разработка урока "Деятельность человека, её основные формы"
О разнообразной деятельности человека (общение, творческая деятельность)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnost_cheloveka_eyo_osnovnye_formy.docx | 32.42 КБ |
Предварительный просмотр:
о
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №6
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
ТЕМА: «Деятельность человека, её основные формы»
Разработала :
Гороховцева Н.Е.
Зима, 2013г.
Тема урока: Деятельность человека, её основные формы.
Цели:
Обучающая: учащиеся должны знать понятия и термины: деятельность, мотивы деятельности, потребности, цель.
Развивающая: способствовать развитию у обучающихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания.
Воспитательная: способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Тип урока: изучение нового материала
Основные понятия: деятельность, мотив, цель деятельности, общение, творчество, самореализация, потребность.
План урока:
- Деятельность. Виды деятельности.
- Классификация деятельности.
- Общение. Виды общения.
- Творческая деятельность
Ход урока:
- Работа по теме урока.
- Деятельность. Виды деятельности.
Учитель: Деятельность человека имеет целенаправленный характер. Другими словами, она не ограничивается приспособлением к существующим условиям. Она целенаправленно преобразует те или иные формы бытия. Целеполагание является условием человеческой деятельности, которое значительно активизирует её характер.
Запись в тетрадях:
Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Учитель: Деятельность человека имеет определённое сходство с активностью животного, но отличается творческо – преобразующим отношением к окружающему миру.
Запись в тетрадях: Давайте запишем в таблице сравнительные характеристики деятельности человека и активности животного.
таблица 1
Деятельность человека | Активность животного |
Приспособление к природной среде путём её масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека. Человек сохраняет свою природную организацию неизменной, поменяв в то же время свой образ жизни. | Приспособление к условиям среды прежде всего путём перестройки собственного организма, механизмом которой являются мутационные изменения, закрепляемые средой. |
Целеполагание в деятельности. | Целесообразность в поведении. |
Сознательная постановка целей, связанных со способностью анализировать ситуацию (раскрывать причинно – следственные зависимости, продумывать наиболее целесообразные способы их достижения) | Подчинение инстинкту, действия изначально запрограммированы. |
Воздействие на среду специально изготовленными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические возможности человека. | Воздействие на среду обитания осуществляется, как правило, органами тела, данными природой. Отсутствие способности изготавливать орудия труда с помощью ранее созданных средств. |
Продуктивный, творческий, созидательный характер. | Потребительский характер: не создаёт ничего нового по сравнению с тем, что дано природой. |
Учитель: Деятельность имеет свою структуру, состоящую из субъекта – орудия – объекта.
Запись в тетрадях:
Структура деятельности.
- субъект – это тот, кто осуществляет деятельность.
- орудие – предмет или явление, приспособленное к определённой функциональной деятельности.
- объект – это то, на что направлена деятельность.
Учитель: Субъект деятельности и объект деятельности взаимосвязаны между собой. Субъект деятельности порождает мотив, переходящий в цель, методы и средства, процесс, и в конечный результат (продукт).
Запись в тетрадях:
Мотив – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности.
Учитель: В качестве мотивов могут выступать: потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения, эмоции и идеалы.
Запись в тетрадях:
Цель деятельности - это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.
Учитель: Деятельность состоит из цепи действий.
Запись в тетрадях:
Действие – это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.
Учитель: Существует два вида деятельности.
Запись в тетрадях:
Виды деятельности
- практическая – т.е. материально – преобразовательная, направленная на изменение природы и бытия человека, и социально – преобразовательная, меняющая социальную реальность, включая и самого человека;
- духовная – содержанием которой выступает изменение сознания людей.
Учитель: В зависимости от направленности человеческой активности деятельность может быть:
- созидательной (т.е. направленной на формирование «второй природы»: чреды обитания человека, орудий труда и т.п.)
- разрушительной (связанной с различными войнами, революциями, уничтожением природы и т.д.)
Любая деятельность имеет определённую мотивацию, т.е. внутреннего побудителя к действию. Основным мотивом, стимулирующим человека к действию, является его желание удовлетворить свои потребности.
Запись в тетрадях:
Потребность – это связь человека с окружающей средой, в основе которой лежат требования и нужды человека по отношению к этой среде.
Учитель: Существует четыре вида потребностей – биологические, социальные, духовные и ложные.
Запись в тетрадях:
Виды потребностей
- биологические – это необходимость в питании, воде, тепле, воспроизводстве и т.п.
- социальные – самореализация, самоутверждение, общественное признание личности, исполнение ею своих обязанностей, общение с себе подобными
- духовные – пользование культурными благами, размышления о смысле и назначении человеческого существования и пр.
- ложные – искусственно созданные ( потребность в алкоголе, курении).
- Классификация деятельности.
Учитель: Классификацию деятельности можно определить следующим образом.
Запись в тетрадях:
таблица 2.
Основа классификации | Виды деятельности |
Характер отношения человека к окружающему миру | Практическая (материальная) – создание необходимых для удовлетворения потребностей людей вещей, материальных ценностей; духовная – создание идей, образов, научных, художественных и нравственных ценностей. |
Общественные сферы, в которых деятельность протекает | Экономическая, социальная, политическая и д.р. |
Соотнесённость с ходом истории | Прогрессивная, реакционная. |
Существующие ценности, социальные нормы | Моральная, аморальная; законная, незаконная |
Социальные формы деятельности | Массовая, коллективная, индивидуальная |
Потенциал нового в деятельности | Инновационная, изобретательская, творческая, рутинная |
Учитель: В деятельности происходит самореализация личности.
Запись в тетрадях:
Самореализация – процесс выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.
- Общение. Виды общения.
Учитель: Деятельность людей развёртывается в различных сферах жизни общества, её направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.
Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение, труд.
Запись в тетрадях:
Общение – это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями.
Учитель: Давайте рассмотрим структуру общения, что оно в себя включает, из чего состоит.
Запись в тетрадях:
Структура общения
- субъект – тот, кто является инициатором общения (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом)
- цель – это то, ради чего у человека возникает необходимость в общении
- содержание – это та информация, которая передаётся в межличностных контактах от одного к другому
- средства – это способы передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения (с помощью органов чувств, текстов, рисунков, схем, радио – видеотехники, Интернета и др.).
Учитель: В науке выделяют следующие виды общения.
Запись в тетрадях:
Виды общения
- вербальное общение – предполагает передачу мыслей с помощью слов.
- интерактивное общение – предполагает взаимодействие людей и приспособление их друг к другу в процессе совместной работы, учёбы, отдыха. В процессе такого общения у людей возникают симпатии, взаимопонимание. Такой вид общения включает в себя кооперацию, конкуренцию людей. Общаясь друг с другом, люди нередко вступают в конфликтные ситуации.
- Перцептивное общение – это умение чувствовать другого человека, улавливать его психическое состояние. В процессе такого общения учитываются мотивы поведения людей.
Учитель: Давайте рассмотрим и запишем в тетрадях функции общения.
Запись в тетрадях:
таблица 3.
Наименование функции | Её содержание |
Социализация | Формирование и развитие межличностных отношений в качестве условия становления человека как личности |
Познавательная | Познание людьми друг друга |
Психологическая | Осуществление определённого воздействия на психическое состояние человека |
Отождествления (противопоставления) | Выражение причастности человека к группе: «Я – свой» или «Я – чужой» |
Организационная | Организация совместной деятельности людей |
- Творческая деятельность.
Учитель: Современная наука признаёт, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Творчество – это компонент, какой – либо деятельности человека и самостоятельная деятельность (например, деятельность учёных, изобретателей, писателей и т.д.).
Запись в тетрадях:
Творчество – это вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.
Учитель: способности у человека могут развиваться или пропасть совсем. Поэтому необходимо овладевать культурой, языком, знаниями, осваивать способы творческой деятельности, её важнейшие механизмы.
Запись в тетрадях:
Важнейшие механизмы творческой деятельности
- Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний.
- Воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании.
- Фантазия – характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.
- Интуиция – знание, условия, получения которого не осознаются.
Учитель: Таким образом, деятельность является способом существования людей и характеризуется следующими чертами:
Запись в тетрадях:
Характерные черты деятельности
- Сознательный характер – человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит её результаты
- Продуктивный характер – направлена на получение результата (продукта)
- Преобразующий характер – человек изменяет окружающий мир и самого себя.
- Общественный характер – человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.
- Итог урока
Формулирование в ы в о д о в:
- Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
- Цель деятельности - это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.
- Потребность – это связь человека с окружающей средой, в основе которой лежат требования и нужды человека по отношению к этой среде.
- Самореализация – процесс выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.
- Общение – это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями.
- В чём заключается социальная сущность деятельности?
- Какова структура деятельности?
- Каковы мотивы деятельности?
- В чём особенности творческой деятельности?
- Сделайте вывод: какую роль в жизни человека играет общение.
- Задания на закрепление:
- Сергей делится по телефону с Александром своими впечатлениями о просмотренном кинофильме. Это пример
- Игры 2. Общения 3. Учения 4. Труда
Ответ: 2
- Установите соответствие между примерами деятельности и её видами, к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
Примеры деятельности | Виды деятельности |
А) решение математических задач Б) принятие закона В) посадка дерева Г) создание модели из конструктора Д) выступление певца на сцене |
|
Ответ: 23313
Домашнее задание:
Выучите параграф 17 (учебник Боголюбова), вопросы и задания после параграфа.
Написать эссе: Человеческая сущность налицо только в общении, единстве человека с человеком. (Л.Фейербах)
Список литературы
- Барабанов В.В., Насонова И.П. Обществознание. 10-11 классы. Школьный словарь – справочник. М.: Астрель: Транзит – книга, 2004.
- Баранов П.А. обществознание в таблицах: 10-11 классы: справочные материалы/ П.А. Баранов – Москва: Астрель, 2013.- 187, [5] с. – (школьная программа).
- Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 10 класса.- М.: «Русское слово», 2010.
- Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: учебник для 11 класса.- М.: «Русское слово», 2010.
- Обществознание: учебник 10 класс: Базовый уровень / Под. Ред. Л.Н.Боголюбова и др. – М.: «просвещение»,2010.
- Обществознание: 10 класс: базовый уровень: метод. Рекомендации: пособие для учителя / [Л.Н.Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И.Городецкая и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2008.- 237 с. –ISBN 978-5-09-018903-3.
- Пархоменко И.Т. Обществознание: вопрос и ответ / Практическое пособие для учащихся средних школ, студентов средних специальных и высших учебных заведений. 2-е изд.: переработ. И доп.- Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2011.- 304 с.