Проект "Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном учреждении для создания единой информационной среды"

Апартьева Лидия Анатольевна

 

Данный проект направлен на использование информационно – коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе в ОУ, для создания единой информационной среды.

 

Процесс реализации заключается в:

·         Создании комплексной интегрированной модели информационно-методического и технического обеспечения воспитательно-образовательного процесса ОУ.

·         Интеграции, внедрении информационных технологий в процессы воспитания и обучения.

·         В создании банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ОУ.

·         Разработке личностно-ориентированных форм взаимодействия субъектов (детей, родителей, педагогов) учреждения, обусловливающих повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка.

·           В Повышении заинтересованности  родителей во взаимодействии их с ОУ.

·         Популяризации деятельность МБОУ среди населения города, области, страны. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_na_slagaemye_uspeha.rar275.2 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Возрожденская средняя общеобразовательная школа»

 Выборгского района Ленинградской области

Проект

"Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном учреждении для создания единой информационной среды"

       Автор: Апартьева Лидия Анатольевна,

                    учитель   информатики

                                         п. Возрождение 2012 г.

Пояснительная записка

«Если сегодня  будем учить так , как учили вчера,

                                    мы украдём у наших детей завтра”

Джон Дьюи

  Эти слова заставляют задуматься любого воспитателя, которому небезразличны его воспитанники. Глобальная информатизация общества становится одной из доминирующих тенденций  цивилизации  XXI века. Благодаря стремительному развитию средств информационных  и коммуникационных технологий  возникает новая, информационная среда обитания и жизнедеятельности современного человека.

Компьютерные технологии – особое направление в работе с ребенком, которое способно помочь его развитию. Сейчас у нас даже на уровне города оно еще не достаточно развито.

Использование компьютерных технологий в образовательных учреждениях происходит постепенно, иногда и болезненно: обязательное оформление перспективных планов работы, конспектов открытых занятий, результатов педагогической диагностики, информационных стендов, родительских уголков, аттестационных материалов, обобщения опытом и т.д. Не всегда эти требования соответствовали возможностям. Неумение, а иногда и просто нежелание использования компьютеров и компьютерных программ лишали в работе с родителями - большей эффективности и наглядности. Но в защиту некоторых консервативных форм работы педагогов со стажем хочу сказать, что доброта, душевность, любовь к детям и преданность своей работе не конкурируют с новыми технологиями, а наоборот дополняют их и привносят душевность и человечность в работе с детьми. Перспективные планы, документация, конспекты занятий, мы используем программу Microsoft Word . Так же используем в составлении диагностических карт Microsoft Excel. Уже привычными для нас средствами мультимедийных устройств, стали цифровые фотоаппараты, принтеры, сканеры, копиры, мобильные телефоны с возможностью выхода в Internet. Исходя из этого и определяется  актуальность создания нашего проекта.

Актуальность

          Информатизация образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация образовательного учреждения. Это и создание единого информационного образовательного пространства ОУ, города, района, страны; и использование информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе ОУ; и разработка интегрированных занятий; и проектная деятельность; и активное использование Интернет в образовании.

Для создания, развития и информационно-образовательной среды необходимо полностью задействовать научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал, накопленный нашей системой образования”.

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования, что совсем недавно можно было наблюдать лишь как точечный опыт.

Становится аксиомой и то, что использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению – перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы.

Для достижения полноты и качества использования научных и практических знаний в образовательной деятельности дошкольных учреждений требуется создать в границах их "производственных" процессов эффективную систему информационного обеспечения. Для этого необходимо, чтобы качественно заработал каждый ее элемент.

Компьютер, мультимедийные средства – инструменты для обработки информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса.

Процесс информатизации в учреждениях  образования обусловлен требованием современного развивающегося общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз более производительному и творческому, что обеспечивается наукоемкостью всех информационных средств – от персональных компьютеров до глобальных связей Интернет. В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в  образование компьютер должен стать в ядром развивающей предметной среды. Он рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как всепроникающая универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить их и в корне изменить развивающую среду образовательного учреждения  в целом.

Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.).

Анализируя деятельность нашего ОУ, хочется отметить, что использование педагогами ИКТ в работе с детьми и родителями находится не на высоком  уровне.

Работа педагогического коллектива характеризуется целостностью и предусматривает взаимосвязь между различными видами деятельности. Педагоги ОУ активно внедряют новые образовательные технологии в образовательный процесс, такие как метод проектов, технологию портфолио, игровые технологии и т. д. 60% педагогического коллектива владеют персональным компьютером. Из них: 45% – начинающих пользователей; 33%- пользователь; 22% – продвинутый пользователь.

Большое внимание в ОУ уделяется работе с родителями, сложилась система, позволяющая вовлекать их в процесс воспитания и  обучения детей согласно задачам учреждения. Для этого применяются различные формы: дни открытых дверей, спортивные праздники, выставки, встречи со специалистами различного профиля, лектории. Проводятся индивидуальные и групповые консультации. Систематически выявляется позиции педагогов и родителей по актуальным проблемам. Однако остается проблемой привлечение родителей к созданию совместных проектов. В связи с этим нужно построить работу с родителями так, чтобы они были заинтересованы в успехах свих детей и стремились всячески помочь ОУ в создании единого образовательного пространства через организацию сотрудничества семьи и школы.

На наш взгляд, основные трудности возникают при реализации сотрудничества школы и семьи при использовании только традиционных методов и форм работы с семьей. В то время как необходимо иное решение задач сотрудничества учителей и родителей.

Несмотря на то, что в последнее время и наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе школы, чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.

В то же время информационные и, особенно, телекоммуникационные технологии способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива школы и родителей при обучении и воспитании школьников.

Наличие у школы собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ОУ, классов, расписании уроков, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях.

Такой режим информационного взаимодействия не отрицает возможности получения индивидуальной или конфиденциальной информации. На сайте ОУ может быть реализована подсистема разделения прав и полномочий пользователей, а каждый родитель может обладать своим "ключем" для входа на такой сайт.

Кроме этого сайт школы или других образовательных учреждений может стать для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера. Со страниц таких сайтов родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию школьников.

Телекоммуникации позволяют родителям в реальном режиме времени отслеживать воспитательно-образовательный процесс своих детей, получать информацию о проблемах, возникающих в обучении и советы, направленные на устранение конкретных проблем во взаимодействии с педагогом.

В то же время, поскольку взаимодействие семьи и школы играет важную роль в развитии ребенка, необходимо детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, их влияния на взаимодействие и разработка рекомендаций, которые помогли бы повысить эффективность этого взаимодействия. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления использования новых технологий, нетрадиционных форм, а также использование ИКТ во взаимодействии школы с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.

В связи с этим и возникла необходимость создания проекта “Использование информационно-коммуникативных технологий в ОУ для создания единой информационной среды” в нашей школе. Нами выделена главная цель внедрения информационных технологий – создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники образовательного процесса: администрация, педагоги, дети и их родители. Данные приведенного анализа позволяют выделить ресурсы, которые могут стать фундаментом проекта: достаточный уровень профессионализма педагогов, наличие нормативно- правовой базы, наличие научно- методической базы.

Цель, задачи проекта

Значимость проекта “ Использование информационно-коммуникативных технологий в ОУ для создания единой информационной среды” состоит в том, чтобы достичь информатизации родителей и социума о деятельности ОУ, а педагогическим работникам активизировать использование информационно – коммуникативные технологии в работе с детьми. Мы работаем над тем, чтобы создать единую информационную среду в ОУ.

Реализация проекта осуществляется через создание информационной среды, через обучение педагогов ИКТ, занятий с детьми с использованием ИКТ, через создание сайта МБОУ «Возрожденская средняя школа» для родителей и общественности. Проект основан на концептуальных положениях:

Информационная культура и компьютерная грамотность педагогов.

Принцип охраны здоровья детей.

Информационный подход к педагогическому процессу.

Триединство образовательных целей.

Педагогическая целесообразность.

Интеграция.

Принцип мультимедийности.

Интерактивный характер.

Проблема. Сегодня перед педагогическим коллективом встают огромного значения и объема задачи формирования информационной культуры педагогов, родителей и детей, для чего необходимо внедрить информационно-коммуникационные технологии в воспитательно-образовательный процесс ОУ.

Цель. Использование информационно – коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе в ОУ, для создания единой информационной среды.

Задачи проекта

Создать комплексную интегрированную модель информационно-методического и технического обеспечения воспитательно-образовательного процесса ОУ.

Интегрировать, внедрить информационные технологии в процессы воспитания и обучения.

Создать банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ОУ.

Разработать личностно-ориентированные формы взаимодействия субъектов (детей, родителей, педагогов) учреждения, обусловливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка.

Повысить заинтересованность родителей во взаимодействии их с ОУ.

Популяризировать деятельность МБОУ среди населения города, области, страны.

Ресурсное обеспечение проекта

Нормативно-правовые:

разработка новых локальных актов, регламентирующих деятельность ОУ (приказов, положений, правил, функционалов), заключение договоров с партнерами;

Научно-методические:

функционирование творческой группы по реализации проекта в ОУ ;

разработка механизма, критериев и показателей оценки результативности реализации проекта;

внедрение системы методических консультаций по ходу реализации проекта;

Оснащение педагогов методическими пособиями и рекомендациями по использованию ИКТ в работе с детьми.

Кадровые:

создание условий для повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов участвующих в реализации проекта;

привлечение необходимых специалистов извне;

создание творческих групп;

Информационные:

формирование банка данных по реализации проекта;

мониторинговые мероприятия;

организация мероприятий по информированию общественности о ходе реализации проекта;

Материально-технические:

приобретение технических и дидактических средств обучения;

оснащение ОУ оргтехническими средствами: мультимедийными проекторами, ноутбуками;

Финансовые:

смета расходов ОУ;

спонсорская и благотворительная помощь;

предпринимательская деятельность ОУ.

Поэтапный план реализации проекта

1 этап – организационный

разработка нормативно- правовой базы;

создание творческих групп из высококвалифицированных и творческих специалистов для работы по проекту;

разработка структуры внедрения использования ИКТ в воспитательно- образовательном процессе ОУ.

2 этап – внедренческий

апробирование и внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ОУ;

подготовка педагогических кадров к новой образовательной практике;

выстраивание сотрудничества с родителями и городскими социальными структурами, через ИКТ;

обновление и обогащение предметно-развивающей среды ОУ;

совершенствование модели взаимодействия детского сада и семьи в развитии детей;

обеспечение пропаганды педагогических знаний и результатов работы ОУ перед родителями и общественностью.

3 этап – результативный

анализ результатов реализации проекта в ОУ, корректировка содержания, подведение итогов;

обобщение опыта работы педагогов;

трансляция педагогического опыта на городских и областных мероприятиях;

разработать программу действий ОУ на следующий период реализации проекта с учётом полученных результатов.

Ожидаемые результаты

Повышение эффективности процесса обучения.

Активизация познавательной деятельности детей.

Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ОУ.

Выявление уровня психолого-педагогической компетенции родителей.

Раскрытие личностного потенциала воспитанников в воспитательной системе ОУ и семье.

Реализация личностно- профессионального роста педагогов.

Активизация педагогического и культурного сознания родителей, педагогов и других специалистов, для создания единой информационной среды.

Создание активно действующее, работоспособной системы поддержки семейного воспитания, через использование информационно – коммуникативных технологий.

Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе школы.

Повышение педагогической культуры родителей.

В результате реализации проекта качественно изменится работа педагогов, которые смогут эффективно решать задачи воспитания и обучения детей и во взаимодействии школы  и семьи. Будет продолжена работа по привлечению узких специалистов из детской поликлиники (психологов, логопедов, врачей) и в дальнейшем открытие в МБОУ консультационного центра для родителей.

Список используемой литературы

  1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994
  2. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие. Авторы составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. Барнаул: БГПУ, 2006
  3. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003
  4. Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе Школа. – 2006. - №2. – с. 37-39 Роберт И.В.
  5. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 1994.- 204 с.
  6. http://www.ict.edu.ru/
  7. http://school-collection.edu.ru/
  8. http://festival.1september.ru/