Выпускная квалификационная работа на тему "Информационно-коммуникационные технологии в управлении дошкольным образовательным учреждением"

Апартьева Лидия Анатольевна

 

     Актуальность данной проблемы позволяет нам определить цель и задачи нашего исследования.

      Цель исследования: выявить возможности использования ИКТ в управлении дошкольного учреждения.

     Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать научно методическую литературу по данному вопросу.

2. Анализ используемых средств ИКТ в управлении дошкольного учреждения 

3. Разработать проект по использованию ИКТ в управлении дошкольных общеобразовательных учреждениях.

     Объект исследования: информационная среда дошкольного общеобразовательного учреждения.

     Предмет исследования: эффективность  использования ИКТ в управлении дошкольного образовательного учреждения.

     Гипотеза: внедрение информационных технологий в процесс управления ДОУ, в том числе и в образовательный процесс, несомненно, ведёт к повышению качества и оперативности принимаемых управленческих решений и переход на более эффективные формы работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informacionno-kommunikacionnye_tehnologii_v_upravlenii_dou.rar514.37 КБ

Предварительный просмотр:

МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ        

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ  им.  А.И. ГЕРЦЕНА»

 

ВЫБОРГСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра  психолого - педагогических дисциплин

Направление «Педагогика»

Профиль «Управление дошкольным образованием»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 

Автор работы:

Студентка  V курса

Апартьева Лидия Анатольевна

Научный руководитель:

Председатель Комитета образования

МО Выборгского района

Ленинградской области

Карвелис Ольга Владимировна

г. Выборг

2012.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I.СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ  В УПРАВЛЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИ…………………………………………………………….………6

1.1.Информатизация дошкольного образования………………………………..8

1.2 Возможности использования ИКТ в управлении дошкольным образовательным учреждением………………………………………….………9

ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ОТРАЖЕНИЕ ИКТ - КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ……………………………………………………………….12

2.1 Анализ технических средств на базе ИКТ………………………………..13

2.2.Использование информационных и коммуникационных технологий в управлении ДОУ……………………………………………………………….15

2.3. Структура управления ДОУ с включением контактной информации ответственных лиц……………………………………………………………….24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………35

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….37

ВВЕДЕНИЕ

     В современном обществе деятельность человека осуществляется в среде с высоким уровнем доступности инструментов информационно-коммуникационных технологий  (ИКТ) и информационных источников. Одним из приоритетов деятельности современного общества является информатизация образования.

     Информатизация образования в настоящее время уже прошла несколько этапов и имеет свою историю, правительством России реализуются программы и проекты в области информатизации образования, в основном эти проекты касаются школьного и высшего образования. Ведется работа по оснащению школ компьютерами, осуществляется повышение квалификации педагогов в области  ИКТ и т.д. Но не стоит на месте и вопрос об использовании компьютеров в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). В 1986 году в Москве был открыт первый компьютерно-игровой комплекс в детском саду. К началу 90-х годов были разработаны первые компьютерные программы для детей, начала развиваться сеть дошкольных учреждений, оборудованных специальными компьютерно-игровыми комплексами. Однако в целом процесс информатизации в дошкольных учреждениях развивается медленно. В 2001 году было опубликовано письмо Министерства образования «Об информатизации системы дошкольного образования в России. Как отмечается в письме, требует совершенствования и развития система подготовки и переподготовки кадров для работы в области информатизации дошкольного образования.

     Быстрота изменений, происходящих в областях, связанных с совершенствованием и развитием ИКТ, не имеет аналогов в прошлом научно-технического прогресса. В общеобразовательном учреждении руководитель является примером для подражания и, поэтому, качество профессиональной деятельности руководителя детского сада, осуществляющего свою деятельность в условиях информатизации образования, напрямую зависит как от информационно-методического обеспечения его рабочего места, в контексте использования современных технологий, так и от подготовки его в области ИКТ.

     Решая задачу развития ИКТ - компетентности руководителя ДОУ, мы способствуем адаптации его в информационном обществе, использованию возможностей предоставляемых информатизацией в своей профессиональной деятельности, дальнейшему самосовершенствованию и самореализации.

     Актуальность данной проблемы позволяет нам определить цель и задачи нашего исследования.

      Цель исследования: выявить возможности использования ИКТ в управлении дошкольного учреждения.

     Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать научно методическую литературу по данному вопросу.

2. Анализ используемых средств ИКТ в управлении дошкольного учреждения на примере МБДОУ комбинированного вида «Счастливая улыбка» поселка Возрождение.

3. Разработать проект по использованию ИКТ в управлении дошкольных общеобразовательных учреждениях.

     Объект исследования: информационная среда дошкольного общеобразовательного учреждения.

     Предмет исследования: эффективность  использования ИКТ в управлении дошкольного образовательного учреждения.

     Гипотеза: внедрение информационных технологий в процесс управления ДОУ, в том числе и в образовательный процесс, несомненно, ведёт к повышению качества и оперативности принимаемых управленческих решений и переход на более эффективные формы работы. 

     Для решения поставленных задач исследования были использованы следующие методы:

     1) теоретический анализ методической литературы по проблеме исследования;

     2) диагностические методы (анкетирование, беседа, наблюдение, анализ, самоанализ, интервью).

     База исследования — МБДОУ комбинированного вида «Счастливая улыбка» поселка Возрождение.

ГЛАВА I.СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ  В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

 

     В современных условиях развития общества в системе дошкольного образования происходят изменения, ориентированные на опережающее развитие образовательной системы. Появляются качественно новые подходы, программы, методики.

     В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования, что совсем недавно можно было наблюдать лишь как точечный опыт.

     Информатизация общества – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в сборе, накоплении, продуцировании, обработке, хранении, передачи и использования информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена.                              

     Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, как их принято называть, новых информационных технологий (НИТ), ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Этот процесс инициирует:                                                                                                  

  1. совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;            
  2. совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности в современных условиях информатизации общества;          
  3. создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала личности, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;                                            
  4. создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний.        

     В настоящее время использование ИКТ в практику управления ДОУ в основном заключается в следующем:

  1. подбор иллюстративного материала  для оформления стендов, групп, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентации);
  2. обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других ДОУ;
  3. использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;
  4. использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);
  5. использование Интернета в управленческой деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения процесса управления ДОУ;
  6. оформление буклетов, визитных карточек учреждений, материалов по различным направлениям деятельности.
  7. создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.
  8. использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных.
  9. создание электронной почты, ведение сайта ДОУ.

1.1.Информатизация дошкольного образования

     На сегодняшний день опыта применения ИКТ в управлении ДОУ недостаточно для выстраивания какой-то стабильной системной стратегии. Необходим значительный объем экспериментальной работы. В настоящее время в стране вводится в строй значительное количество дошкольных образовательных учреждений, которые отвечают всем требованиям и стандартам, прописанным в законе «Об образовании». Для эффективного управления ДОУ, с использованием новых технологий, на базе вводимых в строй ДОУ реализуются такие программы как:

  1.      Интенсивной подготовки кадров для работы в дошкольных образовательных учреждениях с ИКТ в экспериментальном режиме;
  2.  Оснащения экспериментальных дошкольных образовательных учреждений средствами ИКТ, в соответствии с утвержденными Правительством перечнями;
  3.      Мониторинга и анализа здоровья детей, их развития и учебных достижений в выбранных для эксперимента ДОУ.

     Применение ИКТ в управлении дошкольным образовательным учреждением может внедряться по мере разработки соответствующих технологических решений, нормативной базы и подготовки кадров, формирования у руководителей детских садов квалифицированной установки на применение ИКТ в своей работе. Форсирование процесса оснащения рабочих мест администраторов дошкольных образовательных учреждений не даст существенного административного или экономического эффекта.

1.2. Возможности использования ИКТ в управлении дошкольным образовательным учреждением

     Использование современных  ИКТ в управлении ДОУ в различной степени обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования. Одним из важнейших направлений модернизации образования стала информационная открытость всех сфер образовательного процесса.    

     Важнейшим инструментом обеспечения информационной открытости и прозрачности деятельности управления образованием всех уровней является публичная отчетность.

     При этом в настоящий момент практика подготовки публичных отчетов находится на начальном этапе разработки, а практический опыт весьма незначителен. Но с каждым годом форма  публичного отчета становится все более совершеннее, а главное, более понятна и интересна родителям наших воспитанников.

     Публичный  доклад  это необходимая форма отчета современного детского сада. На сегодняшний день – это требование закона «Об образовании».

       Публичный  доклад детского сада – форма ежегодного  широкого информирования общественности о деятельности образовательного учреждения, об основных результатах и проблемах его функционирования и развития за отчетный период.

       Главными задачами публичного доклада как средства информирования считаются:

  1. повышение открытости системы образования;
  2. удовлетворение информационных потребностей различных групп пользователей (педагоги, родители, дети, учредители, средства массовой информации);
  3. создание информационного обеспечения рынка образовательных услуг;
  4. проведение общественной экспертизы управленческих решений, стратегий и программ развития образования;
  5. привлечение социального ресурса (ресурса «доверия и поддержки»), самостоятельно значимого, а также выступающего необходимым условием инновационной привлекательности.

      Говоря объективно, доклад – это одна из форм представления результатов комплексного анализа, точнее, самоанализа деятельности образовательного учреждения.

     С этой точки зрения доклад можно рассматривать как один из базовых документов управления развитием ДОУ.

     Сегодня значительная часть содержания публичного доклада строится на данных, которые ДОУ собирает с использованием адаптированных или самостоятельно разработанных инструментов (тесты, анкеты, опросы и др.) Особое место среди методов сбора информации занимает изучение мнений участников образовательного процесса (педагоги, родители, воспитанники).

     Его значение крайне важно для понимания сильных и слабых сторон учреждения, обоснование перспективных задач развития, выявления отношения к реализуемым и планируемым нововведениям.

     По мнению специалистов Института информатизации образования ЮНЕСКО, к наиболее важным направлениям формирования перспективной системы образования можно отнести:

– повышение качества образования путем применения различных подходов с использованием новых информационных технологий;

– обеспечение опережающего характера всей системы образования, ее нацеленности на будущее поколение;

– обеспечение большей доступности образования для населения, путем широкого использования возможностей дистанционного обучения и самообразования с применением информационных и телекоммуникационных технологий;

    Исходя из выше сказанного можно сделать вывод: применение во всех видах деятельности человека информационно-коммуникационных технологий привело к возникновению глобального мирового информационного пространства, в которое входит и система образования современной России. Этот процесс сопровождается появлением новых технических средств с колоссальными образовательными ресурсами, существенно изменяющими организацию управления ДОУ, расширяя его возможности, и принципиально оказывая влияние на качественную сторону результатов управления системой образования в целом и, как следствие, повышение качества образования в целом.

ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ОТРАЖЕНИЕ ИКТ - КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ

     Во второй части курсовой не стоит задача теоретического рассмотрения ИКТ, коснемся лишь некоторых аспектов.

По направлениям использования информационно-коммуникационных технологий в системе управления ДОУ можно поделить на:

1) использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами;

2) использование ИКТ в процессе управления ДОУ;

3) использование ИКТ при организации воспитательного-образовательного процесса с детьми;

4)использование ИКТ в процессе взаимодействия ДОУ (педагога) с родителями;

Остановимся поподробнее на первых двух направлениях.

Для выявления уровня владения педагогическими кадрами информационными технологиями им было предложено несколько тестов (см. Приложение 1).

Проведенное анкетирование 14 педагогов показало следующую статистику (рисунок 1):

– не знакомы с понятием информационно-коммуникативные технологии - 0человек (0%)

– знакомы, но не в полной мере – 2 человека (14%)

– знакомы - 12 человек (85%)

Рисунок №1

Из чего можно сделать вывод, что большая масса педагогов ДОУ знакомы с термином «Информационно-коммуникативные технологии», но остается вопрос «Какими техническими средствами Вы владеете?» Об этом чуть позже.

2.1 Анализ технических средств на базе ИКТ

К техническим средствам на базе ИКТ относятся:

– компьютеры;

– мультимедийные проекторы;

– интерактивные (электронные) доски;

– планшеты;

– сканер;

– принтер;

– цифровой фотоаппарат;

– видеокамера;

– мультимедийное оборудование и пр.

В результате анкетирования, «Какими техническими средствами Вы владеете?» (Рисунок 2.) были получены следующие результаты:

1. Все респонденты владеют навыками использования компьютера, клавиатуры и мыши, цифрового фотоаппарата и аудио магнитофона.

2. 100% педагогов используют в работе и быту DVD-плеер и видеокамеру и сканер.

3. Лишь 85% умеют пользоваться принтером.

4. 71% пользуются проектором.

5. 35% умеют пользоваться интерактивной доской.

6. 14% умеют пользоваться планшетом.

7. 7% используют другие технические средства.

Рисунок №2

     Из предложенной диаграммы видно, что большая часть педагогов владеют бытовыми ИКТ, такими как компьютер, цифровой фотоаппарат, аудио магнитофон, DVD плеер, видеокамера, принтер-сканер.     Информационные технологии являются самым современным инструментом для сбора и обработки информации. С помощью информационных технологий педагогу удобно:

– составлять списки детей;

– вести диагностику развития детей;

– создавать различные бланки документов;

– оформлять родительские уголки;

– разрабатывать консультации и рекомендации для родителей;

– создавать всевозможные папки, стенды, различные папки - передвижки и др. («Школа для молодых родителей», «Поиграйте с детьми в пальчиковые игры», «Разучите с детьми»; «Нельзя приносить в детский сад»).

2.2.Использование информационных и коммуникационных технологий в управлении ДОУ

     В последние годы система образования стоит перед необходимостью создания новой модели образовательного процесса и образовательной среды, соответствующей запросам современного общества.

     Информатизация дошкольного образования на основе имеющегося отечественного и  зарубежного опыта свидетельствует о том, что:

  1. повышается эффективность воспитательного-образовательного процесса;  
  2. открываются новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику современных методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного-образовательного процесса.

     Количество и качество компьютеров, интерактивных досок, имеющихся сегодня в образовательных учреждениях, далеко не единственные критерии эффективности использования новых информационных технологий. В дошкольных учреждениях должны работать специалисты с высокой информационной культурой, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, а также владеющие методикой приобщения детей к новым технологиям. Владение новыми информационными технологиями помогут педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях.

     В связи с этим и возникла необходимость создания проекта «Применение информационных и коммуникационных технологий в управлении ДОУ» в нашем дошкольном учреждении.  Проект был представлен на заседании Педагогического совета и был одобрен коллективом. Педагоги осознают значимость использования ИКТ в управлении МБДОУ. На заседании педагогического совета было принято решение об объединении усилий специалистов, педагогов, родителей на реализацию проекта.

     Цель проекта:

 Формирование информационной культуры у всех участников образовательного процесса и внедрение информационных и коммуникационных технологий в процессы управления.

     Задачи проекта:

  1. Создать единое информационное пространство ДОУ.
  2. Подготовить  кадры к эффективному использованию в управленческом, воспитательно-образовательном процессе  информационных и коммуникационных технологий.
  3. Предоставить участникам образовательного процесса свободный доступ к компьютерной технике, к информационным ресурсам, программным средствам.
  4. Интегрировать, внедрить информационные и коммуникационные технологии в процессы управления, воспитания и обучения.
  5. Создать банк   дидактических и методических материалов, разработок по использованию информационных и коммуникационных технологий в работе ДОУ.

     Задачи, поставленные творческой группой – сложные и длительные по времени достижения. Именно поэтому коллектив планирует их выполнение в течение нескольких лет, реализуя несколько этапов. В настоящее время наш проект находится на подготовительном этапе.

Этапы реализации проекта

Этапы

Задачи

Ожидаемый результат

I этап

Подготовительный

  1. Изучение опыта работы образовательных учреждений по данной теме.

2. Анализ единого информационного пространства ДОУ.

3.Определение уровня знаний педагогов  и руководителя в области   ИКТ- компетентности.

4. Изучение популярной литературы по вопросам повышения ИКТ-компетентности сотрудников ДОУ

5.Мотивация на повышение квалификации сотрудников ДОУ по информатизации.  

  1. Составление проекта «Применение информационных и коммуникационных технологий в управлении, воспитательно-образовательном процессе  ДОУ».
  2. Создание единого информационного пространства ДОУ.
  3. Повышение ИКТ – компетентности педагогов и руководителя ДОУ.

II этап

Реализация

  1. Использование ИКТ для повышения квалификации сотрудников и руководителя  ДОУ по информатизации.  
  2. Согласование деятельности всех участников проекта.

2. Внедрение ИКТ в процессы управления, воспитания и обучения в ДОУ.  

  1. 1.Формирование информационной культуры у всех участников образовательного процесса.
  1.  2.  Интеграция информационных и коммуникационных технологий в процессы управления, воспитания и обучения через:
  2. - совершенствование работы по программам  АИАС  «Аверс: Управление ДОУ», «Аверс:  Расчет меню питания»
  3.  - использование педагогами средств ИКТ в организации педагогической диагностики, воспитательно-образовательном процессе.

III этап

Результативность проекта

   Проведение мониторинга результатов проекта



 

 

 

 

 1. Создание  творческого отчета, фото и видеорепортажей,  публикаций из опыта работы; помещение материалов на сайт  ДОУ.

2. Повышение эффективности процесса управления,  воспитания и обучения через высокие показатели ИКТ - компетенции педагогов; используемое программное обеспечение; индивидуализацию процесса обучения; повышение интереса детей к обучению и

 воспитанию с использованием

 информационных ресурсов

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение ИКТ – компетенции участников образовательного процесса.
  2. Повышение эффективности процесса управления ДОУ через формирование информационной инфраструктуры управления ДОУ.
  3. Повышение  качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ через:

- используемое программное обеспечение;

 - индивидуализацию процесса обучения;

 - повышение интереса к познавательной деятельности дошкольников   с использованием информационных ресурсов  (применение дидактического материала, разработок, компьютерных программ педагогами в   процессе обучения).

Риски и предупреждение рисков:

  1. Недостаточное оснащение материально-технической базы информационными ресурсами
  1. Использование универсального мобильного оборудования (переносных интерактивных досок, ноутбуков)

2.Нехватка высококвалифицированных, заинтересованных,  инициативных педагогов.

 

1.Повышение квалификации работающих педагогов через мини-курсы в учреждениях, где работают педагоги; проведение мастер-классов, обмена опытом среди педагогов учреждений города.

2. Направление на повышение квалификации.

3. Моральное и материальное поощрение творчески работающих педагогов.

3. Администрация ДОУ не в полной мере осознает эффективность использования новых технологий в процессе управления ДОУ, а именно в экономии времени.

 

  1. Проявление интереса к проблеме всех участников образовательного процесса (поддержка органа государственно-общественного управления, родителей, членов коллектива, высокий уровень осознания значимости, актуальности направления работы)
  2. Высокие показатели управления МБДОУ, воспитательно-образовательного процесса.

3. Широкое освещение деятельности  ДОУ в СМИ.

4. Открытость деятельности  ДОУ.

             

 В настоящее время наш проект находится на подготовительном этапе. Мы имеем следующие результаты:

Продолжается   работа над совершенствованием  информационной среды учреждения.  В ДОУ установлены компьютеры: в кабинете заведующего, заместителей заведующего, педагогов-специалистов  (учителей-логопедов, педагога-психолога), делопроизводителя, бухгалтерии, медицинских работников. Установлена беспроводная локальная сеть с доступом в сеть Интернет.   

Определен уровень знаний педагогов об информационно-коммуникационных технологиях.   Выявлены несколько уровней  пользователей ИКТ педагогами:

  1. Уровень первый –   стартовый, когда  компьютер используется в качестве пишущей машинки с памятью,  ведется подготовка с его помощью простейших дидактических материалов, документации, оформление родительских уголков. Существует элементарная систематизация документов в домашнем компьютере.
  2. Уровень второй – открытие возможностей. Достижение данного уровня неразрывно связано с выходом в Интернет.
  3. Уровень третий –   творческий. Педагог овладевает технологиями «созидания». Повышает свои умения в составлении презентаций, буклетов, способствующих  повышению эффективности занятий.
  4. Четвертый уровень – систематизация создаваемого материала на качественно новом уровне.

     Эффективность управлению образовательным учреждением придает внедрение программы  «Аверс: заведующий ДОУ», позволяющей унифицировать процесс делопроизводства, кадрового дела, планирования и контроля эффективности использования ресурсов. Приступая к работе в данном направлении,  нам потребовалось утвердить ряд нормативно-правовых актов:

  1. Положение «О получении, обработке и передаче персональных данных в МБДОУ «Счастливая улыбка», утвердить форму «Согласие «О представленных данных» для родителей.  Для ознакомления им был представлен ФЗ РФ от 27.07.06. №152-ФЗ «О персональных данных», а также №149 –ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».  
  2. Приказом по учреждению утвержден список должностей сотрудников, уполномоченных на обработку персональных данных и несущих ответственность за нарушение режима защиты этих персональных данных: заведующий  ответственный по учету движения детей;  заместитель заведующего по ВМР ответственный за учет педагогических работников по разделу «достижения и заслуги», за   раздел «кружки и портфолио» детей; специалист по кадрам, ответственный  за учет приема и увольнения сотрудников; ведущий бухгалтер,  ответственный за  расчет  меню питания.                     Обучены  в городе все руководители дошкольных учреждений, делопроизводители, специалисты по кадрам, заместители заведующих по ВМР, бухгалтера и заведующие складами. Руководители для работы были обеспечены  ноутбуками. В настоящее время, сведения, заложенные в Программу, эффективно применяются в   работе административного персонала,   медицинскими работниками, специалистом отдела кадров. Данная программа позволяет автоматизировать процесс управления учреждением. Благодаря программе, существует  возможность вести личные дела  детей, сотрудников, формировать и поддерживать их электронное портфолио (личные достижения детей и работников), осуществлять мониторинг состояния здоровья детей, результаты медицинского  обследования. Формируется книга учета движения воспитанников. Данная программа при полном заполнении информационных страниц позволит составлять стандартные статистические и управленческие отчеты по работе образовательного учреждения.

     В настоящее время на этапе заполнения находится   программа АИАС «Аверс: Расчет меню питания».  Данная программа позволяет вводить    готовые 10-дневные меню, которые можно неоднократно использовать. Внутри каждого вида меню осуществляется ведение групп (ясли, детсад).

     При полном заполнении программных данных максимально упростится процесс оформления и заполнения  меню-требования, с минимальными временными затратами. Достаточно   выбрать наименования блюд в рационе питания, установить количество детей ясельных групп, детского сада. В программе реализована возможность ведения журналов приходных и расходных накладных и меню-требований с количественным и суммовым учетом остатков на складе. Удобно для работы вносить по накладным продукты питания, ввозимые  поставщиками на  склад, которые при заполнении меню автоматически будут списаны.    

    Творческими  педагогами   разрабатываются конспекты занятий с использованием ИКТ. В воспитательно-образовательном процессе имеют место занятия с детьми с использованием компьютерных технологий. ИКТ начинают использоваться и в других видах деятельности: музыкальном воспитании, в работе педагога психолога.  

  1. Структура управления с включением контактной информации ответственных лиц.

    На данный момент ДОУ создает и пополняет сайт ДОУ, на котором можно ознакомиться с жизнью, задачами, планом   учреждения.

     ДОУ  в своей работе использует следующие локальные акты,  регулирующие деятельность Учреждения:

1. Положения:

 - о совете Учреждения;

-  о педагогическом совете Учреждения;

-  об общем собрании работников Учреждения;

-  о Родительском комитете Учреждения;

-  о психолого – медико – педагогическом консилиуме Учреждения;

-  о комиссии Учреждения по трудовым спорам;

-  об охране труда в Учреждении;

- об обеспечении безопасности Учреждения;

- о логопедической группе Учреждения;

- об оплате труда (положение об установлении доплат и надбавок, материальном стимулировании работников) в Учреждении;

- о тарификационной комиссии;

- о порядке разработки и утверждения локальных актов Учреждения.

2. Правила внутреннего трудового распорядка;

3. Правила приема и отчисления воспитанников.

4.  Приказы:

-  по личному составу

-  по основной деятельности

-  по воспитанникам Учреждения

5. Инструкции:

- должностные;

- по охране труда и безопасности»

- по делопроизводству:

6. учебный план Учреждения;

7.  штатное расписание Учреждения;

8.  номенклатура дел Учреждения

9.  расписание занятий;

10.  графики дежурств, отпусков.

11. Договора:

-коллективные;

- трудовые

- с родителями;

- с Учредителем.

- педагогического совета

- общего собрания работников

- родительского комитета Учреждения.

     Управление Учреждением  осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» согласно которому:

1. Управление образовательной организацией осуществляется в соответствии

с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Управление образовательной организацией строится на основе сочетания

принципов единоначалия и коллегиальности.

3. Единоличным исполнительным органом образовательной организации

является руководитель образовательной организации (ректор, директор,

заведующий, начальник или иной руководитель (администратор)), который

осуществляет непосредственное управление образовательной организацией.

4. В образовательных организациях в случаях, предусмотренных

законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и уставом образовательной организации, для осуществления отдельных функций по управлению образовательной организацией формируются также коллегиальные органы управления.

5. К коллегиальным органам управления образовательной организации

относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации, совет образовательной организации (ученый совет, педагогический совет, родительский комитет и (или) совет обучающихся), попечительский совет, управляющий совет,  наблюдательный совет, другие органы, предусмотренные уставом образовательной организации.

Указанные органы осуществляют свою деятельность в соответствии с

законодательством об образовании, уставом образовательной организации и

положениями о них, утверждаемыми в порядке, установленном уставом

образовательной организации.

Согласно статьи 35 закона «Об образовании»:

1. Руководитель государственного или муниципального образовательного учреждения в соответствии с уставом соответствующего образовательного учреждения может быть:

1) избран коллективом образовательного учреждения;

2) избран коллективом образовательного учреждения при предварительном согласовании кандидатуры с учредителем;

3) избран коллективом образовательного учреждения с последующим утверждением учредителем;

4) назначен учредителем с предоставлением совету образовательного учреждения права вето;

5) назначен учредителем;

6) нанят учредителем

2. Кандидаты на должность руководителя образовательной организации

должны иметь высшее профессиональное образование и соответствовать

квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций.

3. К занятию должности руководителя образовательной организации не

допускаются лица, которые не допускаются к ведению педагогической деятельности по основаниям, установленным Трудовым кодексом Российской Федерации.

4. Кандидаты на должность руководителя государственной или

муниципальной образовательной организации, а также их действующие

руководители проходят обязательную аттестацию.

Порядок и сроки проведения  аттестации кандидатов на должность

руководителей и руководителей федеральных государственных образовательных организаций устанавливаются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.  Порядок и сроки проведения аттестации  кандидатов на должность руководителей и руководителей государственных образовательных организаций, находящихся  в  ведении  субъекта Российской Федерации, и муниципальных образовательных организаций –уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

5. Должностные обязанности руководителей государственных и

муниципальных образовательных учреждений, их филиалов не могут исполняться

по совместительству (кроме научного и научно-методического руководства).

6. Права и обязанности руководителя образовательной организации, его

компетенция в области управления образовательной организацией, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации.

Руководитель образовательной организации несет ответственность за

руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации, исполнение законодательства Российской Федерации.

7. Особенности замещения должностей и статуса руководителей федеральных государственных образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

8. Порядок замещения должности руководителя частной образовательной

организации и его статус закрепляются в уставе частной образовательной

организации в соответствии с трудовым законодательством.

9. В образовательной организации высшего образования по решению ее

ученого совета может учреждаться должность президента образовательной

организации высшего образования.

Совмещение должностей ректора и президента образовательной организации

высшего образования не допускается.

Порядок избрания президента образовательной организации высшего

образования и его полномочия определяются уставом образовательной организации высшего образования.

     Непосредственное управление Учреждением осуществляет,  прошедший  соответствующую аттестацию, заведующий,  который  выполняет свою работу совместно с органами общественного управления – это:

№ п/п

Название органа общественного

управления

Полномочия

Нормативная база

1.

Родительский комитет

-осуществление связи Учреждения с родителями воспитанников;

-обсуждение и решение вопросов, связанных с воспитанием дошкольников;

-информирование родителей о перспективах развития Учреждения.

Устав Учреждения,

Положение о родительском комитете

2.

Совет педагогов

-разрабатывает образовательную программу Учреждения и представляет ее для принятия Совету Учреждения;

-обсуждение и выбор различных вариантов содержания образовательного процесса, методов образовательного и воспитательного процессов и способов их реализации;

-организация работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив;

Обсуждение годового плана работы Учреждения, расписание занятий, выбор представителей педагогического коллектива в Совет Учреждения.

Устав Учреждения,

Положение о совете педагогов

3.

Общее собрание

-обсуждает Коллективный договор, Правила внутреннего трудового распорядка, принимает Устав Учреждения и представляет его на утверждение Учредителю;

-избирает делегатов на конференцию по выборам Совета Учреждения.

Устав Учреждения,

Положение об общем собрании педагогов

4

Психолого – медико – педагогический консилиум Учреждения;

- обнаружение и ранняя (с первых дней пребывания воспитанника в Учреждении) диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации; профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных личностных перегрузок и срывов; выявление резервных возможностей развития воспитанника; определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках, имеющихся в Учреждении возможностей; подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие воспитанника, динамику его состояния.

Устав Учреждения,

Положение о психолого – медико – педагогическом консилиуме Учреждения

Только слаженная работа руководителя сада с органами общественного управления может привести к грамотному и эффективному управлению ДОУ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Модернизация системы дошкольного образования в стране внесла коррективы в представления о характере управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Стало очевидно, что проблемы обучения- и воспитания, развития детей дошкольного возраста могут быть успешно решены только при совершенствовании системы управления, на основе научных принципов, достижений высокого уровня профессионализма руководителей дошкольных учреждений, повышения квалификации педагогов, модификации подходов к организации педагогического процесса.

При изменяющемся образовании не может быть устаревшей системы управления, но и обновление системы управления требует определенного времени.

Одним из путей повышения эффективности управления дошкольным образовательным учреждением является внедрение в практику инноваций. Процесс внедрения инноваций в сферу управленческой деятельности - это сложный процесс, который предполагает постепенное обновление и совершенствование содержания, методов, средств, технологий управления, что, в конечном итоге, оказывает влияние на качество педагогического процесса.

Инновации в управлении позволяют поднять на более высокий уровень планирование, организацию и другие управленческие функции руководителя, развивать органы самоуправления в ДОУ, совершенствовать организационную структуру дошкольного учреждения и т.д., что создает благоприятные условия для профессионального и творческого роста педагогов, влияет на качество учебно-воспитательного процесса, повышает конкурентоспособность дошкольного учреждения:

Внедрение инноваций в управленческую деятельность руководителя отличается от развития инновационных процессов в содержании дошкольного образования, так как требует от самого управленца больших организационных, психологических, физических усилий. Осуществление нововведений в управлении встречает более сильное сопротивление, чем новшества в технологии и содержании образования, поскольку сложившаяся, система, управления адаптирует инновации под себя, нередко лишая их нового содержания. Ситуация затруднена также отсутствием информационного банка об инновациях в управлении, ограниченными возможностями, информационного обмена в данной области для руководителей дошкольных образовательных учреждений.

Совершенствование управленческой деятельности заведующего детским садом нуждается в поиске научно-обоснованных теоретических положении, методологически выверенных путей, средств, педагогических условий; способствующих эффективности развития инновационных процессов в управлении ДОУ.

     Итак, использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс управления ДОУ   эффективным, освобождает от рутинной ручной работы, открывает новые возможности для развития.

Частичная реализация проекта позволяет сделать вывод:

  1. Использование ИКТ в управлении, благодаря программам Аверс позволяет   унифицировать процесс делопроизводства, кадрового дела, планирования и контроля эффективности использования ресурсов. Для успешной работы программы важно своевременное заполнение информации, назначение ответственных лиц.
  2. Применение компьютера в воспитательно-образовательном процессе    необходимо для  индивидуализации процесса  обучения,   его эффективности,   повышения познавательной активности,  всестороннего развития ребенка,  увеличения возможности  значительно разнообразить процесс обучения.  
  3. Информатизация образования – это большая область для проявления творчества педагогов, побуждающая искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.

В последнее время информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – хороший помощник руководителям в организации системы управления ДОУ. Использование информационных технологий помогает руководителю повышать мотивацию коллектива, что приводит к повышению  производительности труда.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить педагога и руководителя ДОУ большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.

Использование информационных технологий в управлении ДОУ дает возможность существенно обогатить, качественно обновить процесс развития  ДОУ и повысить его эффективность.

Таким образом, внедрение информационных технологий в процесс управления ДОУ, в том числе и в образовательный процесс, несомненно, ведёт к повышению качества и оперативности принимаемых управленческих решений и переход на более эффективные формы работы. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.

2. Федеральный Закон «Об образовании» №3266-1.

3. Трудовой Кодекс от 30 декабря №197-ФЗ.

4. Постановление Правительства РФ «Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении» №196.

5. Постановление Правительства РФ №731

6. Волобуева Л.М. Структура управления дошкольным образовательным учреждением // журнал «Управление ДОУ»-2009 №1

7. Левшина Н.И. Контрольно аналитическая деятельность образовательного учреждения// журнал «Управление ДОУ»-2009 №6

8. Санникова Л.Н. Экспертиза образовательного процесса ДОУ, как средство повышения качества образования// журнал «Управление ДОУ»- 2010 №5

9. Шмидт В.В. Делегирование полномочий// журнал «Управление ДОУ»-2009 №3.

10. Подобед С.О., Юшкова К.А. Планирование и анализ деятельности ДОУ// журнал «Управление ДОУ»-2007 №5.

11. Поздняк Л.В., Волобуева Л.М. Специфика управления деятельности современного руководителя// журнал «Управление ДОУ»-2009 №5

12. Виролемский А.И. Оптимизация внебюджетной деятельности ДОУ// журнал «Управление ДОУ»-2009 №2

13. Садырин В.В., Комарова К.И. Доступность дошкольного образования// журнал «Управление ДОУ»-2007 №3

14. Базаутдинова С.Ф. У истоков управленческой деятельности// журнал «Управление ДОУ»-2009 №4

15. Данилина Т.А,, Зуйкова М.Б. Совершенствование управления детским садом// журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения»-2009 №10.

16. Данилина Т.А,, Зуйкова М.Б. Организация педагогической деятельности// журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения»-2009 №10.

17. Вопияшина Ц.Б. Участие детского сада в целевой программе // журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения»-2009 №1.

18. Ушакова О.А. Инновационный потенциал в дошкольном учреждении// журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения»-2009 №3

19. Лившиц В.Б. Долевое нормативное финансирование детского дошкольного учреждения// журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения»-2009 №4

20. Комарова Е.С Развитие дошкольного образования// журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения»-2009 №5.

21. Данилина Т.А,, Зуйкова М.Б. Организация педагогической деятельности// журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения»-2009 №6.

22. Тараданов А.А. Подготовка детей к школе// журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения»-2009 №7.

23. Маханева И.М. Управление развитием детского дошкольного учреждения-М.: Сфера, 2009.-125с.

24. Стеркина Р.Б. Дошкольное образование в России.- М.: АСТ,2007.-362с.

25. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам.- М.: Новая школа, 2007.-312с.

26. Крижко В.В. Психология в практике менеджера образования. – С-П.: Каро, 2007.-410с.

27. Маханева М.Д. Князева О.Л. Перспективная модель организации деятельности дошкольного учреждения – М.: Творческий центр, 2007.-164с.

28. Андреева И.В., Крошелев С.В. Управление персоналом – С-П.: Нева, 2007.-241с.

29. http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/

30. http://www.zakonrf.info/tk/

31.  http://www.iuorao.ru

32. http://www.consultant.ru/popular/edu/

33. http://base.garant.ru/

                                                                                 Приложение №1

Анкета для педагогов

__________________________________________________________

Уважаемые педагоги!

Ответьте, пожалуйста на следующие вопросы:

1. Знакомо ли Вам понятие «информационно-коммуникативные технологии»?

ДА,ЗНАКОМО

НЕТ

ДА, НО НЕ В ПОЛНОЙ МЕРЕ

(нужное подчеркните)


Приложение  2.

Уважаемые педагоги!

Ответьте, пожалуйста на следующий вопрос:

КАКИМИ ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ ВЫ ВЛАДЕЕТЕ?

Компьютер

Клавиатура и мышь

Цифровой фотоаппарат

Аудио магнитофон

DVD-плеер

Видеокамера

Принтер

Сканер

Проектор

Интерактивные доски

Планшеты

Другие технические средства

(Подчеркните те средства, которыми вы умеете пользоваться)