разработка урока "Россия - федеративное государство" по праву
о государственно - территориальном устройстве
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorohovceva_pravo.docx | 24.61 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №6
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
ПО ПРАВУ
ТЕМА: «Россия – федеративное государство»
Разработала :
Гороховцева Н.Е.
Зима, 2013г.
Тема: Россия – федеративное государство.
Цели:
Обучающая: учащиеся должны знать состав российской Федерации, принципы федеративного устройства.
Развивающая: учащиеся должны суметь охарактеризовать конституционно – правовой статус РФ и её субъектов.
Воспитательная: формирование культуры диалога.
Тип урока: изучение нового материала
Основные понятия: федерация, субъект федерации.
План урока:
- Федерация, её субъекты.
Ход урока:
I Работа по теме урока:
- Федерация, её субъекты.
Учитель: В области государственно – территориального устройства Россия является федеративным государством.
Запись в тетрадях:
Федеративное государство, или федерация (от лат. foederatio – союз, объединение) – это форма государственного устройства, представляющая объединение или союз территориальных образований, обладающих в определённых в определённых сферах государственной самостоятельностью.
Учитель: Иными словами, при федеративном устройстве в государстве осуществлён раздел полномочий между общегосударственными (федеральными) органами власти и органами власти отдельных территорий – субъектов федерации.
Запись в тетрадях:
Субъект Федерации – государственное образование в составе российской Федерации с присущими ему чертами государства, но ограниченное Конституцией и Федеративным договором.
Учитель: Российская Федерация есть добровольное объединение отдельных территорий – её субъектов. Это объединение было оформлено Федеративным договором, подписанным 31 марта 1992г., а позднее нашло отражение Конституции РФ.
Запись в тетрадях: Правовое положение субъектов Российской Федерации
субъекты | их количество, какие | их статус (положение) | признаки статуса субъекта РФ |
республика | 21 (Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Дагестан и д.р.) | Государство в составе РФ, обладающее всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции Российской Федерации. |
|
автономная область | 1 (Еврейская) | Государственные образования в составе РФ, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции РФ. |
|
автономный округ | 4 (Ненецкий, Ханты – Мансийский – Югра, Чукотский, Ямало-Ненецкий) | ||
край | 9 (Алтайский, Забайкальский, Камчатский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский) | ||
область | 46 (Амурская, Архангельская, Белгородская, Брянская, Иркутская, Новосибирская, Кемеровская и д.р.) | ||
город федерального значения | 2 (Москва, Санкт – Петербург) | ||
всего: | 831 (данные на 1 марта 2008г) |
Учитель: Основы конституционного строя включают принципы федерализма, определяющие государственно – территориальное устройство Российской Федерации.
Запись в тетрадях:
Принципы федерализма в российской Федерации
Наименование принципа | Его основное содержание |
Государственная целостность | Обеспечивается единой системой власти, единым экономическим пространством, верховенством федерального (общегосударственного) права |
Равенство и самоопределение народов | Предоставление равных прав на национальное развитие, развитие национальной культуры и языка, гарантий прав коренных малочисленных народов. Подразумевается, что самоопределение народа не должно нарушать как права отдельных народов, так и всего многонационального народа России |
Единство системы государственной власти | Наличие федеральных (общегосударственных) органов власти, олицетворяющих высшую государственную власть и объединяющих всю совокупность органов власти субъектов РФ |
Верховенство федерального права | Федеральные законы и иные нормативные акты, принимаемые федеральными органами власти, обладают верховенством по отношению к законодательствам субъектов РФ |
Разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и её субъектами | Взаимоотношения между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ строятся на основе предусмотренного Конституцией РФ разграничения сфер и компетенций их деятельности |
Равенство субъектов РФ | Защищает интересы как Российского государства в целом, так и отдельных субъектов Федерации |
Учитель: Данные принципы, обеспечивая целостность и неделимость Российского государства, верховенство федерального права, предоставляют значительные права субъектам РФ в области организации власти, экономики, культуры и в социальной сфере.
Учитель: Конституция РФ допускает возможность принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта. Это делается в порядке, установленном федеральным конституционным законом.
Запись в тетрадях:
Пути изменения состава Российской Федерации
- Добровольное вхождение в РФ иностранного государства.
- Образование на территории РФ нового субъекта, которое может быть осуществлено:
- путём объединения двух или более субъектов в один;
- путём разделения одного субъекта с образованием новых;
- путём выделения нового из состава одного субъекта или нескольких субъектов, граничащих между собой;
- путём вхождения одного субъекта в состав другого, в результате чего один из них утрачивает статус субъекта РФ.
Учитель: В соответствии с указом Президента РФ «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» от 13 мая 2000г. созданы семь федеральных округов, охватывающих группы субъектов Федерации: Северо – Западный, Центральный, Приволжский, Уральский, Южный, Сибирский, Дальневосточный. В каждый из федеральных округов Президент РФ назначает своих полномочных представителей.
Итог урока:
Формулирование в ы в о д о в:
- Федеративное государство, или федерация – это форма государственного устройства, представляющая объединение или союз территориальных образований, обладающих в определённых в определённых сферах государственной самостоятельностью.
- Задания на закрепление:
- К субъектам Российской Федерации не относиться
- Нижний Новгород
- Татарстан
- Москва
- Краснодарский край
Ответ: 1.
- Верны ли следующие суждения о соотношении Конституции РФ, федеральных законов и законодательства субъектов РФ?
А. Законодательство республик в составе РФ обладает верховенством по отношению к Конституции РФ и федеральным законам.
Б. Конституция РФ и федеральные законы обладают верховенством по отношению к законодательствам всех субъектов РФ.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
Ответ: 2.
Домашнее задание:
Выучить определения по данной теме и подготовить доклады:
- Отличительные черты Российского государства
- Либерализм и неолиберализм
- Консерватизм
- Социализм и коммунизм
- Фашизм.
Список литературы:
- Баранов, П.А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко; под ред. П.А.Баранова.- М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.- 478, [2] с. – (Единый государственный экзамен).
- Кравченко, А.И. Обществознание: учеб. Для 10-11 кл. Ч.1,2. - М.: ООО ТИД «Рус. Слово – РС», 2004 и последующие годы издания. Ч. 1. ISBN 5-94853-228-3; Ч.2.
- Обществознание: учеб. пособие / авт. – сост. А. Ю. Лабезникова, М.Ю. Брандт.
- Пархоменко И.Т. Обществознание: вопрос и ответ /Практическое пособие для учащихся средних школ, студентов средних специальных и высших учебных заведений. 2-е изд.: переработ. И доп. – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2011. – 304 с.