Наличие собственного инновационного педагогического опыта
В данном материале представлен опыт работы МДОУ "Детский сад №5 комбинированного вида" по проблеме:"Развитие эмоций детей в дошкольном возрасте».
По данной теме был разработан проект «Азбука солнечного настроения».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovaciya.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление собственного инновационного педагогического опыта
«Развитие эмоций детей в дошкольном возрасте»
По данной теме был разработан проект «Азбука солнечного настроения»
Актуальность
Актуальность проблемы эмоционального развития дошкольника определяется многими факторами. В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей. Гнев, злоба как формы проявления агрессивности разрушают общество. Родители чаще заботятся о физическом, познавательном развитии ребёнка, а эмоционально-волевое становление кажется им не столь важным. Эмоции детей дошкольного возраста хотя и яркие, но очень ситуативные и неустойчивы. Ребёнок ещё не способен на длительное сочувствие и заботу о других, даже очень любимых людях. Актуальность выбранной мною темы: развитие эмоций в дошкольном возрасте – увеличение их «разумности», глубинности и устойчивости, дифференциация эмоций окружающих людей, привлечение внимания родителей к эмоциональному развитию детей.
Концептуальность
Цели:
- формирование доброжелательного поведения у детей старшего
дошкольного возраста;
- умение конструктивно строить взаимоотношения с окружающими;
- формирование навыков управления негативными эмоциями, осознанного отношения к нормам социального поведения.
Задачи:
- формировать умение заниматься проектной деятельностью: определять задачи для достижения цели, аргументировать выбор темы и способов деятельности, планировать свои действия;
- познакомить детей со способами создания хорошего настроения, обучать азбуке выражения эмоций;
- способствовать формированию социальной компетентности в совместной проектной деятельности родителей и детей;
- обогащать отношения родителей и детей опытом диалогического эмоционального насыщенного общения в совместной творческой познавательной деятельности;
- расширять представления детей об эмоциях, развивать эмоциональную экспрессию;
- совершенствовать стиль партнерских отношений между детьми;
- учить детей контролировать свои эмоции.
Наличие теоретической базы
Бобкова Н.Н. Азбука права: разработки занятий. Волгоград: Учитель, 2006г.
В данном пособии представлены разработки занятий по гражданско – правовому воспитанию. Последовательно и доступно, опираясь на сюжеты известных сказок, воспитатель знакомит детей с необходимостью соблюдения каждым своих прав и обязанностей.
Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: Пособие для практических работников ДОУ. М.: Айрис – пресс, 2005.
В пособии коротко изложены ключевые теоретические аспекты детской конфликтологии и ее основные понятия, описаны причины возникновения детских конфликтов, приводится их типология. При этом особое внимание уделяется психологическим проблемам детских конфликтов, методам диагностики и анализа конфликтных ситуаций в детском сообществе, способам взаимодействия детей и особенностям их поведения. Адресована воспитателям, педагогам, психологам и всем взрослым, заботящимся о психологическом здоровье детей.
Под редакцией А.Д. Кошелевой. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 1985г.
В пособии раскрывается одна из наиболее важных проблем детской психологии и педагогики – развитие у детей эмоционально – психологической сферы, воспитание у них нравственных чувств и мотивов поведения.
Педагогом предлагаются методы и приемы использования психологических возможностей как в плане формирования личности и преодоления эмоциональных трудностей у каждого ребенка; так и в плане приобретения коллективистских навыков всеми детьми.
Под редакцией Кузнецовой Л.В., Панфиловой М.А. Формирование нравственного здоровья дошкольников. Занятия, игры, упражнения. М.: ТЦ Сфера, 2002.
В данном сборнике собраны практические материалы, которые помогут воспитателям детского сада организовать занятия, игры, упражнения, направленные на нравственное развитие детей дошкольного возраста.
Рекомендуется для воспитателей, методистов, педагогов – психологов.
Харитончик Т.А. Правовое воспитание. Организация работы с педагогами и родителями: семинары – практикумы, занятия, игры. Волгоград: Учитель, 2009г.
В дошкольном возрасте у детей закладываются основы будущей личности, усваиваются ценности общества, в котором они живут. Представленные в пособии нормативно – правовые и организационные материалы, деловые игры, семинары – практикумы, рекомендации для воспитателей и родителей, разработки занятий окажут существенную помощь руководителям ДОУ в организации и управлении деятельностью педагогического коллектива.
Ведущая педагогическая идея
Если составить специально организованное обучение, построенное на основе эстетической деятельности и художественного творчества детей, то это даст возможность не только повысить уровень развития их социальных эмоций и креативности, но и усилить взаимосвязь между данными процессами за счет формирования у детей индивидуальных эстетических переживаний, собственного отношения к культурным ценностям и нормам и активной позиции при выработке адекватной стратегии поведения в рамках определенной культуры.
Оптимальность и эффективность средств
Основные формы реализации проекта:
- занятия;
- беседы;
- рассказы;
- дидактические игры;
- упражнения;
- чтение художественной литературы;
- развлечения;
- оснащение предметно – развивающей среды;
- работа с родителями.
1 - й этап работы:
Деятельность педагога
- определить проблемы, постановки цели и задачи;
-подобрать методическую, научно – популярную и художественную литературу, иллюстративный материал;
- подобрать материал, игрушки, атрибуты для игровой деятельности;
- составить перспективный план мероприятий;
- подобрать материалы для изобразительной и продуктивной деятельности детей;
- определить методы и приемы работы;
- наблюдать за детьми, их взаимоотношениями на занятиях и в свободной деятельности.
Совместная с детьми деятельность
Формирование устойчивого интереса к тематике проекта;
- развитие адекватного эмоционального и нравственного поведение детей;
- повышение культуры межличностных взаимоотношений детей в группе.
2 – й этап, исследовательский (выполнение проекта)
Была проведена работа с детьми по разным разделам.
Развитие речи:
Рассказ историй из жизни на тему: «Как создать хорошее настроение».
Беседы с детьми:
- какого человека можно назвать красивым?
- какое настроение делает человека красивым?
- что может поднять настроение?
Заучивание стихотворений, пословиц: «Кто в радости живет, того и кручина неймет», «Кто
людей веселит, за того весь свет стоит».
Художественная литература:
ознакомление детей со следующей художественной литературой:
- Введенский А. «Как Маша в саду испугалась».
- Вестли А.К. «Папа, мама, восемь детей и грузовик».
- Грубин Ф. «Слезы».
- Коркина В. «За окном туман и слякоть…».
- Мошковская: Э. «Кислое настроение».
- Стишенок И.В. «Волшебная история».
- Сеф Р. «Совет».
- Заходер Б. «Кискино горе».
- Заходер Б. «Собачкины огорчения».
Социально – правовое:
Проведено занятие на тему: «О человеческом счастье».
Художественно – творческая деятельность:
Проведены занятия по рисованию:
Тема: «Дарю тебе мою улыбку».
Тема: «Мама, папа, я – счастливая семья».
Тема: «Цвет моего настроения».
Тема: «Портрет с настроением».
Тема: «Пусть всегда будет солнце».
Занятия по аппликации:
Тема: «Маска настроения».
Занятия по лепке:
Тема: «Амулет счастья» (тестопластика).
Занятия по конструированию:
Тема: «Сундучок моих страхов» (из бумаги).
Игровая деятельность:
Развивающие игры:
- «Веселое путешествие»;
- «Волшебный мешочек»;
- «Выдерни соломинку»;
- «День рождения»;
- «Прочитай письмо»;
- «Пчелка в темноте»;
- «Сержусь и радуюсь»;
- «Солнечные лучики»;
- «Смешинки и злючки»;
- «Театр»;
- «Угадай эмоцию на ощупь»;
Подвижные игры:
- «Солнышко и дождик»;
- «Вытяни свой приз»;
- «Горячий мяч»;
- «Жмурки»;
- «Гуси – лебеди».
Ролевые игры:
- «Волшебное зеркало»;
- «Живая скульптура»;
- «Зеркальное королевство»;
- «Живые картинки»;
- «Мимика и жесты».
Мини – этюды:
- «Золушка»;
- «После дождя»;
- «На лесной полянке»;
- «Встреча с другом»;
- «Кто как радуется».
Работа с родителями:
Анкетирование:
Тема: «Какого цвета настроение».
Консультации:
1. Тема: «Роль эмоций в формировании у дошкольников в становлении базовых свойств личности».
2. Тема: «Обучение детей языку чувств».
Результативность опыта
В результате работы над проектом у детей закрепились знания об основных эмоциях: радость, удивление, страх, гнев, горе. Дети научить передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства (мимику, жесты, пантомимику, интонации), также научить понимать
свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом. Научились открытому проявлению эмоций и чувств различными социально – приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими), также в ходе работы над проектом развивались творческие способности детей.
Мониторинг «Развития эмоций детей в дошкольном возрасте».
2009г. 2010г.
Возможность тиражирования:
Был представлен отчет работы на заседании ГМЦ по проблеме «Развитие эмоций детей в дошкольном возрасте» на базе МДОУ «Детский сад №5 комбинированного вида» 7.04.2011г.