Сюжетно-ролевые игры
Предлагаю вашему вниманию конспекты сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
syuzhetno-rolevye_igry.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Сюжетно-ролевые игры для дошкольников.
Примерный конспект сюжетно-ролевой игры
в средней группе детского сада
Программное содержание:
- Помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли.
- Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре.
- Формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство гуманизма, активности, ответственности, дружелюбия.
- Закрепить ранее полученные знания о труде врача, продавца, парикмахера, строителя.
Предварительная работа:
- Беседы о профессиях с использхованием иллюстраций, рассматриванием картин.
- Чтение художественной литературы: Маяковский «Кем быть?», Михалков «А что у вас?», Д.Родари «Чем пахнут ремёсла?»
Работа с родителями:
Со стороны родителей была оказана помощь в оформлении игровых уголков «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Семья», «Юный строитель»
Примерный ход игры:
Дети заходят в группу, встают вокруг воспитателя.
Воспитатель:
У вас, у всех растут года
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?
Дети, давайте поговорим с вами о том, какие вы знаете профессии (дети называют). Но чтобы поработать врачом, парикмахером, продавцом, нужно сначала вырасти, закончить школу, получить специальность. Но как долго ждать. А так хочется прямо сейчас стать взолслым и поработать. Правда?
А давайте мы с вами отправимся в путешествие в волшебный городок. Он называется «Город Мастеров». Все дети, попадая туда, сразу становятся взрослыми и могут выбрать для себя профессию. Хотите туда поехать?
А поедем мы туда вот на этом автобусе. (В группе стоят стульчики в ряд по три). Вы будете пассажирами, а я шофёром.
Качу, лечу во весь опор.
Я сам шофёр и сам мотор!
Нажимаю на педаль
и машина мчится в даль.
И, так, поехали! (звучит песенка «Весёлые путешественники»)
Все приехали! Выходите, пожалуйста. Вот наш волшебный городоу «Город Мастеров». Вы посмотрите друг на друга. Все стали взрослыми. Вот бы поработать, да? А где можно поработать, я вам сейчас покажу.
Вот здесь у нас «Парикмахерская»
Здесь светло и интересно:
Зеркала, духи и кресла, зал большой,
Но видно, даже,
Лучше, чем у вас в трельяже.
«Магазин»
А сейчас мы в магазине -
Все продукты на ветрине:
Чай, конфеты, колбаса -
Разбегаются глаза.
Подходите, покупайте,
Деньги в кассу отдавайте.
Посмотрите, а вот здесь у нас «Больница»
Всегда внимательно, с любовью
Наш доктор лечит вас, ребят.
Когда поправит вам здоровье -
Он больше всех бывает рад!
А вот здесь у нас строительная площадка.
Строителя знает весь район,
Мастер он отличный
Со своей бригадой он
Строит дом кирпичный.
Дом среди других домов
И стройней и выше.
Говорят до облаков
Дом достанет крышей.
А вот здесь у нас живут
Куклы, зайцы, мишки,
ждут, когда к ним придут
Мамочки-малышки.
Теперь вы видите, как много интересного в нашем городке. Вы можете потрудиться там, где вам понравится.
По ходу игры воспитатель помогает создавать игровую обстановку, наладить взаимоотношения между теми, кто выбрал определённые роли; помогает реализовать в игре впечатления, полученные детьми ранее.
Воспитатель: В нашем городке наступил вечер, рабочий день закончился, закрывается больница, магазин, заканчивают работу на стройке. Все садятся на автобус и возвращаются в детский сад.
А если вам, ребята, понравилось в городке, мы с вами бедем ездить туда каждый день.
Конспект сюжетно-ролевой игры “Путешествие по времени” в подготовительной группе.
Задачи:
- Побуждать детей более широко и творчески использовать в играх знания о развитии жизни на земле (от динозавров к современному человеку).
- Использовать игру для формирования разнообразных интересов и способностей детей .
- Способствовать сознательному отношению к соблюдению правил ролевого взаимодействия, направляя внимание на качество исполняемых ролей, их социальную значимость.
- Продолжать развивать самостоятельность в создании игровой среды, в соблюдении правил и норм поведения в игре.
- Продолжать работу по обогащению обществоведческого словаря детей.
- Воспитывать доброжелательность между детьми, умение учитывать желания товарищей.
- Развивать инициативу, организаторские и творческие способности детей.
- Развивать глазомер детей, способствовать снятию зрительного утомления с глаз.
Атрибуты: бейджи, пульт управления, карта полёта, наушники. Для исполнения роли повара (“тубы с провизией”), роли врача (походная аптечка, витамины), учёным – пробирки, кисточки, лупа; журналистам – фотоаппарат, видеокамера, блокноты с ручкой; астронавту – скафандр, шланг; спасателям – лазерные пистолеты; звукозаписи пуска ракеты, пения птиц; видеокассета “Динозавр” (момент с яйцом динозавра, с падением метеорита). Картины, нарисованные детьми (динозавры, мамонт, древние люди); вода, стаканчики; телевизор, видеомагнитофон; наглядные пособия: яйцо, в нём динозавр, кости динозавров; ножницы, бумага, резинки; песок, вода; рисунки динозавров в яйце.
Активизация словаря: учёные-палеонтологи; метеорит; метеоритный дождь; названия динозавров; древние люди; мамонты; извержения вулкана и т.
Создание проблемной ситуации:
“Тай, тай, налетай,
В интересную игру поиграй
Всех принимаем и не обижаем
А кто опоздает –
В небо улетает”.
Раздаётся сигнал “стук сердца”.
– Что вы думаете это такое?
Дети размышляют. Воспитатель включает отрывок из видеофильма “Динозавр”, когда яйцо попадает в беду.
– Ребята, по-моему этот стук сердца раздавался из яйца. Кто бы это мог быть?
– Наверное, яйцо попало в беду и ещё не родившийся динозаврик посылает нам сигналы бедствия, чтобы мы спасли его.
– Когда же жили динозавры? (В далёком прошлом.)
– А мы с вами где находимся? (В настоящем.)
– А завтра где будем? (В будущем.)
Прошлое все то, что было,
Никакая в мире сила
Всё обратно не вернёт,
Время лишь вперёд идёт.
То, что видим мы сейчас, –
Настоящее для нас,
Будущее – то, что будет
И его не знают люди”.
ХОД ИГРЫ
– Как же нам попасть в прошлое? (Построить машину времени, летающую тарелку, космический корабль и т. д. )
– Поднимите руки, кто хочет лететь в прошлое? Для путешествия нам нужно выбрать руководителя полёта. Каким он должен быть? Кого вы предлагаете? (Выборы участников).
– Людей каких профессий нам необходимо взять с собой? (Штурман – помощник руководителя полёта; врач – вдруг кто-то заболеет; учёных – Какие учёные изучают динозавров? (учёные-палеонтологи); тележурналистов – они снимут фильм о жизни динозавров в прошлом, напишут статью в газету; повара – он будет кормить экипаж во время полёта; спасателей – мы не знаем какие опасности подстерегают нас в прошлом; астронавта – во время остановки во времени он будет выходить из корабля, т.к. у нас есть только один скафандр с запасом воздуха; остальные дети и я будем туристами).
– Приступить к строительству машины времени! (Дети строят машину времени, одновременно, взяв на себя ту или иную роль, готовятся к её выполнению запасаясь необходимым материалом).
Полёт. Во время полёта руководитель полёта переговаривается со штурманом, отдаёт команды, врач выдаёт всем витамины.
Руководитель полёта предупреждает, что в полёте могут быть лишь три остановки, после которых машина вернётся домой в настоящее.
Руководитель полёта: Обьявляю, трёхминутную готовность!
Штурман: Есть трёх минутная готовность!
Руководитель полёта: Экипаж к полёту во времени готов?
Штурман: Экипаж готов к полёту во времени!
Руководитель полёта: Приготовиться к старту! Проверить кислород, радиосвязь, пристегнуть ремни! Внимание! 5-4-3-2-1! Пуск.
Штурман– Есть пуск! (Запись пуска ракеты).
Руководитель полёта: Штурман! Приём! Приём! Как слышите? Есть перегрузки?
Штурман: Спасибо! Всё нормально, полёт продолжается!
Руководитель полёта: Предлагаю сделать первую остановку во времени. Астронавту приготовиться к выходу из корабля. Экипаж остаётся на своих местах.
Дети помогают астронавту выйти из корабля. Астронавт берёт пробы воды и воздуха, находит картину с изображением древних людей, возвращается на корабль. На корабле происходит обсуждение того, что увидел астронавт в прошлом, пробуют воду, рассматривают воздух в пробирке, делают вывод, что вода пригодна для питья, а воздухом можно дышать. Полёт продолжается дальше.
Руководитель полёта: Полёт продолжается!
Штурман: Есть продолжить полёт!
Руководитель полёта: Повар, накормите экипаж! (Повар раздаёт экипажу тубы с продуктами).
Руководитель полёта: Приготовиться к остановке во времени!
Штурман: Есть, остановка во времени!
Руководитель полёта: Стоп машины!
Штурман: Есть стоп машины!
Руководитель полёта: Спасатели выходят первыми, за ними приготовиться к высадке экипажу!
Спасатели выходят из корабля, осматривают местность, докладывают командиру о том, что опасности нет, экипаж может выходить. Дети рассматривают изображённого на картине мамонта, фотографируют его, возвращаются на корабль. Полёт продолжается. Рассматривают мамонта, сравнивают его со слоном, делают вывод: слоны – это предки мамонтов, а древние люди – это наши предки.
Руководитель полёта: Приближаемся к конечной цели нашего полёта! Экипажу приготовиться к выходу из корабля!
Штурман: Есть приготовиться к выходу из корабля!
Руководитель полёта: Задание экипажу: обследовать планету и доложить о том что увидели (Дети рассказывают о том , что эту планету населяют динозавры, они нашли яйца динозавров).
Руководитель полёта даёт задание учёным-палеонтологам найти останки динозавров в земле, в воде; остальному экипажу помочь родиться детёнышам динозавров (вырезают из бумаги), а так же приготовить для динозавров траву и растения (делают из бумаги). Тележурналисты всё снимают на видеокамеру, фотографируют, записывают.
Воспитатель обращает внимание на то, что в то время, когда жили динозавры часто происходили извержения вулканов, предлагает посмотреть, как это происходило (показывает опыт).
Руководитель полёта: А куда же исчезли динозавры?
Дети излагают свои версии. Воспитатель показывает на видео падение метеорита, метеоритный дождь. Он предупреждает, что становится опасно и нам надо возвращаться на корабль. Дети забирают с собой маленького динозаврика, свои находки и возвращаются на корабль.
Руководитель полёта: Приготовиться к возвращению в настоящее!
Штурман: Есть приготовиться к возвращению в настоящее!
Руководитель полёта: Пристегнуть ремни, начать отсчёт времени: 5-4-3-2-1-0 – пуск!
Штурман: Есть пуск!
Воспитатель: Куда на земле мы поместим свои находки? ( Отдадим в музей; динозаврика в зоопарк).
Руководитель полёта: Приготовиться к приземлению!
Штурман: Есть, приготовиться к приземлению!
Руководитель полёта: Экипажу приготовиться к выходу из корабля!
Штурман: Есть, приготовиться к выходу из корабля!
Руководитель полёта: Разрешаю всем покинуть корабль!
После окончания игры предлагаю построить музей, зоопарк…, раскрасить динозавриков и т. д. Игра по желанию детей может быть продолжена дальше.
Конспект организации сюжетно-ролевой игры: «Магазин».
Цель: Формировать у детей уверенность, умению общаться с окружающим миром.
Задачи: - Уточнить и расширить словарь и речевой материал по теме: «Магазин».
¨ - Научить детей умению обращаться к продавцу, воспитывать к
¨ культуре общению.
¨ - Учить детей отвечать на вопросы, развивать диалогическую речь.
¨ - Закрепить название чисел и счет чисел до 100.
¨Оборудование: Мебель: полки и прилавок; одежда: фартук и шапка; атрибуты: касса, деньги, чек, ценники; продукты, таблички с названиями продуктов, с вопросами и ответами.
¨Речевой материал: Название продуктов: шоколад, хлеб, сок, чай, молоко, йогурт, кефир, сыр. Здравствуйте, дайте мне , пожалуйста, я хочу,
¨спасибо, до свидания. Я буду продавцом, что хочешь (те) купить? Сколько…? Хлеб … стоит … рублей, возьмите чек (деньги). Магазин, продукты, продавец, касса, деньги.
Организационный момент.
¨Сегодня у нас гости, они будут смотреть на вас и слушать как вы говорите. Говорите хорошо, правильно и внятно.
¨ - Мы будем сегодня играть. С начала, повторим словарь, потом вы посмотрите, как мы с Сашей будем играть, затем вы будете играть сами. (показать детям план занятия и новый словарь, то есть, что они сегодня узнают, после рассаживаю детей по местам).
¨ - В какую игру мы будем сегодня играть? (выслушать ответы детей и варьировать вопросы по мере их ответов).
¨ - Вы были в магазине? - Да.
¨ - С кем вы были? - С вами.
¨ - В каком магазине были? - Фрукты и овощи, продуктовый.
¨ - Что есть в продуктовом магазине? - Продукты: колбаса, хлеб, сыр…
¨ - Что есть в магазине фрукты и овощи? - Фрукты: яблоко, апельсины, …
¨ - Овощи: огурцы, помидоры, …
¨ - Кто работает в магазине? - Продавец.
¨ - Что это? - Это касса.
¨ - Что это? - Это чек.
¨ - Что это? - Это деньги.
¨ А теперь посмотрите, как мы будем играть с Сашей. Я буду продавцом, а Саша ты будешь покупателем. А вы все смотрите нас и слушайте внимательно. Потом и вы будете играть сами.
¨ В ходе показа, поясняю детям, кто я и что я делаю, кто Саша и что он делает.
¨ - Я продавец.
¨ - Я продаю.
¨ - Саша покупатель.
- Саша покупает.
Ход игры:
Покупатель: Продавец:
¨ - Здравствуйте! - Здравствуйте!
¨ - Что хочешь купить?
¨ - Я хочу купить…
¨ - Дайте мне пожалуйста … - Сколько?
¨ - Один (у) коробку … - Хлеб стоит … рублей.
¨ - Возьмите деньги. - Возьмите пожалуйста чек.
¨ - Спасибо, до свидания! - До свидания!
Вопросы на повторение и закрепление словаря.
¨
¨ - Кто я? - Продавец.
¨ - Что я делала? - продавала.
¨ - Кто Саша? - Покупатель.
¨ - Что он делал? - Покупал.
¨
¨ Давайте поиграем, Саша ты будешь - продавец, а вы все будете покупателями. Кто будет первым, ты будешь вторым, …Далее наблюдаю и контролирую игровую деятельность.
¨ В ходе самой игры можно спросить у других детей: что купил(а) Айыына, Рома … и сколько? Можно предложить детям купившим продукты, положить деньги в кошелек, положить продукты в пакет и спросить, что они сделали.
Заключение:
¨- Что мы сегодня делали? (играли, говорили, …).
¨ - В какую игру мы играли? (выслушать ответы детей).
¨ - Хорошо играли? (выслушать ответы).
¨ - Что мы сегодня узнали? (выслушать ответы детей).
¨ - Что делает продавец? - Продает.
¨ - Что делает покупатель? - Покупает.
¨
¨ Похвалить детей, которые отличились. Сказать детям, что все постарались, молодцы. А тем детям, у которых был слабый словарь сказать, чтобы они еще немного постарались, чтобы продавцу было понятно. Сказать детям, чтобы поблагодарили гостей и попрощались.
Конспект сюжетно-ролевой игры <Почта> На помощь доктору Айболиту!
Цель: Продолжать формировать у детей реалистические представления о труде людей разных профессий. Расширять у детей представления о труде работников почты.
Развивать воображение, мышление, речь; умение совместно развертывать игру, договариваться и обсуждать действия всех играющих.
Воспитывать доброжелательность, готовность прийти на помощь.
Закреплять умение правильно пользоваться атрибутами игры.
Материал: атрибуты к игре: почтовый ящик, сумка почтальона, конверты с бумагой, коробки для посылок,>медикаменты>, бланки телеграмм, квитанций, телефоны, машина, строительный материал <Конструктор>,атрибуты к персонажу <голубь>.
Ход игры
Воспитатель:- Ребята , наступил для нас час,
Поиграем мы сейчас!
Будем играть?
Дети : Будем!
Слышится шум ( под фонограмму влетает голубь (голубка), машет крыльями , а на ножке привязана записка (письмо).
Воспитатель:- Ребята, к нам голубь почтовый залетел.
Не ошибся ли он адресом?
Голубь:- К вам, ребята, я летел,
Через моря, океаны.
Летел долго, через разные страны.
Я письмо вам принёс,
Почитайте!
Воспитатель отвязывает письмо и читает:
СОС!- Помогите!
Приезжайте, дети,
В Африку скорей.
И спасите, дети,
Наших малышей!
У них ангина, скарлатина,
Дифтерит, аппендицит,
Малярия и бронхит!
И лекарство привезите,
Мне одному не справиться!>
Воспитатель:- От кого могло быть это письмо?
Дети: От доктора Айболита!
Ребёнок:- Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова и волчица,
И жучок и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит,
Добрый доктор Айболит!
Воспитатель:- Ребята, давайте поможем доктору Айболиту?!
Дети:- Давайте!
Воспитатель:- А как мы сможем помочь? Айболит ведь в Африке, далеко отсюда?
Дети:- Почта поможет!
Ребёнок: Люди на земле живут
В деревнях, посёлках, городах.
Чтоб родных не забывали,
Письма им бы посылали
Служба почты для этого есть,
Всем работникам большая честь!
Почтальону, телеграфисту,
Сортировщику и связисту.
Без почты нам не обойтись.
По всей земле, по всей стране
Почта, слава тебе!
Воспитатель:- А кто работает на почте?
Дети :- Почтальон - он разносит письма.
Приёмщики писем, посылок.
Телеграфисты - передают телеграммы.
Доставщики- доставляют письма и посылки на
почтовых машинах до поездов, самолётов, и
теплоходов.
Воспитатель:- Ребята, давайте напишем письмо Айболиту утешительное письмо, отправим телеграмму о скорой помощи, соберём посылки и сами отправимся ему на помощь!
Ребята, а как нам добраться до Африки?
Дети :- Теплоходом!
Воспитатель :- Хорошо! Отправимся все на теплоходе!
Но прежде идёмте на почту!
Дети самостоятельно распределяют обязанности, кто кем будет <работать> на почте.
- Приёмщик писем;
- Приёмщик телеграмм;
- Приёмщик посылок.
- Почтальон.
Дети пишут письма, клеят марки, ставят марки, ставят штампы, опускают в почтовый ящик, разговаривают по телефону, передают телеграммы, собирают посылки, грузят всё на машины и везут к теплоходу для отправки.
Дети строят теплоход ( капитан с биноклем, матрос с якорем, грузят почту)
Воспитатель:- Ну что же ! Почту погрузили! А кто поплывёт к Айболиту помогать?
Дети :- Я! Я! Я!...
Все садятся на корабль и пытаются отплывают.
Поют на мотив песни <Капитан>, из кинофильма <Дети капитана Гранта> :
- К Айболиту мы плывём,
К нему скоро попадём,
И животных всех излечим и спасём.
Будем капли им давать
И лечиться заставлять,
К Айболиту мы на помощь все плывём!
Припев:- Айболит, Айболит, не горюйте,
На корабле мы к вам скоро приплывём,
Айболит, Айболит, не горюйте
Мы на помощь очень скоро приплывём!
(машут руками)
Игра заканчивается.