Конспект обобщающего занятия в средней группе Тема: «Виды транспорта»
Задачи: 1. Развивать умение классифицировать виды транспорта по месту его передвижения – наземный, воздушный, водный; умение рассуждать, делать выводы. 2. Упражнять в умении находить признаки, различия и сходства грузового и пассажирского транспорта. 3. Закреплять в активном словаре слова: транспорт легковой, грузовой, пассажирский, наземный, водный, воздушный. 4. Расширять кругозор детей, воспитывать наблюдательность.
Предварительная работа: - наблюдения за проезжающим транспортом на прогулке - подвижные игры «Такси», «Поезд», «Самолеты», «Автомобили и светофор» - дидактические игры «Угадай по описанию», «На чем я путешествую», «Подбери груз к машине», «На воде, в воздухе, на земле». - игры-забавы с использованием машины на пульте управления, «Железная дорога», заводной вертолет, кораблики для игр с водой, самолет на батарейках. - беседы с рассматриванием машин спецназначения - продуктивные виды деятельности по данной теме - сюжетно-ролевые игры «Мы едем, едем, едем», «Ловкий шофер», «Кругосветное путешествие»
Оборудование: почтовый конверт с письмом из дер. Простоквашино, иллюстрации с видами транспорта, 2 автомобиля – грузовой и пассажирский, классификационная таблица по лексической теме «Транспорт», дид/игра «Четвертый лишний».
Ход занятия:
Воспитатель сообщает детям, что сегодня пришло письмо из деревни Простоквашино:
«Здравствуйте, ребята! Пишет вам почтальон Печкин. Шарик и Матроскин затеяли строить новый дом и попросили меня доставить им все необходимые материалы по почте. Привести на велосипеде у меня не получилось. Дядя Федор говорил, что есть какие-то транспортные средства, которые летают по воздуху и плавают по рекам. Расскажите нам об этом, помогите нам разобраться – какой транспорт бывает и для чего он предназначен. Ждем ответа. Печкин».
Воспитатель: Ребята, вы готовы помочь почтальону Печкину. А разве можно на велосипедах перевозить грузы?
Дети: Нет! Воспитатель: А на чем можно перевезти? Дети: На машине Воспитатель: А как называются машины для перевозки грузов?
Дети: Грузовые ! Воспитатель демонстрирует детям два автомобиля и просит назвать, какой из них грузовой. Показывает на другой автомобиль – а это какой?
Дети: легковой Воспитатель: Для чего он служит? Дети: для перевозки людей. Воспитатель: Как называют людей, которых перевозят в транспорте Дети: пассажиры Давайте посмотрим – чем похожи и чем отличаются машины: - у грузовой колеса больше, чем у легковой машины; - в грузовой перевозят грузы – песок, строительные материалы, бревна…), а в легковой – людей; - у грузовой есть кузов и кабина, у легковой есть салон для пассажиров; - кто управляет транспортным средством? (шофер); - назовите место передвижения этого транспорта? (по земле); - на какой машине Печкин повезет грузы? (на грузовой) Физминутка
Грузовик везет песок, Удивляется народ «Что за чудо – чудеса, В нем песок под облака».
Педагог усаживает детей перед магнитной доской.
Воспитатель: Ребята, скажите, а что такое транспорт? (это средства, которые служат для перевозки людей и грузов). Мы с вами уже сказали, что этот транспорт перемещается по земле, значит, он называется… наземный. - А если Печкину по пути следования встретятся река или море, какой вид транспорта поможет ему в пути? (педагог выставляет водные виды транспорта, дети называют) Все, что перемещается по воде – называется водными видами транспорта. - А если Печкину встретятся высокие горы, что тогда ему делать? (тогда он будет передвигаться на другом виде транспорта, который называется… воздушным). - А сейчас, давайте соберем всю информацию для Печкина в одно письмо, для этого предлагаю объединиться в три группы – договоритесь, кто с кем будет работать, и слушайте задание: На столе разложены картинки с разными видами транспорта. 1 группа выбирает только те картинки, которые относятся к наземному транспорту
2 группа выбирают картинки водного вида транспорта 3 группа выбирает воздушный вид транспорта Дети классифицируют картинки по группам, педагог спрашивает: Воспитатель: Ребята, скажите, на чем Печкин привезет в Простоквашино строительные материалы? (на грузовике, самосвале). - А на какой машине Печкин отправит почтовую корреспонденцию? (на спецмашине «Почта») А еще на чем эта корреспонденция будет путешествовать дальше? (поездом, на самолете, на корабле). Дети складывают все, что они приготовили для Печкина в конверт и отправляют по почте.
Физминутка Налили бензину, сели на машину, На машине ехали, до реки доехали. Стоп. Разворот. На реке пароход. Пароход не везет, надо сесть в самолет. Самолет летит, в нем мотор гудит: у-у-у.
Воспитатель: Отдохнули? А теперь присаживайтесь удобней на ковер, давайте поиграем в игру «Четвертый лишний».
Итог занятия:
Воспитатель: Ребята, вам понравилось собирать информацию о транспорте. Скажите, а что мы называем транспортом?
Дети: это все, на чем можно перевозить грузы и людей на земле, по воде и по воздуху. Воспитатель: А как транспорт различают по месту передвижения? Дети: наземный, водный, воздушный. - Молодцы! Вы отлично справились с заданием. Сегодня я пойду на почту и отправлю письмо в деревню Простоквашино. А Шарик и Матроскин будут довольны, когда Печкин теперь без труда доставит им строительные материалы. |