ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ

Толочина (Демьянчук) Оксана Георгиевна

Одаренные дети и молодежь для любой страны являются показателем уровня интеллектуального развития ее народа. «Иметь» одаренных детей престижно и для школы. Талант заложен почти в каждом человеке. Но всем известно, что его надо не только раскрыть, но и развить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ob_istorii_1.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ

Одаренные дети и молодежь для любой страны являются показателем уровня интеллектуального развития ее народа. «Иметь» одаренных детей престижно и для школы. Талант заложен почти в каждом человеке. Но всем известно, что его надо не только раскрыть, но и развить. Важность проблемы - развитие творческих способностей учащихся - обусловлена двумя основными причинами. Первая из них - падение интереса к учебе. "Лес" рук на вопрос учителя на уроке, к седьмому классу превращается в редкий "лесок", а к десятому классу превращается в одинокое "дерево". Здесь налицо противоречие между «всё возрастающей сложностью и насыщенностью школьной программы, постоянно увеличивающимся уровнем требований и способностью учеников освоить весь объем предлагаемых ему сведений». Вторая причина в том, что даже те ученики, которые, казалось бы, успешно справляются с программой, теряются, как только оказываются в нестандартной учебной ситуации, демонстрируя свое полное неумение решать продуктивные задачи. Учебное исследование предполагает познавательную деятельность, в которой школьники используют приемы, соответствующие методам изучаемой науки, не ограничиваются усвоением новых знаний. Они вносят в творческий процесс свое оригинальное решение, находят новые вопросы в уже известном, используют широкий круг источников, применяют более совершенные, по сравнению с программными, методы познавательной деятельности, приобретают интерес к предмету. [2] А как же всё начиналось?

После революции 1917 года и гражданской войны в России были предприняты первые попытки вовлечения юного поколения в науку, в исследовательскую работу. В 1918 году по инициативе профессора Б. В. Всехсвятского в Москве, открылось первое государственное внешкольное детское учреждение — Станция юных любителей природы (с 1920 г. — Биостанция юных натуралистов им. К. А. Тимирязева), положившая начало государственной системе внешкольного воспитания детей. В ряде городов также возникают разнообразные детские клубы. Весной 1940 г. в Москве прошла первая Всесоюзная конференция юных техников. В работе конференции приняли участие академик В. Н. Образцов, профессор А. М. Биркенгейм, писатель-фантаст Г. Б. Адамов, представители научных учреждений и промышленных предприятий Москвы. Ее продолжение активно стало развиваться в 1950—60-е годы. В 1959 г. проходил международный геофизический год. В начале 1960-х, в годы «оттепели» в общественной жизни страны «ожила» идея вовлечения юных в учебно-исследовательскую деятельность под руководством и при участии высококвалифицированных специалистов науки, техники, производства, искусства, спорта. Обобщение опыта работы школьных научных обществ показало, что для юного исследователя важно иметь хорошего наставника. Почти все, что может интересовать школьника, можно взять из книг, но ничто не заменит постоянного общения с увлеченным человеком, который учит мыслить и постоянно анализировать ход, направленность развития своей деятельности.

Одним из показателей результативности занятий в НОУ определялся выбор направления продолжения образования после окончания общеобразовательной школы. Например, в г. Челябинске было отмечено, что 88% выпускников общеобразовательных школ связали свой выбор с содержанием занятий, которыми они увлеклись в НОУ. [1] В целом по стране развитие движения научных обществ учащихся происходило довольно бурно, охватывая большое количество учащихся. В 1963 г. в Иркутске по инициативе Дворца пионеров и областного правления общества «Знание» 27 лучших школьных кружков объединились в городское НОУ. Спустя 10 лет здесь действовали 12 филиалов при школах, 22 секции при вузах города, в которых активно работали около 1200 старшеклассников. В 1966 г. в Якутии на базе Якутского государственного университета начало действовать научное общество учащихся. К этому времени в школах Якутии действовали 118 геологических отрядов. В них работали 1767 школьников. В 34 школах Якутска работали кружки юных геологов. Юные геологи только в 1966 г. изготовили для школьных музеев 84 коллекции минералов и горных пород. В 1967 г. НОУ действовали в Омске, Свердловске, Уфе, Горьком. К середине 1960-х годов в стране наметился значительный рост числа новых внешкольных учреждений, которые, в свою очередь, широко развернули разнообразные заочные формы работы с учащимися, проявляющими повышенный интерес к поисковой и экспериментально-исследовательской работе. В Татарской, Удмуртской, Северо-Осетинской автономных республиках, в Свердловской, Псковской, Кировской, Костромской, Челябинской областях активно действовали разнообразные телевизионные клубы любителей астрономии, физики, математики, химии и технического творчества. В 1964 году в Курске начал работать заочный университет школьников «Знать и уметь» на базе сельскохозяйственного института. В  Нижегородском городском НОУ занятия секции физиков проходили на кафедре общей физики Нижегородского университета под руководством кандидата технических наук С. Б. Бирагова. Богатые традиции имеет научное общество учащихся «Уральские искатели», созданное в 1973 г. в Екатеринбурге, истоки которого относятся еще к 1939 году, когда под руководством учителя О. С. Юсурова было создано общество юных краеведов «Глобус». Несмотря на то, что к середине 1970-х годов в России уже действовали десятки школьных и городских НОУ, среди специалистов не было единства в понимании целей и задач НОУ. По инициативе Центральной станции юных техников России началась подготовка Первого Всероссийского слета актива научных обществ, который состоялся в Москве в 1975 году. Тогда в стране действовало 318 научных обществ учащихся и малых академий наук. В работе слета приняли участие делегации Украины, Молдавии, Белоруссии.

Движение юных исследователей широко распространилось в школах и внешкольных учреждениях Сибири и Дальнего Востока. В это время приоритетным направлением в деятельности внешкольных учреждений была ориентация школьников на массовые рабочие и инженерно-технические профессии. Управление внешкольной работы Министерства просвещения СССР провело в этот период несколько совещаний и Всесоюзную конференцию в г. Кишиневе по проблемам развития деятельности НОУ. 1 апреля 1977 г. совместным постановлением Минпроса СССР, ЦК ВЛКСМ, ВС НТО и ВО «Знание» было утверждено типовое «Положение о научном обществе учащихся». Второй Всероссийский слет актива НОУ состоялся в июле 1979 года в г. Челябинске.

В настоящее время исследовательская деятельность учащихся представлена разнообразными формами. Основные из них: детские объединения учащихся по интересам, конференции, олимпиады, турниры, выставки, научно-методические сборы, летние (каникулярные) лагеря, школы, научные объединения учащихся (НОУ), малые академии наук (МАН).

Сравнительный анализ участия детей и педагогов во всероссийских массовых мероприятиях по учебно-исследовательской деятельности позволяет сделать вывод о том, что если в 1970—80-е годы центрами такой работы были внешкольные учреждения, то в настоящее время центрами их становятся все чаще лицеи, гимназии, школы. Это объясняется процессами дифференциации образования в общей школе, а также притоком научных и инженерных кадров в педагогическую среду. Собственно, это и позволяет развивать исследовательские проекты в конкретных образовательных учреждениях (Мурманский политехнический лицей, лицей № 1553 г. Москвы — ранее школа № 1333 «Донская гимназия», лицей № 21 г. Кузнецка Пензенская обл., Политехническая школа-гимназия г. Чебоксары Чувашской Республики, гимназия № 2 г. Сарова Нижегородской обл., Политехническая гимназия г. Нижний Тагил Свердловской обл. и многие другие). [1] Традиционно исследовательская деятельность учащихся продолжает успешно развиваться в учреждениях дополнительного образования детей (Челябинский городской Дворец творчества, Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных, Дом научно-технического творчества молодежи Московского городского дворца детского (юношеского) творчества, Обнинский городской центр научно-технического и эстетического образования учащихся и ряд других).

Исследовательская деятельность учащихся во многих учреждениях становится средством интеграции образовательных программ общего среднего и дополнительного образования. Это позволяет объединять преимущества, свойственные образовательным программам этих двух типов: ориентированность общего среднего образования на выполнение государственно го и социального заказа общества на воспроизводство профессионально-кадрового потенциала и направленность дополнительного образования на свободный выбор ребенком и его семьей видов и форм деятельности, формирование его собственных представлений о мире, развитии познавательной мотивации, способностей и склонностей. Этим, в частности, можно объяснить появление школ, гимназий, лицеев на базе учреждений дополнительного образования детей. Тенденцией сегодняшнего дня стали прямые контакты образовательных учреждений с учреждениями высшего профессионального образования, непосредственное участие вузовских преподавателей, ученых и специалистов в учебно-воспитательном процессе, что объективно ведет к повышению качества образования.

Таким образом, в течение многих лет трудом сотен энтузиастов была создана система исследовательской деятельности учащихся, объединившая разнообразные формы и методы ее организации: от олимпиад и конкурсов до научных обществ и конференций.

Список литературы:

  1. http://www.researcher.ru/methodics/development/a_x8h1t.html «О некоторых тенденциях развития учебно-исследовательской деятельности школьников». Фомина Л.Ф.,
  2.  http://festival.1september.ru/authors/206-949-959
  3. Брызгалова С. И. Исследовательский метод обучения как способ развития учебно-исследовательской деятельности учащихся  Развитие учебно-исследовательской деятельности в системе дополнительного образования детей.
  4. Обухов А. С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростков в пространство культуры. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М., 2001.
  5. Русских Г. А. Развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся. Дополнительное образование. 2001. № 7-8.