Круглый стол "Духовно-нравственное воспитание младших школьников"

Медведева Марина Анатольевна

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения, что приводит к формированию вредных привычек у детей. Детство всегда с надеждой обращено в будущее. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Данный материал поможет учителю, родителям сформировать основные направления воспитательного процесса детей младшего школьного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Жаворонковская средняя общеобразовательная школа

        

Педсовет на тему:

«Формирование духовно-нравственной культуры школьника в контексте современного общества»

Доклад

на педагогическом совете

«Система работы по формированию духовно-нравственной культуры младших школьников»

учителя начальных классов

             Медведевой Марины Анатольевны

2012 / 2013 уч. год

Вступление

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения, что приводит к формированию вредных привычек у детей. Детство всегда с надеждой обращено в будущее. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве.

Формирование духовно-нравственной культуры

«Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Живописец и ваятель творит только безжизненную фигуру, а мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который, радуются Бог и люди».

Свт. Иоанн Златоуст 

Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.

ЦЕЛЬ
ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Цель - гармоничное духовное развитие личности обучающегося и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.

ЗАДАЧИ
ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

  • Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей.
  • Раскрытие определяющей роли Православия в становлении культурных и духовно-нравственных традиций русского народа.
  • Воспитание чувства патриотизма.

Привлечение Библии к нравственному воспитанию детей

  Методика формирования нравственных ориентаций в связи с религиозно-культурным просвещением учащихся на основе начального курса родной словесности направлена на создание у них определенного запаса систематических представлений, эмоционально окрашенных впечатлений о складывании через верования народа содержания его нравственного идеала и развитие ценностного отношения к нему как к духовному наследию.

  Главное значение педагогического привлечения Библии к нравственному воспитанию детей видится в следующем:

  • в приращении понятия "человек" в детском сознании нравственными смыслами духу, души (на сегодняшний день представления младших школьников о человеке ограничиваются его пониманием как биологического существа);
  • в раскрытии учащимся ветхозаветных "строгих" заповедей, христианских "заповедей блаженства»: благочестия, мирности, совестливости, милосердия;
  • в формировании у детей образа Иисуса Христа как Учителя, просветившего людей благодатным знанием, и в осознании младшими школьниками значения учения как пути к познанию блага, своему духовному преобразованию с развитием у них на этой основе нравственных мотивов учения;

  Если мы не будем обращать внимание на состояние души, на духовно-нравственное состояние нашей молодежи, то при всех наших самых замечательных инициативах, методиках, программах, учебниках мы можем никакого результата не получить. Мы придем к такому человеку со своими инициативами, а он скажет, что это ему не интересно и не нужно. 

  В христианско-ориентированной педагогике подчеркивается, что "с пробуждением у ребенка самосознания наряду с нравственным воспитанием возрастает роль нравственного образования, поэтому большое внимание следует уделить формированию у детей правильных духовно-нравственных понятий". 

  Несколько слов хочу сказать о том, что же такое духовно-нравственное состояние человека. Есть разные понимания. Атеисты считают духовным человека, если тот начитан, соблюдает внешние рамки приличия, моральные нормы. Христианство дает очень простое определение: есть Дух Божий, благодать Святого Духа, та, которая преображает человека качественно. Он становится способен любить врага, ему дается необычайная радость бытия. Есть вещи, для светского человека совершенно непонятные. Например, старец Никон Беляев, один из последних старцев Оптиной пустыни, пережил расцвет обители, ее разорение, последние дни доживал в лагере среди шпаны уголовной, болея тяжелой формой туберкулеза. Что может человек в таком положении в таком месте писать в своем письме? Он пишет: “Радости моей нет предела. Я понял, что такое: Царствие Божие внутри вас есть”. Это состояние духовного человека, когда душа восходит на высоты Духа, любовь неизреченная и радость неизреченная присутствуют в человеке независимо оттого, где он находится, в каких условиях. Так вот, когда идет речь о духовно-нравственном воспитании детей, мы говорим о том, чтобы у детей была вот такая душа. Не то чтобы они изучили какие-то предметы, получили знания в области, скажем, архитектуры храмов или истории Православия, а чтобы у человека была душа здоровая. В таком состоянии можно обучать и всему остальному.

Духовно-нравственное состояние души человека

Огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, его методическому мастерству. Методика работы со сказками в начальных классах обусловлена качественной неоднородностью этого жанра. Учителю при руководстве чтением сказок необходимо, опираясь на специфику сказочного жанра, целенаправленно формировать у учащихся оптимальный объем умений, концентрирующих внимание детей на главном в “сказочном мире”, умение выделить при чтении и рассказывании сходные по идейному содержанию эпизоды с одним и тем же героем и определять их эмоциональный характер для развития у детей способности к сопереживанию, эмоциональной и образной памяти.

Надо подчеркнуть, что формирование нравственных понятий — это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

В гостях у сказки

Учащиеся начальной школы показывают от ВШ сказки к праздникам:

  • к празднику Покрова Пресвятой Богородицы постановка сказки «Под грибком»;
  • к празднику Рождества Христово «Рождественская сказка».

Воспитательная работа по нравственному воспитанию

  Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеурочная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка.

Патриотическое воспитание - как часть духовного воспитания личности

  Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы, праздники, посвященные “Дню Победы”, литературные вечера, “Дни духовности и культуры” предполагают встречи с интересными людьми.

В школе проводятся свои праздники:

  • сентябрь (День знаний);
  • октябрь (Посвящение в первоклассники);
  • ноябрь (Дни духовности и культуры);
  • декабрь (Крещенские чтения);
  • январь (Рождество Христово);
  • февраль (Неделя патриотической песни);
  • март (Неделя детской книги);
  • апрель (Пасха);
  • май (День славянской письменности).

Работа с родителями

  Современные родители уже привыкли к личной безответственности, которую в нас воспитали на протяжении последних десятилетий.

   Но нельзя давать согласие на эту разрушительную работу. Для этого надо создавать свои учебные заведения, делать все, чтобы помогать людям и в первую очередь детям воцерковляться, приходить к Богу. Православие – это не система, это жизнь в любви. И православным наше воспитание получается только тогда, когда мы начинаем совершать его в любви.  Очень важно, если родители живут жизнью школы, проблемами школы, когда существует тесная связь между детьми, родителями, школой.

  В конце учебного года мы, учителя, будем подводить итоги как по учебной так и по воспитательной работе. Для этого обучающимся школы можно предложить анкету. Первый вопрос может быть  таким: Было ли интересно жить ребятам в школе? Какие наши общие дела тебе показались интересными и больше всего запомнились? Чему научили тебя наши дела?

Формирование духовно-нравственной культуры

  Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития России. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных.

  Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией.

  Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система работы по формированию духовно-нравственной культуры младших школьников Подготовила: Медведева Марина Анатольевна, председатель МС МБОУ Жаворонковская СОШ

Слайд 2

Формирование духовно-нравственной культуры «Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Живописец и ваятель творит только безжизненную фигуру, а мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который, радуются Бог и люди». Свт . Иоанн Златоуст

Слайд 3

ЦЕЛЬ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ Цель - гармоничное духовное развитие личности обучающегося и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.

Слайд 4

ЗАДАЧИ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей. Раскрытие определяющей роли Православия в становлении культурных и духовно-нравственных традиций русского народа. Воспитание чувства патриотизма.

Слайд 5

Привлечение Библии к нравственному воспитанию детей В приращении понятия "человек" в детском сознании нравственными смыслами духу, души. В раскрытии учащимся ветхозаветных "строгих" заповедей. В формировании у детей образа Иисуса Христа как Учителя, просветившего людей благодатным знанием.

Слайд 6

Духовно-нравственное состояние души человека Работа со сказками: формировать у учащихся оптимальный объем умений. Умение выделить при чтении и рассказывании сходные по идейному содержанию эпизоды с одним и тем же героем. Определять их эмоциональный характер для развития у детей способности к сопереживанию.

Слайд 7

Условия формирования нравственной сферы ребенка Организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом. Внеурочная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание обучающихся.

Слайд 8

Внеурочная деятельность одна из форм духовного воспитания

Слайд 9

Внеурочная деятельность

Слайд 10

Внеурочная деятельность

Слайд 11

Патриотическое воспитание – одна из форм воспитания духовно-нравственной личности

Слайд 12

Работа с родителями Тесная связь между детьми, родителями, школой. Анкетирование обучающихся: Было ли интересно жить ребятам в школе? Какие наши общие дела тебе показались интересными и больше всего запомнились? Чему научили тебя наши дела?

Слайд 13

Тесная связь между детьми, родителями, школой

Слайд 14

Формирование духовно-нравственной культуры Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во «взрослую» жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.