Мастер-класс "Использование проектно-исследовательской технологии в учебном процессе для формирования УУД младших школьников"

Медведева Марина Анатольевна

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от педагога нового подхода к процессу обучения.Сегодня мы говорим о ФГОС как о стандарте, задача которого: ориентация системы образования на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования.

Основной целью образования в начальной школе является формирование общеучебных навыков через УУД, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности самоорганизации с целью решения учебных задач. А значит, всё более актуальным в учебном процессе становится использование методов и методических приёмов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ ЖАВОРОНКОВСКАЯ СОШ

«Использование проектно-исследовательской технологии в учебном процессе для формирования УУД обучающихся»

Подготовила:

Медведева Марина Анатольевна,

учитель начальных классов  

  • Слайд 2                                       Задача    ФГОС

  Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от педагога нового подхода к процессу обучения.Сегодня мы говорим о ФГОС как о стандарте, задача которого:

ориентация системы образования на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели  и смысла образования.

Основной целью образования в начальной школе является формирование общеучебных навыков через УУД, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности самоорганизации с целью решения учебных задач.

А значит, всё более актуальным в учебном процессе становится использование методов и методических приёмов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания  новых знаний.

  • Слайд   3                  Учебная деятельность и проектная деятельность

Какую деятельность осуществляет ребёнок в школе? Учителю важно понимать, что  учебная деятельность термин более широкий, нежели учение или  проектная деятельность.

В учебной деятельности учащиеся приобретают предметные способы действия – а именно культурные, т.е. выработанные всей историей человечества. Эти способы действия  и называются сегодня в педагогике знаниями.

Сегодня учитель не может обойтись без коммуникативных технологий. Коммуникативные технологии предполагают такую организацию учебного процесса, когда за счёт активного включения учащихся в процесс поиска истины повышаются интенсивность и эффективность учебного процесса. К коммуникативным технологиям обучения относится проектная деятельность как основная форма организации внеурочной деятельности школьников.

Проектная  деятельность - это обязательно практическая деятельность. В ней новые  способы деятельности превращаются в средства решения практической задачи. И самое главное, что через проектную деятельность у учащихся формируются все виды УУД.

Проектная деятельность: определение понятия

Сегодня слово «проект» используется столь широко, что трудно назвать область, где бы он не применялся. Под словом «проект» понимается специально организованныйучителем  и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ, т.е. продукта, который является мерилом успешности проекта.

Понятие «тема» в проектной деятельности определяется как некая составляющая той или иной области знаний, выделяемая на основе наблюдения познавательных потребностей и интересов детей и реализуемая через проекты.

  • Слайд  4                                 Цель проектной деятельности

Проектная деятельность неоднородна на разных этапах школьной жизни ребёнка; она выполняет разные функции, служит разным целям, строится по-разному. Для школьника ПД мотивирована стремлением к самостоятельности, для педагога она является средством решения педагогических задач.

Цель проектной деятельности:

  • Включать учащихся в процесс поиска истины.
  • Способствовать интенсивности и эффективности

    учебного процесса.

  • Способствовать формированию у школьников коммуникативной компетентности:обладать способностью самостоятельно строить высказывание в устной или письменной форме.
  • Расширять кругозор учащихся в интересующих их областях.

 Однако ПД не может и не должна заменять собой учебную деятельность и быть единственной деятельностьюв школе.

  • Слайд   5                                 Проект и научное исследование

  Научное  исследование также имеет черты, присущие проекту.  Оно может превратиться в проект или стать его составной частью. Это происходит в том случае, если:

  • Новое знание меняет среду, не только собственно научную, но и социальную.
  • В проект знание превращается при условии, если этот потенциал (хотя бы от части) реализуется в практике.
  • Новое знание может стать инструментом, средством практического действия, и тогда оно становится частью проекта.

              Очевидно, что научное исследование и проект имеют множество точек пересечения и взаимопревращений. Исследование может быть составной частью проекта, органично включаться в него.

  • Слайд  6                                             Типология проектов

Проекты, используемые как средство образования, могут быть типологизированы.  Проекты могут быть:

Монопредметными или полипредметными (межпредметными).

Надпредметными, внепредметными (внешкольными): выпуск газеты, постановка школьного спектакля.

Дифференцированы и как обучающие и воспитательные.

   Важным признаком проекта является его продолжительность:

Проекты могут быть:

Краткосрочными (до одной недели).

Среднесрочными (до одного месяца).

Долгосрочными (до одной четверти, триместра, а в старшей школе – до полугодия).

  • Слайд   7                                Типология проектов

Проекты могут делиться и по числу участников:

Групповые, индивидуальные, а внутри групповых – выполняемые в малых группах (парные или выполняемые группой до 4-5 человек), в больших группах (до 10-12 человек). Если состав проектантов превышает 12 человек, группа делится на подгруппы.

Проекты могут делиться и по типу руководства:

Проект управляется педагогом.

Или с выделением точек контроля.

    В любом случае проект управляется педагогом (прямо или косвенно).

Проекты могут делиться и по типу деятельности:

Исследовательские

Творческие

Игровые

Информационные

Учебные

  Таким образом, типологию проектов можно использовать при планировании и организации проектной деятельности.

  • Слайд    8     Участвуя в проектной деятельности, учащиеся смогут:

Расширить свой  кругозор в интересующих их областях.

Находить источники информации.

Извлекать информацию, относящуюся к теме.

Планировать работу над проектами.

Сотрудничать друг с другом при выполнении проектов (работа в группах, в парах).

Доводить начатое дело до конца.

  • Слайд  9-13 Включение  младших школьников в ПД

(из опыта работы)

  Включать школьников в проектную деятельность надо постепенно, начиная с 1 класса. Вначале – это доступные творческие задания, чтобы интерес учащихся не пропал, такая работа будет продолжена и во 2 –ом классе, а уже в 3-11 классах – это выполнение довольно сложных проектов.

  • Слайд  14 Портрет выпускника

  Таким образом, знания, УУД, приобретённые в начальной школе через ПД и исследовательскую деятельность помогут учащимся быстрее адаптироваться в среднем и старшем звене. Иными словами, через различного рода  деятельность ученик  с годами приобретает  определённый багаж знаний, опыт самостоятельной работы, инициативность, ответственность при решении учебных и практических задач, т.е. определённый портрет выпускника:

Любознательный, интересующийся, активно познающий мир.

Умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности на протяжении всей жизни.

Уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;

Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, уважающий своё и чужое мнение.

Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

Имеющий представление об основах здорового и безопасного образа жизни.

Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Если на выходе из школы ученик приобретёт такие качества личности

          значит,  цель школы в образовательном и воспитательном процессе:

вооружить обучающегося умениями, которые помогут ему ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни, достигая поставленной цели будет достигнута.

«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность».

                                                                                                              Бернард Шоу