ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Автор в статье для региональной научно-методической конференции, проведенной 06.12.2012г. в г.Бузулук излагает свое видение мотивов и способов формирования правовой культуры в студенческом сообществе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.8 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
С 2009 года в Калужской области реализуется областная целевая программа «Повышение правовой культуры населения Калужской области на 2009-2012 годы», целью которой является создание в регионе системы правового просвещения и образования граждан, ориентированной на формирование правового сознания и правовой культуры населения. Среди задач данной программы - формирование у учащейся молодежи целостной системы правовых знаний как основы правового сознания и правовой культуры [1].
Понятие "правовая культура" часто используется в различных документах, в научной и учебной литературе. Сам термин "правовая культура" содержится указание на наличие двух сторон: права и культуры. Существует определение правовой культуры как "качественного состояния жизни общества" [2].
Другие авторы полагают, что, рассматривая правовую культуру только в этом аспекте, учитывается лишь внешняя форма данного явления, внутреннее же содержание заключается в развитии самого человека [3].
Большинство современных авторов в понятие правовой культуры включают:
- правовое сознание;
- правовую науку;
- правовую деятельность;
- материальные предметы, обеспечивающие и сопровождающие правовую деятельность;
- юридические акты. [4]
Успешное решение экономических, политических и социальных задач, стоящих перед государством, невозможно без повышения правовой культуры общества, воспитания у каждого его члена глубокого уважения к закону, формирования готовности непосредственно и активно участвовать в претворении его положений в повседневную жизнь [5].
При характеристике правовой культуры молодежи наибольшее значение представляет правовое сознание, сложившееся в молодежной среде и обусловленное соответствующим типом правосознания, юридически значимое поведение.
Правосознание - чисто субъективное явление, состоящее из представлений людей о праве; из субъективного отношения к самому феномену права, его ценностям; из правовой психологии и даже из индивидуальной или массовой эмоциональной реакции на право.
Правосознание молодежи имеет специфические социальные и психологические черты, которые связаны с возрастными особенностями, социально-экономическим и общественно-политическим положением, а также с тем, что духовный мир молодых людей находится в состоянии становления и формирования.
Можно выделить следующие составляющие правового сознания молодежи:
- представление о праве;
- знание права;
- отношение к действующему праву;
- отношение к исполнению правовых предписаний;
- требования, предъявляемые к праву [6].
Для молодежной среды характерны проявления правового нигилизма, который проявляется в отрицании правовых ценностей, в неуважительном отношении к законам и нормативному порядку. Проявляется нигилизм в самых различных формах: от безразличного отношения к роли и значению права до полного неверия в закон и законность и явно негативного отношения к нему.
Правовой нигилизм в молодежной среде современной России встречается в виде:
- несоблюдения и неисполнения требований законов и иных
- нормативных актов, когда граждане живут и действуют вопреки требованиям правовых норм;
- подмены законности бытовой целесообразностью;
- отождествления закона и фактических действий конкретных представителей властных структур;
- неуважения к правоохранительным органам, недоверии к суду;
- аполитичности и отсутствии интереса к делам государства и общества. [7]
На процесс формирования у молодого человека правового сознания, а значит и правовой культуры в целом, решающее влияние оказывают:
- непосредственные условия жизни;
- организованная система обучения и воспитания;
- средства массовой информации;
- государственная молодежная политика. [8]
Способом повышения правовой культуры является правовое воспитание. К задачам правового воспитания относится формирование:
- знаний о праве;
- внутреннего уважения к праву;
- умения применять правовое знание на практике;
- привычка действовать в соответствии с правовыми предписаниями [9].
Все обозначенные задачи должны активно, системно и последовательно реализоваться в учебной и внеучебной деятельности всех образовательных учреждений. Современные образовательные технологии, надежные информационные источники, широкие технические возможности и активная позиция участников образовательного процесса позволяют рассчитывать на долгосрочные позитивные результаты в формировании правового сознания и правовой культуры учащейся молодежи.
Список литературы
- Закон «Об областной целевой программе «Повышение правовой культуры населения Калужской области на 2009-2012 годы» от 01.11. 2008, N 473-ОЗ.
- Каландаришвили З. Н. Влияние правовой социализации на процесс конструирования правовой культуры личности в современном российском обществе // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2010, с. 116.
- Чикеева З.Ч. Формирование правовой культуры студенческой молодежи в современных условиях: Дис. канд. юрид. наук. М., 1992. С. 47.
- Вижевитова Т.А. Правовая культура в муниципальном образовании: понятие, природа, структурные компоненты.// Конституционное и муниципальное право, 2009, N 15.
- Соколов Н.Я. О понятии правовой культуры // Lex Russica: науч. тр. МГЮА. 2004. N 5. Т. LXIII. С. 381.
- Ромашов Р.А., Шукшина Е.Г. Правовая культура и правовой нигилизм в молодежной среде.//История государства и права, 2006, N 2.
- Сунцов Е.А. Актуальные проблемы воспитания правовой культуры молодежи.// Общество и право, 2009, N 3.
- Каландаришвили З.Н. Деформация правового сознания молодежи и юридические способы ее преодоления: теоретико-правовой аспект. СПб., Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2004, с. 11.
- Рассказов Л.П. Теория государства и права. М.: РИОР, 2010, с 448-449.