Инновационная культура учителя (воспитателя) как основа инновационного процесса в образовательной сфере

Рысаков Игорь Андреевич

 

Инновационная культура учителя (воспитателя) - это совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: аксиологического, инновационно-технологического, кооперативно-деятельностного, коммуникативного, личностно-творческого. Рассмотрение компонентов инновационной культуры учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovacionnaya_kultura_uchitelya.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                              5                                                                                                                                                            

Инновационная культура учителя (воспитателя)  как основа инновационного процесса в образовательной сфере

И. А. Рысаков

ФГОУ «Тверское суворовское военное училище МО РФ»

Понятие «инновация» для российского общества является достаточно новым, и вошло в обиход только в период рыночных преобразований. Термин «инновации», будучи не до конца четко определенным, в последние годы всё больше и больше подвергается инфляционному использованию в самых разных сферах человеческой жизни. Сам по себе термин указывает на нечто «новое и своеобразное», он несет в себе определенную динамику и перемены. Зачастую он используется эвфемистически, чтобы скрыть или приукрасить какие-то глубинные трансформации или стремительные изменения.

Использовать слово «инновации» в образовании также становится модным. Инновации в образовательной сфере могут помочь преодолеть привычные стереотипы в мышлении, в обучении, они могут придать импульс и вооружить идеей для реформирования образования и поддержать тем самым учащихся в их умении справляться с меняющимися исходными условиями.

Одним из факторов эффективной инновационной деятельности в образовательной сфере является инновационная культура учителя (воспитателя).

Понятие инновационной культуры наиболее тщательно разработано в социологии. В социологических словарях под инновационной культурой обычно понимается «устойчивая система норм, правил и способов осуществления нововведений в различных сферах жизни общества, характерная для данной социокультурной общности» (О. В. Кобяк). В этом контексте инновационная культура является механизмом инновационного поведения как особого типа индивидуального или группового поведения, для которого характерны инициативность и систематическое освоение новых способов деятельности.

Рассматривая инновационную культуру как фактор эффективности инновационной деятельности, логично предположить, что дефицит инновационной культуры является одной из причин ряда проблем, существующих сегодня в школьной инновационной практике.

Инновационная культура учителя (воспитателя) - это совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: аксиологического, инновационно-технологического, кооперативно-деятельностного, коммуникативного, личностно-творческого.

Аксиологический компонент инновационной культуры учителя (воспитателя) - это совокупность педагогических ценностей: обновляющихся профессионально значимых знаний, представлений, убеждений педагога. Обновление педагогических ценностей является условием и результатом инновационно-педагогической деятельности. Педагогические ценности могут существовать на трёх основных уровнях: социально-педагогическом, профессионально-групповом и индивидуально-личностном.

Ценности социально-педагогического уровня представляют собой совокупность идей, норм и правил, регламентирующих деятельность в сфере образования с учётом современных требований общества. Ценности профессионально-группового уровня (групповые педагогические ценности) -это совокупность идей, концепций, норм, регулирующих и направляющих педагогическую деятельность в рамках определённых образовательных институтов. Ценности индивидуально-личностного уровня (личностно-педагогические ценности) отражают систему ценностных ориентации личности учителя (цели и мотивы его деятельности, его идеалы, установки, взгляды на жизнь т.д.).

Инновационно-технологический компонент объединяет способы инновационно-педагогической деятельности, обеспечивающие решение задач управления инновациями и самоуправления инновационно-педагогической деятельностью, к которым относятся

  1. аналитико-рефлексивные - задачи, связанные с осмыслением учителем (воспитателем) педагогического процесса, его элементов, своей инновационной деятельности;
  2. конструктивно-прогностические - задачи построения (конструирования) инновационного педагогического процесса и прогнозирования его результатов;

организационно-деятельностные    -    задачи    непосредственного осуществления инновации и создания оптимальных условий для её реализации;

  1. оценочно- информационные - задачи сбора, обработки и хранения информации, необходимой для осуществления педагогических инноваций, а также задачи объективной оценки хода и результатов инновационной деятельности;
  2. коррекционно-регулирующие - задачи коррекции и регулирования инновации для улучшения её результатов, оптимизации хода инновационных преобразований.

Кооперативно-деятельностный компонент отражает культуру сотрудничества учителей (воспитателей) в совместной инновационной деятельности. Необходимость этого компонента обусловлена коллективным характером педагогической деятельности и обязательным наличием в ней взаимодействия учителя (воспитателя) с учениками (воспитанниками). Кооперативно-деятельностный компонент инновационной культуры учителя (воспитателя) обеспечивает необходимый уровень взаимодействия учителя (воспитателя) с учащимися (воспитанниками), коллегами, родителями, без него развитие инновационной деятельности не представляется возможным. К данному компоненту относятся:

-        умение реально оценить свои возможности и распределить свои силы, работая в группе;

  1. ответственность перед участниками коллективной инновационной деятельности;
  2. умение взять на себя ответственность за результаты групповой инновационной деятельности;

  1. тактичность в разрешении спорных вопросов;
  2. умение договориться с партнёрами о своей миссии в группе и т. д. Коммуникативный компонент определяет культуру участия учителя (воспитателя) в информационном обмене. В инновационном процессе объём информации многократно увеличивается, возрастает плотность информационного потока и разнообразие данных. Учитель-инноватор вынужден изучать большее количество психолого-педагогических и методических публикаций, отслеживать и сопоставлять результаты инновационной и традиционной работы, нередко используя для этого новые для него диагностические методики. В поступающей информации важно выделить главное и второстепенное, достоверные и сомнительные сведения. Кроме того, в инновационном процессе, как правило, усиливается роль участия педагога в обмене опытом, в освоении новых информационно-коммуникационных технологий.

Развитие коммуникативного компонента связано с овладением знаниями:

-        способов взаимодействия с другими участниками образовательного процесса;

-        установления педагогически целесообразного общения при выполнении различных видов деятельности.

На основе этой группы знаний формируются следующие способы деятельности:

  1. устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными детьми, малыми и большими группами, а также руководителями, коллегами, родителями, представителями различных организаций;
  2. находить контакт, «общий язык» и правильный тон с различными людьми в различных обстоятельствах;
  3. располагать к себе воспитанников; при необходимости перестраивать отношения с группой и отдельными детьми, находить индивидуальный подход к ним;
  4. уметь анализировать ситуации с точки зрения детей, коллег, родителей и других лиц, причастных к образовательному процессу;

5)        регулировать внутригрупповые отношения воспитанников.
Личностно-творческий компонент. Личностный смысл профессиональной деятельности требует от учителя (воспитателя) достаточной степени активности, способности управлять, регулировать свое поведение в соответствии с возникающими или специально поставленными педагогическими задачами. Творческую личность характеризуют такие черты, как готовность к риску, независимость суждений, импульсивность, познавательная «дотошность», критичность суждений, самобытность, смелость воображения и мысли, чувство юмора и склонность к шутке и другие. Данные качества раскрывают особенности действительно свободной, самостоятельной и активной личности.

Личностно-творческий компонент обеспечивает интерпретацию педагогических новшеств в индивидуальной педагогической деятельности учителя: создание собственного инновационного опыта, адаптацию заимствованного опыта к конкретным условиям, профессионально-личностную самореализацию учителя (воспитателя) в инновационной деятельности, учёт потребностей и возможностей учащихся и т. д.

В содержании личностно-творческого компонента инновационной культуры учителя (воспитателя) можно выделить:

  1. умение адаптировать заимствуемый инновационный опыт к условиям конкретной школы, к особенностям учащихся (воспитанников);
  2. умение видеть перспективы развития инновационных идей в конкретных условиях их реализации;

-        умение объективно оценить свои возможности по внедрению педагогического новшества;

  1. способность повышать свою квалификацию в соответствии с новыми требованиями;
  2. умение интегрировать в своей работе традиционный и инновационный опыт, избегать «шоковых» обновлений;
  3. целостность творческой интерпретации педагогического новшества в своей деятельности.

Выделенные компоненты инновационной культуры учителя (воспитателя) охватывают аспекты овладения специалистом новыми педагогическими ценностями, новыми для него технологиями педагогической деятельности, способами профессионального взаимодействия в новых условиях, новым уровнем участия в информационном обмене и новыми возможностями профессионально-творческой    самореализации.    Совокупность    этих    аспектов    отражает современную систему требований к учителю-инноватору. Недооценивание или недостаточная сформированность любого из компонентов инновационной культуры неизбежно сказывается на других компонентах и в конечном итоге снижает эффективность инновационно-педагогической деятельности.

Библиографический список

  1. Башарина, А.В. Социальные инновации в образовании: сущность и классификация / А.В Башарина // Извести Самарского научного центра Российской академии наук. - 2009. - № 4. - С. 101-107.
  2. Кобяк, О.В. Экономико-социологический словарь / О.В. Кобяк, Г.Н Соколова. - Минск, 2002. - 448 с.
  3. Николаев, А. Инновационное развитие и инновационная культура / А. Николаев // Проблемы теории и практики управления. - 2001. - № 2. - С. 57-63.
  4. Педагогические инновации: традиции, опыт, перспективы: / под ред. II. А. Ракова. - Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2011. - 263 с.
  5. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2007. - 756 с.