Игры на развитие внимания по образовательным областям

Овинникова Ольга Владимировна

Игры на развитие внимания помогут воспитателю при планировании образовательной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Игры на развитие внимания117.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ

Разделы

программы

  Название игры

             Цель

 Оборудование

              Содержание игры

1.Физическая культура





«Поверни»

Развитие внимания,

ориентировка в простра-

нстве

Кегля

Дети бегут друг за другом, подпрыгивая. Дойдя до условлен-ного места, обозначенного кеглей, ведущий поворачивается

и ведет колонну в обратном направлении

«Не теряй пару»

Развитие внимания,

ориентировка в простра-

нстве

Дети идут друг за другом парами, взявшись за руки. По сиг-налу быстро отпускают руки и продолжают идти рядом, не отставая и не перегоняя друг друга. После второго сигнала снова берутся за рукии продолжают ходьбу.

«Змейка»

Развитие внимания,

ориентировка в простра-

нстве

Набивные мячи

По залу (зигзагообразно) разложены набивные мячи на расстоянии 50 см один от другого. Дети строятся в колонну

друг за другом и по сигналу идут,бегают змейкой, обходя

или обегая мячи, стараясь не задеть его.

«Воротики»

Развитие внимания,

ориентировка в простра-

нстве

Дети идут по залу в колонне парами, держась за ру-

ки. По сигналу дети останавливаются, поднимают руки вверх, образуя воротики. Последняя пара опускает руки, проходит

под воротиками и становится впереди. Все дети опускают

руки вниз и продолжают ходьбу до следующего сигнала

«Быстро по местам»

Развитие внимания,

ориентировка в простра-

нстве

Различные предметы

Дети стоят в колонне по одному. По команде «напрогулку» разбегаются по залу, берут любые пособия и выполняют с

ними произвольные движения.По команде «по местам»

кладут пособия на место и возвращаются на место в колонне. Проигрывает тот, кто место в колонне занял последним.

«Не ошибись»

Развитие внимания,

ориентировка в простра-

нстве

Разноцветные

кегли

По кругу расставлены цветные кегли. За ними встают дети.

По первому сигналу дети ходят, прыгают, бегают, выполняя-

ют произвольные движения. По второму сигналу каждый должен взять кеглю своего цвета.

«Перенеси предмет»

Развитие внимания,

ориентировка в простра-

нстве

Обручи, кубики,

прыгалки, мячи

По залу разложены обручи, в которых расположено Одина-

ковое количество предметов и один большой запасной обруч.

Каждый ребенок стоит у своего обруча. По сигналу играю-

щий должен взять из своего обруча предмет, отнести его в запасной обруч. Дойдя до запасного обруча, положить в него предмет, быстро вернуться за вторым предметом и так далее.

«К своим флажкам»




Развитие внимания,

ориентировка в простра-

нстве

Флажок




Дети по 3-5 человек образуют кружки, в центре которых находится цветной флажок. По первому сигналу дети разбегаются по всему залу. По второму-останавливаются,

Приседают и закрывают глаза, а педагог меняет флажки местами. По третьему – дети открывают глаза, встают, бегут

к своему флажку и вновь образуют круг.  

2. Познание












































3. Музыка

«Кто летает?»

Формирование внимания,

развитие умения выделяя-

ть главные, существенные

признаки предметов

Список названий

предметов

Педагог спрашивает, дети отвечают или показывают. Если

педагог называет что-нибудь или кого-либо, способного ле-

тать дети отвечают или показывают. Список: орел, змея, де-

рево, бабочка, стул, баран, самолет, чайка, дом, ворона, ко-

маар, лодка, утюг, муха, стол, собака, ковер-самолет.

«Совушка-сова»

Формирование внимания,

воспитание выдержки

Шапочка или

маска совы

В соответствии с командами взрослого дети должны или двигаться или замирать. Игрока, не выполнившего вовремя команды, удаляют из игры (сова забирает в «гнездо»)

«Воробьи и вороны»

Формирование внимания,

развитие скорости реак-

ции

Кубики, мячи

Играющие делятся. Каждый ребенок выполнять  различные движения на месте. В зависимости от команды взрослого

«вороны» или «воробьи» все игроки устремляются к предметам. Предметы достаются внимательным и быстрым.

«Море волнуется»

Формирование внимания,

развитие скорости реак-

ции

Следуя командам водящего, дети, держась за руки, ходят друг за другом, а затем разбегаются, стараясь занять пустые круги. Кто остается без круга, становится водящим.

Команды: море волнуется, море спокойно

«Разведчики»

Развитие моторно-слухо-

вой памяти, координации

движений

Стулья

В комнате расставляются стулья определенным образом.

В игре участвуют: разведчики, командир, отряд (остальные

дети). Разведчик придумывает маршрут (прохождение меж-

ду расставленных стульев), а командир, запомнив дорогу, должен провести весь отряд.

«Съедобное-

несъедобное»

Формирование внимания,

Знакомство со свойствами

предметов

Мяч, мел

В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.

«Слово за слово»

Знакомить с окружающим

миром, расширять словар-

ный запас, развивать вни-

мание

Предложить детям тему, например «птицы», и начать: «снегирь…» Ребенок повторяет слово и прибавляет свое; следующий ребенок повторяет эти два слова и прибавляет свое… и т.д.

«Внимательные

глазки»

Развивать зрительную память, внимание, наблю-

дательность

Кто-то из детей прячется в домик, а остальные по очереди отвечают на вопросы: «какие у него волосы, глаза, шапка, курстка?..»

«Смешанный лес»

Развитие наблюдательнос-

ти, формирование умения

распределять внимание

Рисунок с изобра-

жением замаскиро-

ванных деревьев

Ребенку дается рисунок с изображением замаскированных деревьев, среди которых ему надо отыскать березу (сосну, самую  маленькую елочку).

«Кого испугался

охотник?»

Развитие объема и устой-

чивости внимания

Рисунок с изобра-

жением  леса, зве-

рей и охотника

Ребенку предлагается рисунок с изображением охотника в

лесу. Необходимо найти того, кого испугался охотник.

«Четыре стихии»






«Если  весело

живется»

Развитие внимания, коор-

динации слухового и дви-

гательного анализаторов




Развивать координацию

движений, внимание к

звучащему слову









Играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответ-

ствии со вловами: «земля» - руки вниз, «вода» - вытянуть

руки вперед, «воздух» - поднять руки вверх, «огонь» - произвести вращения руками в лучезапястных и локтевых

суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.


Сопровождать слова песни движениями.

«У кого красный

шарик?»

Развивать внимание, спо-

собность координирова-

ть свои движения с дви-

жениями других детей

Различные воздуш-

ные шарики

В игре много разных воздушных шариков и лишь один красный. У каждого ребенка в руках шарик, который он заставляет двигаться под музыку. Когда музыка смолкает,

дети  меняются шарами. Перед каждым туром убирается

один шарик, но только не красный. Кому в последнем туре удается выиграть оставшийся красный шарик, то и считается победителем.

«Внимание! Он

приближается!»

Стимулировать умение

концентрировать внима-

ние

Игрушка

Дети стоят в кругу и , пока звучит музыка, передают из рук в руки игрушку. Как только музыка смолкает, то, у кого в

руках оказалась игрушка, выходит из игры)

«Повторяй за мной»

Тренировать внимание,

быстроту реакции

Игроки под музыку в быстром темпе повторяют движения за ведущим.

«Угадай, чей голос?»

Продолжать развивать

внимание, слух, эмоуио-

нальное восприятие

Дети идут по кругу. Выбранный по считалке ребенок становится в центр круга и закрывает глаза. По сигналу взрослого круг останавливается, и кто-то из ребят называет водящего по имени. Он по голосу и интонации должен отгадать, кто его позвал

«Угадай, где звенит»

Развивать слуховое вни-

мание; умение ориенти-

роваться в пространстве

Колокольчик

Дети закрывают глаза, а педагог звонит колокольчиком то справа от детей, то за их спиной и т.д. Дети должны определить, откуда исходит звук.

«Что слышно?»

Развитие слухового вни-

мания

Барабан, свисток,

деревянные ложки,

металлофон, детс-

кое пианино

Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью или ширмой. Затем он просит рассказать, что они слышали. Побеждает тот, кто больше и точнее определит источники звука

«Слушай звуки»

Развитие произвольного

внимания

фортепиано

Каждый ребенок выполняет движения в соответствии с услышанными звуками: низкий звук-становится в позу «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки слегка

разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому пле-

чу), высокий звук-становится в позу «тополя» (пятки вместе, носки в врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук)

«Будь внимателен»

Стимулирование внима-

ния, развитие скорости

реакции

Магнитофонная

или грамзапись

С.Прокофьева

«Марш»

Каждый ребенок должен выполнять движения, соответст-

венно командам взрослого: «зайчики»-прыгать, «лошадки»-ударять «копытом об пол»; «раки»-пятиться; «птицы»-бе-

гать, раскинув руки; «аист»-стоять на одной ноге

4. ФЭМП

«Кто знает, пусть

дальше считает»

Развитие слухового вни-

мания, закрепление уме-

ния порядкового счета в

пределах 10, развитие

мышления

мяч

В соответствии с командами взрослого ребенок, которому бросают мяч, считает по порядку до 10

«До и после»

Развитие слухового вни-

мания, закрепление уме-

ния порядкового счета в

пределах 10, развитие

мышления

мяч

Взрослый, бросая мяч ребенку говорит: «до пяти». Ребенок должен назвать числа, которые идут до пяти. Если взрослый скажет: «после пяти», дети должны назвать: 6,7,8,9,10. Игра проходит в быстром темпе.

Математический

КВН («Угадай числа»

«Куда скачет лягуш-

ка?», «В какой руке

сколько камешков?»

Приучать самостоятельно выполнять задания в условиях соревнования

«Фигуры»

Развивать внимание, речь,

тренировать зрительную

память

карточки

Игроки подбирают карточки с изображением геометричес-

ких фигур по признакам (форма, цвет, величина)

«Волшебные

палочки»

Развивать внимание, мел-

кую  моторику

Палочки, карточки

с рисунком

Детям предлагается по образцу взрослого собрать из пало-

чек различные фигуры (домик, елка, дорога, забор)

«Сложи коврик»

Тренировать внимание, закреплять знания о гео-

метрических фигурах

Геометрические

фигуры

Детям предлагается  составить коврик из геометрических

Фигур.

«Поставь фигуры»

Развивать зрительное

восприятие и внимание.

Карточки с нарисо-

ванными фигурами,

фигуры на каждого

ребенка

Взрослый по очереди вывешивает карточки с нарисованными фигурами. Дети выкладывают у себя на листах.

«Найди заплатку»

Развивать зрительное

восприятие и внимание.

Образцы ковриков

Дети смотрят на нарисованные коврики и подбирают запла-

тки, которые позволят восстановить узор. Проводят карандашом линию, соединяющую коврик с нужной заплаткой)

«Цифры подружи-

лись»

Развивать визуальное и

аудиальное внимание

Панель с ограниче-

ниями, обозначен-

ными цифрами от

1н и карточек с

Цифрами

Взрослый дает ребенку карточку с цифрами, написанными в том порядке, в котором необходимо натянуть резинку на па-

нно. Вместо цифр можно использовать геометрические

формы, буквы или другие обозначения



5. Художествен-ное творчест-

во

«Скопировать

точки»

Развивать произвольное

внимание

Таблицы с точками

Взрослый раздает пустые таблицы и таблицы с точками-образцы. Дети должны заполнить пустые таблицы точками в соответствии с образцами

«Кубик на кубик»

Развивать произвольное

внимание

Набор кубиков со

сторонами, окраше-

нными в различные

оттенки

Ребенок выстраивает ряд из кубиков по схеме, ориентируясь на порядок цветовых пятен на ней (слева направо, справа нале-

во, снизу вверх). Кубики лежат на столе произвольно. По команде дети меняют положение некоторых. Ведущий называет цвет, положение кубика относительно других

 (слева, справа, между, внизу, за, под).

«Герои сказок»

Формирование внимания

Картинки добрых и

злых героев сказок

В теплой стране сказок живут добрые герои сказок,  а в холодной стане живую отрицательные герои сказок. Разоб-

рать героев сказок в соответствии с теплыми и холодными тонами

Различные игры на внимание, относящиеся к теме рисования (лепке, аппликации)

6. Коммуника-ция




«Что перепутал

художник?»

Активизировать внима-

ние и зрительную память

картинки

Дети должны назвать птиц, увиденных на рисунке и отме-

тить несоответствия. Например, взрослый показывает голу-

бя с ногами утки, воробья с клювом орла, ворону с хвостом павлина, синичку с хохолком свиристели

«Назови разные

слова»

Расширять словарный

запас  детей

Детям предлагается назвать разные слова. Веселые: клоун,

смех; цветные: зеленый, красный; колючие: роза, ежик.

«Съедобное-несъе-

добное»

Развивать внимание,

быстроту реакции

мяч

Взрослый дает задание: «Я буду называть предметы (яблоко, сыр, апельсин, мяч, кукла, мел, книга и т.д.). Если назван-

ный предмет съедобный, вы должны поймать брошенный

мяч. Если названный предмет не съедобен, вы должны от-

бить мяч».

«Небылицы»

Развивать произвольное

внимание

Картинки-путани-

цы

Взрослый раздает детям картинки-путаницы и говорит:

« Художник торопился нарисовать картинку, поэтому допус-

тил много ошибок. Найдите все ошибки»

«Запомни свой

номер»

Развивать слуховую

память, внимание

инструменты

Взрослый раздает детям инструменты шумового оркестра. Каждому участнику игры присваивается номер, который он должен запомнить. Затем взрослый называет номер, и ребе-

нок, чей номер назван, стучит один раз свои инструментом


 

Комментарии

Альвухина Татьяна Викторовна

Очень интересный материал1