ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ В ЭЛЕКТИВНОМ КУРСЕ «НАНОТЕХНОЛОГИИ» У УЧАЩИХСЯ 9-11 КЛАССОВ

Толочина (Демьянчук) Оксана Георгиевна

Целью данной работы является определение теоретических основ формирования исследовательских компетенций учащихся в элективном курсе «Нанотехнологии» для 9-11 классов, разработка экспериментальной авторской методики формирования исследовательских компетенций учащихся на элективном курсе «Нанотехнологии» для 9-11 классов, проверка эффективности разработанной методики в условиях эксперимента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_issled_kompetenciy.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ В ЭЛЕКТИВНОМ КУРСЕ «НАНОТЕХНОЛОГИИ» У УЧАЩИХСЯ 9-11 КЛАССОВ

Демьянчук Оксана Георгиевна, Астраханский государственный университет, магистрант

Целью данной работы является определение теоретических основ формирования исследовательских компетенций учащихся в элективном курсе «Нанотехнологии» для 9-11 классов, разработка экспериментальной авторской методики формирования исследовательских компетенций учащихся на элективном курсе «Нанотехнологии» для 9-11 классов, проверка эффективности разработанной методики в условиях эксперимента.

The aim of this study is to determine the theoretical basis for the formation of research competencies of students in the elective course "Nanotechnology" for grades 9-11, the development of the experimental technique of formation of the author's research skills of students in the elective course "Nanotechnology" for grades 9-11, verify the effectiveness of the developed technique in experimental conditions .

Ключевые слова:

Исследовательские компетенции, методы исследования, умения, навыки, эксперимент. Research competence, research methods, skills, experiment.

Вводная часть и новизна:

Развитие нанотехнологий в России, как и во всем мире, приобретает все большее значение. Возникновение нанотехнологий означает качественно новый скачок в получении практически важных веществ и устройств, невидимых простым глазом и различимых лишь с использованием современных электронных микроскопов. Тема, на наш взгляд, очень актуальна. Формирование исследовательских компетенций у учащихся посредством данного элективного курса предполагает познавательную деятельность, в которой школьники используют приемы, соответствующие методам изучаемой науки, не ограничиваются усвоением новых знаний. Они вносят в творческий процесс свое оригинальное решение, находят новые вопросы в уже известном, используют широкий круг источников, применяют более совершенные, по сравнению с программными, методы познавательной деятельности, приобретают интерес к предмету.

Данные о методике исследования, собственное исследование, предыдущие исследования (по теме статьи), статистика и т.п. – использованные автором в данной статье:

Опросные методы, к числу которых относятся беседа, интервью и анкетирование, являются инструментом социологических исследований, откуда они и были заимствованы педагогами, психологами. Такие методы используют как разведочные (в начале исследования) и как уточняющие (в его итоге). Беседа, интервью – устный опрос, а анкетирование – письменный. При проведении опросов предварительного решения требуют три проблемы: во-первых, объем и, во-вторых, однородность выборки. Опрос будет ненадежным при охвате слишком узкого круга лиц и если окажется, что индивиды, входящие в выборку, весьма различаются по измеряемым параметрам. В-третьих, всегда существует проблема репрезентативности выборки, для распространения выводов, полученных при изучении части (выборки) на целое (генеральную совокупность). Все виды опросов делятся на имеющие определенную программу (план, опросник) и свободные (беспрограммные). На этапе достижения поставленной цели происходит сбор информации. В этот период задаются основные вопросы. Наконец, в процессе опроса может накапливаться отрицательное психологическое напряжение, в связи с чем перед расставанием необходимо попытаться сгладить это впечатление, снять стресс. Различают несколько видов функциональных вопросов: 1) функционально-психологические, которые используют для снятия напряжения; 2) вопросы-фильтры, которые задаются перед содержательными, чтобы определить, относится ли респондент к той группе людей, для которой предназначен вопрос; 3) контрольные вопросы, которые используются для проверки данных; 4) поддерживающие вопросы, необходимые для оптимизации проведения опроса. Выделяют прямые и косвенные вопросы. Открытые и закрытые вопросы.

Устный опрос (беседа, интервью) применяется в том случае, когда охватывается небольшой круг людей, но, если при этом необходимо опросить несколько десятков, сотен или тысяч людей за короткий промежуток времени, используется письменный опрос – анкетирование. Анкета [< фр. enquete – список вопросов] – методическое средство для получения первичной социологической и социально-педагогической информации на основе вербальной коммуникации. Анкета представляет собой набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Анкетер – лицо, проводящее сбор материала анкетированием. Анкетирование – метод сбора первичного материала в виде письменного опроса большого количества респондентов с целью сбора информации с помощью анкеты о состоянии тех или иных сторон воспитательного процесса, отношения к тем или другим явлениям.

Анкетой можно охватить большой круг людей, что дает возможность свести к минимуму нетипичные проявления, при этом не обязателен личный контакт с респондентом. Плюс ко всему анкеты удобно подвергать математической обработке.

Экспериментальная часть, анализ, обобщение и разъяснение собственных данных:

По результатам анкетирования нами были получены следующие данные:

А) Полностью владеют перечисленными умениями 50% респондентов.  (Принимать или намечать учебную задачу, ее конечную цель. Прогнозировать результаты работы.  Готовить рабочее место в соответствии с заданием. Планировать ход выполнения задания. Рационально выполнять задание. Осуществлять самоконтроль и самооценку своей работы. Руководить работой группы или коллектива. Высказываться устно в виде: пересказа; рассказа; тематического ответа; характеристики; сообщения или доклада; рецензии ответа товарища; участвовать в учебном диалоге; включаться в коллективное обсуждение проблем. Работать с учебником: понимать и пересказывать прочитанное (после объяснения учителя); находить нужную информацию в учебнике; самостоятельно проработать пункт или параграф учебника; выделять главное в тексте; пользоваться иллюстративным и справочным материалом учебника; составить план пункта или параграфа учебника; представить основное содержание текста в виде тезисов; конспектировать текст; составлять вопросы по тексту; работать со справочной и дополнительной литературой. Усваивать информацию со слов учителя. Усваивать информацию с помощью технических средств: диа-, кинофильма; диска или магнитной записи; телепередачи; компьютера; видеомагнитофона)

Б) Частично 45 % опрошенных.

В) Не владеют некоторыми из перечисленных умений всего 5% анкетированных.

Таким образом, уровень овладения общими учебными умениями учащимися 9 классов можно считать «высоким».

По опросу «Умеете ли Вы…»

1. Умею выбирать и обосновывать исследовательскую тему.

2. Умею выдвигать гипотезы.

3. Умею ставить цели и добиваться их.

4. Умею подбирать  соответствующую литературу к исследованию.

5. Умею осуществлять поиск способов достижения цели.

6. Умею прогнозировать средства и методы исследования.

7.Умею планировать свою деятельность.

8. Умею структурировать материал

9. Умею проводить исследование.

10. Умею формулировать выводы и рекомендации по окончании

 исследовательской работы.

11. Умею проводить рефлексию по итогам исследовательской деятельности.

12. Умею публично выступать.

Знают, как это делается 64% опрошенных, умеют применять на практике 45% опрошенных учащихся. Т.е. уровень применения умений на практике «средний».

Выводы и рекомендации. Статья обязательно должна содержать в себе ответы на вопросы, поставленные вводной частью, демонстрировать конкретные выводы:

74% протестированных умеют анализировать материал, обобщать его, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. Остальные 26% умеют частично. Совсем необладающих способностью к мыслительным операциям, естественно, в этой возрастной группе не выявлено. Таким образом,  формирование исследовательских компетенций у учащихся посредством данного элективного курса развивает познавательную деятельность, в которой школьники используют приемы, соответствующие методам изучаемой науки, не ограничиваются усвоением новых знаний. Они вносят в творческий процесс свое оригинальное решение, находят новые вопросы в уже известном, используют широкий круг источников, применяют более совершенные, по сравнению с программными, методы познавательной деятельности, и самое главное. приобретают интерес к предмету.

Список литературы:

  1. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация.
  2. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога.
  3. Брызгалова С. И. Исследовательский метод обучения как способ развития учебно-исследовательской деятельности учащихся  Развитие учебно-исследовательской деятельности в системе дополнительного образования детей.
  4. Обухов А. С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростков в пространство культуры. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М., 2001
  5. Русских Г. А. Развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся. Дополнительное образование. 2001. № 7-8.
  6. Третьяков С.Н. http://unmm.ru
  7. Материалы сайта http://psylist.net
  8. http://nsportal.ru/svetlana-surenovna-amirdzhanyan