинга качества знаний

Слайд 12

Измерение температуры воды Модульная система экспериментов Prolog

Слайд 13

Работа обучающихся с ПК

Слайд 14

Использование ЭОР в образовательном процессе

Слайд 15

Проектно-исследовательская работа учащихся Проект «История чисел» Исследование «Как развивается растение»

Слайд 16

Повышение учебной мотивации Новые педагогические технологии помогают: привлекать пассивных слушателей; делать занятия более наглядными; проявлять творческие способности; обеспечивать моментальную обратную связь; повышать интенсивность учебного процесса; активизировать познавательную активность учащихся; объективно оценивать действия учащихся.