Урок по педагогике: "Педагогическая практика" - 10 класс
Цель урока: ознакомить учащихся с терминами: «педагогика», «педагогическая практика», «педагогическая задача», «педагогическая ситуация»; подчеркнуть важность педагогических знаний для каждого человека в современном обществе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока - план и содержание | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспекты уроков
Раздел 1. Введение. Что такое педагогика?
Урок 1. Педагогическая практика
№ п\п | Структура и содержание урока | Расчет времени |
I. | Вводная часть урока (проверка учащихся по списку, объявление темы, цели урока и учебных вопросов). | 2 мин. |
Тема: Педагогическая практика. | ||
Цель урока: ознакомить учащихся с терминами: «педагогика», «педагогическая практика», «педагогическая задача», «педагогическая ситуация»; подчеркнуть важность педагогических знаний для каждого человека в современном обществе | ||
II. | Основная часть урока: | 38 мин. |
Учебный вопрос № 1 – что такое «педагогика»? | 10 мин. | |
А) «бытовое» значение педагогики | 5 мин. | |
Б) два определения термина «педагогика» | 5 мин. | |
Учебный вопрос № 2. – что такое «педагогическая практика»? | 3 мин. | |
Учебный вопрос № 3. – какие проблемы и задачи называются «педагогическими»? | 15 мин. | |
А) педагогическая проблема; | 5 мин. | |
Б) педагогическая задача; | 5 мин. | |
В) педагогическая ситуация. | 5 мин. | |
III. | Заключительная часть урока. | 10 мин. |
Подведение итогов урока, основные выводы. | 5 мин. | |
Домашнее задание по пройденной теме. | 5 мин. |
Учебный вопрос №1 - Что такое «педагогика»?
Давайте обратимся к термину «педагогика» и уточним значения, которые сегодня придают этому слову. Как вы думаете, ребята, что такое «педагогика»? (ответы учеников фиксируются на доске)
Все мы целенаправленно или неосознанно воспитываем или поучаем кого-нибудь: своих близких, друзей, в крайнем случае, хотя бы самих себя. В жизни можно встретить людей, которые испытывают потребность и имеют привычку постоянно поучать. В этом случае о человеке говорят, что «он любит воспитывать». Подобные люди могут справедливо полагать, что они и есть самые настоящие учителя и воспитатели. Значит, воспитание и образование человека — один из видов человеческой деятельности. Однако всегда ли такой человек отдает себе отчет в сути процесса обучения и он видит результаты по окончании обучения другого? Почему это происходит? Когда эта деятельность становится сознательной? Когда работа по образованию и воспитанию человека превращается в искусство?
«Педагогика» — слово греческого происхождения, буквально оно переводится как «деторождение», «детовождение» или искусство воспитания.
Педагогика — совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.
Педагогика – наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.
Выводы: Таким образом, какое же значение вкладывают в термин «Педагогика»?
1. Во-первых, выделяют «бытовое» значение педагогики. Каждый человек на протяжении жизни выступает в роли «педагога». То есть обучает и воспитывает своих детей, членов семьи, сотрудников по работе.
2. Во-вторых, подчеркивают практическое значение педагогики. Педагогику рассматривают как одну из сфер человеческой деятельности, связанную с передачей жизненного опыта от старшего поколения к младшему.
3. В-третьих, педагогика понимается как наука и, одновременно, как отрасль человековедения. Педагогические учения, теории, модели, прогнозы и рекомендации строятся только на фундаменте целостного и системного знания о развивающимся человеке; оно «добывается» психологией, философией, историей, социологией и другими науками о человеке.
4. В-четвертых, педагогика представляет собой учебную дисциплину, включающую в себя теоретический и практический аспекты обучения и воспитания.
Учебный вопрос №2 - Что такое «педагогическая практика»?
Практика в широком смысле понимается как деятельность людей, обеспечивающая развитие общества. Выделяют профессиональную и непрофессиональную педагогическую деятельность. Педагогику следует рассматривать как особую сферу деятельности по воспитанию и обучению человека.
Непрофессиональная деятельность характеризуется тем, что человек не осознает педагогическую проблему или задачу. В конкретной ситуации он действует интуитивно и не может объяснить, почему поступает следующим образом, чего хочет достичь, поучая или воспитывая другого.
Учебный вопрос №3 - Какие проблемы и задачи называют педагогическими?
Педагогическая проблема — это объективно возникающий в педагогической теории и практике вопрос или комплекс вопросов относительно процессов обучения и воспитания человека.
В жизни встречаются различные педагогические проблемы — формирование гуманного и гармонично развитого человека, выработка эффективных приемов адаптации к изменяющимся жизненным условиям, подготовка школьника, стремящегося к новым знаниям.
Например, ребенок плохо учится, грубит. Педагог должен изменить его отношение к учебе и сделать так, чтобы ребенок не грубил учителю, родителям, товарищам.
Ребенок попал под влияние «дурной» компании. Кто и как поможет ему избавиться от этого влияния?
Такие педагогические проблемы, ситуации и задачи встречаются в жизни постоянно.
Педагогическую деятельность определяют как решение педагогических задач.
Педагогическая задача возникает всегда, когда нужно подготовить переход человека от состояния «незнания» к состоянию «знания», от «непонимания» к «пониманию», от «неумения» к «умению», от беспомощности к самостоятельности.
То есть педагогическая задача — это результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике. У человека как субъекта и объекта взаимодействия с педагогом в процессе решения педагогической задачи в результате должно появиться новообразование в форме знания, умения или качества личности.
Поскольку каждый человек неповторим, постольку решение педагогической задачи сложно и неоднозначно. Поэтому существуют различные способы перевода человека от одного состояния к другому.
Все педагогические задачи делятся на два больших класса — задачи по обучению и задачи по воспитанию человека. Каждый из основных классов подразделяется на группы задач.
Например, задачи обучения — это изложение материала о млекопитающих, проверка на знание таблицы умножения, использование различных способов пересказа книги, отработка навыка работы с компьютером в программе Internet.
Задачи воспитания способны пробудить у человека веру в успех, в положительную сторону изменить его отношение к коллективу, стимулировать ответственные поступки, выработать творческое отношение к учебно-познавательной и трудовой деятельности.
Педагогическая ситуация определяет комплекс условий, при которых решается педагогическая задача. Эти условия могут, как способствовать, так и препятствовать успешному решению задачи.
Приведем примеры педагогических ситуаций.
Пример 1. Идет урок в 10 классе. У Виктора Петровича, учителя математики, хорошее настроение. Весь класс выполнил домашнее задание на «хорошо» и «отлично». Неожиданно учитель обнаружил, что задание было списано со шпаргалки. Что пережил учитель в этот момент — чувство отвращения или досаду, гнев или обиду, или был оскорблен?
Он изменился в лице, сел за учительский стол и...
Как поступил Виктор Петрович?
Пример 2. В кабинет директора вошел расстроенный учитель физкультуры.
— Что делать с Валерием?
— А что случилось?
— Перестал посещать уроки физкультуры, дважды не явился на тренировку школьной баскетбольной команды, а через неделю — городские соревнования. Я ему при встрече задаю вопрос: «Разве тебе не дорога честь школы?» — А он мне в ответ: «Я выступаю за честь общества!»
Что предложил директор? Как отреагировал педагогический коллектив школы на поведение старшеклассника?
Пример 3. В гимназии неожиданно узнали, что на квартире у Татьяны Р. часто собирается компания юношей и девушек: выпивают, играют в карты, курят, остаются на ночь. Родители Татьяны в длительной командировке, а бабушка больна и не может приезжать к внучке.
Что могут предпринять педагоги в данной ситуации?
Выделяют профессиональное и непрофессиональное решение педагогической проблемы или задачи.
Профессиональное решение педагогической задачи характеризуется тем, что при анализе ситуации педагог сознательно опирается на определенную систему правил и требований. Он целенаправленно выбирает из «арсенала» педагогической науки и практики эффективные средства для решения данной задачи применительно к конкретным условиям. Одновременно педагог планирует порядок своих действий и поступков. В завершение проделанной работы он с позиции психологической науки анализирует данные о происшедших с человеком изменениях.
Для профессионального решения педагогических задач надо специально готовиться, овладевая особенностями работы в области образования и воспитания человека. Профессиональный опыт и мастерство обретаются в ходе решения педагогических задач. Для педагога-профессионала значимы следующие вопросы — как провести проблемный урок, как разработать новую или совершенствовать известную образовательную программу, как сочетать групповую, коллективную и индивидуальную работу учащихся на уроке, как обеспечить в ходе занятия развитие творческих способностей, как стимулировать интерес к учебному предмету.
Виды педагогической деятельности подразделяются в зависимости от типа педагогической задачи:
1) практическая деятельность по обучению и воспитанию человека;
2) методическая деятельность специалиста по изложению материалов педагогической науки педагогическим работникам различных учреждений (связана с методикой учебного предмета или с методикой проведения воспитательной работы в школе);
3) управленческая деятельность руководителей образовательной системы;
4) научно-педагогическая деятельность (научно-исследовательская).
Выводы:
- Функция обучения, а в повседневной жизни скорее воспитания, присуща каждому человеку независимо от образования и профессии. Воспитание — это миссия для родителей и для каждого гражданина в отношении молодого поколения.
- Следовательно, каждый человек обязан владеть основами педагогической культуры как составляющей общей культуры.
- Условно выделяют непрофессиональную деятельность обучения и воспитания человека в отдельных жизненных ситуациях и обстоятельствах и профессиональную деятельность педагога как специалиста в сфере образования.
- В общем, педагогическую деятельность понимают как решение педагогических задач двух классов — по обучению и по воспитанию человека. Педагогическая деятельность есть управление деятельностью другого человека, обеспечивающее его развитие. Педагогическая деятельность осуществляется в процессе педагогического общения.
- На практике педагогическая деятельность осуществляется в конкретной ситуации. Ситуации, в которых решаются педагогические задачи, называют педагогическими.
ДЗ:
- Выучить определения «педагогики» и др., данные в этом уроке.
- К одной и педагогических ситуаций (на выбор) написать формулировку педагогической проблемы и педагогической задачи. (ДЗ письменное №1)