Рабочая программа учебной дисциплины "Биология"
Программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Биология» для специальностей среднего профессионального образования, одобренной и рекомендованной Департаментом государственной политики и нормативно – правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16. 04. 2008 г.
Содержание программы реализуется в пределах освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы СПО( по специальностям), НПО (по профессиям) с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_uchebnoy_discipliny_biologiya.doc | 212 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЭНГЕЛЬССКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»
Утверждаю…………………
(печать)
Рабочая программа учебной дисциплины
Биология
для специальностей начального профессионального образования
2013 год
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» для специальностей среднего профессионального образования техниче- ского профиля
Составитель: преподаватель химии ГОУ СПО «ЭП» Бардонова Инна Юрьевна
Рецензенты:____________________________________________
_______________________________________________________
Программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Биология» для специальностей среднего профессионального образования, одобренной и рекомендованной Департаментом государственной политики и нормативно – правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16. 04. 2008 г.
Содержание программы реализуется в пределах освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы СПО( по специальностям), НПО (по профессиям) с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения.
Содержание
| Стр. 4 |
2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины | 6 |
3. Условия реализации программы учебной дисциплины | 14 |
4. Контроль и оценка результатов усвоения учебной дисциплины | 15 |
5. Программа самостоятельной работы обучающихся | 17 |
1. Пояснительная записка
Настоящая программа учебной дисциплины ориентирована на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее –ФГОС) среднего (полного) общего образования по биологии на базовом уровне в пределах основной образовательной программы с учётом профиля получаемого профессионального образования.
Содержание программы направлено на достижение следующих целей:
- Овладение системой знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; о методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- формирование опыта использования приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.
Основу содержания программы составляют следующие ведущие идеи: отличительные признаки живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии: биология как наука; биологические закономерности; методы научного познания; клетка; организм; популяция; вид; экосистемы (в том числе биосфера).
Особенность изучения биологии на профильном уровне заключается в более глубоком изучении предложенного учебного материала, расширении тематики демонстраций, лабораторных опытов и практических работ, в увеличении доли самостоятельной работы обучающихся.
В примерной программе отражены важнейшие задачи, стоящие перед биологической наукой, решение которых направлено на рациональное природопользование, охрану окружающей среды и здоровья людей.
При отборе содержания использован культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности.
Особое внимание уделено экологическому образованию и воспитанию обучающихся, формированию у них знаний о современной естественно-научной картине мира, ценностных ориентаций, что свидетельствует о гуманизации биологического образования.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общенаучных знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетными из них при изучении биологии являются умение сравнивать биологические объекты, анализировать, оценивать и обобщать сведения, уметь находить и использовать информацию из различных источников.
Для успешного усвоения знаний, приобретения обучающимися практических навыков, опыта самостоятельной деятельности в содержание обучения включено выполнение лабораторных и практических работ, рефератов, проведение экскурсий.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 171 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 114 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 6 |
практические занятия | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 57 |
Итоговая аттестация в форме «зачёт» |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Биология»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. | Объём часов | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Содержание учебного материала: | 4 | 2 |
1. Объект изучения биологии. Признаки живых организмов. | |||
2. Многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция | |||
3. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. | |||
4. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и в практической деятельности людей. | |||
Тема 1. Учение о клетке | Содержание учебного материала: | 18 | 2-3 |
1. Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. | |||
2. Краткая история изучения клетки. | |||
3. Химическая организация клетки. | |||
4. Неорганические вещества клетки (вода и соли) | |||
5. Органические вещества клетки – белки, их строение и свойства. | |||
7. Органические вещества клетки – углеводы и липиды. | |||
8. Нуклеиновые кислоты и их роль в клетке | |||
9. Строение и функции клетки. Прокариоты и эукариоты. | |||
10. Вирусы – неклеточная форма жизни. | |||
11. Цитоплазма и клеточная мембрана | |||
12. Органоиды клетки | |||
13. Лабораторная работа№1 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание» | |||
14. Пластический и энергетический обмен в клетке | |||
15. ДНК – носитель наследственной информации. Репликация ДНК | |||
16. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. | |||
17. Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Клеточная теория строения организмов. | |||
18. Лабораторная работа№2. «Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам» | |||
Самостоятельная работа обучающихся: | 8 | ||
Самостоятельное изучение материала учебника, касающегося учения о клетке. Рефераты по темам «СПИД», «Вирусы», «Органические вещества клетки», «Вода и её роль в организме» | |||
Тема 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов. | Содержание учебного материала | 14 | 2-3 |
1. Организм – единое целое. Многообразие организмов | |||
2. Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. | |||
3. Митоз | |||
4. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение. | |||
5. Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. | |||
6. Основные стадии эмбрионального развития. | |||
7. Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства | |||
8. Лабораторная работа№3. Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства. | |||
9. Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. | |||
10. Репродуктивное здоровье | |||
| |||
13-14. Повторительно-обобщающий урок по теме «Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов» | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельное изучение материала учебника по данной теме. Создание презентаций о влиянии алкоголя, никотина и наркотических веществ на организм человека. | 6 | ||
Тема 3. Основы генетики и селекции | Содержание учебного материала: | 22 | 2-3 |
1. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г.Мендель – основоположник генетики. | |||
2. Генетическая терминология и символика. | |||
3. Законы генетики | |||
4. Моногибридное и дигибридное скрещивание | |||
5-6. Практическая работа «Решение задач на моно- и дигибридное скрещивание» | |||
7. Хромосомная теория наследственности | |||
8. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование | |||
9. Значение генетики для селекции и медицины | |||
10. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика | |||
11. Закономерности изменчивости. Наследственная изменчивость | |||
12. Модификационная изменчивость | |||
13. Генетика - теоретическая основа селекции | |||
14. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений | |||
15. Основные методы селекции | |||
16. Основные достижения современной селекции | |||
17- 18. Биотехнология, её достижения и перспективы развития | |||
19. Лабораторная работа №4 «Анализ фенотипической изменчивости» | |||
20. Повторительно – обобщающий урок по теме «Основы генетики и селекции» | |||
21-22. Итоговое занятие по пройденной теме. Зачет. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельное изучение материала учебника по данной теме, самостоятельное решение задач и написание рефератов по темам «Феномен Жанны Дарк», «Наследственная склонность к смертельным кровотечениям», «Царская болезнь», «Научный подвиг Н.И.Вавилова» и др. | 12 | ||
Тема 4. Эволюционное учение | Содержание учебного материала: | 22 | 2-3 |
1-2. История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. | |||
3-4. . Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. | |||
5-6. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира. | |||
7-8. Концепция вида, его критерии. Популяция – структурная единица вида и эволюции | |||
9. Движущие силы эволюции. | |||
10. Синтетическая теория эволюции | |||
11-12. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). | |||
13-14. Макроэволюция. Доказательства эволюции. | |||
15. Причины вымирания видов | |||
16. Основные направления эволюционного прогресса | |||
17-18. Биологический прогресс и биологический регресс. | |||
19-20. Повторительно-обобщающий урок по теме «Эволюционное учение» | |||
21-22. Итоговое занятие по теме. Зачет | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Самостоятельная работа с различными источниками информации (художественная литература, СМИ, Интернет – ресурсами), а также просмотр документальных фильмов о живой природе для изучения различных взглядов на теорию эволюции. | 10 | ||
Тема 5. История развития жизни на Земле | Содержание учебного материала: | 10 | 2-3 |
1. Гипотезы происхождения жизни на Земле | |||
2. Краткая история развития органического мира | |||
3. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции | |||
4. Современные гипотезы о происхождении человека | |||
5. Доказательства родства человека с млекопитающими | |||
6. Эволюция человека | |||
7. Единство происхождения человеческих рас | |||
8. Лабораторная работа №5 «Приспособление организмов к разным средам обитания» | |||
9-10. Повторительно – обобщающий урок по теме. Зачет. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение материала учебника по данной теме, работа с различными источниками для изучения различных современных гипотез происхождения человека | 6 | ||
Тема 6. Основы экологии | Содержание учебного материала: | 18 | 2-3 |
1 -2. Экология как наука | |||
3-4. Экологические факторы и их значение в жизни организмов | |||
5. Экологические системы. | |||
6. Видовая и пространственная структура экосистем | |||
7. Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах | |||
8. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме | |||
9. Причины устойчивости и смены экосистем. Лабораторная работа №6 «Сравнительное описание естественной и искусственной экосистем» | |||
10. Искусственные сообщества – агроэкосистемы и урбоэкосистемы | |||
11. Биосфера и учение В.И. Вернадского о биосфере | |||
12. Роль живых организмов в биосфере | |||
13. Биосфера и человек | |||
14. Основные экологические проблемы современности | |||
15. Экология – как теоретическая основа рационального природопользования | |||
16. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей среде | |||
17-18. Повторительно-обобщающий урок. Зачет по теме. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение параграфов учебника по данной теме, написание рефератов по экологическому состоянию окружающей природной среды и подготовка проектов (и презентаций) о состоянии некоторых природных объектов Саратовской области. | 12 | ||
Тема 7. Бионика | Содержание учебного материала: | 6 | 2-3 |
1. Бионика как наука | |||
2. Применение различных направлений бионики в жизни общества | |||
3-4. Итоговое занятие по теме «Бионика». Зачет | |||
5-6. Повторительно – обобщающее занятие по курсу биологии. Зачет | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение материала учебника по теме. Подготовка проектов и презентаций о достижениях бионики в жизни общества. | 3 | ||
Всего: | 171 |
Условия реализации программы дисциплины «Биология»
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Биология»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно – наглядных пособий дисциплины «Биология»
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет – ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе устного опроса, а также проведения лабораторных и практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, рефератов и зачетных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов; | Устный опрос, показ презентаций |
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию; | Практические работы |
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; | Тестирование, защита проектов |
сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа; ______________________________________ анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; | Лабораторные работы ______________________________________ Защита рефератов |
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; | Лабораторная работа |
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать; | Защита рефератов, проектов, показ презентаций |
Знания: | |
основных положений биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности; | Тестирование |
строения и функционирования биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем; | Лабораторные работы, устные опросы |
сущности биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере; | Тестирование, защита рефератов |
Вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки; | Защита рефератов |
5. Программа самостоятельной работы обучающихся
№№ пп | Тема | Часы | Задание | Деятельность студентов | Формируемые компетенции | |||
Вид деятельности | Уровень сложности (форма представления) | |||||||
1 | 2 | 3 | ||||||
1 | Учение о клетке | 8 | Конспект | Работа с учебником | Конспект - план | Схема - конспект | Текстуальный конспект | ОК2 |
Обобщающие таблицы | Составление таблиц для систематизации учебного материала | Таблица «Основные вещества в клетке» | Таблица «Строение и функции органоидов эукариотической клетки» | Таблицы «Пластический и энергетический обмен в клетке», «Биосинтез белка» | ОК3 | |||
Реферат | Работа с источниками информации | Роль воды в жизнедеятельности клетки» | Органические вещества клетки | СПИД Вирусы | ОК4 | |||
2 | Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов. | 6 | Расшифровка терминов | Работа со словарями и справочниками | Перевод терминов | Перевод и значение терминов | Работа с картинками (сопоставление термина с изображением) | ОК4 |
Задание на поиск и обработку информации (сообщения, доклада, презентация) | Работа с дополнительной литературой и Интернет-ресурсами | Сообщение о влиянии алкоголя, никотина и наркотических веществ на организм человека | Доклад о влиянии алкоголя, никотина и наркотических веществ на организм человек | Доклад . сопровождающийся показом презентации | ОК4 ОК5 ОК6 ОК7 | |||
3 | Основы генетики и селекции | 12 | Конспект | Работа с конспектом лекции | Выучить наизусть генетическую символику | Выучить наизусть законы Г.Менделя | Выучить наизусть наследственные заболевания человека | ОК2 ОК6 |
Решение задач | Работа с текстами ЕГЭ | Вопросы части А | Вопросы части В | Вопросы части С | ОК1 ОК2 | |||
Реферат | Работа с источниками информации | «Царская болезнь» | «Научный подвиг Н.И.Вавилова» | «Феномен Жанны Дарк», «Наследственная склонность к смертельным кровотечениям» | ОК1 ОК4 ОК5 ОК7 | |||
4 | Эволюционное учение | 10 | Задание на поиск и обработку информации | Подготовка к деловой игре | Информация для деловой игры | Анализ информации | Представление информации и её защита | ОК1 ОК3 ОК4 ОК5 |
Конспект | Работа с учебником | Конспект - план | Схема - конспект | Текстуальный конспект | ОК2 | |||
5 | История развития жизни на Земле | 6 | Конспект | Работа с учебником | Конспект - план | Схема - конспект | Текстуальный конспект | ОК2 |
Задание на поиск и обработку информации | Подготовка к деловой игре | Информация для деловой игры | Анализ информации | Представление информации и её защита | ОК1 ОК3 ОК4 ОК5 | |||
6 | Основы экологии | 12 | Конспект | Работа с учебником | Конспект - план | Схема - конспект | Текстуальный конспект | ОК2 |
Задание на поиск и обработку информации (сообщения, доклада, презентация) | Работа с дополнительной литературой и Интернет-ресурсами | Сообщения об отдельных объектах, загрязняющих окружающую среду в г.Энгельсе | Сообщения об отдельных объектах, загрязняющих окружающую среду в Саратовской области | Доклад о экологической ситуации, сложившейся в нашем регионе (презентация обязательна) | ОК1 ОК3 ОК4 ОК5 | |||
7 | Бионика | 3 | Конспект | Работа с учебником | Конспект - план | Схема - конспект | Текстуальный конспект | ОК2 |
Подготовка проекта | Работа с различными источниками информации | Отдельные достижения бионики | Примеры достижений бионики из профессиональной деятельности | Перспективы развития бионики, в том числе в будущей профессиональной деятельности | ОК1 ОК2 ОК3 ОК4 ОК5 ОК6 |