Особенности детского возраста (от 1,5 до 3,5 лет)
Что такое ранее детство?
Интеллектуальное развитие.
Эмоциональное развитие.
Игровая деятельность.
Речевое развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_vozrasta_15-35_let.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Раннее детство – очень короткий период в жизни человека. Именно в первые три года жизни дети научаются тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни. Если взрослые на протяжении этого возрастного периода оказывают поддержку ребенку, он будет гораздо быстрее развиваться. Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного общения взрослого и ребенка окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям.
Интеллектуальное развитие
Развитие познавательных процессов ребенка раннего возраста идет стремительными темпами. Но все психические процессы являются при этом непроизвольными.
- Внимание. Привлекают лишь яркие вещи, картинки, предметы, издающие звуки и т.д.
- Память. В основном дети запоминают то, что включено в их игру или непосредственно в их практическую деятельность. Либо то, что им непосредственно нужно или интересно, что воздействовало на них эмоционально и поразило их.
- Восприятие. Могут выделять в предметах и вещах только ярко выраженные признаки. В возрасте 2-3,5 лет дети способны различать: 5 форм (круг, квадрат, овал, треугольник и прямоугольник), цвета (красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый, фиолетовый, оранжевый).
- Мышление. Наглядно-действенное, образное.
Основной способ познания ребенком окружающего мира – метод проб и ошибок, поэтому дети этого возраста любят разбирать игрушки.
Поведение ребенка также непроизвольное, дети не могут сразу прекратить что-то делать или выполнить сразу несколько действий.
Эмоциональное развитие
Дети очень восприимчивы к эмоциональным состоянием окружающих и подвержены так называемому «эффекту заражения». Проявления положительных и отрицательных эмоций зависит от физического комфорта.
Условия для создания уверенности и спокойствия ребенка:
- системность,
- ритмичность,
- повторяемость его жизни, т.е. четкое соблюдение режима.
Дети в этом возрасте искренние, открытые, честные. Они не умеют скрывать свои симпатии и антипатии. Чувства детей неустойчивы и противоречивы, настроение подвержено частой смене.
Игровая деятельность
Основной вид деятельности этих детей – манипулирование предметами. Т.е. ребенок вначале изучает предмет, узнает его назначение, а затем начинает употреблять эти предметы для других целей. В возрасте до 3-х лет игры со сверстниками не привлекают детей, они предпочитают самостоятельные игры.
На этой основе развивается игровая и продуктивная деятельность ребенка, т.е. лепка, рисование, конструирование
- Рисование хорошо развивает воображение и творчество.
- Лепка способствует развитию мышления, памяти, образного восприятия.
- Конструирование дает ребенку представление о формах, цветах, величине.
У ребенка 1,5-3,5 лет сильно развит интерес к окружающему миру. Желание знать «что это такое» должно замечаться и поощряться родителями.
Главное значение имеет развивающая среда и правильно подобранные развивающие игрушки (матрешки, вкладыши, пирамидки).
Речевое развитие
В этот период происходит активное формирование речи:
- к 1,5 годам ребенок владеет 30-40 словами. Он требует называть предметы, произносит слова, которые эти предметы обозначают.
- к 2 годам – 300-400 слов. Ребенок задает вопросы: «Кто?», «Что?», начинает употреблять не только существительные, но и прилагательные, наречия, глаголы, местоимения. Формируется фразовая речь. Это сензитивный период в усвоении речи. Развитие происходит в двух направлениях:
1) совершенствуется понимание ребенком речи взрослых;
2) складывается собственная активная речь.
К концу 2-го года начинается развитие двухсловных, а затем и многословных предложений, внутри которых начинается согласование всех слов предложения.
- к 2,5-3,5 годам ребенок осваивает 1000-1500 слов, основные вопросы, интересующие ребенка «Где?», «Когда?», «Куда?», «Откуда?».
На 3-м году жизни у ребенка меняется понимание речи взрослого человека. Малыш к этому возрасту не только понимает отдельные слова и способен выполнить действие по просьбе взрослого, но и начинает слушать любые высказывания взрослого, которые не направлены непосредственно на него. Ребенок начинает слушать и понимать сообщения, которые выходят за рамки ситуации его общения со взрослыми. Это дает малышу возможность использовать речь, как средство познания мира, недоступного непосредственному опыту ребенка.
С появлением речи становятся шире возможности общения малыша со взрослыми. Появляются отношения сотрудничества.
Особенности детского возраста (от 1,5 до 3,5 лет)