ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Елисеева Ирина Ивановна

Автор в статье для региональной научно-методической конференции, проведенной 06.12.2012г. в г.Бузулук излагает свое видение мотивов и способов формирования правовой культуры в студенческом сообществе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravovoe_vospitanie.docx18.8 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

С 2009 года в Калужской области реализуется областная целевая программа «Повышение правовой культуры населения Калужской области на 2009-2012 годы», целью которой является создание в регионе системы правового просвещения и образования граждан, ориентированной на формирование правового сознания и правовой культуры населения. Среди задач данной программы - формирование у учащейся молодежи целостной системы правовых знаний как основы правового сознания и правовой культуры [1].

Понятие "правовая культура" часто используется в различных документах, в научной и учебной литературе. Сам термин "правовая культура" содержится указание на наличие двух сторон: права и культуры. Существует определение правовой культуры как "качественного состояния жизни общества" [2].

Другие авторы полагают, что, рассматривая правовую культуру только в этом аспекте, учитывается лишь внешняя форма данного явления, внутреннее же содержание заключается в развитии самого человека [3].

Большинство современных авторов в понятие правовой культуры включают:

  1. правовое сознание;
  2. правовую науку;
  3. правовую деятельность;
  4. материальные предметы, обеспечивающие и сопровождающие правовую деятельность;
  5. юридические акты. [4]

Успешное решение экономических, политических и социальных задач, стоящих перед государством, невозможно без повышения правовой культуры общества, воспитания у каждого его члена глубокого уважения к закону, формирования готовности непосредственно и активно участвовать в претворении его положений в повседневную жизнь [5].

       При характеристике правовой культуры молодежи наибольшее значение представляет правовое сознание, сложившееся в молодежной среде и обусловленное соответствующим типом правосознания, юридически значимое поведение.

Правосознание - чисто субъективное явление, состоящее из представлений людей о праве; из субъективного отношения к самому феномену права, его ценностям; из правовой психологии и даже из индивидуальной или массовой эмоциональной реакции на право.

Правосознание  молодежи имеет специфические социальные и психологические черты, которые связаны с возрастными особенностями, социально-экономическим и общественно-политическим положением, а также с тем, что духовный мир молодых людей находится в состоянии становления и формирования.

Можно выделить следующие составляющие правового сознания молодежи:

  1. представление о праве;
  2. знание права;
  3. отношение к действующему праву;
  4. отношение к исполнению правовых предписаний;
  5. требования, предъявляемые к праву [6].

Для молодежной среды характерны проявления правового нигилизма, который проявляется в отрицании правовых ценностей, в неуважительном отношении к законам и нормативному порядку. Проявляется нигилизм в самых различных формах: от безразличного отношения к роли и значению права до полного неверия в закон и законность и явно негативного отношения к нему.

Правовой нигилизм в молодежной среде современной России встречается в виде:

  1. несоблюдения и неисполнения требований законов и иных
  2. нормативных актов, когда граждане живут и действуют вопреки требованиям правовых норм;
  3. подмены законности бытовой целесообразностью;
  4. отождествления закона и фактических действий конкретных представителей властных структур;
  5. неуважения к правоохранительным органам, недоверии к суду;
  6. аполитичности и отсутствии интереса к делам государства и общества. [7]

На процесс формирования у молодого человека правового сознания, а значит и правовой культуры в целом, решающее влияние оказывают:

  1. непосредственные условия жизни;
  2. организованная система обучения и воспитания;
  3. средства массовой информации;
  4. государственная молодежная политика. [8]

Способом повышения правовой культуры является правовое воспитание. К задачам правового воспитания относится формирование:

  1. знаний о праве;
  2. внутреннего уважения к праву;
  3. умения применять правовое знание на практике;
  4. привычка действовать в соответствии с правовыми предписаниями [9].

Все обозначенные задачи должны активно, системно и последовательно реализоваться в учебной и внеучебной деятельности всех образовательных учреждений. Современные образовательные технологии, надежные информационные источники, широкие технические возможности и активная позиция участников образовательного процесса позволяют рассчитывать на долгосрочные позитивные результаты в формировании правового сознания и правовой культуры учащейся молодежи.

Список литературы

  1. Закон «Об областной целевой программе «Повышение правовой культуры населения Калужской области на 2009-2012 годы» от 01.11. 2008, N 473-ОЗ.
  2. Каландаришвили З. Н. Влияние правовой социализации на процесс конструирования правовой культуры личности в современном российском обществе // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2010, с. 116.
  3. Чикеева З.Ч. Формирование правовой культуры студенческой молодежи в современных условиях: Дис.  канд. юрид. наук. М., 1992. С. 47.
  4. Вижевитова Т.А. Правовая культура в муниципальном образовании: понятие, природа, структурные компоненты.// Конституционное и муниципальное право,  2009, N 15.
  5. Соколов Н.Я. О понятии правовой культуры // Lex Russica: науч. тр. МГЮА. 2004. N 5. Т. LXIII. С. 381.
  6. Ромашов Р.А., Шукшина Е.Г. Правовая культура и правовой нигилизм в молодежной среде.//История государства и права, 2006, N 2.
  7. Сунцов Е.А. Актуальные проблемы воспитания правовой культуры молодежи.// Общество и право, 2009, N 3.
  8. Каландаришвили З.Н. Деформация правового сознания молодежи и юридические способы ее преодоления: теоретико-правовой аспект. СПб., Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2004, с. 11.
  9. Рассказов Л.П. Теория государства и права. М.: РИОР, 2010, с 448-449.