Мини-музей как форма работы с детьми и родителями

Никольская Татьяна Владимировна

 

Вступление

Проблема патриотического воспитания детей – одна из наиболее актуальных. Большую роль в ее решении играет дошкольное образовательное учреждение. Актуальность этого вопроса подчеркивается  и  нормативными документами, регламентирующими работу ДОУ. Так, п. 6 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утв. Приказом Минобразования  науки России от 27.10.2011 № 2562, среди основных задач дошкольного образовательного учреждения указано « воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».

В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 №655, социально-личностное развитие – одно из основных направлений развития ребёнка. Наряду с сохранением и укреплением здоровья воспитанников, содержание основной общеобразовательной программы должно обеспечить формирование у детей целостной картины мира, интеграцию личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру, формирование основ социальной и жизненной адаптации ребенка, развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека, потребности в реализации собственных творческих способностей, формирование патриотических чувств, гендерной, семейной, гражданской принадлежности, а также и принадлежности к мировому сообществу.

На каждом возрастном этапе патриотическое воспитание имеет свои особенности. Патриотизм ребенка дошкольного возраста выражается в его потребности участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличии у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознания себя частью окружающего мира.

Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников. Одним из них в ДОУ является мини-музей.

Музейная педагогика — достаточно известное направление современной педагогики. Она имеет длительную историю, хотя в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятилетия. Если говорить о музейной педагогике как о научной дисциплине, нужно подчеркнуть ее интегрированный характер. Развитие этого направления происходит благодаря взаимодействию музееведения, педагогики и психологии. Изначально музейная педагогика подразумевала прежде всего сотрудничество детского сада и музея, организацию посещений, экскурсий в музеи разной тематики. Сотрудники музеев разрабатывали специальные экскурсии для дошкольников, организовывали различные мероприятия. Однако в последние десятилетия музейная педагогика в значительной степени изменилась, так как дошкольные учреждения стали создавать собственные мини-музеи, а организация и использование мини-музеев рассматривается как особая форма работы с детьми и родителями.

В то же время на базе музеев создаются разнообразные детские музейные центры, объединения и т.п.

В настоящее время в дошкольной музейной педагогике, на наш взгляд, можно выделить два крупных направления:

1) сотрудничество детского сада с музеями (краеведческими, художественными и т.п.);

2) создание и использование мини-музеев в дошкольном учреждении.

Есть дошкольные учреждения, которые реализуют одно из указанных направлений, но многие успешно сочетают оба.

Музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования и может быть использована для реализации как комплексных, так и дополнительных программ дошкольного образования. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.

Фольклорные мини-музеи

Фольклорные мини-музеи являются одним из самых популярных видов музеев в дошкольных учреждениях.

 Они могут называться по-разному: русская изба (сибирская изба, поморская изба, горница), чум, балаган, юрта, музей народной культуры, комната старинного быта. К этой же группе обычно относят и мини-музеи народной куклы, национального костюма.

 Фольклорный мини-музей имеет свою специфику, так как включает самые разные варианты мини-музеев, тематика которых отражает культуру, быт, традиции разных народов. Если в геологическом мини-музее собраны камни, а в мини-музее книги — разнообразные книги, то в фольклорном музее представлены экспонаты, которые помогают понять фольклор и представить условия, в которых он рождался. То есть фольклорный мини-музей может рассматриваться как своеобразная иллюстрация к национальному фольклору. Он создает особую среду для знакомства детей с устным народным творчеством. Это крайне важно, так как у современных дошкольников нередко возникают трудности в понимании загадок, поговорок, закличек, других жанров фольклора.

Во многих сказках упоминаются веретено, кудель и другие предметы крестьянского быта, которые уже давно исчезли из нашей жизни. В русской горнице по-особому звучат народные песни, сказки, прибаутки. Фольклорный мини-музей можно назвать местом обмена информацией разных поколений и национальностей. В то же время он является комплексным мини-музеем, так как знакомит детей с историей, искусством, литературой, природой. что такое фольклор Фольклор (термин впервые был введен в научный обиход в 1846 году английским ученым Вильямом Томсом) определяется как художественное творчество народных масс, преимущественно устно-поэтическое. Его называют кладезем народной мудрости, так как в народных произведениях отражался опыт многих поколений. В переводе с английского Folk-lore означает «народная мудрость, народное знание». К фольклорным произведениям обычно относят потешки, приговорки, поговорки, пословицы, приметы, колыбельные, дразнилки, прибаутки, частушки, заклички, сказки, попевки.

 

Задачи фольклорных мини-музеев:

— приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям;

— воспитание у детей интереса к культуре своих предков, к культуре народов России и мира;

— патриотическое воспитание;

— художественно-эстетическое воспитание;

— знакомство с особенностями народного быта;

— воспитание у дошкольников основ толерантности;

— воспитание представлений о взаимосвязях разных культур;

— формирование представлений о взаимозависимости чело-

века и природы, знакомство с отражением природных явлений в фольклоре.

Формы и методы работы с детьми

В дошкольных учреждениях для организации работы с детьми в фольклорных мини-музеях применяются разнообразные формы и методы.

Занятия

Экспонаты фольклорного мини-музея могут быть использованы на музыкальных, логопедических занятиях, занятиях по экологии, ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, изобразительному искусству.

Музыкальное занятие приобретет для детей особое значение, если они наденут национальные костюмы и поиграют на народных музыкальных инструментах или послушают народные песни в исполнении взрослого (не только педагога, но и бабушки, дедушки, родителей), станцуют народный танец (если позволяют размеры помещения), воспроизведут его отдельные элементы, сами сделают из глины свистульку и сочинят с ее помощью песенку. Колыбельную песню можно исполнить, качая малыша в люльке. Здесь же педагог может рассказать, из чего сделаны музыкальные инструменты, и показать материалы, из которых их изготавливали в старину.

На занятиях по ознакомлению с природой, экологии дошкольники узнают о том, какие природные материалы наши предки использовали в быту, как они сохраняли природу; рассматривают спилы деревьев, бересту и изделия из нее; слушают загадки, песни о природе, находят в узорах на одежде, предметах природные объекты.

Современные дети не очень хорошо представляют, какие растения и как именно наши предки использовали в быту. (Эта тема обычно интересна и родителям.) Педагог может рассказать, из чего сделаны лапти (тем более что слово «лыко» нередко упоминается в сказках, поговорках, пословицах), и даже предложить рассмотреть, примерить их, показать лен и льняную рубаху и т.п. Уместным окажется и разговор о лекарственных растениях, ведь именно в старину люди изучали их свойства. В фольклорном мини-музее интереснее знакомиться с домашними животными и их традиционным использованием человеком. Если позволяет пространство, в фольклорную избу органично впишется мини-музей или выставка, посвященная лошади, корове, курице и другим домашним животным, которые стали сказочными персонажами (курочке Рябе, Петушку — Золотому гребешку, коровке Буренушке). Отдельные беседы можно посвятить тому, как наши предки относились к тем или иным животным, растениям, природным явлениям.

На занятиях по изобразительной деятельности педагог показывает различные картины, на которых изображены люди в национальных костюмах, предметы быта, одежду, которые иногда даже можно надеть, поиграть с ними. Здесь же дети знакомятся с искусством народных промыслов (гжели, хохломы и др.), с народной игрушкой, выполняют собственные рисунки в том или ином стиле, расписывают деревянные, глиняные заготовки (например, матрешек, горшки, тарелки), рисуют национальные узоры и их элементы, делают детали для национальных костюмов.

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром дошкольники знакомятся с историей предметов, которые мы и сейчас используем в быту (старинная посуда, мебель, одежда, головные уборы и т.п.), с особенностями жизни людей предыдущих поколений, с различными ремеслами. Так, в мини-музее можно познакомить дошкольников с лучиной, со свечой, с разными видами ламп; с народными игрушками; сравнить старинную печь с современной электроплитой и СВ-печью, поговорить о то, как готовили разные блюда в старину, с помощью родителей составить книгу рецептов таких блюд и даже приготовить их. Именно в фольклорной избе лучше всего пробовать пареную репу и обсуждать смысл пословицы «Ничего нет проще пареной репы». В некоторых семьях еще сохранились традиции плетения корзин, поэтому дедушки и бабушки могут поделиться с детьми своими секретами.

На занятиях по развитию речи дети слушают и сочиняют загадки и сказки о предметах, которые находятся в мини-музее, знакомятся с предметами, которые упоминаются в сказках, но теперь отсутствуют в нашей жизни. Конечно же, ребенок запомнит на всю жизнь, как он пробовал прясть пряжу или разглядывал лопату, похожую на ту, которую использовала в недобрых целях Баба Яга. Можно прочитать детям сказку и предложить самостоятельно найти в мини-музее те предметы, которые в ней упоминаются. Педагог может предложить детям угадывать предметы по описанию или самим составлять описания разных предметов. Дошкольники могут вспомнить сказки, в которых упоминается русская печь (коромысло, веретено, ухват и т.п.) или другой предмет. Расширению словаря способствует и знакомство с деталями национальной одежды. Изучая былины, дети рассматривают картины с изображением богатырей, их сбрую, обмундирование

Народные праздники

В последние годы во многих дошкольных учреждениях отмечают народные праздники. Это особо важно с точки зрения воспитания у дошкольников представлений о разнообразии культур, интереса и уважения к культурам, традициям разных народов, толерантности (оказывается, не все люди живут так же, как я и члены моей семьи: у них другие праздники, но эти праздники тоже очень интересны и важны). Педагоги детских садов в начале года составляют перспективный план проведения народных праздников, приуроченных к тем или иным сезонам года, и разрабатывают возможные варианты использования для этих целей фольклорных мини-музеев. К каждому празднику в мини-музее может быть организована тематическая выставка, включающая, в том числе, и работы детей. Например, в начале весны в музее русской культуры могут появиться слепленные из теста весенние жаворонки.

В фольклорной избе часто организуются чаепития с использованием самовара; ее посетителей угощают полезными чаями, настоями из сухих трав, вареньями из разных ягод, медом. Вкусные тульские пряники и тульский самовар могут послужить отправной точкой для разговора о традициях, которые характерны для разных уголков нашей страны.

Народные игры и игрушки

К сожалению, современные дети очень слабо представляют себе народные игры. В то же время опыт работы показывает, что такие игры вызывают большой интерес у дошкольников. В фольклорном мини-музее народные игры смотрятся особенно органично: дети могут надеть костюмы или их элементы, использовать для игр какие-то предметы. Дошкольники играют с народными куклами, выполненными из различного материала, рассматривают, сравнивают кукол в различных национальных костюмах, дуют в свистульки, а также сами пробуют сделать игрушки из глины, ткани, деревянных заготовок. Большой интерес вызывают у детей куклы Петрушки, скоморохов, сказочных героев — Бабы Яги, лешего.

Посиделки

«Посиделки в русской избе» привлекают детей и взрослых своим неформальным характером, возможностью погрузиться в прошлое наших предков. Посиделки могут быть очень разными: это и неспешные беседы, рассказы, и народные песни, и рукоделие. Как правило, на посиделки в горницу приглашают мам и бабушек, которые делятся с детьми своими секретами вышивки, вязания, шитья, плетения. Папы и дедушки могут показать свое мастерство в каком-либо мужском ремесле, например, вырезании из дерева.

Слушание, разыгрывание сказок и других фольклорных произведений

Мини-музей народной культуры — это своеобразная сцена с декорациями, на которой дети могут разыгрывать различные сценки из сказок, былин, потешки. Здесь облаченный в национальный костюм воспитатель превращается в настоящего сказочника. Сами дети могут рассказывать потешки, короткие сказки малышу в колыбели. Для драматизации различных народных сюжетов в фольклорный мини-музей можно на время принести театральных кукол — персонажей сказок. Если детский сад углубленно занимается театрализованной деятельностью, фольклорную комнату рекомендуется дополнить театральным уголком с ширмой. Часть кукол можно изготовить вместе с детьми из разных материалов, включая бросовый. Из природного материала можно создать сказочные образы лешего, Бабы Яги, Колобка и других героев народных произведений.

Работа кружков народного творчества

Фольклорные мини-музеи используются для дополнительного образования дошкольников, в частности, для организации кружков для детей и взрослых по изготовлению народных кукол и других игрушек, освоению народных ремесел. Фольклорные избы служат и местом проведения мастер-классов для педагогов, в первую очередь, по обучению различным народным ремеслам, игре на старинных музыкальных инструментах.

Выставки

Нередко все экспонаты просто не помещаются в фольклорном мини-музее, поэтому целесообразно периодически организовывать в помещении мини-музея или рядом с ним выставки. Это оживит и жизнь мини-музея, изменит его интерьер, привлечет к экспонатам внимание дошкольников. На выставках могут быть представлены коллекции различных предметов (горшков, самоваров, рушников), работы детей и родителей, бабушек и дедушек педагогов (картины, кружева, вышивка, корзины, работы, выполненные способом резьбы и выжигания по дереву, и многое другое).

Фольклорный мини-музей — прекрасное место для организации временных семейных выставок: кружев, вышивок, старинной посуды, семейных реликвий (старинные часы, шкатулки, фотографии, одежда, посуда, игрушки).

Осенью в избе или рядом с ней организуют выставки овощей с огорода детского сада или с участков родителей. Нередко в семьях бережно хранят какие-нибудь особо ценные вещи (старинный сервиз, сундук, альбом с фотографиями), которые могут стать главным (и единственным) экспонатом выставки одного предмета. В этом случае ребенок со своей семьей проводит экскурсии для детей и взрослых, рассказывает об истории и назначении необычного предмета.

Самостоятельная деятельность детей

Самостоятельная деятельность детей в фольклорной избе может быть разнообразной, варианты ее реализации зависят от особенностей экспонатов. Главное, чтобы она действительно осуществлялась. Нередко фольклорная изба стоит закрытой, дети посещают ее лишь вместе с педагогом и работают лишь под его руководством. Для того чтобы дети могли выбрать занятие по интересам, необходимо создать определенные условия.

Среди экспонатов должны быть такие, с которыми дошкольники могли бы играть, не боясь их повредить. Бывает, что заведующая детским садом или музейный педагог объясняет, что экспонаты в фольклорной избе очень ценные (в прямом и переносном смысле), приобретены с большим трудом, поэтому детям доверить их нельзя. Конечно, такие экспонаты важны для мини-музея, но наряду с ними должны быть и те, которые дети могут взять в руки. Это и муляжи, и какие-то заготовки, лоскутки ткани, книги, даже фотографии предметов или их бумажные аналоги, детские игрушки, фигурки, выполненные педагогом и детьми в стиле гжели, хохломы. Например, всегда можно предложить детям позвенеть в разные колокольчики, написать что-либо на бересте, рассмотреть изделия из этого материала, собрать и разобрать матрешку.

В корзину кладут лоскутки, деревянные заготовки, солому и другие материалы, из которых дети изготавливают кукол и другие игрушки, а также нитки, полоски ткани, из которых плетут косички. О многих других вариантах самостоятельной детской деятельности говорилось выше: ряжение в костюмы (это способствует развитию сюжетно-ролевых игр); игры со свистульками и музыкальными инструментами, рассматривание альбомов, репродукций, книг; рисование, лепка, драматизация сказок.

Но главное — чтобы дети имели возможность самостоятельно познакомиться хотя бы с частью экспонатов: покачать люльку с малышом, посидеть на лавке, заглянуть в печь. На макете крестьянского подворья дошкольники играют с фигурками домашних животных, домиками. Для особо ценных экспонатов можно подобрать игрушечных «двойников». Например, рядом со старинной гармошкой, поставить игрушечную, рядом с настоящим национальным костюмом — повесить такой же детский, который можно использовать для ряжения.

Экспонаты фольклорных мини-музеев

В качестве экспонатов фольклорных мини-музеев можно рекомендовать следующие:

— различные предметы быта (посуду, утюги, прялку, корзины, туеса, нитки, кудель, веретено, ухват, коромысло с ведрами, корзины и туеса, шкатулки, зеркала, самовары и т.п.);

— один и тот же предмет, сделанный в разных регионах (например, русские костюмы северных народов, из воронежской губернии, казацкий костюм и т.д.);

— старинную мебель (столы, лавки, сундуки), макет русской печи, детскую колыбель;

— национальные костюмы и их элементы (платье, кафтан, рубаху, сарафан, кокошник, венок, пояс, головной убор и т.п.);

— кукол в национальных костюмах;

— декоративные элементы (старинные скатерти, рушники, покрывала, салфетки, настенные коврики, фотографии, тканые коврики для пола);

— игрушечных или нарисованных персонажей народных сказок, прибауток;

— игрушечных домашних животных, макеты крестьянского подворья;

— букеты хлебных злаков;

— муляжи овощей, фруктов;

— народные игрушки;

— народные музыкальные инструменты (гармонь, гусли, ложки и т.п.);

— макеты различных жилищ;

— предметы народных промыслов (изделия из бересты, камня, хохломская роспись; павловские платки и т.д.);

— старинные украшения (бусы, браслеты);

— книги народных сказок, сборники потешек, пословиц, детские книги о жизни предыдущих поколений;

— старинные фотографии.

Размещение и оформление мини-музеев народной культуры

Фольклорные мини-музеи располагают в отдельных помещениях или для них выделяют часть коридоров, уголки в группах. Комната, выделенная под музей, может оформляться как традиционное народное жилище. Или она снабжена аналогом музейных витрин — полками, шкафчиками, где располагаются коллекции предметов и отдельные предметы. Нередко на стены музейных комнат наклеивают обои под дерево, на пол кладут самодельные коврики. Плетеные ширмы помогают тонировать помещение (но не стоит использовать для русской избы восточные плетеные циновки, шторки и т. п., так как они нарушают цельность интерьера).

У входа в дом могут находиться куклы в национальных костюмах, фигурка домового или другого сказочного персонажа. Чаще всего в горницах, русских избах располагают макет печи с ухватом, горшками, чугунками, колыбель с куклой-ребенком, стол, лавки, полки с посудой. В отдельных дошкольных учреждениях есть и ткацкие станки, и телеги, и прялки, и коромысло, и колодец с ведрами. Украшением таких помещений служат вышитые скатерти, рушники на стенах и полках, сундуках, колыбельках, глиняные горшки. На стенах или на печи можно развесить пучки лекарственных трав, злаков, льна. При оформлении мини-музея рекомендуется использовать мешковину, льняные ткани.

Отдельные коллекции и предметы располагают на полках, развешивают на стенах (национальные костюмы), расставляют на полу, подвешивает к потолку. Очень важно обеспечить детям доступ к экспонатам.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитатель МДОУ № 1 Никольская Т.В. Тема: Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями 1

Слайд 2

Музейная педагогика - взаимодействие музееведения, педагогики и психологии. Дошкольная музейная педагогика Сотрудничество детского сада с музеем Создание и использование мини -музеев в дошкольном учреждении 2

Слайд 3

Помогает решать задачи дошкольного образования Играет роль в формировании системы ценностей ребенка Приобщение к историческому, культурному, природному наследию Способствует познавательному, творческому, эмоциональному развитию Обеспечивает наглядность образовательному процессу Способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом Музейная педагогика: 3

Слайд 4

Главное – не ценность самих экспонатов, а наличие условий для творчества и самостоятельной деятельности ребенка Детский музей 4

Слайд 5

Место обмена информацией разных поколений и национальностей Знакомит детей с историей, искусством, литературой, природой Фольклорный мини - музей 5

Слайд 6

Наглядность Доступность Динамичность Содержательность Принципы построения музейной экспозиции : 6

Слайд 7

Воспитание у детей интереса к культуре своих предков Патриотическое воспитание Воспитание у дошкольников основ толерантности Знакомство с особенностями народного быта Формирование представлений о взаимозависимости человека и природы Задачи: 7

Слайд 8

НОД Народные праздники Народные игры и игрушки Посиделки Слушание сказок Самостоятельная деятельность детей Выставки Формы и методы работы с детьми 8

Слайд 9

Различные предметы быта Национальные костюмы Предметы национального декора Букеты хлебных злаков Муляжи овощей и фруктов Народные игрушки Музыкальные инструменты Предметы народных промыслов Книги народных сказок Словарь русских старинных слов Экспонаты фольклорных мини – музеев: 9

Слайд 10

Примеры оформления мини-музеев: 10

Слайд 11

11

Слайд 12

12

Слайд 13

13

Слайд 14

Спасибо за внимание !