Мастер-класс "Использование проектно-исследовательской технологии в учебном процессе для формирования УУД младших школьников"
Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от педагога нового подхода к процессу обучения.Сегодня мы говорим о ФГОС как о стандарте, задача которого: ориентация системы образования на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования.
Основной целью образования в начальной школе является формирование общеучебных навыков через УУД, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности самоорганизации с целью решения учебных задач. А значит, всё более актуальным в учебном процессе становится использование методов и методических приёмов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ ЖАВОРОНКОВСКАЯ СОШ
«Использование проектно-исследовательской технологии в учебном процессе для формирования УУД обучающихся»
Подготовила:
Медведева Марина Анатольевна,
учитель начальных классов
- Слайд 2 Задача ФГОС
Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от педагога нового подхода к процессу обучения.Сегодня мы говорим о ФГОС как о стандарте, задача которого:
ориентация системы образования на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования.
Основной целью образования в начальной школе является формирование общеучебных навыков через УУД, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности самоорганизации с целью решения учебных задач.
А значит, всё более актуальным в учебном процессе становится использование методов и методических приёмов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний.
- Слайд 3 Учебная деятельность и проектная деятельность
Какую деятельность осуществляет ребёнок в школе? Учителю важно понимать, что учебная деятельность термин более широкий, нежели учение или проектная деятельность.
В учебной деятельности учащиеся приобретают предметные способы действия – а именно культурные, т.е. выработанные всей историей человечества. Эти способы действия и называются сегодня в педагогике знаниями.
Сегодня учитель не может обойтись без коммуникативных технологий. Коммуникативные технологии предполагают такую организацию учебного процесса, когда за счёт активного включения учащихся в процесс поиска истины повышаются интенсивность и эффективность учебного процесса. К коммуникативным технологиям обучения относится проектная деятельность как основная форма организации внеурочной деятельности школьников.
Проектная деятельность - это обязательно практическая деятельность. В ней новые способы деятельности превращаются в средства решения практической задачи. И самое главное, что через проектную деятельность у учащихся формируются все виды УУД.
Проектная деятельность: определение понятия
Сегодня слово «проект» используется столь широко, что трудно назвать область, где бы он не применялся. Под словом «проект» понимается специально организованныйучителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ, т.е. продукта, который является мерилом успешности проекта.
Понятие «тема» в проектной деятельности определяется как некая составляющая той или иной области знаний, выделяемая на основе наблюдения познавательных потребностей и интересов детей и реализуемая через проекты.
- Слайд 4 Цель проектной деятельности
Проектная деятельность неоднородна на разных этапах школьной жизни ребёнка; она выполняет разные функции, служит разным целям, строится по-разному. Для школьника ПД мотивирована стремлением к самостоятельности, для педагога она является средством решения педагогических задач.
Цель проектной деятельности:
- Включать учащихся в процесс поиска истины.
- Способствовать интенсивности и эффективности
учебного процесса.
- Способствовать формированию у школьников коммуникативной компетентности:обладать способностью самостоятельно строить высказывание в устной или письменной форме.
- Расширять кругозор учащихся в интересующих их областях.
Однако ПД не может и не должна заменять собой учебную деятельность и быть единственной деятельностьюв школе.
- Слайд 5 Проект и научное исследование
Научное исследование также имеет черты, присущие проекту. Оно может превратиться в проект или стать его составной частью. Это происходит в том случае, если:
- Новое знание меняет среду, не только собственно научную, но и социальную.
- В проект знание превращается при условии, если этот потенциал (хотя бы от части) реализуется в практике.
- Новое знание может стать инструментом, средством практического действия, и тогда оно становится частью проекта.
Очевидно, что научное исследование и проект имеют множество точек пересечения и взаимопревращений. Исследование может быть составной частью проекта, органично включаться в него.
- Слайд 6 Типология проектов
Проекты, используемые как средство образования, могут быть типологизированы. Проекты могут быть:
Монопредметными или полипредметными (межпредметными).
Надпредметными, внепредметными (внешкольными): выпуск газеты, постановка школьного спектакля.
Дифференцированы и как обучающие и воспитательные.
Важным признаком проекта является его продолжительность:
Проекты могут быть:
Краткосрочными (до одной недели).
Среднесрочными (до одного месяца).
Долгосрочными (до одной четверти, триместра, а в старшей школе – до полугодия).
- Слайд 7 Типология проектов
Проекты могут делиться и по числу участников:
Групповые, индивидуальные, а внутри групповых – выполняемые в малых группах (парные или выполняемые группой до 4-5 человек), в больших группах (до 10-12 человек). Если состав проектантов превышает 12 человек, группа делится на подгруппы.
Проекты могут делиться и по типу руководства:
Проект управляется педагогом.
Или с выделением точек контроля.
В любом случае проект управляется педагогом (прямо или косвенно).
Проекты могут делиться и по типу деятельности:
Исследовательские
Творческие
Игровые
Информационные
Учебные
Таким образом, типологию проектов можно использовать при планировании и организации проектной деятельности.
- Слайд 8 Участвуя в проектной деятельности, учащиеся смогут:
Расширить свой кругозор в интересующих их областях.
Находить источники информации.
Извлекать информацию, относящуюся к теме.
Планировать работу над проектами.
Сотрудничать друг с другом при выполнении проектов (работа в группах, в парах).
Доводить начатое дело до конца.
- Слайд 9-13 Включение младших школьников в ПД
(из опыта работы)
Включать школьников в проектную деятельность надо постепенно, начиная с 1 класса. Вначале – это доступные творческие задания, чтобы интерес учащихся не пропал, такая работа будет продолжена и во 2 –ом классе, а уже в 3-11 классах – это выполнение довольно сложных проектов.
- Слайд 14 Портрет выпускника
Таким образом, знания, УУД, приобретённые в начальной школе через ПД и исследовательскую деятельность помогут учащимся быстрее адаптироваться в среднем и старшем звене. Иными словами, через различного рода деятельность ученик с годами приобретает определённый багаж знаний, опыт самостоятельной работы, инициативность, ответственность при решении учебных и практических задач, т.е. определённый портрет выпускника:
Любознательный, интересующийся, активно познающий мир.
Умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности на протяжении всей жизни.
Уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;
Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, уважающий своё и чужое мнение.
Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
Имеющий представление об основах здорового и безопасного образа жизни.
Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Если на выходе из школы ученик приобретёт такие качества личности
значит, цель школы в образовательном и воспитательном процессе:
вооружить обучающегося умениями, которые помогут ему ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни, достигая поставленной цели будет достигнута.
«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность».
Бернард Шоу