Итоговое тестирование .
НОУ ВПО «Российский новый университет»
Выходное анкетирование и тестирование слушателя,
прошедшего обучение по программе ДПО
«Развитие устной и письменной речи при изучении русского языка как неродного» (72 часа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
test_vyhod_kursy.docx | 27.89 КБ |
Предварительный просмотр:
НОУ ВПО «Российский новый университет»
Выходное анкетирование и тестирование слушателя,
прошедшего обучение по программе ДПО
«Развитие устной и письменной речи при изучении русского языка как неродного»
1. Персональные данные слушателя курсов повышения квалификации.
1.1.Ф.И.О Каменева Елена Николаевна
1.2. Наименование ОУ АНО СОШ БОЦ «Месивта Любавич» г. Москва
1.3. Должность основная : учитель начальных классов
1.4. Стаж работы 25 лет, в т.ч. педагогический – 25 лет
2. Основные результаты обучения
2.1. Оцените в целом по 5-ти балльной шкале степень удовлетворения Ваших ожиданий от обучения по программе повышения квалификации (дайте общую оценку курсов) 4 1___2___3___4___5
Отвечая на вопросы 2.2. и 2.3., оцените уровень своего предпочтения по 5-ти балльной шкале. Оценка «3» будет означать, что Вы не готовы определиться с однозначным ответом.
Полностью
не согласен
1___2___3___4___5
Полностью
согласен
2.2. Оцените степень удовлетворения Ваших ожиданий по отдельным разделам компетенций педагога (только по тем разделам, которые рассматривались в ходе обучения на данных курсах повышения квалификации)
325]1. Знание современных проблем содержания обучения по предмету__4_
325]2. Обновление знаний по формам и способам повышения квалификации в профессиональной среде общения (форуме) _4__
325]3. Обновление знаний по современным образовательным технологиям,
в том числе технологиям активного и интерактивного обучения __5
325]4. Овладение новыми умениями по использованию в образовательном процессе
современных технологий активного и интерактивного обучения __5
325]5. Расширение представлений о методике преподавания РКН и литературы __4_
325]6. Развитие умений по организации образовательного процесса по РКН _4_
325]7. Обновление знаний по основам современного урока русского языка и литературы в поликультурной среде ___5
325]8. Развитие умений по организации внеклассной работы с учениками
(воспитанниками, студентами) в поликультурной среде __5
325]9. Обновление знаний по проблемам межкультурной коммуникации __5
325]10. Обновление знаний по проблемам билингвального образования_4_
325]11. Развитие умений межличностного взаимодействия со всеми субъектами
325]образовательного процесса и формирования толерантного поведения __5
12. Другое (напишите) _____________________________________
2.3. Оцените, какие проблемы Вашей профессиональной деятельности будут легче решаться с использованием знаний, полученных Вами на курсах
1. Низкая мотивация учащихся (воспитанников, студентов) к учебе __5
Ваш профессиональный рост и
самореализация в педагогической деятельности ___5.
Удовлетворение от работы вследствие достигаемого Вами
уважения коллег, учеников (воспитанников, студентов), родителей, получаемых
благодарностей, грамот и т.п. __5
Ваш карьерный рост в ОУ ___5
Повышение Вашего квалификационного разряда, повышение уровня
заработной платы. __5
6. Использование в педагогической деятельности полученных знаний
по предмету и методике ___5
7. Использование умений по применению современных
образовательных технологий __5
8. Выстраивание эффективного взаимодействия с учениками, коллегами,
родителями, администрацией __5
Другое (напишите) __________________________________
2.4. Что нового Вы узнали, изучая данный курс?
О государственной политике в языковом образовании, психолого-педагогических аспектах овладения русской речью как неродной, лингводидактических аспектах овладения русской речью как неродной, путях обновления методики формирования коммуникативной компетентности учащихся, современных образовательных технологиях в преподавании русского языка как неродного.
2.5. Что Вы считаете необходимым добавить или исключить из программы курса?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.6. Сформулируйте в одном-двух предложениях основное содержание данного курса.
Современные подходы к преподаванию русского языка как неродного.
2.7. Сформулируйте 2-3 вопроса по не понятому Вами в содержании курса. ________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Знания по направлению (теме) повышения квалификации*
3.1. Можно ли синонимически использовать понятия «компетенция» и «компетентность»? Обоснуйте свой ответ. В какой зависимости находятся термины знания, умения, навыки и компетенция?
_ Понятие «компетенция» и «компетентность» нельзя считать синонимичными. Компетентность – свойство личности; компетенция – содержание образования, предполагает достижение учащимися способности эффективно использовать на практике знания, умения и навыки.
Компетентность - умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности. Компетенция – способность к речевому общению и усвоению совокупности знаний о русском языке, формируемых в процессе обучения. Следовательно, можно сделать вывод. Что компетенция – это параметр социальной роли, который в личностном плане проявляется как компетентность.
3.2. Какие технологии и методики развития устной и письменной речи учащихся называются активными, инновационными?
_ Активными, инновационными технологиями и методиками называются те, которые позволят обеспечить общее развитие личности ребёнка и гарантированно обеспечить доступность, качество и эффективность образования.
К ним относятся: проблемное обучение, технология исследовательского обучения и проектные методы обучения, игровые технологии, кейс-технологии, современные технологии контроля и оценки.
3.3. Перечислите цели урока развития речи, поставив в начало наиболее важную для современного образования цель. Приведите пример формулировки целей тех уроков, с которыми Вы ознакомились и/ анализировали как открытые уроки или мастер-классы.
_ Метапредметные.
Образовательные (познавательные): усвоение знаний науки, основ знаний о языке; осознанное овладение нормами языка; овладение умениями и навыками в продуцировании грамотной правильной речи в устной и письменной формах.
Развивающие (личностные): развитие логического и образного мышления и речи, чувства языка, языковой памяти, овладения приемами учебной деятельности, понимание связей и взаимосвязей, лежащих в основе языковой системы.
Воспитательные (регулятивные): воспитание любви к языку, привитие интереса к его познанию, воспитание этического отношения к слову, привитие знаний положительного отношения к традиционной культуре воспитания
3.4. На примере одной из рассмотренных Вами в курсе уроков докажите возможность реализации в преподавании русского языка как неродного принципов коммуникативности и текстоцентризма.
_ Коммуникативность – это и цель текста, и способы её эффективной реализации для получения конечного результата.
Принцип текстоцентризма, или принцип изучения языка на текстовой основе, - это принцип признания текста в качестве важнейшей единицы в обучении русскому языку.
Рассмотрим урок развития речи подготовки к сочинению описанию с элементами рассуждения «Глаза - зеркало души». На материале текста В.А. Солоухина видно, как реализуются его разные возможности в обучении языку: наблюдение над функционированием лексических единиц в речи, познание грамматических явлений; формирования навыков продуцирования речи (рассуждения), текст выступает как развёрнутое описание речевой ситуации, обеспечивающей мотивацию общения в реальных жизненных условиях.
3.5. Приведите содержательные недочеты и педагогические находки в методическом аппарате учебников по русскому языку для 5-9 классов, которые используются в Вашей школе.
__Учебники под редакцией Разумовской М. дают доступный и серьёзный материал к урокам развития речи, включают и характеристику типов и стилей речи, и тренировочные упражнения, и тесты для анализа, и богатый иллюстративный материал к сочинениям по картине.____________________________________________________________________________
3.6. Назовите основные требования к дизайну и содержанию электронной презентации, разрабатываемой учителем для урока русского языка как неродного с учетом возрастных и психологических особенностей школьников. Приведите примеры повышения уровня интерактивности электронной презентации, подготовленной учителем по одной из речевых тем.
__1. Вывести материал интересный ребёнку.
2. Определить: что именно надо показать, кто будет слушателями.
3. Текст:
1) немного смещать вправо;
2) текста должно быть мало;
3) текст должен быть простым (тезис, односложные предложения);
4) выравнивание текста по левому краю.
4. Оформление:
1) текст напечатан чёрным по белому ровно и аккуратно;
2) использовать только три цвета;
3) использовать плакатные шрифты;
4) не использовать более 2 видов начертаний.
5.Графика:
1) в картине не должно быть лишних деталей;
2) картинка не должна являться фоном;
3) на картине не должно быть текстов.
6. Анимация:
1) анимации как можно меньше: должна выделять мысль, заставлять думать, помогать заинтересовать;
2) анимация из жизни;
3) на слайде может быть не более 2 картинок (далее слайд-шоу)
4) при сопоставлении картинки должны быть одинаковые, размещены по диагонали в разные углы.
Пример использования презентации.
Развитие орфографического навыка по теме «Проверяемая безударная гласная»..
При решении орфографических задач на карточках, на слайде постепенно открывается картинка из известного мультфильма. Это заставляет учащихся внимательно думать и не делать ошибок в выборе буквы, а также повышает интерес, ибо хочется узнать, что за картинка скрыта за карточками.
3.7. Почему особое место в самоанализе урока должно отводиться анализу собственной речи учителя и системы вопросов? Обоснуйте свою точку зрения.
Учитель на уроке включается в многообразные связи с каждым учащимся, с классом, с преподаваемым материалом. В силу этого сам учитель, вступая в определённую связь с тем учебным материалом, содержание которого осваивается учащимся, вступает для учащихся как учитель (когда объясняет новый материал), как интересный собеседник (когда организует коммуникативную ситуацию, ситуацию общения), как исследователь (когда вместе с учащимися решает задачи).
Иногда обнаруживается, что учитель говорит больше, чем ученик, что превращает общение учителя с учащимися в одностороннее высказывание первого и выслушивание вторых; преобладает вопросно-ответная форма речи, к тому же вопросы учителя страдают некоторым многословием, учитель иногда повторяет вопрос несколько раз в видоизменённой форме (ненужные повторения затемняют мысль и отнимают время на уроке).
Именно в речевом поведении проявляется общая культура и пед. культура учителя. Поэтому особое место в анализе должно отводиться анализу собственной речи учителя.
3.8. Как Вы понимаете выражение «тематический урока»? Какие разобранные в рамках курса содержательные темы Вы намерены использовать на своих уроках?
_ Тематический урок есть наиболее приемлемая форма реализации многомерного понятия комплексности содержания образования по русскому языку (сбалансированное постижение учащимися экстралингвистических и лингвистических характеристик привлекаемого на уроке текстового материала). В методике построения тематических уроков лежат идеи комплексности лингвистического образования, коммуникативно ориентированная работа с текстом, язык выступает развивающим средством восприятия мира.
*Объем ответа соответствует количеству строк в вопросе.
4. Задания на знание содержания отдельных учебных модулей
4.1. 1) Лингвострановедение, россиеведение – что общего в содержании этих терминов, чем они различаются?
При изучении русского языка как неродного правильное употребление или понимание некоторых слов или фраз предполагает иногда знание их происхождения, ситуаций, в которых их можно использовать, или элементарных сведений из истории, литературы, политической реальности страны изучаемого языка.,
Одновременно с изучением русского языка надо изучать и культуру его – знакомиться с историей литературой, экономикой, географией, политикой, бытом, традицей, психологией России. Комплекс этих сведений принято обозначать словом россиеведение, а методику преподавания этих сведений – лингвострановедением.
2) Составьте по пять вопросов к репродукции картины таким образом, чтобы были востребованы лингвострановедческие знания учащихся.
К.Е. Маковский. Дети, бегущие от грозы.
file:///C:/Users/ADE4~1/AppData/Local/Temp/msohtml1/01/clip_image002.jpg
_-Что вы знаете о русском художнике К.Е. Маковском?
-Какова композиция картины? Что вы видите на втором плане? В какое время года бывает такая природа в России?
-Кто является героями картины? Как одеты дети, о чём это говорит? В какое историческое время жили они?
- Что обозначает слово лукошко?
- В каких литературных произведениях описывается гроза? Какое из них больше соотноситься с сюжетом картины?
- Вспомните картину, которая тоже была мрачная, но в ней деталь позволяла надеяться, что всё закончится хорошо.
3) Продолжите перечислять ряд особенностей речевого развития двуязычных детей:
1. Позднее овладение речью.
2. Меньший словарный запас на каждом из языков, хотя при этом сумма слов лексикона ребенка билингва больше.
3. Недостаточное усвоение грамматики неродного языка.
4. Возникновение трудностей при усвоении письменной речи второго языка.
5. Возникновение постепенной утраты недоминирующего языка при отсутствии практики.
6.Утрата навыков в коммуникации и неспособность к порождению текста не только на русском, но и на родном языке.
4.2. Выполните тест.
1. Русский язык как учебный предмет имеет свою специфику:
1) имеет только познавательное значение;
2) выполняет только воспитательную роль;
3) обеспечивает учащихся только основными средствами коммуникации;
4) имеет познавательное значение, выполняет воспитательную роль и обеспечивает учащихся основными средствами коммуникации.
2. Содержание обучения русскому языку в 5-9 классах изложено:
1) в школьных учебниках;
2) в программах;
3) в объяснительных записках к программам;
4) в методических рекомендациях к учебникам.
3. Какие типы речи текста изучаются в средней школе?
1) только повествование;
2) только рассуждение;
3) только описание;
4) повествование, рассуждение и описание.
4. Какие стили речи изучаются в 5-7 классах?
1) только научно-деловой;
2) только разговорный;
3) только художественный;
4) художественный, научно-деловой и разговорный.
4.3. Выполните тест.
1. Методическая система обучения русскому языку включает следующие компоненты:
Цели, содержание, принципы, закономерности, методы и приёмы .
2. Закончите фразу: «Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование следующих компетенций: языковой, лингвистической, коммуникативной, культуроведческой.
3. Отметьте учебный комплекс, где подача материала осуществляется линейным способом:
1) под ред. В.В. Бабайцевой;
2) под ред. Н.М. Шанского;
3) под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта.
4. Отметьте виды языкового разбора, не являющиеся грамматическими:
1) фонетический;
2) лексический;
3) морфологический;
4) стилистический;
5) словообразовательный.
5. Соотнесите теоретико-практические методы обучения с их методической задачей.
Языковой разбор ___ анализ конкретных языковых явлений.
Конструирование ___ самостоятельная работа учащихся по составлению заданных языковых конструкций.
Наблюдение ___ целенаправленное, планомерное восприятие языковых явлений, фактов.
6. Пропедевтический этап изучения материала – это начальный этап_ его изучения перед основным курсом.
7. Изучение фонетики является базой для осознанного усвоения звуковой системы языка, овладения орфоэпическими нормами, формирования коммуникативной компетенции__учащихся.
8. Задачами изучения лексики и фразеологии не являются:
1) расширение словарного запаса учащихся;
2) обучение работе с орфографическими словарями;
3) работа над толкованием смыслового значения слова;
4) расширение знаний учащихся о языке.
9. В школе изучается три группы лексических понятий, связанных с семантикой, происхождением и _употреблением_слова.
10. В число лексических ошибок не входит:
1) непонимание лексического значения слова;
2) неразличение слов-паронимов;
3) употребление слова в разговорной форме;
4) нарушение лексической сочетаемости слов.
11. К упражнениям, формирующим лексические умения и навыки, не относятся:
1) решение кроссвордов,
2) фонетический разбор слова,
3) нахождение и исправление лексических ошибок,
4) составление текста по опорным словам.
12. Соотнесите с соответствующим классом изучение пропедевтического курса синтаксиса:
1) 5;
2) 6;
3) 7;
4) 8.
4.4.
Какие вспомогательные учебные пособия и с какой целью выпускаются в нашей стране?
_ Примерные и рабочие программы для составления тематического планирования.
Методические руководства к учебникам в помощь при составлении поурочного планирования.
Рабочие тетради для учащихся для практического закрепления учебного материала.
Сборники по подготовке к ГИА и ЕГЭ.