Адаптация первокурсников к вузовской среде
Материал дает представление о трудностях студентов- первокурсников в период адаптации, рассматриваются пути преодоления этих трудностей. Приводится опыт разных вузов по организации работы в адаптационный период. Подобран практический материал для организации тренинговой работы с первокурсниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Адаптация первокурсников к вузовской среде» | 210 КБ |
Предварительный просмотр:
- -
Кузнецова Г.В. «Адаптация первокурсников к вузовской среде»
Из множества проблем высшей школы в настоящее время особо выделяется комплекс вопросов, связанных с трудностями первого года обучения в вузе, в частности с социальной адаптацией студентов. Проблема адаптации студентов-первокурсников к условиям высшей школы , действительно, представляет собой одну из важных общетеоретических проблем, так как известно, что адаптация молодежи к студенческой жизни - сложный и многогранный процесс, требующий вовлечения социальных и биологических резервов еще не до конца сформировавшегося организма.
Адаптация (от лат. Adapto -приспособляю, фр. adaptation - приспособление) – приспособление личности, социальной группы к условиям внешней среды. Адаптация - это совокупность психологических и физиологических реакций организма, лежащих в основе приспособления его к окружающим условиям, направленных на сохранение относительного постоянства его внутренней среды. При этом происходит социальное взаимодействие личности, социальной группы и социальной среды. В современной интерпретации адаптация трактуется не столько как процесс приспособления, сколько как процесс гармонизации при взаимодействии субъекта и среды, следовательно, адаптация - это процесс взаимодействия человека с окружающей средой, в результате которого у него возникают модели и стратегии поведения, адекватные меняющимся в этой среде условиям. Адаптация для студента-первокурсника является продуктивным выходом из адаптивной ситуации, когда личность соотносит собственные возможности и возникшие трудности. Определены внешние и внутренние факторы, способствующие успешной психолого-педагогической адаптации студентов-первокурсников в образовательном процессе высшей школы. Внешние включают в себя приспособление личности к объективным проблемным ситуациям, а внутренние, направлены на разрешение внутренних конфликтов, а также проблем личности. Эти факторы условно разделяются на три блока: социологический (возраст, социальное происхождение, тип довузовского образования студента), педагогический (организация среды, материально-техническая база учреждения, уровень педагогического мастерства преподавательского состава) и психологический блок, который содержит индивидуально-психологические и социально-психологические факторы (интеллект, направленность, мотивация, личностный адаптационный потенциал).
Эффективность процесса адаптации и создание благоприятного адаптационного периода является первостепенной задачей всего образовательного процесса вуза, в ходе которого реализуются педагогические условия, способствующие выявлению и коррекции исходных негативных тенденций профессионального становления, возникших в адаптационный период у студентов-первокурсников; применяются способы активизации учебной деятельности, повышения практических навыков самостоятельной работы, укрепления интереса к учебной деятельности; психологическая помощь, поддержка и сопровождение в создании условий для самостоятельного выбора своего стиля в различных видах деятельности и общения; включение первокурсников в систему студенческого самоуправления, которая является формой студенческой демократии с соответствующими правами, возможностями и ответственностью. Ускорение процессов адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, исследование психологических особенностей, психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление педагогических и психологических условий активизации данного процесса являются чрезвычайно важными задачами.
Рассмотрим педагогические условия адаптации первокурсников в образовательном процессе высшей школы. Именно в процессе обучения в вузе проходит первичное «освоение» профессии, определяется жизненная и мировоззренческая позиция молодого человека, изучаются индивидуальные способы деятельности, формы поведения и общения. При этом, одной из ведущих проблем является построение такой системы учебно-образовательного процесса, которая оптимальным образом учитывала бы особенности и закономерности не только личностного развития студента, но и его профессионального становления как специалиста. Поэтому, необходимым становится выявление взаимосвязи и взаимообусловленности двух процессов: развития личности и становление профессионала в процессе обучения в высшей школе. Сегодня особые требования предъявляются к воспитательно-образовательному процессу высшей школы в период адаптации, где в начале обучения возникает противоречие между появляющимися у студентов-первокурсников новыми потребностями, необходимостью решать новые задачи и уровнем имеющихся у них возможностей, сложившимися у них ранее способами мышления, поведения, привычками. Становление современной молодежи пришлось на годы реформ, период социально-экономической, идеологической и культурной ломки, крушения надежд и жизненных планов. Изменившиеся идеалы и ценности, усложнение социальной структуры, идейный и нравственный плюрализм, безработица и правовой беспредел, резкое обнищание семей и платное образование — все это сильно повлияло на социализацию молодежи. Ко всем педагогическим трудностям, которые испытывают юноши и девушки во всем мире, в нашей стране добавляются и те, которые обусловлены сегодня непростой социальной ситуацией, на фоне которой происходит развитие наших детей. В таких условиях задача психологической помощи в развитии способности самому определить цели своей жизни, в освоении практически полезных навыков планирования, соотнесения ближней и дальней перспективы.
С какими же трудностями приходиться сталкиваться первокурсникам? Опросы выявили, что важными студенческими проблемами являются: недостаток свободного времени; перегруженность учебными занятиями, неудобное расписание; недостаток внимания со стороны декана, кураторов; недостаточный уровень довузовской подготовки; неумение организовать себя, нехватка материальных средств; отсутствие привычного круга общения; невозможность найти занятие по душе, интересное дело; низкая техническая оснащенность аудиторий, лабораторий; плохие санитарно -гигиенические условия; сложности в привыкании к новой обстановке, к новым людям. Главные трудности у первокурсников связаны с переходом от урочной системы преподавания в школе к лекционной в вузе. Этот переход требует определенных навыков (быстрое конспектирование, самостоятельный поиск нужной информации), без которых у первокурсника катастрофически не хватает свободного времени. Вчерашний школьник, приходя в вуз, сталкивается с совершенно новой для него во всех отношениях системой образования. Эта система отличается от школьного обучения и организационно, и методически, и содержательно, и по своим основным целям и направлениям. Необходимо отметить, что неумение организовать себя в условиях отсутствия ежедневной проверки знаний и систематического контроля посещаемости в вузе является для первокурсников серьезной проблемой.
С точки зрения студентов, частично решить проблемы формирования необходимых им навыков, могло бы совершенствование курса «Введение в специальность», роль и значение которого в процессе адаптации обучающихся сегодня минимальна. В рамках этого курса необходимо уделять внимание не только будущей профессии и ее возможностям , но и формированию навыков оптимальной организации учебного труда.
. Таким образом, очевидно, что одним из возможных путей успешности адаптационного процесса является решение задач эффективности и качества учебного процесса в период адаптации студентов-первокурсников. Особая значимость учебного процесса состоит и в том, что учение, являясь отражательно - преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения студентов-первокурсников к самой учебно-познавательной деятельности.
Однако сам по себе только процесс обучения даже на самом высоком уровне его организации не обеспечивает в должной мере адаптацию студентов к специфическим условиям высшей школы. В связи с этим уместно говорить о совокупности факторов, обеспечивающих адаптационный процесс первокурсников:
- качественная организация учебной деятельности первокурсников;
- эффективность деятельности кураторского корпуса;
- участие в процессе адаптации первокурсников органов студенческого самоуправления ;
- наличие психологического сопровождения первокурсников в период адаптации;
- вовлечение студентов-первокурсников во внеучебную деятельность( научная и спортивная работа, художественное творчество, волонтерское и др.движения)
Если мы хотим помочь студенту влиться в новый учебный коллектив, то эта помощь должна осуществляться всеми подразделениями вуза :учебными, научными, общественными.
Существенная роль в адаптации студентов отводится кураторам академических групп. Если не сказать, что роль кураторов в процессе адаптации студентов младших курсов является ключевой. Примерами включения кураторства в учебно-воспитательный процесс являются такие учебные заведения, как Российский государственный университет нефти и газа им И.М. Губкина, Донской государственный технический университет, Пермский государственный технический университет, Томский политехнический университет, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева и многие другие вузы.
С первых дней обучения в вузе именно куратор организует специальную работу по формированию благоприятного социально – психологического климата в студенческих группах. Во многом успешность студенческой социализации зависит от характера взаимоотношений первокурсников. Для этого, например в Московском институте экономики, политики и права (НОУ ВПО «МИЭПП») Социально-психологической службой института разработана Рабочая программа куратора (Приложение 1). Данная программа предназначена для организации системной работы кураторов со студентами первого курса:
- изучении индивидуально – психологических особенностей личности;
- оказании помощи студентам по адаптации к вузу;
- повышении их культурного уровня;
- содействии саморазвитию студентов;
- хорошей успеваемости группы.
Программа предполагает использование тренингов. Задания, предлагаемые для организации тренинга, не являются сложными и направлены, в основном, на знакомство и сплочение группы. Это значит, что ведущий (куратор) должен иметь знания по психологии личности. Рабочая программа подразумевает взаимодействие куратора и студентов в рамках педагогики сотрудничества, так называемое субъект – субъектное взаимодействие.
Также для исследования процесса адаптации для работы кураторов Социально-психологической службой МИЭПП разработана индивидуальная и групповая карты первичной диагностики психосоциальной адаптированности студентов (Приложение 2, 3). Основное назначение собираемой информации для куратора – владеть ситуацией; знать, что происходит со студентами и в учебной группе; оказать поддержку в процессе адаптации . в нужное время и конкретным студентам, что уже предполагает произвольность в выборе формулировок в удобной для работы форме. Заполнение карты основано на внешнем наблюдении, знакомстве с личными обстоятельствами жизни и учебы студента, положением дел в учебной группе, опросе мнения студентов, оценки степени выраженности качества действия наблюдаемого в поведении. При заполнении индивидуальной карты студента используется оценка степени выраженности качества (высокая, средняя, низкая; хорошие, удовлетворительные, неудовлетворительные; статус в группе – лидер предпочитаемый в общении, принятый в общении, изолированный), а так же допускается произвольная форма фиксирования проявления конкретного поведения (например, отношение к алкоголю может быть оценено как адекватное, безразличное, выраженная потребность в употреблении и другие варианты). При заполнении карты учебной группы отражается степень выраженности среднестатистической тенденции, выявляемой на основании анализа и обобщения индивидуального и группового поведения студентов (высокая, средняя, низкая), фиксируются отдельные фамилии. Своевременное заполнение индивидуальной и групповой карты дает возможность фиксировать развитие адаптационных процессов в группе. Для оценки развития адаптационных процессов в группе предлагается специальная шкала, по которой необходимо предварительно опросить студентов учебной группы.(Приложение 4).
Однако в условиях, когда руководству вуза сложно обеспечить оплату работы кураторов-педагогов, а преподаватели зачастую вынуждены преподавать в двух-трех вузах, говорить о полноценном кураторстве трудно. Но есть немало положительных примеров оптимизации адаптационного процесса и в условиях малозатратного финансирования. Если говорить об адаптации первокурсников, то тут может сослужить добрую службу участие органов студенческого самоуправления , а именно -организация студенческого кураторства. Практика показывает, что определяющее значение по созданию студенческого кураторства в вузе имеет инициатива и мотивация самих студентов- старшекурсников. Например, в
институте «МИРБИС» (ныне Бизнес-университет «МИРБИС») в 2003г. студенты старших курсов положили начало студенческому кураторству. Студенческое кураторство как сформированное движение сложилось в институте спонтанно ,в результате проведения первой экономической деловой игры для первокурсников (сейчас уже ставшей традиционной) «Путь к успеху». Эта игра проводится накануне начала учебного года и является коммуникативным мостом для знакомства и сплочения всего первого курса друг с другом и старшекурсниками института. Игра включает в себя решение сложных экономических задач, целый ряд заданий и испытаний, которые проходят первокурсники вместе со студентами-кураторами, и в итоге формируются сплоченные группы. Ребята, как правило, активно вовлекаются в игровую деятельность и заряжаются отличным настроением. Старшекурсники, назначенные кураторами команд первокурсников, в этой первой игре в итоге так и продолжали курировать свои группы на протяжении всего учебного года. Справедливости радо надо сказать, что почти все студенты, ставшие кураторами первокурсников, обладали статусом лидера, т. е. каждый из них в различных ситуациях способен был повести за собой всю группу, взять ответственность на себя как за успех, так и за неуспех организованной деятельности. Этот первый опыт кураторства, сложившегося по инициативе студентов дал свои положительные результаты и в каждый последующий год студенты старшекурсники становились кураторами групп первого курса. А задачей Отдела внеучебной ( воспитательной) работы стало лишь организовать документальное сопровождение студенческого кураторства и создать систему подготовки, включающую в себя методическое обеспечение и организацию обучающих семинаров для студентов-кураторов ( Приложения 5-9).
Студенческое кураторство, несомненно, обладает определенными плюсами и может стать одним из путей обеспечения воспитательного ресурса вуза, выражающегося в следующем функционале:
-интеграция студентов в корпоративную культуру вуза;
- информирование о нормативно-правовых актах и мероприятиях в вузе;
-командообразующие мероприятия;
-помощь в самоорганизации учебной деятельности;
-помощь в планировании и организации времени;
По наблюдениям, наиболее подходящим является шефство студентов третьего курса, т. к. они уже овладели навыками самоорганизации. Но, несмотря на все достоинства студенческого кураторства, его невозможно применять в приказном порядке. Именно добровольное волеизъявление и личная мотивация студентов- старшекурсников может принести положительный результат. И только в случае, когда студент - куратор становится для первокурсников человеком, которому они доверяют, его мнение для них будет весомым.
Проект студенческого кураторства в своей основе направлен именно на адаптацию первокурсников к студенческой среде. И при должном внимательном сопровождении со стороны структуры, осуществляющей в вузе воспитательную функцию, такой вариант кураторства, бесспорно, дает свои положительные результаты.
Архиважную роль в успешности процесса адаптации играет психологическое сопровождение первокурсников. В психологии выделяется 4 типа адаптации: профессиональная (учебная), общественная, межличностная и личностная. Учебная адаптация составляет первичный тип адаптации и непосредственно зависит от организации условий учебного процесса. Качественную характеристику учебной адаптации определяет субъект – субъектное взаимодействие студента и преподавателя. Учебная адаптация имеет свое инструментальное выражение в способах учебной деятельности. Именно они определяют ее основное содержание. Для общественной адаптации важную роль играет включение субъекта в различные формы коллективного действия. Межличностная адаптация представляет собой овладение системой коммуникации, традициями и ценностями коллектива, успешность овладения которыми проявляется в появлении чувства общности, высоком социальном статусе, легкости вступления в межличностные контакты. Личностная адаптация предполагает включение в смысловую структуру развития человека задач профессионального роста.
Объективно повысить эффективность адаптационного процесса первокурсников поможет владение психологическими знаниями людей, занимающихся со студенческим контингентом.. Для создания благоприятного климата среди студентов, рекомендуется проводить различные психологические тренинги ,на которых ребята посредством несложных игр ближе знакомятся друг с другом, учатся общаться, находить общий язык с однокурсниками и с ребятами постарше. которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта Доброжелательность, внимание способствуют сокращению сроков адаптации к содержанию и организации учебного процесса.
Не первое десятилетие на представительных форумах работников высшей школы ведется обсуждение проблемы создания в вузах служб психологической поддержки студентов. В передовых вузах страны подобные службы существуют уже давно. Работа службы психологической помощи активно ведется в Университете им. А. И. Герцена в Санкт-Петербурге. В 2008г создан Проект «Психологическая служба в ВУЗах» университетами гг. Казани, Набережных Челнов и Чистополя. Полезный опыт психологического сопровождения всех субъектов образовательного процесса имеет МГГУ им. М. А. Шолохова в Москве . В настоящее время служба психологической поддержки все больше и больше получает признание и развивается во многих вузах России.
Цели службы психологической поддержки постепенно расширяются, они направлены на создание благоприятных психолого-педагогических условий обучения в вузе; укрепление психического здоровья студентов; помощь в развитии личностного потенциала студентов, оказание психологической поддержки в затруднительных личных ситуациях. Высшие учебные заведения, в которых уделяется внимание работе со студентами и введены такие службы , результаты их работы напрямую сказываются на успешность адаптивного процесса первокурсников.
Формы работы психологической службы вуза, направленные на совершенствование механизмов адаптации:
1. Психодиагностическое обследование студентов 1 курса по программе изучения характеристик, оказывающих наибольшее влияние на процесс адаптации к условиям вуза.
2. Индивидуальные психологические консультации для студентов, испытывающих трудности в процессе адаптации.
3. Групповые психологические консультации с использованием социально-психологического тренинга, направленного на развитие навыков общения и повышения сплоченности студенческой группы.
4. Социометрическое исследование структуры студенческих групп для выявления неформальных лидеров и отвергаемых членов группы.
5. Моделирование экзаменационных ситуаций и аутогенная тренировка для студентов с низким уровнем эмоционально-волевой регуляции.
6. Занятия для преподавателей вуза и кураторов по проблемам психологии личности и психологии студенческих групп .
В работе психологов с целью психодиагностического обследования применяются тесты-опросники, позволяющие провести всестороннее исследование личности студента. Кроме того, с помощью данных тестов выявляются трудности, встающие на первом году обучения и снижающие академическую активность и успеваемость студентов. Далее составляются рекомендации по изменению условий обучения и разработке индивидуального подхода и социально-психологической помощи студентам. Организуются тренинги, при необходимости консультативная и коррекционная работа.
Действенным средством обеспечения успешности адаптационного процесса является участие студентов во внеучебной работе в любом ее направлении. Постоянная систематическая занятость в различных формах внеучебной работы позволяет студенту проявить свою индивидуальность, быть замеченным другими и успешно социализироваться в новую среду. Внеучебная работа требует от студента высокой личной организованности, умения распределять свое время таким образом, чтобы получить удовлетворение от проведения мероприятий с наименьшими потерями, не снижая качества обучения. Реализация любого мероприятия по внеучебной работе развивает организаторские способности: от умения найти необходимых людей до создания условий для их слаженной работы. Кроме того, анализ ошибок и упущений, сделанных во время подготовки и проведения мероприятия, дает необходимый опыт объективного отношения к оценке результатов своей деятельности. Подготовка и проведение внеучебных мероприятий, входящих в план внеучебной работы, заставляет студентов вырабатывать в себе такие качества, как обязательность, ответственность, дисциплинированность: успех любого дела зависит от четкой взаимосвязи и взаимозависимости участников мероприятия, от того, насколько они могут надеяться друг на друга. Совместная творческая работа развивает в участниках дух коллективизма (корпоративности), здорового и позитивного патриотизма, которые основаны на объективной оценке их деятельности со стороны окружающих. Чувство локтя, единства с товарищами приносит глубокое моральное удовлетворение. Кроме того, заслуженная и обоснованная гордость за результаты своего труда и труда своих товарищей значительно сказывается на чувстве собственного достоинства – немаловажный фактор для самоутверждения личности. Участие в научной деятельности, спортивные и творческие виды занятий позволяют раскрываться личности студента, раскрепощает его, позволяет приобретать качества личности, которые затем будут обслуживаться в практической деятельности и способствовать карьерному и профессиональному росту:
В практике воспитательной работы большинства вузов уже внедрены и успешно реализуются программы по адаптации первокурсников. Подобная программа была разработана в Институте МИРБИС в 2004г. Целью программы «Адаптация первокурсников к вузовской среде» является создание модели социально-психологической адаптации студентов-первокурсников. Основными воспитательными задачами данной программы являются:
- создание воспитательной среды, направленной на творческое саморазвитие и самореализацию в вузе;
- внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий;
- формирование у студентов гражданственности, патриотизма, уважения к родному вузу,
формирование коллективов групп;
- включение первокурсников в студенческую жизнь института;
- формирование практических умений и навыков использования психологических знаний для эффективного освоения программы вуза и выработки правил конструктивного поведения;
- развитие умения самостоятельно мыслить, понимать закономерности и перспективы общественного развития;
- развитие форм самовыражения через самоуправление и самодеятельность.
Ниже перечислены основные направления деятельности:
- Информационное и нормативное обеспечение работы в рамках программы;
- Организационно-методическое обеспечение деятельности кураторов;
- Формирование студенческого актива;
- Привлечение к научно-исследовательской работе;
- Организация спортивно-массовых мероприятий;
- Организация социально-психологической адаптации студентов;
- Организация работы по профилактике правонарушений;
- Организация работы по профилактике наркомании;
- Реализация специальных учебных программ;
- Организация гражданско-правового воспитания;
- Развитие профессионально-нравственной культуры;
- Социологические исследования и мониторинг программы;
При реализации программы предлагается использовать следующие формы и виды работы в вузе:
- создание нормативно-правовой базы ,обеспечивающей эффективное
- решение поставленных задач;
- разработка и реализация программ по физическому и культурно-
- эстетическому воспитанию студентов;
- разработка системы социально-психологического мониторинга,
- включающего анкетирование студентов 1 курса, оценку социально
- психологического климата в группах, составление психолого-
- педагогической карты (интегральный портрет студента);
- организация и проведение мониторинга интересов и увлечений студентов;
- анализ и контроль качества всех видов работы в рамках данной программы.
Организационное обеспечение программы «Адаптация первокурсников к вузовской среде» осуществляется в рамках системы учебно-воспитательной работы. В соответствии с Положением об организации воспитательной работы создаются специальные структурные подразделения, разрабатывается система их взаимодействия (в рамках данной программы предполагается организация работы социально-психологической службы, создание Совета кураторов, Центра творческого развития).Информирование студентов о мероприятиях программы проводится через службу информации института, Студсовет, организаторов внеучебной работы. Руководителем программы является Проректор по работе со студентами.
В аспекте темы адаптации первокурсников к вузовской среде мы затронули вопросы связанные с организацией столь важной работы . При всестороннем учете всех составляющих по организации, обеспечению и анализу процесса адаптации первокурсников можно прогнозировать успешное овладение объемом знаний, умений и профессиональных навыков, а также успешному завершению процесса обучения студентов. И именно эффективно организованная работа в каждом из вышеописанных направлений может явиться залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста.
Сегодняшний деловой и профессиональный мир остро нуждается в профессионально мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их проведение в жизнь, способных успешно и эффективно находить реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях в связи с поиском, планированием, выбором и устройством своей профессиональной карьеры, которая начинается со студенческой скамьи.
Используемая литература:
- Алексеева, Г.В. Проблемы социальной адаптации студентов в процессе построения жизненной перспективы.// Г.В. Алексеева, М.И. Алексеева / Школа на рубеже веков: материалы докладов Всероссийской научной конфереции. Смоленск: СГПУ, 2000
- Андреева Д.А. Влияние адаптации студентов на учебную активность. – В кн.: Проблемы активности студентов. – Ростов-Дон: Феникс, 1995.
- Асеев В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации. – Иркутск, 1996.
- . Балл, Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности / Г.А. Балл // «Вопросы психологии» №1. 1989..
- Философские проблемы теории адаптации / Под ред. Г.И. Царегородцева. – М.: Просвещение, 1975.
- Якунин, В.А. Педагогическая психология / В.А. Якунин. - СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2000.
- Интернет ресурсы:
.http://www.ecsocman.edu.ru
http://www.rusnauka.com
Приложение 1
Рабочая программа куратора
Рабочая нагрузка куратора за год 100 часов, включая аудиторные занятия, внеаудиторные занятия и методическую работу.
Основные принципы работы куратора с группой
Ответственность;
Последовательность;
Искренность порождает доверие;
Интегрирование работы куратора в общий воспитательный процесс в вузе.
Структура аудиторного занятия
Приветствие.
Игра для сосредоточения внимания друг на друге.
Обсуждение домашнего задания. Закрепление навыков.
Домашнее задание.
Мини – опрос по теме следующего занятия.
Положительная установка.
Прощание.
Внеаудиторные занятия между аудиторными.
Куратор по расписанию выбирает удобное время для всей группы, после общего занятия (лекции, практики), либо, если это выход в театр – 18.00 или 19.00 часов.
Желательно, чтобы тематика внеаудиторных мероприятий соответствовала аудиторным. Например, если говорим об экологии на часе куратора, значит после него идем в поход; если говорим об этике и этикете, идем, например, в театр и т.д.
Содержание работы куратора
I семестр
Тема 1. Знакомство.
Тема 2. Кто я? Занятие с психологом.
Тема 3. Здоровый образ жизни.
Тема 4. Планирование дня. Установка на успешность.
Тема 5. История НОУ ВПО «МИЭПП»
Тема 6. История кафедры.
Тема 7. Введение в специальность.
Тема 8. Борьба со стрессом. Подготовка к сессии.
II семестр
Тема 1. Встреча после каникул.
Тема 2. Занятие по валеологии (Педагогическая валеология изучает вопросы образовательной и воспитательной работы по сохранению и укреплению здоровья человека).
Тема 3. Нравственность и духовность.
Тема 4. Этика и этикет.
Тема 5. Экология.
Тема 6. Уроки истории.
Тема 7. Моя семья.
Тема 8. Наши успехи.
Критерии результативности воспитательной работы:
- Улучшение успеваемости студентов;
- Количество студентов, вовлеченных в культурную жизнь вуза;
- Количество студентов, занятых в НИРСе;
- Снижение количества правонарушений;
- Снижение числа курящих студентов;
- Увеличение спортивных достижений обучающихся;
- Улучшение санитарного состояния общественных мест и аудиторного фонда;
- Повышение общего уровня воспитанности студентов.
План проведения первого занятия (Продолжительность занятия – 4 часа.)
Тема занятия: Знакомство куратора с группой.
Цель занятия:
- Установление контакта куратора со студентами.
- Создание доверительной атмосферы в группе.
- Содействие сплочению группы.
Содействие успешной адаптации студентов к вузу.
Для проведения занятия необходимы просторное помещение, стулья, бумага и ручки – по числу человек в группе, мяч, клубок вязальных ниток, мел, доска.
Содержание занятия
- Знакомство куратора с группой.
- Ознакомление вкратце с планами работы в текущем семестре.
- Ознакомление присутствующих с правилами проведения тренинговых занятий.
- Выполнение тренинговых занятий.
- Анализ индивидуальных особенностей студентов.
- Создаем организационную структуру группы (студенты совместно с куратором).
- Выбираем старосту, профорга, комитеты: спортивный, хозяйственный, культмассовый, пресс- центр группы, помощников в учебе, обозначаем обязанности.
- Выбираем день группы, эмблему группы и девиз.
- Ознакомление с правилами внутреннего распорядка вуза.
Основная часть
1. Знакомство.
На первом занятии после представления куратора и ознакомления с правилами работы группы следует обязательно следить за выполнением этих правил, при необходимости комментируя их и разъясняя. Для того, чтобы познакомиться и снять напряжение в группе можно выполнить упражнения в игровой форме «Упражнения и игры на знакомства»(Приложение 6).Смысл проведения подобных упражнений в Том, что участники сразу же запоминают друг друга. Каждый участник, называя себя позитивно, характеризуя свои положительные качества, уже попадает в атмосферу положительных эмоций и помогает сам ее создать.
2. Установление контакта куратора со студентами и студентов между собой.
Для этой цели предлагается выполнить тренинговые задания «Упражнения и игры на сплочение, творческую активизацию и сотрудничество»(Приложение 7).
Закончить тренинговое занятие можно упражнениями «Куратор» и «Общий круг».
«Куратор».
Каждый участник круга заканчивает следующие предложения, обращаясь к куратору:
- «Я могу обратиться к Вам за помощью, когда (если)…»,
- «Я пока еще не могу обратиться к Вам за помощью, в случае…».
Куратор группы без комментариев выслушивает и благодарит каждого.
«Общий круг».
Каждому участнику предлагается вспомнить сегодняшнюю работу в группе и продолжить следующие фразы:
- Я понял…
- Меня удивило…
- Думаю…
- Сегодня меня раздражало…
- Мне очень понравилось…
Упражнение на выход из тренинга «Связующая нить».
Участники тренинга, сидя в общем кругу, передают друг другу клубок ниток, сопровождая это высказываниями типа «Я благодарен тебе за то, что…», «Я рад знакомству с тобой, потому, что…». Когда клубок вернется к тому, кто начинал упражнение, участникам группы следует натянуть нить, закрыть глаза и почувствовать, связующее их пространство.
3. Создаем организационную структуру группы (студенты совместно с куратором).Для чего это нужно? Студенты первого курса, как правило, ничем, кроме подготовки к учебным занятиям, не занимаются. На кружки и в клубы по интересам они не могут ходить, иногда просто психологически, потому что бояться не успеть сделать что-то по учебе. А если организовать внеучебную работу в группе, каждому найдется дело в соответствии с его интересами, способностями. А главное, это способствует тому, что на третьем курсе, когда студенты уже полностью осваиваются в вузе, они будут ощущать потребность в кружковой, клубной работе, что, в свою очередь, расширяет кругозор.
После того, как все познакомились, узнали немного об интересах друг друга, можно приступить к организации структуры группы.
Выбираем старосту, профорга, комитеты: спортивный, хозяйственный, культмассовый, пресс- центр группы, помощников учебе, обозначаем обязанности.
Выбираем день группы, эмблему группы и девиз. Девиз группы предлагается сформулировать в таком ключе: «чего мы хотим от жизни и как будем этого добиваться».
4.Ознакомление с правилами внутреннего распорядка НОУ ВПО «МИЭПП»
Вот теперь, когда все познакомились, решены организационные вопросы, нужно рассказать студентам о правилах по которым «играют» в МИЭПП, т.е. вкратце ознакомить со структурой вуза, уставом, правилами внутреннего распорядка в вузе.
5.Завершение занятия.
Завершение занятия должно происходить всегда позитивно. Необходимо донести до ребят, что со всеми трудностями они справятся, а куратор им в этом поможет.
6.Прощание.
Приложение 2
ОЦЕНКА ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ СТУДЕНТА
Ф.И.О._________________________________________________________________
Условия проживания_____________________________________________________
Оценка состояния здоровья________________________________________________
Отношение к учебе_______________________________________________________
Пропуски занятий без уважительной причины________________________________
Инициативность_________________________________________________________
Общительность__________________________________________________________
Стремление к лидерству___________________________________________________
Статус в группе__________________________________________________________
Отношения с одногруппниками____________________________________________
Адекватность поведения:
Самоконтроль___________________________________________________________
Дисциплинированность___________________________________________________
Организованность________________________________________________________
Выдержка_______________________________________________________________
Устойчивость поведения__________________________________________________
Конфликтность__________________________________________________________
Реакция на конфликтную ситуацию_________________________________________
Отношение к употреблению алкоголя_______________________________________
Преобладающий эмоциональный тон________________________________________
Эмоциональная устойчивость______________________________________________
Агрессивность поведения_________________________________________________
Жалобы_________________________________________________________________
Приложение 3
ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ВУЗУ
Проживание студентов:
Дома__________ В общежитии_________________ Снимают жилье_____________
Отношение к учебе_______________________________________________________
Успеваемость:
Абсолютная_________________________Качественная________________________
Трудности в учебе_______________________________________________________
________________________________________________________________________
Пропуски занятий без уважительной причины________________________________
Пропуски занятий по болезни______________________________________________
Деловая активность группы________________________________________________
Взаимоотношения в группе
Общая оценка___________________________________________________________
Трудности в общении_____________________________________________________
Студенты, не включенные в межличностные отношения группы_________________
Актив группы___________________________________________________________
Конфликтность отношений________________________________________________
Антисоциальное поведение________________________________________________
Проблемы группы________________________________________________________
Состояние здоровья______________________________________________________
Жалобы студентов_______________________________________________________
Профилактическая работа с группой, некоторыми студентами__________________
________________________________________________________________________
Приложение 4
Развитие адаптационных процессов в группе
Особенности вхождения студента в учебный процесс вуза | Колличесво студентов | Примечание |
1.Степень информированности студентов об объеме самостоятельной работы, формах и сроках контроля заданий по дисциплинам. Имеют полную информацию. Частично информированы. 2.Уверенность в правильности сделанного выбора факультета, специальности. Полностью разочарован в выборе факультета и специальности. Думаю, что сделал не самый лучший выбор. Я еще мало знаю о своей специальности. Думаю, что мой выбор скорее удачен, чем нет. Я уверен в правильности своего выбора. 3. Как оценивают студенты вероятность сдачи предстоящей сессии. Наверняка не сдам. Наверное, не сдам. Надеюсь сдать. Скорее всего, сдам. Уверен, что сдам. 4. Степень удовлетворенности студентов своим положением в группе. Не удовлетворен своим положением в группе (разные интересы, не с кем поговорить, не могу ни с кем найти контакт). Положение в группе скорее не устраивает, чем устраивает. К сожалению, контакт ограничен только деловыми отношениями. В моем отношении хороших и плохих сторон в группе примерно одинаково. В целом я доволен своим положением в группе. Я полностью удовлетворен своим положением в группе. 5. Имеют ли место конфликты с преподавателями. Конфликты имеют место. Конфликтов нет. |
Приложение 5
Примерное положение
о проекте «Студенческое кураторство»
1. Общие положения
1.1. В целях повышения качества образовательного процесса, развития студенческой инициативы и самоуправления, активизации процессов самовоспитания и самосовершенствования студентов института за академической группой первого курса закрепляется студент-куратор.
1.2. Студент-куратор выбирается из числа наиболее подготовленных и ответственных студентов старших курсов, являющихся активистами студенческого совета института.
1.3. Кандидатура студента-куратора закрепляется протоколом заседания Студенческого совета института в начале учебного года.
1.4. Контроль работы куратора осуществляет руководитель Отдела воспитательной работы.
1.5. Студент-куратор академической группы работает в тесном сотрудничестве с деканатом факультета и отделом воспитательной работы.
2. Основные цели и задачи деятельности
2.1. Основными целями работы студента-куратора являются :
- создание условий для более эффективной социально-психологической адаптации первокурсников;
- создание условий для развития лидерских, организаторских, управленческих способностей студентов 1 курса;
- создание в группе дружного, работоспособного коллектива, объединенного общими интересами в совместной учебе и общественной работе;
2.2. К основным задачам студента-куратора относятся:
- формирование актива группы из числа наиболее инициативных, ответственных и требовательных к себе и товарищам студентов;
- формирование у студентов активной жизненной позиции, высоких моральных качеств, чувства высокой ответственности за порученное дело, самодисциплины помощь в освоении специфики учебно-воспитательного процесса вуза;
- содействие творческой самореализации студентов посредством участия в работе органов студенческого самоуправления в группе, в институте, привлечение к работе в студенческом активе, творческих и иных коллективах института.
3. Содержание работы студента-куратора
3.1. Студент-куратор знакомит студентов с организацией учебного процесса в институте, с основными нормативными документами и положениями:
- Уставом института;
- Структурой института;
- Правилами внутреннего трудового распорядка института;
-Правилами поведения студентов;
- Положением об отделе воспитательной работы института;
- Положением о студенческом совете института и др.
Совместно с активом группы студент-куратор помогает первокурсникам в организации учебно-воспитательного процесса и освоении самостоятельной работы, способствует контролю уровня дисциплины и текущей успеваемости студентов.
3.2. Студент-куратор информирует первокурсников о режиме работы библиотеки, столовой и других подразделений. Знакомит студентов с работой клубов, секций, творческих коллективов; комитетов и проектах студенческого совета.
3.3. Студент-куратор способствует адаптации студентов к новой системе обучения, ориентации в правах и обязанностях, культурному, физическому и творческому совершенствованию студентов группы.
3.4. Студент-куратор направляет усилия на создание организованного, сплоченного коллектива в группе, ведет работу по формированию актива группы.
3.5. Студент-куратор оказывает помощь активу студенческой группы в организационной работе, содействует привлечению студентов к трудовой, научно-исследовательской работе и развитию различных форм студенческого самоуправления.
3.6. Способствует привлечению студентов к активному участию в интеллектуальных, спортивных, общественных и творческих мероприятиях института.
3.7. Студент-куратор информирует деканат факультета, студенческий совет о состоянии учебной дисциплины в студенческой группе, о запросах, нуждах и настроениях студентов.
4.Права и обязанности студента-куратора
4.1. Студент-куратор имеет право:
- посещать академические занятия группы;
- участвовать в обсуждении группой учебных, организационных и других вопросов в специально отведенное учебным планом время;
- контролировать текущую и семестровую успеваемость, студентов;
- контролировать правильное и своевременное выполнение группой обязательств и общественных поручений;
- участвовать в мероприятиях группы, курса, института.
4.2. Совместно с деканом, руководителем отдела по воспитательной работе и студенческим советом института студент-куратор принимает участие в решении вопросов:
- касающихся оценки поведения студента, его учебной и общественной деятельности;
- о представлении студентов к установленным в институте формам поощрения, взыскания;
- об отчислении студентов, в случаях не связанных с академической неуспеваемостью;
- прочие вопросы, касающиеся образовательного процесса и общественной деятельности студентов.
5. Отчетность и оценка работы студента-куратора
5.1. Работа студента-куратора в студенческой группе является составной частью воспитательной деятельности вуза.
5.2 Студент-куратор с периодичностью один раз в полугодие представляет письменный отчет о проделанной работе руководителю отдела воспитательной работы.
5.3. За качественную работу студент-куратор может быть выдвинут к установленным в институте формам поощрения.
Приложение 6
Игры на знакомство группы
1. «Снежный ком»
Самая распространенная методика знакомства. Каждый член группы по часовой стрелке называет свое имя, при этом каждый следующий должен повторить имя того (тех), кто представлялся перед ним, а только затем назвать свое. Получается, что имена накатываются как снежный ком.Методика имеет несколько вариаций. Можно называть не только имя, но и качество характера, которое начинается на ту же букву, что и имя (например, Ольга – обаятельная, Светлана – своенравная, Николай – надежный).Можно называть имя и свой любимый фрукт или овощ (Наталья – груша, Сергей – ананас).
2. «Паспорт знакомства»
Студентам раздается лист, на котором написано задание. Образец задания:
Найдите (запишите на листе их имена) как можно больше тех, у кого такие же, как у Вас:
- Месяц рождения _____________________________________
- Цвет глаз ___________________________________________
- Место рождения______________________________________
- Размер обуви_________________________________________
- Любимое блюдо______________________________________
- Любимое художественное произведение__________________
- Хобби, увлечение_____________________________________
- Качество, которое больше всего цените в людях___________
Студенты самостоятельно должны найти всех схожих с ними, по каким-либо параметрам людей (они могут ходить, спрашивать с места, ждать, когда к ним подойдут, задача куратора – только наблюдать). На это задание дается от 5 до 20 мин. в зависимости от количества студентов в группе. После этого проводится рефлексия. Примерные вопросы: «У кого больше всего сходств по какому-либо пункту?», «У кого нет совпадений по какому-либо пункту?», «Есть ли схожие по всем пунктам студенты?», «Что было сложно при выполнении задания?».
3. «Рассказы в тройках»
Студенты разбиваются по тройкам и в течение 2 минут рассказывают друг другу о себе все, что успеют. Затем тройки меняются, и повторяется та же деятельность. После этого группа садится в круг и обсуждает наиболее запомнившиеся факты и истории из жизни студентов группы, с которыми успел познакомиться. При этом обязательно сначала назвать имя и фамилию человека, о котором будет идти речь.
4. «Интервью»
Каждый студент пишет на листочке свои имя и фамилию, все листочки складывают в коробку, перемешивают, затем все члены группы вынимают по одному листочку. Задача студентов – взять интервью у того, листочек с чьим именем ему достался. Право выбора задаваемых вопросов остается за игроком. Время на интервью одного человека – 5 мин. После того как каждый из участников взял интервью, все садятся вкруг и по очереди рассказывают о том человеке, которого опрашивали. Содержание своего рассказа студент определяет сам: он может рассказать все услышанное, а может лишь некоторую информацию.
8. «Передай маркер»
Игра выполняет одновременно две функции: знакомство и сплочение.
Студенты встают вкруг на небольшом расстоянии друг от друга. Ведущий берет маркер и бросает его любому из членов группы, тот передает дальше, при этом обязательно запоминая, от кого получил(а) и кому передал(а) маркер. Нельзя передавать маркер стоящим рядом и через одного. Те, кто передал маркер, скрещивают руки на груди, чтобы можно было понять, в чьих руках маркер еще не побывал. Перед тем как бросать маркер, необходимо спросить: «Как тебя зовут?», услышав ответ, назвать по имени и только затем бросать.
После того как первый круг завершен (не важно падал маркер при этом или нет), студентам ставится условие, что теперь, сохраняя траекторию передачи, необходимо бросать маркер так, чтобы он ни разу не упал. Если это случилось, то круг начинается сначала. Время на игру не ограничено. Если долго не получается, то куратор может помочь, давая советы. Например, «Будьте внимательнее, когда передаете маркер», «Не мешайте друг другу», «Это ваше общее дело, и вы должны его сделать обязательно» и т.п. Если задание с одним маркером выполнено слишком быстро (с первого или со второго раза), то можно добавить еще один маркер или попросить сделать шаг из круга, тем самым, усложнив задание.
Необходимые материалы: 1 или 2 маркера (можно использовать ручку, крупный брелок).
Приложение 7
Игры на сплочение и доверие
1. «Маятник»
Группа стоит в плотном кругу. В центре в расслабленном состоянии стоит один из студентов. Он начинает падать в какую-либо сторону, не сгибая колен. Группа ловит его и передает в другую сторону. Важно, чтобы стоящие в кругу занимали удобное положение для поддержки «маятника»: правая нога вперед, левая сзади в упоре, руки ладонями вперед. От группы требуется большое внимание и аккуратность, необходимо помогать другу, ловить и передавать стоящего внутри круга. Группа должна работать совместно так, чтобы «маятнику» было комфортно и безопасно.
Примечание: физически сильные и слабые студенты должны чередоваться.
2. «Мой идеальный коллектив»
Материалы: 3 ватмана, 9 маркеров, скотч.
Исходное положение участников: 3 группы, отделенных друг от друга.
Задание: каждой команде нарисовать картину «Мой идеальный коллектив».
Правила: у вас есть 5 минут на обсуждение тактики выполнения задания.
По истечении времени обсуждения команды одновременно приступают к выполнению задания. За сказанное слово – штраф (2 минуты на выполнение задания). 1–2 человека представляют картину, аргументируя ее не более 2 минут.
3. «Фотоаппарат»
Группа делится на пары. Один в паре становится фотографом, второй – фотоаппаратом. Фотоаппарат закрывает глаза, фотограф подводит его к интересному месту в помещении или на улице и, слегка нажимая на его голову, «делает снимок» (фотоаппарат во время нажатия на секунду открывает глаза и вновь их закрывает). Потом фотоаппарат должен угадать, в каком месте были «сделаны снимки». Роли меняются.
Затем студенты садятся в круг, и проводится обсуждение произошедшего. Наиболее важные моменты, на которые необходимо обращать внимание: кто из фотографов как вел за собой свой фотоаппарат, предупреждал ли об опасности, думал ли о напарнике; насколько фотоаппарату было комфортно со своим фотографом, насколько он доверял ему; кому приятнее было быть фотографом (ведущим), а кому фотоаппаратом (ведомым).
4. «Поддержка на доверие»
Группа делится на пары, которые встают один затылком к другому на расстоянии 0,5 м друг от друга. Тот, кто стоит впереди, не сгибая ног, падает на стоящего сзади. Тот, кто сзади, должен поймать падающего как можно мягче и нежнее. Затем стоящие меняются местами и повторяют упражнение.
Примечание: для обеспечения безопасности тот, кто ловит, должен занять удобное положение (см. «Маятник»); принимать падающего необходимо всем корпусом, а не только руками. Если расстояние кажется большим или наоборот маленьким, его можно изменить, приближаясь или отходя на полшага до тех пор, пока участникам не станет удобно.
5. «Выбор»
Исходное положение участников: участники сидят на стульях в круге, по команде «Выбор» каждый участник указывает пальцем вытянутой руки на одного из других участников.
Задание: добиться такого выбора, в котором группа разбилась бы на пары.
Правила: участникам нельзя разговаривать, участникам нельзя вставать со стульев, участники делают свой выбор одновременно по команде ведущего и не могут менять его до следующей команды.
Примечание: ведущий дает команды в быстром темпе.
Приложение 8
Игры на взаимодействие группы
1. «Веревочка»
Все игроки стоят по кругу, крепко держа друг друга за руки «замком». Между первым и вторым студентами висит веревочка со связанными концами. Второй участник, не разнимая рук с первым, должен продеть через себя веревочку, как обруч. Веревка теперь находится между вторым и третьим студентами, потом третий повторяет действия второго и так далее по кругу. Главное: во время проведения веревки через себя участники не должны разнимать рук. Длина веревки – 1 м.
2. «Слепые фигуры»
Студенты встают в круг и берутся за руки. Им предлагается закрыть глаза и всем вместе, не расцепляя рук, построить квадрат. После того как студенты решат, что квадрат готов, ведущий просит их открыть глаза и посмотреть, что у них получилось. Если они не довольны увиденным, то вновь закрывают глаза и продолжают выполнять задание. Затем таким же образом можно построить прямоугольник, треугольник, равнобедренный треугольник и т.д.
Примечание: в данном задании можно использовать веревку со связанными концами, за которую берутся все студенты группы.
3. «Глаза в глаза»
Группа садится вкруг так, чтобы было хорошо видно каждого, руки кладут под ягодицы. Молча, не употребляя мимики лица, одними глазами необходимо найти себе пару (нельзя "договариваться" с соседями и с теми, кто сидит через одного). По сигналу ведущего все встают и подходят к своей паре. Скорее всего, сразу не все смогут "договориться глазами", поэтому упражнение повторяется, но при этом студенты рассаживаются на другие места в круге. Игра продолжается до тех пор, пока у каждого не будет своей пары.
4. «Общие объятия»
Все встают в круг и берутся за руки. Ведущий предлагает ребятам посмотреть на тех, кто стоит через одного от них и затем взяться за руки с этими людьми. Потом через двух от них и тоже взяться за руки с этими людьми и так далее, пока каждый не будет держаться за руки с человеком напротив.
Примечание: после каждого нового «объятия» группе необходимо предлагать выпрямиться (для этого студентам придется ближе подойти друг к другу). Первый раз игру можно остановить, если ребятам становится не уютно или очень сложно стоять.
5. «Постройтесь по росту» (15 мин.)
Цель: преодоление барьеров в общении между участниками и их раскрепощение.
Материалы не требуются.
Участники становятся плотным кругом, закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться с закрытыми глазами по росту. После того как все участники найдут свое место, дать команду открыть глаза и посмотреть, что получилось. После упражнения можно обсудить, сложно ли было выполнить это задание (как себя чувствовали участники) или нет.
Примечание: эта игра имеет несколько вариаций. Можно предложить построиться по цвету глаз, по цвету волос.
Приложение 9
Литература для куратора студенческой группы
- Алексеев, М. «Динозавры»: (студенческий кураторский отряд) / М. Алексеев // Студенчество : Диалоги о воспитании. – 2008. - № 2. – С. 23-25.
- Анисимова, Н. Классные дамы и классные джентльмены : когда кажется, что весь мир против тебя, тьютор – твоей стороне / Н. Анисимова // Очень. – 2005. - № 6(март). – С. 122-128.
- Балицкий, В. П. Забота наша такая : из опыта работы кураторов университета / В. П. Балицкий // Студенчество : Диалоги о воспитании. – 2004. - № 5. – С. 17-19.
- Балицкий В. П. О принципах организации кураторства / В. П. Балицкий // Студенчество : Диалоги о воспитании. – 2005. - № 6. – С. 13-15.
- Белицкий АГ. Возвращение кураторов // Студенчество Диалоги о воспитании. – 2006. - №6. – С. 12-14.
- Богданова Р.У. Многовариантный институт кураторства в вузе: учеб. - метод. пособие №32. – СПб.: Изд-во «Автономная некоммерческая организация «Центр информатизации образования
«КИО», 2007. C.– 104.
- Бутенко, В. А. Кураторство вчера и сегодня / В. А. Бутенко, О. А. Никифорова // Проблемы высшего технического образования / Новосиб. гос. техн. ун-т. – 2004. - № 3 : Воспитательная работа в высшей школе : лучшее управление. – С. 58-59.
- Бутенко, В. А. «Организация кураторской деятельности в Томском политехническом университете» / В. А. Бутенко, О. А. Никифорова // Студенчество : Диалоги о воспитании. – 2005. - № 2. – С. 12-15. – (Мастер класс).
- Бутенко В.А. Мастер-класс о кураторской деятельности // Студенчество Диалоги о воспитании. – 2005. - №2. – С. 12-16.
- Глуховцова, А. А. Роль и место куратора в воспитательном пространстве вуза / А. А. Глуховцова, Г. Т. Шпарева // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2005. - № 1. – С. 155-156.
- Иванова, В. С. Кураторству должно учиться / В. С. Иванова // Студенчество : Диалоги о воспитании. – 2007. - № 1. – С. 13-14.
- Иваненко В.Б. Опыт проведения исследований в работе куратора // СПО. – 2000. - №11. – С. 31-32.
- Исаев, И. Институт кураторства: проблемы эффективности / И. Исаев, Е. Кролевецкая // Высшее образование в России. – 2007. - № 10. – С. 90-94.
- Калинина, Е. Г. Жить со временем в ладу / Е. Г. Калинина // Студенчество : Диалоги о воспитании. – 2002. - № 5. – С.19-20.
- Кролевецкая, Е. К проблеме субъект-субъектных отношений между куратором и студенческой группой / Е. Кролевецкая // Alma mater : Вестник высшей школы. – 2006. - № 7. – С. 11-14.
- Ксенофонтова, А. А. Куратор, куратор и еще раз куратор / А. А. Ксенофонтова // Студенчество : Диалоги о воспитании. – 2006. - № 4. – С. 9-10.
- Мартынова М.Д. Управление процессом профессионального и культурного становления студентов через институт кураторства // Университетское управление. – 2004. - №5. – С. 104-106.
- Мартынова, М. Д. Академическая этика: методические указания для проведения занятия на семинаре кураторов : (из опыта работы МГУ им. Н. П. Огарева) / М. Д. Мартынова // Студенчество : Диалоги о воспитании. – 2008. - № 6. – С. 14-18.
- Мартынова, М. Д. Злободневная востребованность куратора / М. Д. Мартынова, А. А. Ксенофонтова // Студенчество : Диалоги о воспитании. – 2004. - № 6. – С. 22-23.
- Мартынова, М. Д. Роль куратора академической группы в системе высшего образования / М. Д. Мартынова // Интеграция образования. – 2004. - № 4. – С. 90-92.
- Мартынова, М. Д. Управление процессом профессионального и культурного становления студентов через институт кураторства / М. Д. Мартынова // Университетское управление: практика и анализ. – 2004. - № 5-6. – С. 104-106.
- Мартынова, М. Д. Формирование академической культуры вуза через институт кураторства / М. Д. Мартынова, А. А. Ксенофонтова // Вопросы культурологии. – 2007. - № 2. – С. 36-38.
- Министр образования РФ Владимир Филиппов: «Куратор – не таран и не нянька» // Поиск. – 2002. – 4 окт.(№ 40). – С. 4.
- Мирошина, Т. А. Штрихи истории и возрождения кураторства / Т. А. Мирошина // Студенчество : Диалоги о воспитании. – 2006. - № 1. – С. 17-19.
- Начева, Л. В. Кураторство как эффективный элемент воспитательной работы в вузе / Л. В. Начева // Проблемы высшего технического образования / Новосиб. гос. техн. ун-т. – 2004. - № 3: Воспитательная работа в высшей школе : лучшее управление. – С. 61-64.
- Никифорова, О. А. Кураторство в инновационном вузе / О. А. Никифорова // Студенчество : Диалоги о воспитании. – 2008. - № 3. – С. 4-5.
- Рыбка О.Ю. Три кита кураторства // Студенчество Диалоги о воспитании. – 2003. - №4. – С. 16-17.
- Сазонова, З. Есть ли будущее у «кураторов»? / З. Сазонова // Высшее образование в России. – 2004. - № 5. – С. 87-89.
- Умрихин, В. В. Студент студенту в помощь : (об организации студенческого кураторства) / В. В. Умрихин // Студенчество : Диалоги о воспитании. – 2004. - № 1. – С. 16-17.
- Филин, И. В. Организация института кураторства в Московском банковском институте : (психолого-педагогический аспект) / И. В. Филин // Студенчество : Диалоги о воспитании. – 2003. - № 6. – С. 11-12.
- Фоломейкинна, Л. Н. Работа куратора в свете специализации студента / Л. Н. Фоломейкина, Н. Е. Нехаева // Студенчество : Диалоги о воспитании. – 2006. - № 4. – С. 11-12.
- Флоренский, П. В. Понимать друг другу / П. В. Флоренский // Студенчество : Диалоги о воспитании. – 2008. - № 3. – С. 17.