АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ

Наталия Аркадьевна

 

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ

МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_1.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ

МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ

Н.А. Иванова

Особенностью современной политики в области образования стала децентрализация управления системой образования. В соответствии с законом РФ «Об образовании», порядком разграничения компетенций федеральных органов государственной власти субъектов Российской Федерации происходит постепенное перераспределение управленческих функций между различными уровнями управления. В то же время Закон не дает детальной регламентации управленческой деятельности на различных уровнях. Поэтому необходима отработка вариативных моделей управления региональными и муниципальными системами образования. Особенно острой является проблема управления образованием на уровне местного самоуправления и распределения  акмеологических ресурсов управления развитием муниципальной образовательной системой. Это обусловлено тем, что местное самоуправление является одним из важнейших условий и потенциалов  становления гражданского общества, так как именно на муниципальном уровне сосредоточены механизмы социального воспитания, обеспечение и организация образовательного процесса.

Муниципальная система образования – это территориально обособленная и относительно самостоятельная часть системы образования субъекта Федерации, взаимосвязанная с другими аналогичными частями.

Проблемы управления развитием муниципальной образовательной системой, выявление условий, при которых обеспечивается управления развитием муниципальной образовательной системой свидетельствует и нарастающее внимание к ним ученых различных научных школ, направлений и областей педагогической науки, это:

  1. общие аспекты управления образовательными системами, в том числе, инновационной деятельностью (В.Г. Афанасьев,В.П. Беспалько, Ю.В. Васильев, Г.Ф. Гребенщиков, Э.Н. Гусинский, Ю.А. Конаржевский, В.И. Криличевский, B.C. Лазарев, О.Е. Лебедев, А.М. Новиков, М.М. Поташник, А.А. Орлов, В В.А. Сарапулов, В.Н. Садовский,  К.М. Ушаков, Т.И. Шамова);
  2. вопросы инновационного административного управления образо-вательными системами (В.Н. Аверкин, А. Л. Гапоненко, А.В. Лоренсов, А.М. Моисеев, М.В. Никитин, Л.Г. Родионова, Н.И. Роговцева, М.Ж. Хасаинов, Т.И. Шамова);
  3. муниципальные модели управления образовательными системами, в том числе, организационно-педагогические условия их развития (М.В. Артюхов, В.И. Зверева, А.Е. Капто, Н.Д. Малахов, С.Д Намсараев., Л.Л. Портянская, И.И. Проданов, П.И. Третьяков);
  4. общие положения проектирования инновационных процессов в образовании (Б.С. Гершунский, Э.Д. Днепров, Е.С. Заир-Бек, В.С. Лазарев, О.Е. Лебедев, Г.Н. Сериков, В.И. Слободчиков);
  5. развитие личностной составляющей профессионализма педагога, порождающие многогранные ситуации продуктивной самореализации всех субъектов образовательного процесса (В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский, М.П. Горчакова-Сибирская, Э.Ф. Зеер, М.В. Кларин, И.А. Колесникова, Н.А. Морева, С.В. Кульневич, М.М. Левина, Г.К. Селевко, В.П. Симонов, Е.И. Степанова, П.И. Третьяков, Н.Е. Щуркова, И.С. Якиманская).
  6. общие закономерности региональных и территориальных проблем развития образования (В.Н. Аверкин, В.И. Загвязинский, Н.К. Иванов, О.Е. Лебедев, Д.Ц. Дугарова, Ф.Ш. Мухаметзянова, В.Л.Назаров, С.Д. Намсараев, Т.А.Полунина, С.А.Репин, Е.В. Ткаченко, А.М. Цирульников);
  7. внедрение акмеологии в систему управления развитием муниципальной образовательной системой (Т.А. Вострикова, Н.А. Денко, Л.Н. Добрякова, Т.А. Каплунович, Н.В. Кузьмина, Л.Н. Лызлова,  Г.В. Мисуля, О.В. Москаленко, В.В. Московский, В.В. Петрухин, Ж.Б. Шаймакова).

В словарях обозначено, что ресурсы заимствованы  во второй половине XIX в. из французского языка, где ресурсы (ressource) - это «вспомогательные средства», производное от «подниматься», или средства, запасы, источники, возможности.

Во многих словарях ресурсы имеют общее свойство - потенциальная возможность их участия в деятельности, развитии, производстве, потреблении и др. В каждый данный момент ресурсы ограничены и потому главной задачей  управления является распределение ресурсов. Распределение ресурсов может в принципе осуществляться двумя способами: централизованным и децентрализованным (рыночным). И в том и в другом случае основой эффективности распределения ресурсов  является информация о потребностях, наличии ресурсов и технологиях. Под распределением ресурсов понимается общее понятие исследования операций, теории оптимального функционирования деятельности. Имеется в виду распределение наличных ресурсов по разным работам, технологическим применениям, направлениям конечного использования.

Ресурсы могут быть природными, минеральными, трудовыми, экономическими, производственными, потребительскими, военно-техническими, информационными, технологическими и т.д. и т.п.

Рассматривая акмеологический подход к личностно-профессиональному развитию человека, Поэтому можно говорить об акмеологических ресурсах как о потенциальных средствах, запасах, источниках, возможностях акмеологического развития, понимаемого как многоступенчатая поуровневая самореализации в деятельности.

Под акмеологическими ресурсами будем понимать потенциальные средства, запасы, источники, возможности акмеологического развития, понимаемого как многоступенчатая поуровневая самореализации в деятельности. Акмеологические ресурсы должны «вывести» к продуктивному акмеологическому развитию специалиста, которое выступает как формирование оптимального уровня готовности субъекта акмеологического развития к самораскрытию человека, а готовность к самораскрытию личности понимается как самоосознание собственного Я (самопознания, самоопределения, самооценки, самовосприятия, самоотношения), самопредставление своего Я: самовыражения, самопрезентации. Показано, что процесс формирования оптимального уровня готовности к самораскрытию является длительным и многоэтапным, включающим следующие процессы развития самосознания: самопознания, самоопределения и самоидентификации, самооценки, самовосприятия, самоотношения, самопредставления, самовыражения, самопрезентации, самореализации, самоактуализации, самоутверждения.

Однако в данном исследовании мы рассматриваем проблему акмеологических ресурсов управления развитием муниципальной образовательной системой, поэтому под акмеологическими ресурсами управления развитием муниципальной образовательной системой мы будем понимать различные средства, запасы, источники, возможности, позволяющие оптимизировать управление развитием муниципальной образовательной системой и помочь специалистам этой системы состояться в жизни и профессии, видеть плоды своих трудов, приносящих радость и пользу другим людям.

Выявлены следующие особенности ресурсов: дефицитность ресурсов; разнонаправленность эффективности ресурсов; распределение ресурсов может быть оптимальным и нет; ресурсы взаимозаменяемы; ресурсам присуще эластичность замещения; возможна и аллокация ресурсов; существует предельная доходность ресурса;  имеется рационирование ресурсов; бытует иммобильный ресурс; существенно и размещение ресурсов.

Существует несколько классификаций ресурсов: первичные и вторичные ресурсы, трудовые и организационные (ресурс организации, ресурс фирмы, персонал-ресурс). Это позволило нам рассмотреть согласно Закону об образовании РФ  функции и содержание деятельности муниципальной образовательной системой, которое возглавляет отдел образования  администрации муниципального образования района области. В результате было показано, что сферы деятельности  отдела образования  администрации муниципального образования района области, который возглавляет муниципальную образовательную систему, достаточно разнообразны и поэтому имеется огромный потенциал в виде  акмеологических ресурсов.

Более того, в современных исследованиях муниципальная образовательная система рассматривается как социально-педагогическая система на уровне своего назначения, особенностей организации и функционирования (В.А. Сарапулов), как устойчивая, жизнеспособная и самоорганизующаяся инфраструктура, обладающая достаточным набором образовательных услуг (Г.Ф. Гребенщиков), как многомерная сфера, основными характеристиками которой являются социально-педагогическое сообщество, образовательные процессы, социум, разнообразие муниципальных институтов (М.Ж. Хасаинов). Муниципальная образовательная система играет ведущую роль в решении проблем детства как структура, включающая в себя основные направления формирования личности и т.д. Таким образом, муниципальная образовательная система как объект управленческого воздействия есть, прежде всего, совокупность субъектных взаимодействий, обладающая потенциалом качественного изменения взаимосвязей между структурными составляющими. Характер взаимодействия в управлении развитием муниципальной образовательной системы в условиях регионализации представляет собой организацию целенаправленной активности ее субъектов, обуславливающую становление, стабилизацию, оптимальное функционирование и прогрессивную направленность процессов развития.

В результате исследования были выявлены следующие сущностные характеристики акмеологических ресурсов управления развитием муниципальной образовательной системой  (МОС). Во-первых, ресурс  - возможность, средство (иногда  вспомогательное), и т.д., а не механизм. Во-вторых, необходима комбинация ресурсов, их система, которая будет отличаться целостностью, взаимосвязанностью, многоплановостью и другими качествами. В-третьих, в эту систему должны  входить следующие ресурсы: акмеологческое развитие педагогов и работников МОС и оптимизация обучения, воспитания и развития школьника, как двух субъектов МОС, затем оптимизация управления МОС и модернизация содержания и качества образования МОС. К не менее ключевым относятся и следующие ресурсы: информационные, запросы родителей к МОС, ресурс учета рабочего времени, современные мировые ориентиры в образовании человека и требование социума к выпускнику МОС.

Содержание и сущностную характеристику акмеологических ресурсов управления развитием МОС позволяет создать модель акмеологиического ресурсного центра управления развитием МОС. В данной модели под акмеологическим ресурсным центром управления развитием МОС мы будем понимать  структурное подразделение МОС, которое концентрирует акмеологические ресурсы управления развитием МОС  и способы их внедрения в деятельность МОС. При этом акмеологический ресурсный центр управления развитием МОС должен стать базовым, системообразующим компонентом  информационной среды МОС, обеспечивающим взаимодействие всех субъектов МОС. В модели описаны: принципы, цели, задачи и функции (информационно-аналитическая, консультационно-методическая, организационная) и его и направления деятельности. Актуальный уровень распределения акмеологических ресурсов управления развитием МОС может быть выражен по-разному. Уровнями распределения акмеологических ресурсов управления развитием МОС выделены следующие: неоптимальный, нормальный, оптимальный.

Интегрированным критерием распределения акмеологических ресурсов управления развитием МОС выступает критерий оптимальности, который можно выявить через показатели: расширение образовательные возможности субъектов образования – учащихся, педагогов, родителей, руководителей и общественности. Кроме интегрированного критерия выделена система локальных критериев. К акмеологическим детерминантам, обеспечивающим оптимальное распределение акмеологических ресурсов управления развитием МОС, отнесены условия и факторы. К  акмеологическим условиям, обеспечивающим оптимальное распределение акмеологических ресурсов управления развитием МОС, отнесены следующие: социальные, организационные, собственно акмероологические, психологические и педагогические. К акмеологическим факторам, обеспечивающим оптимальное распределение акмеологических ресурсов управления развитием МОС, отнесены: объективный – информационный, объективно-субъективный - самообразовательный и субъективный – мотивационно-личностный.

В модель ресурсного центра входит и акмеологическая технология оптимизации распределения акмеологических ресурсов управления развитием МОС. В эту же технологию входят технологии, методы и приемы, формы и средства, техники, нетрадиционные и инновационные формы работы, система интегрированных занятий с использованием различных видов технологий и методов акмеологии, школа акмеолога и управленца, имитационные и деловые (акмеологические) игры, проектные работы, творческие задания, тренинги и др. Данная технология может быть внедрена только в рамках акмеологического ресурсного центра управления развитием МОС, что позволит оптимизировать внедрение этих ресурсов.

Данная модель акмеологического ресурсного центра управления развитием МОС была эмпирически апробирована при построении ресурсного центра при Управлении образования муниципального образования «Володарский район» Астраханской области под руководством авторов. В результате внедрения была показана эффективность данного центра для развития не только школьников и педагогов, но и всего района в целом.

Литература

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001.- 380с.
  2. Денко Н.А., Лызлова Л.Н. Модель  создания муниципального  ресурсного центра. // Журнал  руководителя  управления  образованием. 2008, №0 (пилотный выпуск) - С. 51-60.
  3. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. СПб.: Политехника, 2002.–198с. 
  4. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь. СПб.: Информационно-издательское агентство «ЛИК», 2003 – 589с.
  5. Краевский В. В. Содержание  образования: вперед к прошлому. М.: Педагогическое общество России, 2001. – 289с.
  6. Кульневич С.В. Управление современной школой: Практическое пособие для руководителей и методистов методических центров и др. Вып.3 : Муниципальные методические службы. - Ростов-н/Д: Учитель, 2003. - 224 с. - (Педагогика нового времени)
  7. Максимова В.Н.  Акмеологический  подход  в  педагогике: СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2008. – 350с.
  8. Маркова А. Н. Психология труда учителя. — М.; Знание, 1993. — 192 с.
  9. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 320с.
  10. Москаленко О.В. Личностно-профессиональное развитие современного человека.// Мир психологии. 2004. № 4. С. 168-178.
  11. Московский В.В. Акмеологические критерии, показатели и уровни формирования профессиональной успешности  преподавателя высшей школы.- М.: Изд-во МААН, 2006. – 45с.
  12. Образование для устойчивого развития // Материалы семинара «Экологическое образование и образование для устойчивого развития» / Под ред. Н. С. Касимова. – М. - Смоленск: Универсум, 2004.
  13. Плетнева О.В., Тулупова О.В. Реструктуризация муниципальной методической службы Нижегородской области: от науки к практике // Методист, 2008, №1, с. 22
  14. Поташник М.М. Развитие школы как инновационный процесс. М.: Просвещение, 1994. – 260с.
  15. Профессиональное образование: опыт научно-педагогической  рефлексии: Сборник научных трудов / Сост. и науч. ред. проф. Р. М. Шерайзиной,   проф.   Т. А. Каплунович.   –  Великий   Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2003.
  16. Райзберг  Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.  Современный экономический словарь. М.: «Инфра-М», 2010. -512с.
  17. Универсальный словарь иностранных слов русского языка. /Гл. ред. С.Н. Дмитриев. – М.: Вече, 2001.- 688с.
  18. Управление современной школой. /Под ред. М.М.Поташника, М.: Педагогика. 1992. – 320с.
  19. Урсул А. Д.  Российское образование для устойчивого развития: первые шаги в будущее» // Alma Mater (Вестник высшей школы России). - 2005. - №8. - С. 3-11.
  20. Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент.  СПб.: Питер, 2006
  21. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х т. Т.З /Пер. с нем. и доп. О.Н.Трубачева. -М.: Прогресс, 1987. - 832 с.