Особенности современного образовательного процесса
Статья о внедрении ФГОС ООО, создании технологических карт к урокам, особенностях современных образовательных технологий. Статья подготовлена в рамках курсов повышения квалификации по теме "Внедрение ФГОС ООО" , проводимых на базе ЦРО. Постаралась рассказать кратко о главном- современном уроке. В большом потоке информации современного мира иногда сложно сразу выделить главное ......эта статья проба выделить единственное вожное для моей работы из многого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_sovremennogo_uroka.doc | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности современного образовательного процесса.
(статья подготовлена учителем биологии Мерзляковой Н.Г., в рамках обучения на базе ЦРО г.о. Самара, по курсу «Внедрение ФГОС ООО»)
« Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера,
мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи
Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:
-резко возросла информированность детей;
- современные дети относительно мало читают;
- плохо сформированы элементы поведения;
- недостаточно сформированы мотивация и разноуровневые типы мышления;
- ограниченность общения со сверстниками.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия (УУД), обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является применение активных форм познания (наблюдение, опыты, учебный диалог) и создание условий для развития рефлексии.
В современной системе образования педагоги и школа перестают быть источником информации, наша задача научить учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний, личность, открытая к диалогу, готовая делиться своим опытом и принимать опыт других людей.
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. От педагога требуется владение классической структурой урока на фоне активных методов применения собственных творческих наработок (включая построение урока, подбор учебного материала и технологии его подачи, методы рефлексии), владения СОТ (некоторые образовательные технологии представлены в таблице №2). Не надо бояться этого нового! Вспомните слова В.А Сухомлинского: «Урок-это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции». На мой взгляд, провести, в соответствии с современными требованиями, урок не сложно, более трудоемким является подготовить технологическую карту урока (таблица №1). Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. Используя современные технологии, педагог способен сформировать у школьников умения и навыки выделять цели, самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, создавать продукт своей деятельности (проект, презентации, сайты), т.е. педагог формирует у ребёнка умения и навыки самостоятельности и саморазвития.
Каждый педагог, моделируя свой урок, придерживается определённого плана работы:
- Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в учебной программе.
- Отобрать материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
- Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
- Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
- Продумать оптимальный темп урока (рассчитать время на каждый его этап)
- Продумать форму подведения итогов урока.
- Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
На первый взгляд ничего нового нет. Однако при реализации ФГОС ООО педагогу, проводящему урок рекомендуется:
- Использовать игровые формы, когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока.
- Вести учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся.
- Планирование воспитательной функции урока.
- Помогать детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала.
- Опираться на межпредметные связи с целью их использования для формирования у школьников целостного представления о системе знаний.
- Практическая направленность учебного процесса.
- Включение в содержание урока упражнений творческого характера.
- Осуществление дифференцированного подхода к учащимся только на основе диагностики их реальных учебных достижений.
- Формирование надпредметных способов учебной деятельности (например анализирование от предмета к явлению, процессу, понятию).
- Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства.
С внедрением ФГОС ООО меняется не только структура и методы урока, меняется методическое сопровождение урока. Педагогам рекомендовано составлять технологические карты урока. Раньше мы с Вами писали план- конспект урока или методическую разработку урока, составляли ОС (опорные схемы) или ОК (опорные конспекты) урока. Так что же такое технологическая карта?
Технологическая карта — это новый (я встречала рекомендации по созданию технологических карт в работах В.Ф.Шаталова!) вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС ООО.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.
Структура технологической карты:
- название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
- планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные);
- межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы);
- этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
- контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Технологическая карта позволит учителю:
- реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
- системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
- проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
- на практике реализовать межпредметные связи;
- выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
Разработки технологических карт и статьи о создании технологической карты урока можно посмотреть здесь:
И конечно же не забудьте ознакомиться с нормативно -правовой базой по внедрению ФГОС ООО .
Таблица №1 Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||
1. Постановка учебных задач | Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи | Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. | Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. | Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
2. Совместное исследование проблемы. | Поиск решения учебной задачи. | Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения | Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения |
3. Моделирование | Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. | Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей. | Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. | Воспринимают ответы обучающихся | Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
4. Конструирование нового способа действия. | Построение ориентированной основы нового способа действия. | Организует учебное исследование для выделения понятия. | Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. | Участвуют в обсуждении содержания материала | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль |
5. Переход к этапу решения частных задач. | Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. | Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции. | Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. | Учатся формулировать собственное мнение и позицию | Осуществляют самоконтроль |
6. Применение общего способа действия для решения частных задач. | Коррекция отработки способа. | Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу. | Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. | Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия | Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату |
7. Контроль на этапе окончания учебной темы. | Контроль. | Диагностическая работа (на выходе): - организация дифференцированной коррекционной работы, - контрольно-оценивающая деятельность. | Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. | Рефлексия своих действий | Осуществляют пошаговый контроль по результату |
Таблица №2 Некоторые СОТ и виды деятельности педагога
Задачи | СОТ | Виды деятельности | Ожидаемые результаты использования СОТ |
Создать условия для всестороннего развития личности обучающихся, раскрытия и реализации их нравственного, духовного и интеллектуального потенциала. | Технология портфолио | Ознакомление учащихся с проектным методом, оказание помощи в постановке целей, прогнозирование конкретных результатов обучения, воспитания и развития школьников, выявление и использование способов учебной деятельности, предпочитаемых самими учащимися с учетом их индивидуальных способностей, консультирование на всех этапах работы над проектом | 1. Повышение качества знаний учащихся. 2. Овладение учащимися ключевыми компетентностями. 3. Сформированность научно-исследовательских навыков обучающихся. |
Метод проектного обучения | Постановка проблемы,знакомство учащихся с технологией портфолио и возможностью ее использования в организации учебного процесса, вооружение учащихся технологическими приемами, методиками и средствами для запуска собственного портфолио, совместное конструирование деятельности, отслеживание наполняемости портфолио, консультирование учащихся | ||
Информационно-коммуникационныетехнологии | Применение учебных электронных изданий по предмету, ресурсов сети Интернет, разработка презентаций к урокам, лекций- презентаций, тренажеров для фронтальной работы, программ для самообучения учащихся и самоконтроля, осуществление тестового контроля знаний обучающихся с использованием ПК, оказание помощи учащимся при подготовке электронных презентаций проектов, использование активных ссылок на уроках | ||
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся | Здоровьесберегающие технологии | Осуществление дифференцированного подхода к детям с ослабленным здоровьем, детям-инвалидам (инклюзивное обучение), организация учебных занятий с исключением факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся, осуществление диагностической, организационно- координационной, профилактической деятельности, физкультминутки, проведение профилактической просветительской работы (лекции, беседы, декадники, акции «Брось сигарету!», « Умей сказать Нет!») | 1. Сформированность потребности в здоровом образе жизни. 2. Интеграция здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. 3. Снижение дезадаптации воздействию негативных факторов внешней среды |