Развитие педагогической мысли
Развитие педагогической мысли за рубежом и в России в эпоху Просвещения (XVIII век)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ | 509.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В XVIII в. Педагогическая мысль и школа в Западной Европе и Северной Америке развивались в переломных для человечества социально-экономических, политических и идеологических условиях. «Социальные институты и идеология феодализма, - по мнению А. Н. Джуринского ,- превратились в тормоз для воспитания и образования.
Центром прогрессивной социально-экономической и научно-педагогической мысли стала Франция. Французская буржуазная революция 1789 – 1793 гг. имела общеевропейское и мировое значение. Франция
Д. Дидро К. Гельвеций Ж. Ламетри Ж. Ж. Руссо
Английский философ Джорж Беркли (1685 – 1753 первым предложил психологически обоснованную теорию зрительного восприятия пространства («Опыт новой теории зрения», 1709). Он утверждал, что пространственные характеристики вещей даются нам благодаря мышечным ощущениям, которые возникают в результате поворота глазных яблок и напряжения мышц. То, что нам кажется только зрительными ощущениями, на самом деле является комбинацией зрительных и осязательных ощущений , т.е. ассоциацией. Это же можно и утверждать по отношению к слуху. В Х IX в. Его теория получила развитие в эмпирической психологии . Англия
Северная Америка Лидеры разработки новых педагогических идей. Крупнейшие законодатели-реформаторы. Дж. Вашингтон Б. Франклин Т. Джефферсон
В Англии демократические педагогические взгляды высказывались философами, экономистами, педагогами, общественными деятелями: Д. Пристли Т. Пейн Д. Локк
Просветители-энциклопедисты, педагоги и политические деятели: А. Л. Лавуазье Л. М. Лепелетье Ж. Ж. Руссо Д. Дидро
В 1749г. Дени Дидро опубликовал известное «Письмо о слепых в назидании зрячим», а в 1751 г. «Письмо глухим и немым». Автор этих работ обратился к судьбам людей-инвалидов, по разным причинам лишенных зрения или слуха. «Основываясь на изучении деятельности взрослых слепых, - отмечает В. А. Феоктистова,- он выдвигает мысль о том, что, хотя слепота и ограничивает восприятие предметов, но оставшиеся органы чувств связывают слепого с внешним миром. Развивая эти органы чувств( осязания, слух и др.) в процессе обучения, учитель помогает слепому «открыть двери», через которые он познает окружающий мир».
Ж. Ж. Руссо стал основоположником теории естественного, свободного воспитания, сообразного с законами физического, умственного и нравственного развития ребенка. Свои педагогические идеи он изложил в романах «Юлия, или Новая Элоиза» и «Эмиль, или О воспитании». Руссо стремился к реализации педагогической программы Просвещения, выступал с критикой сословной системы воспитания, которая сдерживала возможности развития ребенка, подавляла его личность. Он выдвигал тезисы активного обучения, связи воспитания с жизнью и личным опытом ребенка, систематической трудовой подготовкой.
В педагогическом романе «Эмиль, или О воспитании» он писал: « Кто берет в свои руки слабого и хилого питомца, тот меняет звание воспитателя на звание сиделки ; он тратит на охранение бесполезной жизни время, которое предназначал на увеличение ее ценности; он рискует со временем услышать от безутешной матери упреки в смерти сына, которого он так долго для нее сохранял. Я не взялся бы за воспитание ребенка болезненного и худосочного, хотя бы ему предстояло прожить лет восемьдесят. Мне не надо воспитанника, всегда бесполезного и для себя самого, и для других, который занят единственно самосохранением и в котором тело вредит воспитанию души. Чего я достиг бы, напрасно расточая свои заботы,- удвоил бы только потерю общества и, вместо одного, отнял бы у него двух? Пусть другой вместо меня берется за этого немощного – я соглашаюсь на это и одобряю его человеколюбие; но у меня – не таков мой талант: я не умею учить жить того, кто только и думает о том, как бы спасти себя от смерти».
Иоганн Генрих Пестолоцци – один «великих и благородных подвижников дела воспитания униженных и оскорбленных» .Главной для Пестолоцци стала идея разностороннего развития ребенка, подготовка его к предстоящей трудовой деятельности. Теория элементарного образования, еще на рубеже XVIII - XIX вв., предусматривала развивающее обучение и включала наряду с умственным и физическим обязательное трудовое воспитание. Он высказывал убежденность в необходимости воспитывать и обучать «тупоумных». Для них он рекомендовал открывать специальные воспитательные дома. Особое место в его сочинениях – «Как Гертруда учит своих детей», «Книга матерей, или Руководство для матерей, как учить их детей наблюдать и говорить»- было отведено широкому кругу вопросов, касающихся развития речи ребенка. Песталоцци высказывал оригинальные мысли о последовательности развития речи у ребенка раннего возраста, о роли слухового восприятия и «опознания звуков» (фонематического слуха) в формировании звучащей речи, о средствах развития слухового восприятия; раскрыл закономерности в овладении ребенком речью, показал значение сенсорного воспитания и роль окружающей речевой среды в становлении детской речи. И. Г. Пестолоцци
Системы обучения глухих Французская Немецкая «Мимический метод» «Чистый устный метод»
Основоположником системы мимического метода был– Шарль Мишель. Опыт индивидуального обучения глухонемых детей, успешные занятия с неслышащими привели этого выдающегося педагога к мысли открыть училище (школу) и обучать воспитанников в небольших группах. В ходе обучения он использовал жестовую речь. Он считал, что язык жестов (мимику) необходимо сопровождать знаками, Он назвал их «методическими знаками». Замена слуха и устной речи знаковой и письменной формами речи явилась основным принципом всей образовательной работы с глухонемыми по методу Шарль Мишель. Дактильную речь он отвергал, а устной не придавал самодовлеющего значения. Шарль Мишель де ЛЭпе
Первая школа для детей с нарушением слуха во Франции – Парижский институт глухонемых (1760).
Одновременно с мимическим методом формировалась немецкая дидактическая система воспитания и обучения глухонемых детей «чистый устный метод». Широкую популярность она приобрела благодаря тому, что провозглашала своей задачей формирование у неслышащих устной речи как основного способа общения и средства обучения. Первым представителем педагогической системы «чистый устный метод» был учитель немецкого языка Самуил Гейнике . К обучению глухонемых детей в составе группы он пришел, опираясь на опыт обучения слышащих. В 1778 г. Он открыл в Лейпциге первую в Германии специальную школу для глухонемых – Саксонский институт для немых и для людей с другими недостатками речи. Самуил Гейнике
И. Кант И. Гердер Б. Бауэр Он считал, что познавательные возможности неслышащих и неговорящих весьма ограничены: в своем безречевом развитии они в состоянии достичь лишь подобия разума. По его мнению, человек, владеющий разумом, есть «освобожденное творение», благодаря разуму он обладает свободой и достоинством, может различать добро и зло, истину и заблуждение Он признавал за глухонемыми способность к осознанию лишь некоторых практических закономерностей.
Список использованной литературы: Специальная педагогика: 3 т.: учеб. Пособие для студ. Высш . Учеб. заведений ?/ под ред. Н. М. Назаровой.- Т. 1. История специальной педагогики / Н. М. Назарова, Г. Н. Пенин . – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с.