разработка урока "Деятельность человека, её основные формы"

Гороховцева Наталья Евгеньевна

О разнообразной деятельности человека (общение, творческая деятельность)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deyatelnost_cheloveka_eyo_osnovnye_formy.docx32.42 КБ

Предварительный просмотр:

о

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №6

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ТЕМА: «Деятельность человека, её основные формы»

Разработала :

Гороховцева Н.Е.

Зима, 2013г.

Тема урока: Деятельность человека, её основные формы.

Цели:

Обучающая: учащиеся должны знать понятия и термины: деятельность, мотивы деятельности, потребности, цель.

Развивающая: способствовать развитию у обучающихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания.

Воспитательная: способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Тип урока: изучение нового материала

Основные понятия: деятельность, мотив, цель деятельности, общение, творчество, самореализация, потребность.

План урока:

  1. Деятельность. Виды деятельности.
  2. Классификация деятельности.
  3. Общение. Виды общения.
  4. Творческая деятельность

Ход урока:

  1. Работа по теме урока.
  1. Деятельность. Виды деятельности.

Учитель: Деятельность человека имеет целенаправленный характер. Другими словами, она не ограничивается приспособлением к существующим условиям. Она целенаправленно преобразует те или иные формы бытия. Целеполагание является условием человеческой деятельности, которое значительно активизирует её характер.

Запись в тетрадях:

Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.

Учитель: Деятельность человека имеет определённое сходство с активностью животного, но отличается творческо – преобразующим отношением к окружающему миру.

Запись в тетрадях: Давайте запишем в таблице сравнительные характеристики деятельности человека и активности животного.

таблица 1

Деятельность человека

Активность животного

Приспособление к природной среде путём её масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека. Человек сохраняет свою природную организацию неизменной, поменяв в то же время свой образ жизни.

Приспособление к условиям среды прежде всего путём перестройки собственного организма, механизмом которой являются мутационные изменения, закрепляемые средой.

Целеполагание в деятельности.

Целесообразность в поведении.

Сознательная постановка целей, связанных со способностью анализировать ситуацию (раскрывать причинно – следственные зависимости, продумывать наиболее целесообразные способы их достижения)

Подчинение инстинкту, действия изначально запрограммированы.

Воздействие на среду специально изготовленными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические возможности человека.

Воздействие на среду обитания осуществляется, как правило, органами тела, данными природой. Отсутствие способности изготавливать орудия труда с помощью ранее созданных средств.

Продуктивный, творческий, созидательный характер.

Потребительский характер: не создаёт ничего нового по сравнению с тем, что дано природой.

Учитель: Деятельность имеет свою структуру, состоящую из субъекта – орудия – объекта.

Запись в тетрадях:

Структура деятельности.

  1. субъект – это тот, кто осуществляет деятельность.
  2. орудие – предмет или явление, приспособленное к определённой функциональной деятельности.
  3. объект – это то, на что направлена деятельность.

Учитель: Субъект деятельности и объект деятельности взаимосвязаны между собой. Субъект деятельности порождает мотив, переходящий в цель, методы и средства, процесс, и в конечный результат (продукт).

Запись в тетрадях:

Мотив – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности.

Учитель: В качестве мотивов могут выступать: потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения, эмоции и идеалы.

Запись в тетрадях:

Цель деятельности - это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.

Учитель: Деятельность состоит из цепи действий.

Запись в тетрадях:

Действие – это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.

Учитель: Существует два вида деятельности.

Запись в тетрадях:

Виды деятельности

  1. практическая – т.е. материально – преобразовательная, направленная на изменение природы и бытия человека, и социально – преобразовательная, меняющая социальную реальность, включая и самого человека;
  2. духовная – содержанием которой выступает изменение сознания людей.

Учитель: В зависимости от направленности человеческой активности деятельность может быть:

  1. созидательной (т.е. направленной на формирование «второй природы»: чреды обитания человека, орудий труда и т.п.)
  2. разрушительной (связанной с различными войнами, революциями, уничтожением природы и т.д.)

Любая деятельность имеет определённую мотивацию, т.е. внутреннего побудителя к действию. Основным мотивом, стимулирующим человека к действию, является его желание удовлетворить свои потребности.

Запись в тетрадях:

Потребность – это связь человека с окружающей средой, в основе которой лежат требования и нужды человека по отношению к этой среде.

Учитель: Существует четыре вида потребностей – биологические, социальные, духовные и ложные.

Запись в тетрадях:

Виды потребностей

  1. биологические – это необходимость в питании, воде, тепле, воспроизводстве и т.п.
  2. социальные – самореализация, самоутверждение, общественное признание личности, исполнение ею своих обязанностей, общение с себе подобными
  3. духовные – пользование культурными благами, размышления о смысле и назначении человеческого существования и пр.
  4. ложные – искусственно созданные ( потребность в алкоголе, курении).

  1. Классификация деятельности.

Учитель: Классификацию деятельности можно определить следующим образом.

Запись в тетрадях:

таблица 2.

Основа классификации

Виды деятельности

Характер отношения человека к окружающему миру

Практическая (материальная) – создание необходимых для удовлетворения потребностей людей вещей, материальных ценностей; духовная – создание идей, образов, научных, художественных и нравственных ценностей.

Общественные сферы, в которых деятельность протекает

Экономическая, социальная, политическая и д.р.

Соотнесённость с ходом истории

Прогрессивная, реакционная.

Существующие ценности, социальные нормы

Моральная, аморальная; законная, незаконная

Социальные формы деятельности

Массовая, коллективная, индивидуальная

Потенциал нового в деятельности

Инновационная, изобретательская, творческая, рутинная

Учитель: В деятельности происходит самореализация личности.

Запись в тетрадях:

Самореализация – процесс выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.

  1. Общение. Виды общения.

Учитель: Деятельность людей развёртывается в различных сферах жизни общества, её направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.

     Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение, труд.

Запись в тетрадях:

Общение – это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями.

Учитель: Давайте рассмотрим структуру общения, что оно в себя включает, из чего состоит.

Запись в тетрадях:

Структура общения

  1. субъект – тот, кто является инициатором общения (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом)
  2. цель – это то, ради чего у человека возникает необходимость в общении
  3. содержание – это та информация, которая передаётся в межличностных контактах от одного к другому
  4. средства – это способы передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения (с помощью органов чувств, текстов, рисунков, схем, радио – видеотехники, Интернета и др.).

Учитель: В науке выделяют следующие виды общения.

Запись в тетрадях:

Виды общения

  1. вербальное общение – предполагает  передачу мыслей с помощью слов.
  2. интерактивное общение – предполагает взаимодействие людей и приспособление их друг к другу в процессе совместной работы, учёбы, отдыха. В процессе такого общения у людей возникают симпатии, взаимопонимание. Такой вид общения включает в себя кооперацию, конкуренцию людей. Общаясь друг с другом, люди нередко вступают в конфликтные ситуации.
  3. Перцептивное общение – это умение чувствовать другого человека, улавливать его психическое состояние. В процессе такого общения учитываются мотивы поведения людей.

Учитель: Давайте рассмотрим и запишем в тетрадях функции общения.

Запись в тетрадях:

таблица 3.

Наименование функции

Её содержание

Социализация

Формирование и развитие межличностных отношений в качестве условия становления человека как личности

Познавательная

Познание людьми друг друга

Психологическая

Осуществление определённого воздействия на психическое состояние человека

Отождествления (противопоставления)

Выражение причастности человека к группе: «Я – свой» или «Я – чужой»

Организационная

Организация совместной деятельности людей

  1. Творческая деятельность.

Учитель: Современная наука признаёт, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Творчество – это компонент, какой – либо деятельности человека и самостоятельная деятельность (например, деятельность учёных, изобретателей, писателей и т.д.).

Запись в тетрадях:

Творчество – это вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

Учитель: способности у человека могут развиваться или пропасть совсем. Поэтому необходимо овладевать культурой, языком, знаниями, осваивать способы творческой деятельности,  её важнейшие механизмы.

Запись в тетрадях:

Важнейшие механизмы творческой деятельности

  1. Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний.
  2. Воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании.
  3. Фантазия – характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.
  4. Интуиция – знание, условия, получения которого не осознаются.

Учитель: Таким образом, деятельность является способом существования людей и характеризуется следующими чертами:

Запись в тетрадях:

Характерные черты деятельности

  1. Сознательный характер – человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит её результаты
  2. Продуктивный характер – направлена на получение результата (продукта)
  3. Преобразующий характер – человек изменяет окружающий мир и самого себя.
  4. Общественный характер – человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

  1. Итог урока

Формулирование в ы в о д о в:

  1. Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
  2. Цель деятельности - это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.
  3. Потребность – это связь человека с окружающей средой, в основе которой лежат требования и нужды человека по отношению к этой среде.
  4. Самореализация – процесс выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.
  5. Общение – это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями.
  6. В чём заключается социальная сущность деятельности?
  7. Какова структура деятельности?
  8. Каковы мотивы деятельности?
  9. В чём особенности творческой деятельности?
  10. Сделайте вывод: какую роль в жизни человека играет общение.
  11. Задания на закрепление:
  1. Сергей делится по телефону с Александром своими впечатлениями о просмотренном кинофильме. Это пример
  1. Игры        2.  Общения       3.  Учения      4.  Труда

Ответ: 2

  1. Установите соответствие между примерами деятельности и её видами, к каждой позиции, данной в первом столбце,  подберите позицию из второго столбца.

Примеры деятельности

Виды деятельности

А) решение математических  задач

Б)     принятие закона

В)      посадка дерева

Г) создание модели из    конструктора

Д)   выступление певца на сцене

  1. Игровая
  2. Учебная
  3. Трудовая

 Ответ: 23313

Домашнее задание:

Выучите параграф 17 (учебник Боголюбова), вопросы и задания после параграфа.

Написать эссе: Человеческая сущность налицо только в общении, единстве человека с человеком. (Л.Фейербах)

Список литературы

  1. Барабанов В.В., Насонова И.П. Обществознание. 10-11 классы. Школьный словарь – справочник. М.: Астрель: Транзит – книга, 2004.
  2. Баранов П.А. обществознание в таблицах: 10-11 классы: справочные материалы/ П.А. Баранов – Москва: Астрель, 2013.- 187, [5] с. – (школьная программа).
  3. Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 10 класса.- М.: «Русское слово», 2010.
  4. Кравченко А.И., Певцова Е.А.  Обществознание: учебник для 11 класса.- М.: «Русское слово», 2010.
  5. Обществознание: учебник 10 класс: Базовый уровень / Под. Ред. Л.Н.Боголюбова и др. – М.: «просвещение»,2010.
  6. Обществознание: 10 класс: базовый уровень: метод. Рекомендации: пособие для учителя / [Л.Н.Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И.Городецкая и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2008.- 237 с. –ISBN 978-5-09-018903-3.
  7. Пархоменко И.Т. Обществознание: вопрос и ответ / Практическое пособие для учащихся средних школ, студентов средних специальных и высших учебных заведений. 2-е изд.: переработ. И доп.- Воронеж:  ИП Лакоценина Н.А., 2011.- 304 с.