Обучение конструированию детей с умственной отсталостью. Условия обучения конструированию.

Васик Наталья Владимировна

      Детские виды деятельности – игра, рисование и конструирование – имеют моделирующую природу: в ходе игры моделируются отношения людей , в рисовании – образы предметов. Моделирование проявляется в конструктивной деятельности при создании  конструкций, являющихся моделями реальных предметов.

      При особой организации, содержании и методах обучения детям с интеллектуальной недостаточностью оказываются доступны начальные действия с моделями, особенно с конкретными, отображающими структуру конкретных предметов (конструирование по образцу), а также обобщёнными, отражающими структуру класса предметов. Кроме того, они оказываются способны работать с графическими моделями – выполнять постройки по графическому образцу и создавать модели по объёмной конструкции. Однако эти умения возникают у них лишь при особых педагогических условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_konstruirovaniyu.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель ГКУ ДДИ «Южное Бутово»:

Васик Наталья Владимировна

Обучение конструированию детей с умственной отсталостью. Условия обучения конструированию.

      Детские виды деятельности – игра, рисование и конструирование – имеют моделирующую природу: в ходе игры моделируются отношения людей , в рисовании – образы предметов. Моделирование проявляется в конструктивной деятельности при создании  конструкций, являющихся моделями реальных предметов.

      При особой организации, содержании и методах обучения детям с интеллектуальной недостаточностью оказываются доступны начальные действия с моделями, особенно с конкретными, отображающими структуру конкретных предметов (конструирование по образцу), а также обобщёнными, отражающими структуру класса предметов. Кроме того, они оказываются способны работать с графическими моделями – выполнять постройки по графическому образцу и создавать модели по объёмной конструкции. Однако эти умения возникают у них лишь при особых педагогических условиях.

       Если нормально развивающиеся дети с большим удовольствием играют со строительным материалом, создают постройки в ходе сюжетно-ролевых игр, умственно отсталые дети часто не понимают их значения, не умеют создавать узнаваемые конструкции предметов. Они перекладывают элементы строительных наборов, нагромождают их, нередко облизывают, пробуют «на зуб». Конструктивные материалы привлекают их внимание на чрезвычайно короткое время: завладев ими, ребёнок  быстро теряет к ним интерес, поскольку не умеет правильно их использовать.

       Отсутствие интереса к конструированию, непонимание умственно отсталыми детьми функционального значения конструктивных материалов является основанием для того, чтобы с самого начала обучения было обращено внимание на формирование интереса к деятельности. Внимание детей привлекают к готовым постройкам, побуждают интерес к созданию конструкций, отражающих конкретное предметное содержание. Одновременно их знакомят с функциональными признаками и назначением как самого предмета, так и соответствующей конструкции, которая выступает своеобразный предметный заместитель. На этом этапе работа по конструированию тесно связана с обучением детей предметным и игровым действиям.  Чтобы передать в конструкции целостный образ предмета, ребёнок должен понимать все пространственные свойства, которыми обладает предмет. Другими словами, необходим определённый уровень сенсорного развития. Поэтому с целью ознакомления детей с многообразием форм, отношениями по величине и пространственному расположению, а также для того, чтобы они овладели соответствующими представлениями об этих свойствах , проводится систематическое сенсорное воспитание детей.

       Задача развития восприятия у детей решается в ходе специально организованных игр и упражнений, направленных на ознакомление с пространственными свойствами, для чего проводится предварительное изучение предметов и различных моделей, используемых в качестве образцов.

       Важной задачей обучения является умственное воспитание детей. Известно, что наиболее эффективно мышление развивается только в тех случаях, когда обучение направлено как на приобретение новых знаний и умений, так и на развитие способности использовать их в изменившихся условиях. Поэтому  в ходе конструирования дети выполняют знакомые задания с новыми видами конструктивных материалов, а также создают различные конструкции объектов, имеющих одно функциональное назначение (например, зданий). Кроме того, полноценное умственное воспитание может осуществляться тогда, когда цель деятельности ребёнка заключена не в решении конструктивной задачи, а для использования в сюжетной игре. При этом вся его деятельность приобретает  более сложную, многоступенчатую структуру, а процесс конструирования подчиняется конечной цели, что положительно влияет как на характер анализа образца, так и на выбор средств деятельности, повышает уровень детской самостоятельности.

       С точки зрения умственного воспитания эффективен метод сюжетного конструирования по сравнению с операциональным методом. Сюжетное конструирование состоит в том, что сначала детям показывают игровые действия с готовой конструкцией-образцом, не акцентируя внимания на способах  её создания, а потом уже приступают к анализу конструктивных особенностей. При этом последующий анализ и её воспроизведение приобретают совершенно иное качественное значение в структуре деятельности ребёнка, а также в способах ориентировочных действий. Цель деятельности выносится за пределы конструирования, так как возникает более понятная игровая цель: что, как и для чего строить. Конструирование, являясь составной частью игры, становится способом для достижения игровой цели, а процесс конструирования, выбор деталей – средством сооружения постройки. Деятельность детей ,таким образом, приобретает предметно-опосредованный характер, при этом ими используется ранее приобретённый опыт.  Немало внимания во время конструирования необходимо уделять решению задач трудового воспитания. Дети учатся действовать двумя руками под контролем зрения, что совершенствует зрительно-двигательную координацию, овладевают общетрудовыми умениями, необходимыми операционно-техническими навыками. Решая конструктивные задачи, используя результаты обучения для сооружений построек в сюжетно-ролевой игре, дети учатся вступать в эмоциональные, деловые и речевые контакты.

       Важным условием успешного обучения конструированию является также обеспечение игровой мотивации детской деятельности. Если сделать конструирование средством для достижения игровой цели, то, несмотря на сложность, оно станет для ребёнка необходимым, интересным занятием.

Основные виды работы, методы и приёмы обучения навыкам конструирования.

       На начальных этапах обучения очень важно пробудить у детей интерес к конструированию и желание самим создавать постройки для дальнейшей игры. С этой целью педагог на глазах у детей строит различные предметы, и дети  тут же включаются в совместную игру (машины, здания, мосты, улицы), при этом педагог действует эмоционально, вызывая у детей ответный отклик. Процесс конструирования сопровождается объяснениями, комментированием, насыщен игровыми моментами. Наблюдая за деятельностью взрослого, дети знакомятся с предметной и функциональной сторонами конструкций. Они начинают понимать, что конструкция является особым заместителем предмета, обладающим всеми присущими ему функциональными свойствами. Во время конструирования необходимо уделять внимание формированию у детей представления о связи предмета со всеми видами изображений. Педагог не только строит, но тут же рисует, наклеивает на бумагу, показывая тем самым, что каждый объект может быть изображён в графической, аппликативной, конструктивной формах. Это помогает ребёнку понять единство предмета и всех его изображений, познакомиться с различными видами моделирования образа предмета.

       Важно уделять внимание выбору тематики конструирования. Все объекты, подлежащие дальнейшему конструированию, должны быть хорошо знакомы детям, иметь ярко выраженную игровую направленность и практическую необходимость (кукольная мебель, дома, улицы, дорога и т.д.) Наблюдение за конструированием этих предметов, как и дальнейшее овладение умением строить самим, помогает умственно отсталому ребёнку постигать функциональную сторону окружающего, что очень важно с коррекционной точки зрения.

       Для успешного овладения самостоятельным конструированием дети должны научиться видеть и выделять в предмете пространственные свойства, которые отражаются в конструкции. В целях сенсорного воспитания детей проводятся специальные игры и упражнения на ознакомление с формой, отношениями по величине и пространственному расположению, а также на овладение способами выделения перечисленных свойств в предметных играх.

Игры на ознакомление с формой.

       Форма является одним из важнейших пространственных свойств, определяющих индивидуальный облик конкретного предмета.

       Сначала внимание детей привлекают к форме предметов. Это наиболее эффективно проходит на практических занятиях. Например, в ходе дидактической  игры «что катится, а что не катится» дети знакомятся с круглыми и угловатыми формами. В качестве образцов берут кубики и шарики. Ощупывают предметы, трогают углы у кубиков, ощущают гладкую округлую поверхность шариков. Затем кладут шарики на наклонный желоб, по которому шарик катится вниз, а кубик остаётся на столе. Взрослый всё время фиксирует внимание детей на том, что «шарик катится, потому что круглый, а кубик не катится, потому что у него углы». Такая практическая проверка не только обращает внимание детей на форму предмета, но и делает само восприятие формы более осознанным. Форма при этом  становиться важным признаком предмета.

       После практического ознакомления с формой детей учат таким действиям восприятия, как соотнесение форм и выбор по образцу, соотнесение объёмных и плоскостных фигур. Педагог помогает детям, но не делает выбор за них, а привлекает их самих к исправлению ошибки. Это позволяет обучать детей не только самостоятельному решению поставленной перед ними задачи соотнесения форм в условиях выбора, но и овладению необходимыми способами этого соотнесения.

Игры и упражнения на соотнесение реальных предметов с формами-эталонами.

       Сначала в качестве эталонов используют объёмные фигуры, затем – плоские (контурные).Дети подбирают к заданному образцу игрушки, похожие «на шар», «на яйцо», «на коробочку». В качестве образцов постепенно можно вводить и такие формы, как «огурчик», ориентируя детей на некоторые особенности округлых форм. Когда детям будут доступны действия по выбору форм по образцу можно знакомить их с самой простейшей группировкой по двум образцам. Даже простая группировка предметов или фигур значительно помогает детям ориентироваться в формах, способствует развитию восприятия и мышления.

Игры на ознакомление с отношениями по величине.

       Эти игры как и игры по ознакомлению с формой, проводятся не только на конструировании, но и на занятиях по формированию элементарных математических представления, поэтому всю работу в этом направлении следует координировать. Формируя у детей представления о величине, исходят из относительности этого признака. Чтобы привлечь внимание ребёнка к величине предмета, сразу вводят сравнение по этому признаку. Проводят игры, требующие выбора объекта по величине в соответствии с образцом. Сначала выбор проводят на специально подобранных одинаковых предметах, например, на матрёшках, шарах одного цвета, машинах, куклах и т.д. Главное условие выбора -  наличие предметов, в которых величина является единственным различительным признаком. Затем используют элементы строительных наборов. Дети выполняют задание выбрать, к примеру, из 3-4 одинаковых по цвету брусков тот, который равен по величине (длине) бруску-образцу. Упражнение такого рода развивают ориентировку детей на этот признак и вырабатывают точность восприятия протяжённости как одной из величин. Сравнивая предметы, элементы строительных наборов, плоскостные изображения , дети знакомятся одновременно и с необходимым речевым материалом.. Они закрепляют названия фигур, входящих в состав строительных материалов, а овладение способами сравнения, прежде всего практическими способами, даёт возможность усвоения необходимых слов, отражающих отношения по величине: длиннее-короче, выше-ниже, больше-меньше.

Игры на ознакомление с пространственными отношениями.

       Формирование у умственно отсталых детей представлений о расположении предметов в пространстве, об изменчивости пространственных отношений связано с работой по преодолению специфических нарушений их  восприятия, с воспитанием у них прежде всего осознания своего собственного расположения в пространстве. Известно, что ребёнок сначала «организует» всё пространство вокруг себя. Поэтому полезно проводить специальные упражнения в преднамеренном помещении ребёнка в комнате, на лестнице, участке. Дети учатся обращать внимание на расположение предметов, перечислять предметы, которые находятся от них с «этой стороны (левой)» и с «другой стороны (правой)». Одновременно детей знакомят с расположением двух и нескольких предметов относительно друг друга ( по линии горизонта). С этой целью проводятся упражнения в непредметном конструировании . Эти упражнения обращают внимание ребёнка на изменчивость, относительность расположения предметов в пространстве.

       Чтобы дети осознаннее воспринимали пространственные отношения между двумя предметами, проводят упражнения по моделированию изменяющихся пространственных отношений по подражанию  и образцу. Детей учат манипулировать двумя предметами, изменяя их взаиморасположение  вслед за действиями взрослого: шарик наверху, а кубик внизу; кубик наверху, шарик внизу; кубик с одной или с другой стороны от шарика и т.д. Действия по подражанию предполагают буквальное следование за взрослым, воспроизведение его действий. Дети видят каждый элемент строительного набора, который находится в руках у педагога, а также куда и как он устанавливается. Выбор необходимого элемента, способы деятельности даются в готовом виде, вслед за взрослым дети повторяют заданный порядок действий.

        Действия по подражанию являются наиболее доступным детям способом создания конструкций. Однако на первых порах некоторые умственно отсталые дети не справляются и с таким способом выполнения заданий. В таких случаях педагог прибегает к применению совместных с ребёнком действий.

Этапы обследования предмета.  

       Конструирование по образцу основано на самостоятельных действиях детей и на реализации тех представлений, которые формируются в результате направленного обследования, анализа образца под руководством  педагога.

       Анализ образца начинается с целостного восприятия объекта. Дети называют его, затем переходят к выделению основных опорных частей. Большое внимание уделяется выяснению того, какую роль в самом предмете играет определённая часть или деталь: зачем , скажем, дверь у гаража, крыша у дома? Почему в гараже нет окон, а в доме , где живут люди, они есть? Всё это необходимо для более осмысленной детской конструктивной деятельности.

       Следующим этапом обследования предмета (образца) является определение формы каждого элемента и подбор нужных, соответствующих этим элементам строительных деталей. Для умственно отсталых детей выделение формы является чрезвычайно затруднённым. Поэтому педагог активно использует вспомогательные движения: обведение каждой выделяемой части предмета или конструкции по контуру (обводит сам, потом предоставляет возможность сделать это ребёнку). Это в значительной степени облегчает как само выделение частей, так и определение их формы, а также выбор нужных строительных деталей.

       После подбора необходимых строительных деталей педагог привлекает внимание детей к последовательности выполнения. Надо объяснить с чего начинают процесс стройки – с самых нижних, несущих элементов: это диктуется логикой реального возведения любого сооружения. Только после этого дети приступают  к работе.

        Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определённого, заранее задуманного продукта.  Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей.

        Конструирование – прежде всего важное средство умственного воспитания детей. Конструируя, ребёнок учится не только различать внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение и пр.), у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребёнок , помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель ( так в действии он осуществляет и анализ и синтез ).

        В деятельности, направленной на достижение определённой цели, совершенствуется не только сама эта деятельность, но и зрительное восприятие ребёнком предметов окружающего мира. Оно становится более целенаправленным. Создаётся также предпосылка для приобретения способности производить более глубокий зрительный анализ модели и предмета, не обращаясь к реальному расчленению. Таким образом, формируется способность сравнивать, производить зрительный анализ, включая в процесс восприятия процессы мышления.

        В процессе конструктивной деятельности у детей формируются обобщённые представления. Эти обобщения возникают на основе представлений, получаемых от непосредственного восприятия различных сооружений и создания собственных построек. Дети познают, что множество предметов в окружающем составляют группы однородных предметов, объединённых одним понятием: здания, мосты, транспорт и т.д. В каждой группе предметы имеют и общие и различные признаки. Общие признаки свидетельствуют о наличии одинаковых составных частей : в зданиях – фундамент, стены, окна, двери, крыша; в машинах – мотор, кабина, кузов, колёса и т.д. Части различаются по форме , величине и отделке. Зависят эти различия от назначения : здания школы имеют большое количество широких окон, чтобы в классах было много света ; здания жилых домов имеют более узкие окна с балконами ; здание магазина – широкие витрины и т.д. Форма и величина частей различная, однако основные части остаются одними и теми же. Формирование такого рода представлений способствует усвоению детьми основной конструктивной зависимости – зависимости конструкции от её практического назначения, что  оказывает существенное влияние на развитие мышления у детей.

       

                                                                  Департамент социальной защиты

                                                                         населения г. Москвы

                                                                        ДДИ «Южное Бутово»

Методические разработки по теме:

«Развитие мышления через конструирование.»

Группа 1.2.41

Воспитатель: Васик Н.В.

Москва – 2008г.

Занятие: «Мебель для куклы.»

Цель.

        Закреплять у детей представления о знакомых предметах в окружающем, знать их назначение, видеть их особенности, выделять зрительно основные части (у стола крышка и ножки, у стула сиденье, спинка, ножки и т.д.); закреплять умение правильно называть детали строительного набора, пользоваться этими названиями при анализе образцов; учить детей играть со своими постройками.

Подготовка к занятию.

       Рассмотреть до занятия кукольную мебель, которую будут дети строить; выделить её основные части.

Ход занятия. 

       В начале занятия воспитатель показывает образцы: стол, стул, диван – и выясняет из каких деталей сделан каждый из них, как детали расположены, в какой последовательности надо выполнять работу. Воспитатель привлекает внимание детей к образцу и просит рассказать, как можно сделать диван, из каких деталей; из чего сделать сиденье, спинку, как при этом ставить кирпичики.

        После того как педагог выяснит с детьми, из чего и как сделаны образцы мебели, можно предложить детям построить их самостоятельно. При этом воспитатель распределяет работу так, чтобы дети, сидящие за одним столом, выполняли разные образцы: один строит стол, другой – диван и т.д. Воспитатель следит за работой, поощряет усердие детей.

       В итоге занятия воспитатель говорит: «На столе у нас посуда. Подумайте, как можно поиграть. Возьмите кукол, посуду и поиграйте. Куклы будут приходить в гости, сядут за стол; чем их будете угощать, о чём будете с ними говорить? Дети объединяют свои постройки, и развёртывается игра, в ходе которой они убеждаются в практической надобности своих построек.

Занятие: «Кроватки для медведей.»

Цель. Учить детей делать постройки, соразмерные игрушкам; различать длинные и короткие пластины, правильно называть их; самостоятельно отбирать нужные детали в соответствии с характером постройки; выполнять постройку по готовому образцу.

Подготовка к занятию. Познакомить детей со сказкой Л.Н.Толстого «Три медведя».

Ход занятия. Воспитатель обращает внимание детей на то, что у них на столе много материала; просит показать кирпичики и кубики. Затем показывает им длинную и короткую пластины, называет их – это две пластины. Накладывает короткую пластину на длинную, показывая это действие, уточняет: одна пластина короткая, а другая длинная (проводит рукой).

       Затем, обращаясь к детям, воспитатель просит их сказать какого размера лежат на столе Мишки (один – большой, другой – маленький).

       На столе у воспитателя – образец кроватки для большого Мишки. Воспитатель говорит детям: «К нам в гости пришли большой медведь, Михаил Иванович, и маленький, Мишутка. Они долго шли по лесу, устали и хотят спать. У большого Мишки есть кроватка, она большая (кладёт Мишку на кровать). А у маленького кроватки нет. Какую кроватку нужно сделать маленькому Мишке? (Дети отвечают.) Правильно, маленькому Мишке нужна кроватка поменьше. Посмотрите, дети, как сделана большая кроватка. Внизу кубики: с одной стороны два кубика и с другой два. На кубики положены две длинные пластины. Из чего сделаны спинки кровати? (Показывает их.) (Дети говорят, что спинки сделаны из кирпичиков.) Сколько кирпичиков у одной спинки? (Два.) Какие пластины нужно взять для кроватки, которая поменьше? (Короткие.) Правильно, потому что на высокую кроватку Мишутка не сможет влезть. Теперь вы сами сделайте кроватку для Мишутки.

       По окончании стройки предложить детям поиграть, положить на кроватки мишек.

Занятие: «Ворота.»

Цель. Учить детей располагать кирпичики вертикально, выполнять постройку в определённой последовательности, добиваясь точности в работе. Закреплять знание назначения постройки, формировать у детей понимание значения слов «высокий», «низкий».

Подготовка к занятию. Перед занятием на столе раскладывают материал для каждого ребёнка: семь кубиков, три малых бруска, одна малая призма, одна пластина короткая, одна длинная, десять-двенадцать кирпичиков; разные по высоте матрёшки. До занятия воспитатель на своём столе строит ворота. Эта постройка будет образцом для детей.

Ход занятия. На занятии дети вспоминают названия знакомых форм (кирпичик, кубик, пластина). Воспитатель привлекает внимание детей к своей постройке и спрашивает, что построено. Дети отвечают. Воспитатель уточняет: «Ворота высокие. Посмотрите, где столбы у ворот, где перекладина. Из чего сделаны столбы и перекладина у ворот? Правильно, столбы из  кубиков, перекладина из пластины. (Показывает.) Сколько кубиков с одной и с другой стороны? Правильно, по три кубика слева и справа.»

       Воспитатель берёт матрёшку и показывает , как легко она проходит через ворота, потому что они высокие и широкие. Обращает внимание на то, что у детей разные по высоте матрёшки, значит, и ворота должны быть разной высоты, чтобы матрёшки в них прошли. Педагог показывает, как построить такие ворота: «Кубики нужно поставить подальше друг от друга, ворота должны получиться широкими, чтобы могла пройти матрёшка. У меня матрёшка большая и высокая. (Ставит с каждой стороны по два кубика, подчёркивая, что каждый кубик должен стоять на другом так, чтобы стороны совпадали.) Теперь посмотрим, пройдёт ли матрёшка через ворота. Нет, ворота низкие. Поставим ещё по одному кубику и покроем их пластиной. А сейчас матрёшка свободно проходит через ворота.» Чтобы ворота были красивыми, воспитатель предлагает украсить их брусочками или призмами.

       Затем каждому предлагается построить ворота для своих матрёшек.

Занятие: «Теремок для матрёшки.»

Цель. Продолжать учить детей анализировать готовую постройку, определять пространственное расположение частей (сзади, спереди, сверху и т.п.) и последовательный ход стройки, правильно называть знакомые детали строительного набора.

Подготовка к занятию. Для занятия раскладывают на стол кирпичики, кубики и призмы. Кирпичики должны быть одного цвета, а призмы другого. Можно положить  кирпичики разных цветов и чередовать их  при строительстве. Кроме того  , на столе размещают матрёшки (по одной на каждого ребёнка). Воспитатель заранее строит домик, располагая его на своём столе.

Ход занятия. Обращаясь к детям, воспитатель просит обратить внимание на домик; подчёркивает – домик красивый в нём живёт матрёшка. Затем спрашивает ,хотят ли дети научиться строить такой дом.

       «Посмотрим сначала, как сделан домик, который стоит у меня на столе. У домика есть стены. Из чего сделаны стены? (Из кирпичиков.) Сколько кирпичиков слева? Сколько справа? (По  два кирпичика.) Сзади? (Один.) Что у домика сзади? (Окно.) Что у домика сверху? (Крыша.) Из чего сделана крыша? (Из большой призмы.) А здесь, впереди что? (Двери.) Из чего они сделаны? ( из двух кирпичиков.)» Если дети затрудняются в ответах, воспитатель отвечает сам и предлагает детям повторить.

       Затем воспитатель обращает внимание на цвет стен , крыши , подчёркивает, что стены у теремка одного цвета, а крыша- другого.  После этого спрашивает у детей, с чего они будут начинать делать постройку. (Сначала надо сделать стены.)

       На этом занятии воспитатель не показывает детям всего процесса стройки, а только объясняет и показывает им , как определять расстояние между стенами : кладут кирпичик на длинную узкую сторону для задней стены, к нему приставляют кирпичики для боковых стен.

       По окончании стройки надо обратить внимание на то, что домики у детей разные по цвету, но одинаковой конструкции.

Занятие: «Двухэтажный дом.»

Цель. Формировать обобщённые представления о домах, учить детей сооружать высокие постройки с перекрытиями; делать постройку прочной закреплять умение отбирать нужные для постройки детали; по образцу определять из каких деталей сделаны отдельные части постройки, в какой последовательности её выполнять; познакомит с понятием «фундамент».

Подготовка к занятию. Детали расположить на середине стола, на каждого ребёнка по четыре кубика, одиннадцать кирпичиков, две призмы. Для игр с готовыми постройками – маленькие игрушки или бумажные куклы.

       До занятия на прогулке следует обратить внимание детей на то, что дома бывают не только одноэтажные, но и многоэтажные. Подвести детей к обобщению: дома бывают разные – большие и маленькие , низкие и высокие, но у всех домов есть стены, окна, двери, фундамент (или площадка, на которой стоит дом), крыша.

Ход занятия.  В начале занятия воспитатель напоминает детям, что они видели многоэтажные высокие дома, а затем сообщает, что сегодня они будут строить двухэтажные дома, и предлагает рассмотреть домик, построив его заранее. Дети отмечают, что дом двухэтажный, называют при помощи воспитателя основные части и детали, из которых он сделан. Особое внимание воспитатель обращает на фундамент (основание), выполненный из кирпичиков, которые лежат на широкой стороне. Далее, поскольку даётся сложная конструкция, воспитатель подробно объясняет последовательность и способы выполнения постройки. «Сначала нужно сделать фундамент, для этого возьмите кубики, поставьте их плотно друг к другу. Кубики тяжёлые, на них дом будет хорошо стоять. Стены сделаем из кирпичиков. Положить их нужно слева и справа. Это будет первый этаж. Сверху сделаем перекрытие из двух кирпичиков. На перекрытии построим второй этаж. Сверху сделаем крышу из  призм. Впереди положим кирпичик- это будет крылечко, по которому кукла войдёт в дом. А теперь вы сделайте такую же постройку.» В ходе занятия воспитатель помогает детям. По завершении стройки предлагает поиграть.

Занятие: «Грузовой автомобиль.»    

Цель. 

       Вспомнить и закрепить ранее приобретённые детьми приёмы конструирования; совершенствовать умение анализировать образец, строить в определённой последовательности, научить заменять кубики брусками, пластины кирпичиками.

Подготовка к занятию.  

        Проведению занятия  предшествует рассматривание грузовика на прогулке. Дети наблюдают также, как он заводится, как управляет им шофёр. Наблюдение за тем, как на грузовиках перевозят разнообразный груз, позволит сделать заключение о назначении этих машин. Дети отмечают во время наблюдений размеры машин, замечают, что это также связано с их назначением. В групповой комнате для закрепления представления о грузовике рассматривается игрушечный грузовик (выделяется основание, мотор, кабина, кузов, колёса).

Ход занятия.  

        Рассматривая с детьми конструкцию-образец, воспитатель просит назвать части, рассказать из каких деталей они сделаны, помогает детям вопросами. Обратив внимание ребят на то, что мотор сделан из кубика, просит подумать и сказать, из каких деталей ещё можно сделать мотор (из 4-х малых брусков), а также чем можно заменить пластины у кузова, если всем детям их не хватит (кирпичиками). Воспитатель обращает внимание на то, как использованы в постройке цилиндры. Затем предлагает подумать и рассказать, как дети будут строить автомобиль, с чего начнут. После этого все приступают к работе. Воспитатель наблюдает за тем, чтобы дети выполняли постройку в последовательности, о которой договорились при анализе образца (основание на колёсах, мотор, кабина, кузов, фары). В конце занятия с детьми рассматривают постройки, выделяют более удачные, советуют, как исправить недостатки.

Занятие: «Забор.»

Цель. 

       Воспитывать у детей умение выполнять указания педагога; закрепить умение замыкать пространство, ритмично располагая кирпичики на плоскости их длинной узкой стороной.

Подготовка к занятию. 

       Предварительно разложить на столах для каждого ребёнка десять – двенадцать кирпичиков, поставить из расчёта на каждого матрёшку, одно-два дерева, кукольную мебель, изготовленную из коробок и картона. До занятия с детьми внимательно рассмотреть участок, всё его оборудование.

Ход занятия. 

       Воспитатель, обращаясь к детям, спрашивает, что у них на столе. Затем, сообщает, что он покажет им , как из кирпичиков построить забор для  сада. «Кирпичики нужно поставить так, чтобы сад получился большой. ( При этом воспитатель сам строит забор, ставя кирпичики на длинную узкую плоскость, и говорит, что кирпичики надо ставить на узкую длинную сторону. Предварительно вспоминает с детьми, где длинная узкая грань сторона.)   Вот и забор готов. Сделаем теперь сад. В саде растут деревья.  ( Ставит игрушечные деревья.) Под деревом стоит скамеечка. (Ставит скамеечку.) Матрёшка пойдёт гулять в сад и сядет на скамеечку.

       Теперь вы постройте из кирпичиков забор для сада, где будут гулять ваши куклы. В садике деревья, скамеечки. Когда вы сделаете сад, можно поиграть».

         Дети приступают к постройке забора. Воспитатель следит, чтобы кирпичики они ставили правильно. В итоге занятия с готовыми постройками развёртывается игра.

          Аналогично можно построить забор для сада, расставляя кирпичики вертикально.